N 436-IV «Хозяйственный кодекс Украины» Часть 1-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

ГлавнаяЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОКодексыХозяйственный кодекс

Перевод          Оригинал

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ

С изменениями и дополнениями, внесенными
Законами Украины
от 4 февраля 2005 года N 2424-ІV, ОВУ, 2005 г., N 8, ст. 432,
от 3 марта 2005 года N 2452-ІV, ОВУ, 2005 г., N 13, ст. 652,
от 3 марта 2005 года N 2454-ІV, ОВУ, 2005 г., N 13, ст. 654,
от 25 марта 2005 года N 2505-ІV, ОВУ, 2005 г., N 13, ст. 662,
от 16 июня 2005 года N 2664-ІV, ОВУ, 2005 г., N 29, ст. 1689,
от 16 июня 2005 года N 2668-ІV, ОВУ, 2005 г., N 27, ст. 1537,
от 23 июня 2005 года N 2705-ІV, ОВУ, 2005 г., N 29, ст. 1691,
от 6 июля 2005 года N 2738-ІV, ОВУ, 2005 г., N 30, ст. 1773,
от 1 декабря 2005 года N 3164-ІV, ОВУ, 2005 г., N 52, ст. 3246,
от 15 декабря 2005 года N 3201-ІV, ОВУ, 2006 г., N 1, ст. 6,
от 15 декабря 2005 года N 3202-ІV, ОВУ, 2005 г., N 52, ст. 3249,
от 15 декабря 2005 года N 3205-ІV, ОВУ, 2006 г., N 10, ст. 597,
от 23 февраля 2006 года N 3480-ІV, ОВУ, 2006 г., N 13, ст. 857,
от 15 марта 2006 года N 3528-ІV, ОВУ, 2006 г., N 15, ст. 1065,
от 15 марта 2006 года N 3541-ІV, ОВУ, 2006 г., N 15, ст. 1066,
от 14 сентября 2006 года N 133-V, ОВУ, 2006 г., N 40, ст. 2656,
от 16 ноября 2006 года N 358-V, ОВУ, 2006 г., N 49, ст. 3241,
от 1 декабря 2006 года N 424-V, ОВУ, 2007 г., N 1, ст. 1,
от 15 декабря 2006 года N 483-V, ОВУ, 2007 г., N 52, ст. 3476,
от 9 января 2007 года N 549-V, ОВУ, 2007 г., N 8, ст. 276,
от 17 сентября 2008 года N 514-VІ, ОВУ, 2008 г., N 81, ст. 2727,
от 18 сентября 2008 года N 523-VІ, ОВУ, 2008 г., N 76, ст. 2547,
от 31 октября 2008 года N 639-VІ, ОВУ, 2008 г., N 84, ст. 2809
(изменения, внесенные Законом Украины от 31 октября 2008 года N 639-VІ,
действовали до 1 января 2011 года),
от 25 декабря 2008 года N 800-VІ, ОВУ, 2009 г., N 1, ст. 10,
от 5 марта 2009 года N 1070-VІ, ОВУ, 2009 г., N 24, ст. 778,
от 11 июня 2009 года N 1509-VІ, ОВУ, 2009 г., N 51, ст. 1725,
от 24 июля 2009 года N 1617-VІ, ОВУ, 2009 г., N 59, ст. 2065,
от 21 января 2010 года N 1837-VІ, ОВУ, 2010 г., N 9, ст. 425,
от 11 февраля 2010 года N 1873-VІ, ОВУ, 2010 г., N 13, ст. 600,
от 1 июня 2010 года N 2289-VІ, ОВУ, 2010 г., N 49, ст. 1603
(изменения, внесенные Законом Украины от 1 июня 2010 года N 2289-VІ,
вводятся в действие с 31 июля 2010 года),
от 6 июля 2010 года N 2435-VІ, ОВУ, 2010 г., N 57, ст. 1940,
от 8 июля 2010 года N 2457-VІ, ОВУ, 2010 г., N 59, ст. 2048,
от 9 сентября 2010 года N 2510-VІ, ОВУ, 2010 г., N 77, ст. 2718,
от 9 сентября 2010 года N 2522-VІ, ОВУ, 2010 г., N 76, ст. 2689,
от 7 октября 2010 года N 2592-VІ, ОВУ, 2010 г., N 79, ст. 2793,
(изменения, внесенные Законом Украины от 7 октября 2010 года N 2592-VІ, утратили силу
в связи с утратой силы Законом Украины от 7 октября 2010 года N 2592-VІ
согласно Закону Украины от 23 февраля 2014 года N 763-VІІ),
от 2 декабря 2010 года N 2756-VІ, ОВУ, 2010 г., N 92, ст. 3249,
от 22 декабря 2010 года N 2850-VІ, ОВУ, 2011 г., N 3, ст. 165,
от 21 апреля 2011 года N 3262-VІ, ОВУ, 2011 г., N 39, ст. 1577,
от 21 апреля 2011 года N 3263-VІ, ОВУ, 2011 г., N 39, ст. 1578,
от 21 апреля 2011 года N 3269-VІ, ОВУ, 2011 г., N 39, ст. 1582,
от 12 мая 2011 года N 3322-VІ, ОВУ, 2011 г., N 45, ст. 1821,
от 19 мая 2011 года N 3384-VІ, ОВУ, 2011 г., N 46, ст. 1880,
от 16 июня 2011 года N 3531-VІ, ОВУ, 2011 г., N 53, ст. 2091,
от 5 июля 2011 года N 3569-VІ, ОВУ, 2011 г., N 59, ст. 2340,
от 7 июля 2011 года N 3610-VІ, ОВУ, 2011 г., N 60, ст. 2404,
от 8 июля 2011 года N 3686-VІ, ОВУ, 2011 г., N 60, ст. 2408,
от 8 сентября 2011 года N 3713-VІ, ОВУ, 2011 г., N 77, ст. 2839,
от 22 декабря 2011 года N 4212-VІ, ОВУ, 2012 г., N 5, ст. 164,
от 22 декабря 2011 года N 4220-VІ, ОВУ, 2012 г., N 5, ст. 165,
от 13 марта 2012 года N 4498-VІ, ОВУ, 2012 г., N 28, ст. 1033,
от 22 марта 2012 года N 4618-VІ, ОВУ, 2012 г., N 30, ст. 1101,
от 24 мая 2012 года N 4835-VІ, ОВУ, 2012 г., N 47, ст. 1824,
от 21 июня 2012 года N 5007-VІ, ОВУ, 2012 г., N 58, ст. 2309,
от 4 июля 2012 года N 5042-VІ, ОВУ, 2012 г., N 60, ст. 2408,
от 4 июля 2012 года N 5044-VІ, ОВУ, 2012 г., N 60, ст. 2409,
от 5 июля 2012 года N 5060-VІ, ОВУ, 2012 г., N 58, ст. 2315,
от 5 июля 2012 года N 5063-VІ, ОВУ, 2012 г., N 63, ст. 2563,
от 5 июля 2012 года N 5073-VІ, ОВУ, 2013 г., N 9, ст. 325,
от 5 июля 2012 года N 5080-VІ, ОВУ, 2012 г., N 63, ст. 2569,
от 6 июля 2012 года N 5178-VІ, ОВУ, 2012 г., N 76, ст. 3066,
от 6 сентября 2012 года N 5203-VІ, ОВУ, 2012 г., N 76, ст. 3067,
от 6 сентября 2012 года N 5204-VІ, ОВУ, 2012 г., N 76, ст. 3068,
от 6 сентября 2012 года N 5213-VІ, ОВУ, 2012 г., N 83, ст. 3335,
от 2 октября 2012 года N 5405-VІ, ОВУ, 2012 г., N 85, ст. 3429,
от 16 октября 2012 года N 5463-VІ, ОВУ, 2012 г., N 93, ст. 3767,
от 6 ноября 2012 года N 5480-VІ, ОВУ, 2012 г., N 89, ст. 3596,
от 16 мая 2013 года N 245-VІІ, ОВУ, 2013 г., N 44, ст. 1570,
от 4 июля 2013 года N 399-VІІ, ОВУ, 2013 г., N 57, ст. 2056,
от 4 июля 2013 года N 406-VІІ, ОВУ, 2013 г., N 60, ст. 2136,
от 10 октября 2013 года N 642-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 3, ст. 44,
от 24 октября 2013 года N 663-VІІ, ОВУ, 2013 г., N 95, ст. 3521,
от 10 апреля 2014 года N 1197-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 34, ст. 900,
от 15 апреля 2014 года N 1206-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 34/1, ст. 927,
от 13 мая 2014 года N 1255-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 45, ст. 1180,
от 13 мая 2014 года N 1258-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 45, ст. 1181,
от 5 июня 2014 года N 1315-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 54, ст. 1440
(изменения, внесенные абзацами первым - двенадцатым подпункта 1 пункта 5 раздела VІ
Закона Украины от 5 июня 2014 года N 1315-VІІ, вступают в силу с 3 января 2015 года),
от 17 июня 2014 года N 1508-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 60, ст. 1638,
от 1 июля 2014 года N 1555-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 62, ст. 1704,
от 22 июля 2014 года N 1602-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 75, ст. 2122,
от 14 октября 2014 года N 1700-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 87, ст. 2474
(изменения, внесенные Законом Украины от 14 октября 2014 года N 1700-VІІ,
вводятся в действие с 26 апреля 2015 года),
от 14 октября 2014 года N 1701-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 87, ст. 2475,
от 14 октября 2014 года N 1702-VІІ, ОВУ, 2014 г., N 90, ст. 2576,
от 12 февраля 2015 года N 191-VІІІ, ОВУ, 2015 г., N 25, ст. 721,
от 12 февраля 2015 года N 198-VІІІ, ОВУ, 2015 г., N 18, ст. 481,
от 2 марта 2015 года N 222-VІІІ, ОВУ, 2015 г., N 25, ст. 722,
от 7 апреля 2015 года N 289-VІІІ, ОВУ, 2015 г., N 37, ст. 1110,
от 9 апреля 2015 года N 310-VІІІ, ОВУ, 2015 г., N 34, ст. 999,
от 16 июля 2015 года N 629-VІІІ, ОВУ, 2015 г., N 64, ст. 2106,
от 25 декабря 2015 года N 922-VІІІ, ОВУ, 2016 г., N 15, ст. 582,
от 31 мая 2016 года N 1390-VІІІ, ОВУ, 2016 г., N 50, ст. 1774,
от 2 июня 2016 года N 1405-VІІІ, ОВУ, 2016 г., N 50, ст. 1775,
от 22 сентября 2016 года N 1540-VІІІ, ОВУ, 2016 г., N 94, ст. 3068,
от 6 октября 2016 года N 1670-VІІІ, ОВУ, 2016 г., N 89, ст. 2909,
от 23 марта 2017 года N 1982-VІІІ, ОВУ, 2017 г., N 34, ст. 1091,
от 6 апреля 2017 года N 2002-VІІІ, ОВУ, 2017 г., N 38, ст. 1183
(изменения, внесенные Законом Украины от 6 апреля 2017 года N 2002-VІІІ,
вводятся в действие с 6 ноября 2017 года),
 от 13 апреля 2017 года N 2019-VІІІ, ОВУ, 2017 г., N 49, ст. 1506

(В тексте Кодекса слова "уставный фонд" во всех падежах и числах заменены словами "уставный капитал" в соответствующем падеже и числе согласно Закону Украины от 22 декабря 2010 года N 2850-VІ)

(В тексте Кодекса слова "народное хозяйство" во всех падежах заменены словом "экономика" в соответствующем падеже согласно Закону Украины от 13 марта 2012 года N 4498-VІ)

(В тексте Кодекса слова "орган государственной налоговой службы", "налоговый орган" и "государственный налоговый орган" во всех падежах и числах заменены словами "орган доходов и сборов" в соответствующем падеже и числе согласно Закону Украины от 4 июля 2013 года N 406-VІІ)

(В тексте Кодекса слова "государственный стандарт" во всех падежах и числах заменены словами "национальный стандарт" в соответствующем падеже и числе согласно Закону Украины от 22 июля 2014 года N 1602-VІІ)

Хозяйственный кодекс Украины устанавливает в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности (ведения хозяйствования), которые базируются на разнообразии субъектов хозяйствования разных форм собственности.

Хозяйственный кодекс Украины имеет целью обеспечить рост деловой активности субъектов хозяйствования, развитие предпринимательства и на этой основе повышения эффективности общественного производства, его социальную направленность в соответствии с требованиями Конституции Украины, утвердить общественный хозяйственный порядок в экономической системе Украины, способствовать гармонизации его с другими экономическими системами.

Раздел I

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регуляции

1. Данный Кодекс определяет основные принципы хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения,  возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Статья 2. Участники отношений в сфере хозяйствования

1. Участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Статья 3. Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения

1. Под хозяйственной деятельностью в данном Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность.

2. Хозяйственная деятельность, которая осуществляется для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли, является предпринимательством, а субъекты предпринимательства - предпринимателями. Хозяйственная деятельность может осуществляться и без цели получения прибыли (некоммерческая хозяйственная деятельность).

3. Деятельность нехозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, которая осуществляется при участии или без участия субъектов хозяйствования, является хозяйственным обеспечением деятельности нехозяйствующих субъектов.

4. Сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

5. Хозяйственно-производственными являются имущественные и другие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности.

6. Под организационно-хозяйственными отношениями в данном Кодексе понимаются отношения, которые складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

7. Внутрихозяйственными являются отношения, складывающиеся между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями.

Статья 4. Разграничение отношений в сфере хозяйствования с другими видами отношений

1. Не являются предметом регуляции данного Кодекса:

имущественные и личные неимущественные отношения, которые регулируются Гражданским кодексом Украины;

земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения относительно использования и охраны растительного и животного мира, территорий и объектов природного заповедного фонда, атмосферного воздуха;

трудовые отношения;

финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней;

административные и другие отношения управления при участии субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий относительно субъекта хозяйствования;

отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе выполнения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

(часть первая статьи 4 дополнена абзацем седьмым
согласно Закону Украины от 14.10.2014 г. N 1702-VII)

2. Особенности регуляции имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются данным Кодексом.

3. К хозяйственным отношениям, возникающим из торгового мореходства и не урегулированным Кодексом торгового мореходства Украины, применяются правила данного Кодекса.

Статья 5. Конституционные основы правопорядка в сфере хозяйствования

1. Правовой хозяйственный порядок в Украине формируется на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования, экономических отношений субъектов хозяйствования и государственной регуляции макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определения Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства.

2. Конституционные основы правового хозяйственного порядка в Украине составляют: право собственности Украинского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, осуществляемые от имени Украинского народа органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины; право каждого гражданина пользоваться природными объектами правом собственности народа в соответствии с Законом; обеспечение государством защиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальной направленности экономики, недопущение использования собственности во вред человеку и обществу; право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной творческой деятельности; признание всех субъектов права собственности равными перед Законом, незыблемости права частной собственности, недопущение противоправного лишения собственности; экономическое многообразие, право каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную Законом, определение исключительно Законом правовых принципов и гарантий предпринимательства; обеспечение государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности, недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции, определение правил конкуренции и норм антимонопольной регуляции исключительно Законом; обеспечение государством экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины; обеспечение государством надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, защита прав потребителей; взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; признание и действие в Украине принципа верховенства права.

3. Субъекты хозяйствования и другие участники отношений в сфере хозяйствования осуществляют свою деятельность в пределах установленного правового хозяйственного порядка, соблюдая требования законодательства.

Статья 6. Общие принципы хозяйствования

1. Общими принципами хозяйствования в Украине являются:

обеспечение экономического многообразия и равной защиты государством всех субъектов хозяйствования;

свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных Законом;

свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины;

ограничение государственной регуляции экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства;

защита национального товаропроизводителя;

запрещение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

Статья 7. Нормативно правовая регуляция хозяйственной деятельности

1. Отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины, данным Кодексом, Законами Украины, нормативно правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.

Глава 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Статья 8. Участие государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности

1. Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.

2. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по финансовым вопросам, которые возникают в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней, а также по административным и другим отношениям управления, кроме организационно-хозяйственных, в которых орган государственной власти или орган местного самоуправления является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, принимаются от имени этого органа и в пределах его властных полномочий.

3. Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления реализуется от имени соответствующего государственного или коммунального учреждения. Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться лишь на основании, в пределах полномочий и способом, определенным Конституцией и Законами Украины.

Статья 9. Формы реализации государством экономической политики

1. В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом.

2. Экономическая стратегия - избранный государством курс экономической политики, рассчитанный на длительную перспективу и направленный на решение крупномасштабных экономических и социальных заданий, заданий культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение ее экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния. Экономическая стратегия включает определение приоритетных целей экономики, средств и способов их реализации, исходя из содержания объективных процессов и тенденций, которые имеют место в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствования.

3. Экономическая тактика - совокупность ближайших целей, заданий, средств и способов их достижения для реализации стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, которые складываются в текущем периоде развития экономики.

4. Правовое закрепление экономической политики осуществляется путем определения принципов внутренней и внешней политики, в прогнозах и программах экономического и социального развития Украины и отдельных ее регионов, программах деятельности Кабинета Министров Украины, целевых программах экономического, научно-технического и социального развития, а также соответствующих законодательных актах.

Статья 10. Основные направления экономической политики государства

1. Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, являются:

структурно отраслевая политика, направленная на осуществление государством прогрессивных изменений в структуре экономики, усовершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулирование развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и роста уровня жизни населения. Составляющими этой политики являются промышленная, аграрная, строительная и другие области экономической политики, относительно которых государство осуществляет относительно самостоятельный комплекс мер стимулирующего влияния;

инвестиционная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования необходимых условий для привлечения и концентрации средств на потребности расширенного воссоздания основных средств производства преимущественно в отраслях, развитие которых определены как приоритеты структурно-отраслевой политики, а также обеспечение эффективного и ответственного использования этих средств и осуществления контроля за ними;

амортизационная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования наиболее благоприятных и равноценных условий обеспечения процесса простого воссоздания основных производственных и непроизводственных фондов преимущественно на качественно новой технико-технологической основе;

политика институционных преобразований, направленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформации отношений собственности, осуществление разгосударствления экономики приватизации и национализации производственных фондов, обеспечение на собственной основе развития разных форм собственности и хозяйствования, эквивалентности отношений обмена между субъектами хозяйствования, государственной поддержки и защиты всех форм эффективного хозяйствования и ликвидации любых противозаконных экономических структур;

ценовая политика, направленная на регуляцию государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдения необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечения стабильности оптовых и розничных цен;

антимонопольно-конкурентная политика, направленная на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, в первую очередь в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции, услуг, содействие росту эффективной социально ориентированной экономики;

бюджетная политика, направленная на оптимизацию и рационализацию формирования доходов и использование государственных финансовых ресурсов, повышение эффективности государственных инвестиций в экономику, согласование общегосударственных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений, регуляцию государственного долга и обеспечение социальной справедливости при перераспределении национального дохода;

налоговая политика, направленная на обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования, стимулирование общественно необходимой экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также соблюдение принципа социальной справедливости и конституционных гарантий прав граждан при налогообложении их доходов;

денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение экономики экономически необходимым объемом денежной массы, достижение эффективного наличного обращения, привлечение средств субъектов хозяйствования и населения в банковскую систему, стимулирование использования кредитных ресурсов на потребности функционирования и развития экономики;

валютная политика, направленная на установление и поддержание паритетного курса национальной валюты относительно иностранных валют, стимулирование роста государственных валютных резервов и их эффективное использование;

внешнеэкономическая политика, направленная на регуляцию государством отношений субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования и защиту национального рынка и отечественного товаропроизводителя.

2. Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воссоздание природных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности населения.

3. В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

Статья 11. Прогнозирование и планирование экономического и социального развития

1. Осуществление государством экономической стратегии и тактики в сфере хозяйствования направляется на создание экономических, организационных и правовых условий, при которых субъекты хозяйствования учитывают в своей деятельности показатели прогнозных и программных документов экономического и социального развития.

2. Законом определяются принципы государственного прогнозирования и разрабатывания программ экономического и социального развития Украины, система прогнозных и программных документов, требования к их содержанию, а также общий порядок разработки, утверждения и исполнения прогнозных и программных документов экономического и социального развития, полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в этих вопросах.

3. Основными формами государственного планирования хозяйственной деятельности является Государственная программа экономического и социального развития Украины, Государственный бюджет Украины, а также другие государственные программы по вопросам экономического и социального развития, порядок разработки, задания и реализация которых определяются Законом о государственных программах.

4. Органы власти Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Украины разрабатывают и утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и осуществляют планирование экономического и социального развития этих единиц.

5. Субъектам хозяйствования, не учитывающим общественные интересы, отображенные в программных документах экономического и социального развития, не могут предоставляться предусмотренные Законом льготы и преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности.

Статья 12. Средства государственной регуляции хозяйственной деятельности

1. Государство для реализации экономической политики, исполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регуляции хозяйственной деятельности.

2. Основными средствами регулирующего влияния государства на деятельность субъектов хозяйствования являются:

государственный заказ;

(Абзац второй части второй статьи 12 с изменениями, внесенными
согласно Закону Украины от 15.12.2005 г. N 3205-IV)

лицензирование, патентование и квотирование;

техническое регулирование;

(абзац четвертый части второй статьи 12
 в редакции Закона Украины от 05.06.2014 г. N 1315-VII)

применение нормативов и лимитов;

регуляция цен и тарифов;

предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

3. Условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственной регуляции хозяйственной деятельности определяются данным Кодексом, другими законодательными актами, а также программами экономического и социального развития. Установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с данным Кодексом и другими Законами.

4. Ограничение относительно осуществления предпринимательской деятельности, а также перечень видов деятельности, в которых запрещается предпринимательство, устанавливаются Конституцией Украины и Законами.

Статья 13. Государственный заказ

(Название статьи 13 с изменениями, внесенными согласно
Закону Украины от 15.12.2005 г. N 3205-IV)

1. Государственный заказ является средством государственной регуляции экономики путем формирования на договорной (контрактной) основе состава и объемов продукции (работ, услуг), необходимой для приоритетных государственных потребностей, размещения государственных контрактов на поставку (закупку) этой продукции (выполнение работ, предоставление услуг) среди субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности.

2. Государственный контракт - это договор, заключенный государственным заказчиком от имени государства с субъектом хозяйствования - исполнителем государственного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются их хозяйственные отношения.

3. Поставки продукции для приоритетных государственных потребностей обеспечиваются за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников финансирования, которые привлекаются для этого, в порядке, определенном Законом.

Абзац второй исключен.

(абзац второй части третьей статьи 13 исключен на основании
 Закона Украины от 25.12.2015 г. N 922-VIII)

4. Часть четвертая исключена

(Часть четвертая статьи 13 исключена согласно
Закону Украины от 15.12.2005 г. N 3205-IV)

5. Принципы и общий порядок формирования государственного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, предоставление услуг для удовлетворения приоритетных государственных потребностей определяются Законом.

6. Особенности отношений, которые возникают в связи с поставками (закупкой) для приоритетных государственных потребностей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, вооружения и военной техники, а также других специально определенных (специфических) товаров, регулируются в соответствии с Законом.

(С изменениями и дополнениями, внесенными согласно
Законам Украины от 15.12.2005 г. N 3205-IV,
от 01.06.2010 г. N 2289-VI)

Статья 14. Лицензирование, патентование и квотирование в хозяйственной деятельности

1. Лицензирование, патентование определенных видов хозяйственной деятельности и квотирование являются средствами государственной регуляции в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей.

2. Правовые принципы лицензирования, патентования определенных видов хозяйственной деятельности и квотирования определяются исходя из конституционного права каждого на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной Законом, а также принципов хозяйствования, установленных в статье 6 данного Кодекса.

3. Отношения, связанные с лицензированием видов хозяйственной деятельности, регулируются Законом.

(часть третья статьи 14 в редакции
 Закона Украины от 02.03.2015 г. N 222-VIII)

4. В сферах, связанных с торговлей за денежные средства (наличность, чеки, а равно с использованием других форм расчетов и платежных карточек на территории Украины), обменом наличных валютных ценностей (в том числе операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с платежными карточками), в сфере игрального бизнеса и бытовых услуг, других сферах, определенных Законом, может осуществляться патентование предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования.

Торговый патент - это государственное свидетельство, которое удостоверяет право субъекта хозяйствования заниматься определенными видами предпринимательской деятельности на протяжении установленного срока. Специальный торговый патент - это государственное свидетельство, которое удостоверяет право субъекта хозяйствования на особый порядок налогообложения в соответствии с Законом. Порядок патентования определенных видов предпринимательской деятельности устанавливается Законом.

5. В необходимых случаях государство применяет квотирование, устанавливая предельный объем (квоты) производства или оборота определенных товаров и услуг. Порядок квотирования производства и/или обращения (включая экспорт и импорт), а также распределения квот устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с Законом.

Статья 15. Техническая регуляция в сфере хозяйствования

1. В сфере хозяйствования применяются технические регламенты, стандарты, кодексы устоявшейся практики и технические условия.

(часть первая статьи 15 в редакции Закона
Украины от 05.06.2014 г. N 1315-VII)

2. Применение стандартов, кодексов устоявшейся практики или их отдельных положений является обязательным для:

(абзац первый части второй статьи 15 с изменениями,
внесенными согласно Закону Украины от 05.06.2014 г. N 1315-VII)

субъектов хозяйствования, если обязательность применения стандартов или кодексов устоявшейся практики установлено нормативно-правовыми актами;

(абзац второй части второй статьи 15 в редакции
Закона Украины от 05.06.2014 г. N 1315-VII)

участников соглашения (контракта) относительно разработки, изготовления или поставки продукции, если в ней (ему) есть ссылка на определенные стандарты или кодексы устоявшейся практики;

(абзац третий части второй статьи 15 с изменениями,
 внесенными согласно Закону Украины от 05.06.2014 г. N 1315-VII)

производителя или поставщика продукции, если он составил декларацию о соответствии продукции определенным стандартам или применил обозначение этих стандартов в ее маркировке.

3. В случае изготовления продукции на экспорт, если соглашением (контрактом) определены другие требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, разрешается применение положений соглашения (контракта), если они не противоречат законодательству Украины в части требований к процессу изготовления продукции, ее хранения и транспортировки на территории Украины.

(В редакции Закона
Украины от 01.12.2005 г. N 3164-IV)

Статья 16. Дотации и другие средства государственной поддержки субъектов хозяйствования

1. Государство может предоставлять дотации субъектам хозяйствования: на поддержку производства жизненно важных продуктов питания, на производство жизненно важных лекарственных препаратов и средств реабилитации инвалидов, на импортные закупки отдельных товаров, услуги транспорта, которые обеспечивают социально важные перевозки, а также субъектам хозяйствования, которые оказались в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капитальных вложений на уровне, необходимом для поддержания их деятельности, на цели технического развития, которые дают значительный экономический эффект, а также в других случаях, предусмотренных Законом.

2. Государство может осуществлять компенсации или доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за сельскохозяйственную продукцию, которая реализуется ими государству.

3. Основания и порядок применения средств государственной поддержки субъектов хозяйствования определяются Законом.

Статья 17. Налоги в механизме государственной регуляции хозяйственной деятельности

1. Система налогообложения в Украине - налоги и сборы устанавливаются исключительно Законами Украины. Система налогообложения строится по принципам экономической целесообразности, социальной справедливости, сочетания интересов общества, государства, территориальных обществ, субъектов хозяйствования и граждан.

2. С целью решения важнейших экономических и социальных заданий государства Законы, которыми регулируется налогообложение субъектов хозяйствования, должны предусматривать:

оптимальное сочетание фискальной и стимулирующей функций налогообложения;

стабильность (неизменность) в течение нескольких лет общих правил налогообложения;

устранение двойного налогообложения;

согласованность с налоговыми системами других стран.

3. Ставки налогов имеют нормативный характер и не могут устанавливаться индивидуально для отдельного субъекта хозяйствования.

4. Система налогообложения в Украине должна предусматривать предельные размеры налогов и сборов, которые могут взиматься с субъектов хозяйствования. При этом налоги и другие обязательные платежи, которые в соответствии с Законом включаются в цены товаров (работ, услуг) или относятся на их себестоимость, уплачиваются субъектами хозяйствования независимо от результатов их хозяйственной деятельности.

Статья 18. Ограничение монополизма и содействие состязательности в сфере хозяйствования

1. Государство осуществляет антимонопольно-конкурентную политику и способствует развитию состязательности в сфере хозяйствования на основе общегосударственных программ, которые утверждаются Верховной Радой Украины по предоставлению Кабинета Министров Украины.

2. Государственная политика в сфере экономической конкуренции, ограничение монополизма в хозяйственной деятельности и защита субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

3. Органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается принимать акты и совершать действия, которые устраняют конкуренцию или необоснованно способствуют отдельным конкурентам в предпринимательской деятельности, внедряют ограничения на рынке, не предусмотренные законодательством. Законом могут быть установлены исключения из этого правила с целью обеспечения национальной безопасности, обороны или других общеобщественных интересов.

4. Правила конкуренции и нормы антимонопольной регуляции определяются данным Кодексом и другими Законами.

Статья 19. Государственный контроль и надзор за хозяйственной деятельностью

1. Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству.

2. Субъекты хозяйствования подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Кодексом и Законом.

3. Государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в таких сферах:

хранения и расходования средств и материальных ценностей субъектами хозяйственных отношений - за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности;

финансовых, кредитных отношений, валютной регуляции и налоговых отношений - за соблюдением субъектами хозяйствования кредитных обязательств перед государством и расчетной дисциплины, соблюдением требований валютного законодательства, налоговой дисциплины;

цен и ценообразования - по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги;

монополизма и конкуренции - по вопросам соблюдения антимонопольного и конкурентного законодательства;

земельных отношений - за использованием и охраной земель; водных отношений и лесного хозяйства - за использованием и охраной вод и лесов, воссозданием водных ресурсов и лесов;

производства и труда - за безопасностью производства и труда, соблюдением законодательства о труде; за пожарной, экологической, санитарно-гигиенической безопасностью; за соблюдением норм и правил, которыми установлены обязательные требования относительно условий осуществления хозяйственной деятельности;

(абзац седьмой части третьей статьи 19 с изменениями,
 внесенными согласно Закону Украины от 05.06.2014 г. N 1315-VII)

потребления - по качеству и безопасности продукции и услуг;

внешнеэкономической деятельности - по вопросам технологической, экономической, экологической и социальной безопасности.

4. Органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль и государственный надзор за хозяйственной деятельностью, их статус, общие условия и порядок осуществления контроля и надзора определяются Законами.

5. Незаконное вмешательство и препятствие хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются.

6. Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять инспекцию и проверки деятельности субъектов хозяйствования беспристрастно, объективно и оперативно, придерживаясь требований законодательства, уважая права и законные интересы субъектов хозяйствования.

7. Субъект хозяйствования имеет право на получение информации о результатах инспекций и проверок его деятельности не позднее чем через тридцать дней после их окончания, если другое не предусмотрено Законом. Действия и решения государственных органов контроля и надзора, а также их должностных лиц, которые проводили инспекцию и проверку, могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в установленном законодательством порядке.

8. Все субъекты хозяйствования, отдельные подразделения юридических лиц, выделенные на отдельный баланс, обязаны вести первичный (оперативный) учет результатов своей работы, составлять и подавать в соответствии с требованиями Закона статистическую информацию и другие данные, определенные Законом, а также вести (кроме граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с Законом как предприниматели) бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность согласно законодательству.

Запрещается требовать от субъектов хозяйствования, отдельных подразделений юридических лиц, выделенных на отдельный баланс, представления статистической информации и других данных, не предусмотренных Законом или с нарушением порядка, установленного Законом.

(С изменениями, внесенными согласно
Закону Украины от 05.03.2009 г. N 1070-VI)

Статья 20. Защита прав субъектов хозяйствования и потребителей

1. Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей.

2. Каждый субъект хозяйствования и потребитель имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Права и законные интересы отмеченных субъектов защищаются путем:

признания наличия или отсутствия прав;

признания полностью или частично недействительных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемляют права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей; признания недействительных хозяйственных соглашений по основаниям, предусмотренным Законом;

восстановления положения, которое существовало до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

прекращения действий, которые нарушают право или создают угрозу его нарушения;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

применения штрафных санкций;

применения оперативно-хозяйственных санкций;

применения административно-хозяйственных санкций;

установления, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений;

другими способами, предусмотренными Законом.

3. Порядок защиты прав субъектов хозяйствования и потребителей определяется данным Кодексом, другими Законами.

Статья 21. Объединения предпринимателей

1. С целью содействия развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство, а также создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Украине могут создаваться торгово-промышленные палаты как добровольные объединения предпринимателей и организаций. Торгово-промышленная палата является негосударственной самоуправляющейся уставной организацией, созданной на принципах членства, которая имеет статус юридического лица.

2. Государство способствует торгово-промышленным палатам в исполнении ими уставных заданий.

3. Порядок образования и деятельности торгово-промышленных палат устанавливается Законом.

4. Субъекты хозяйствования - работодатели имеют право на объединение в организации работодателей для реализации и защиты своих прав.

5. Организации работодателей являются самоуправляющимися уставными организациями, которые образуются на принципах добровольности и равноправия с целью представительства и защиты законных интересов работодателей. Организации работодателей могут объединяться в союзы и другие уставные объединения работодателей.

6. Порядок образования и принципы деятельности организаций и объединений работодателей определяются Законом.

Статья 22. Особенности управления хозяйственной деятельностью в государственном секторе экономики

1. Государство осуществляет управление государственным сектором экономики в соответствии с принципами внутренней и внешней политики.

2. Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, которые действуют на основе лишь государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов.

3. Полномочия субъектов управления в государственном секторе экономики - Кабинета Министров Украины, министерств, других органов власти и организаций относительно субъектов хозяйствования определяются Законом.

4. Законом могут быть определены виды хозяйственной деятельности, которые разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям.

5. Государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления относительно субъектов хозяйствования, которые принадлежат к этому (перевод "Профи Винс") сектору и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

6. Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в государственном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями данного Кодекса и других Законов. Отношения органов управления с вышеназванными субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных Законом, могут осуществляться на договорных принципах.

7. Государство применяет к субъектам хозяйствования в государственном секторе экономики все средства государственной регуляции хозяйственной деятельности, предусмотренные данным Кодексом, учитывая особенности правового статуса этих субъектов.

8. Законом устанавливаются особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики и развития состязательности в государственном секторе экономики, которые должны учитываться при формировании соответствующих государственных программ.

9. Процедура признания банкротом применяется относительно государственных предприятий с учетом требований, отмеченных в главе 23 данного Кодекса.

10. Органам управления, которые осуществляют организационно-хозяйственные полномочия касательно субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, запрещается делегировать другим субъектам полномочия относительно распоряжения государственной собственностью и полномочия относительно управления деятельностью субъектов хозяйствования, за исключением делегирования названных полномочий в соответствии с Законом органам местного самоуправления и других случаев, предусмотренных данным Кодексом и другими Законами.

11. Субъект хозяйствования государственного сектора экономики внедряет антикоррупционную программу в порядке, определенном Законом.

(статья 22 дополнена частью одиннадцатой согласно
Закону Украины от 14.10.2014 г. N 1700-VII)

Статья 23. Отношения субъектов хозяйствования с органами местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия относительно субъектов хозяйствования исключительно в пределах, определенных Конституцией Украины, Законами о местном самоуправлении и другими Законами, которые предусматривают особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе, другими Законами. Органы местного самоуправления могут осуществлять относительно субъектов хозяйствования также отдельные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные им Законом.

2. Отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных Законом, могут осуществляться также на договорных принципах.

3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для исполнения всеми участниками хозяйственных отношений, расположенных или осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории.

4. Незаконное вмешательство органов и должностных лиц местного самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования запрещается. Не допускается издание правовых актов органов местного самоуправления, которыми устанавливаются не предусмотренные Законом ограничения относительно обращения отдельных видов товаров (услуг) на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

5. Органы и должностные лица местного самоуправления имеют право обращаться в суд относительно признания недействительными актов предприятий, других субъектов хозяйствования, которые ограничивают права территориальных обществ, полномочия органов местного самоуправления.

6. Органы, должностные и служебные лица местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность перед субъектами хозяйствования, основания, виды и порядок которых определяются Конституцией Украины и Законом.

7. Споры о восстановлении нарушенных прав субъектов хозяйствования и возмещении нанесенного им вреда в результате решений, действий или бездеятельности органов должностных или служебных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий решаются в судебном порядке.

Статья 24. Особенности управления хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики

1. Управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных обществ и органов местного самоуправления относительно субъектов хозяйствования, принадлежащих к коммунальному сектору экономики и осуществляющих свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

2. Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в коммунальном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями данного Кодекса и других Законов. Отношения органов управления между отмеченными субъектами в случаях, предусмотренных Законом, могут осуществляться на договорных принципах.

3. Субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики являются субъекты, которые действуют на основе лишь коммунальной собственности, а также субъекты, в уставном капитале которых доля коммунальной собственности превышает пятьдесят процентов или составляет величину, которая обеспечивает органам местного самоуправления право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов.

4. Законом могут быть установлены особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики относительно коммунального сектора экономики, а также дополнительные требования и гарантии права собственности Украинского народа и права коммунальной собственности при реализации процедуры банкротства относительно субъектов хозяйствования коммунального сектора экономики.

5. Органы местного самоуправления несут ответственность за последствия деятельности субъектов хозяйствования, принадлежащих к коммунальному сектору экономики, на основаниях, в пределах и порядке, определенных Законом.

6. Субъект хозяйствования коммунального сектора экономики внедряет антикоррупционную программу в порядке, определенном Законом.

(статья 24 дополнена частью шестой согласно
Закону Украины от 14.10.2014 г. N 1700-VII)

Глава 3
ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИЗМА И ЗАЩИТА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Статья 25. Конкуренция в сфере хозяйствования

1. Государство поддерживает конкуренцию как соревнование между субъектами хозяйствования, которая обеспечивается благодаря их собственным достижениям получения ими определенных экономических преимуществ, в результате чего потребители и субъекты хозяйствования получают возможность выбора необходимого товара и при этом отдельные субъекты хозяйствования не определяют условия реализации товара на рынке.

2. Органам государственной власти и органам местного самоуправления, регулирующим отношения в сфере хозяйствования, запрещается принимать акты или совершать действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования той или другой формы собственности, или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования или иным способом нарушают правила конкуренции. В случае нарушения этого требования органы государственной власти, к полномочиям которых принадлежит контроль и надзор за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, а также субъекты хозяйствования могут оспаривать такие акты в установленном Законом порядке.

3. Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять анализ состояния рынка и уровня конкуренции на нем и принимать предусмотренные Законом меры относительно упорядочивания конкуренции субъектов хозяйствования.

4. Государство обеспечивает защиту коммерческой тайны субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями данного Кодекса и других Законов.

Статья 26. Государственная помощь субъектам хозяйствования

1. Правовые принципы проведения мониторинга государственной помощи субъектам хозяйствования и осуществления контроля за допустимостью такой помощи для конкуренции устанавливаются законодательством о государственной помощи субъектам хозяйствования.

(статья 26 в редакции Закона Украины
 от 01.07.2014 г. N 1555-VІІ) 

Статья 27. Ограничение монополизма в экономике

1. Монопольным признается доминирующее положение субъекта хозяйствования, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара (работ, услуг).

2. Монопольным является положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара превышает размер, установленный Законом.

3. Монопольным может быть признано также положение субъектов хозяйствования на рынке товара при наличии других условий, определенных Законом.

4. В случае общественной необходимости и с целью устранения негативного влияния на конкуренцию органы государственной власти осуществляют относительно существующих монопольных образований меры антимонопольной регуляции в соответствии с требованиями законодательства и меры демонополизации экономики, предусмотренные соответствующими государственными программами, за исключением природных монополий.

5. Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия, направленные на экономическое усиление существующих субъектов хозяйствования - монополистов и образование без достаточных оснований новых монопольных образований, а также принимать решения об исключительно централизованном распределении товаров.

Статья 28. Природные монополии

1. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является эффективнее при условии отсутствия конкуренции в результате технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые производятся субъектами хозяйствования, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на такие товары, чем спрос на другие товары (услуги) - считается природной монополией.

2. Субъектами природной монополии могут быть субъекты хозяйствования любой формы собственности (монопольные образования), которые производят (реализуют) товары на рынке, находящимся в состоянии природной монополии.

3. Законом о природных монополиях определяются сферы деятельности субъектов природных монополий, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы, регулирующие деятельность отмеченных субъектов, а также другие вопросы регуляции отношений, возникающие на товарных рынках Украины, находящихся в состоянии природной монополии, и на смежных рынках при участии субъектов природных монополий.

Статья 29. Злоупотребление монопольным положением на рынке

1. Злоупотреблением монопольным положением считаются:

навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не касаются предмета договора, включая навязывание товара, не нужного контрагента;

ограничение или прекращение производства, а также изъятие товаров из оборота с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;

другие действия, совершенные с целью создания препятствий доступу на рынок (выходу из рынка) субъектов хозяйствования;

установление монопольно высоких или дискриминационных цен (тарифов) на свои товары, что приводит к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потребителей;

установление монопольно низких цен (тарифов) на свои товары, что приводит к ограничению конкуренции.

Статья 30. Неправомерные соглашения между субъектами хозяйствования

1. Неправомерными соглашениями между субъектами хозяйствования признаются соглашения или согласованные действия, направленные на:

установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

распределение рынков по территориальному принципу, объему реализации или закупки товаров, их ассортименту или по кругу потребителей или по другим признакам - с целью их монополизации;

устранение с рынка или ограничение доступа к нему продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.

Статья 31. Дискриминация субъектов хозяйствования

1. Дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти в данном Кодексе признается:

запрещение создания новых предприятий или других организационных форм хозяйствования в любой сфере хозяйственной деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;

принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной реализации товаров определенным потребителям или к вступлению в хозяйственные организации и другие объединения;

принятие решений о централизованном распределении товаров, которые приводят к монопольному положению на рынке;

установление запрета на реализацию товаров из одного региона Украины в другом;

предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, ставящих их в привилегированное положение относительно других субъектов хозяйствования, которое приводит к монополизации рынка определенного товара;

ограничение прав субъектов хозяйствования относительно приобретения и реализации товаров;

установление запретов или ограничений относительно отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей.

2. Дискриминация субъектов хозяйствования не допускается. Законом могут быть установлены исключения из положений этой статьи с целью обеспечения национальной безопасности, обороны, общеобщественных интересов.

Статья 32. Недобросовестная конкуренция

1. Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности.

2. Недобросовестной конкуренцией является неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования, создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции, неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны, а также другие действия, которые квалифицируются в соответствии с частью первой этой статьи.

3. Недобросовестная конкуренция несет за собой юридическую ответственность лиц, если их действия имеют негативное влияние на конкуренцию на территории Украины, независимо от того, где совершенны такие действия.

Статья 33. Неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования

1. Неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования признается: неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; неправомерное использование товара другого производителя; копирование внешнего вида изделия другого производителя; сравнительная реклама.

2. Неправомерным является использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, коммерческого наименования, торговой марки, других обозначений, а также надлежащих другому лицу рекламных материалов и тому подобное, что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования, который имеет приоритет на их использование.

3. Использование в коммерческом наименовании собственного имени гражданина является правомерным, если к собственному имени добавляется любой отличительный элемент, который исключает смешивание с деятельностью другого субъекта хозяйствования.

4. Неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственное обращение под своим обозначением товара другого производителя путем изменений или снятия обозначений производителя без разрешения уполномоченного на то лица.

5. Копированием внешнего вида изделия является воссоздание внешнего вида изделия другого субъекта хозяйствования и введение его в хозяйственное обращение без однозначного указания производителя копии, которое может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование предопределенно исключительно их функциональным применением.

6. Действие части пятой этой статьи не распространяется на изделия, которые имеют охрану как объекты права интеллектуальной собственности.

7. Сравнительной является реклама, содержащая сравнение с товарами (работами, услугами) или деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным сравнение в рекламе в случаях, предусмотренных Законом.

Статья 34. Создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции

1. Препятствиями в процессе конкуренции считаются: дискредитация субъекта хозяйствования, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров (работ, услуг), склонение к бойкоту субъекта хозяйствования или дискриминации покупателя (заказчика), или к расторжению договора с конкурентом, подкуп работника поставщика или покупателя (заказчика).

2. Дискредитацией субъекта хозяйствования является распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с лицом или деятельностью субъекта хозяйствования, которые нанесли или могли нанести вред деловой репутации субъекта хозяйствования.

3. Куплей-продажей товаров, выполнением работ, предоставлением услуг с принудительным ассортиментом является купля-продажа одних товаров, выполнение работ, предоставление услуг при условии купли-продажи других товаров, выполнения работ, предоставления услуг, не нужных потребителю или контрагенту.

4. Склонением к бойкоту субъекта хозяйствования считается побуждение конкурентом другого лица, непосредственно или через посредника, к отказу от установления договорных отношений с этим субъектом хозяйствования.

5. Склонением поставщика к дискриминации покупателя является побуждение, непосредственно или через посредника, к предоставлению поставщиком конкуренту покупателя определенных преимуществ без достаточных на это оснований.

6. Склонением субъекта хозяйствования к расторжению договора с конкурентом другого субъекта хозяйствования совершеннного из корыстных побуждений или в интересах третьих лиц побуждение субъекта хозяйствования - участника договора к неисполнению или исполнению неподобающим образом договорных обязательств перед этим конкурентом путем предоставления или предложения субъекту хозяйствования - участнику договора, непосредственно или через посредника, материального вознаграждения, компенсации или других преимуществ.

7. Подкуп работника поставщика - это предоставление или предложение ему конкурентом покупателя (заказчика), непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за неподобающее исполнение или неисполнение работником поставщика служебных обязанностей, которые исходят из заключенного или связанного с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, которое привело или могло привести к получению конкурентом покупателя (заказчика) определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком).

8. К работнику поставщика приравнивается и другое лицо, которое согласно своим полномочиям принимает решение от имени поставщика о поставке товара, выполнении работ, предоставлении услуг, влияет на принятие такого решения или каким-то образом связано с ним.

9. Подкуп работника покупателя (заказчика) - это предоставление или предложение ему конкурентом поставщика, непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за неподобающее исполнение или неисполнение работником покупателя (заказчика) служебных обязанностей, которые исходят из заключенного или связанного с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, которое привело или могло привести к получению конкурентом поставщика определенных преимуществ перед поставщиком.

10. К работнику покупателя (заказчика) приравнивается и другое лицо, которое согласно своим полномочиям, принимает решение от имени покупателя (заказчика) о приобретении товара, выполнении работ, предоставлении услуг, влияет на принятие такого решения или каким-то образом связано с ним.

Статья 35. Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции

1. Достижением неправомерных преимуществ в конкуренции является получение определенных преимуществ относительно другого субъекта хозяйствования путем нарушения законодательства, которое подтверждено решением соответствующего органа государственной власти.

Статья 36. Неправомерный сбор, разглашение и использование сведений, являющихся коммерческой тайной

1. Сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью субъекта хозяйствования, не являющихся государственной тайной, разглашение которых может нанести вред интересам субъекта хозяйствования, могут быть признаны его коммерческой тайной. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, способ их защиты определяются субъектом хозяйствования в соответствии с Законом.

2. Неправомерным сбором сведений, составляющих коммерческую тайну, считается добывание противоправным способом отмеченных сведений, если это нанесло или могло нанести вред субъекту хозяйствования.

3. Разглашением коммерческой тайны является ознакомление другого лица без согласия лица, уполномоченного на то, со сведениями, которые в соответствии с Законом составляют коммерческую тайну, лицом, которому эти сведения были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей, если это нанесло или могло нанести вред субъекту хозяйствования.

4. Склонением к разглашению коммерческой тайны является побуждение лица, которому были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей сведениия, которые в соответствии с Законом составляют коммерческую тайну, к раскрытию этих сведений, если это нанесло или могло нанести вред субъекту хозяйствования.

5. Неправомерным использованием коммерческой тайны является внедрение в производство или учет во время планирования или осуществления предпринимательской деятельности без разрешения уполномоченного на то лица неправомерно добытых сведений, составляющих в соответствии с Законом коммерческую тайну.

6. За неправомерный сбор, разглашение или использование сведений, являющихся коммерческой тайной, виновные лица несут ответственность, установленную Законом.

Статья 37. Ответственность за недобросовестную конкуренцию

1. Совершение действий, определенных как недобросовестная конкуренция, несет за собой ответственность субъекта хозяйствования согласно данному Кодексу или административную, гражданскую или уголовную ответственность виновных лиц в случаях, предусмотренных Законом.

Статья 38. Правила профессиональной этики в конкуренции

1. Субъекты хозяйствования при содействии заинтересованных организаций могут разрабатывать правила профессиональной этики в конкуренции для соответствующих сфер хозяйственной деятельности, а также для определенных отраслей экономики. Правила профессиональной этики в конкуренции согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины.

2. Правила профессиональной этики в конкуренции могут использоваться при заключении договоров, разработке учредительных и других документов субъектов хозяйствования.

Статья 39. Защита прав потребителей

1. Потребители, находящиеся на территории Украины, во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения своих потребностей имеют право на:

государственную защиту своих прав;

гарантированный уровень потребления;

надлежащее качество товаров (работ, услуг);

безопасность товаров (работ, услуг);

необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг);

возмещение убытков, нанесенных товарами (работами, услугами) неподобающего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами), в случаях, предусмотренных Законом;

обращение в суд и другие уполномоченные органами власти органы за защитой нарушенных прав или законных интересов.

С целью защиты своих прав и законных интересов граждане могут объединяться на добровольной основе в общественные организации потребителей (объединение потребителей).

2. Государство обеспечивает гражданам защиту их интересов как потребителей, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг), приобретения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования товаров (работ, услуг) в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение другими законными способами товаров (работ, услуг) в объемах, которые обеспечивают уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности.

3. Права потребителей, механизм реализации защиты этих прав и отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и производителями (исполнителями, продавцами) регулируются Законом о защите прав потребителей и другими законодательными актами.

4. Если действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые есть в законодательстве Украины о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.

Статья 40. Государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства

1. Государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляются Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его полномочиями, определенными Законом.

2. С целью предотвращения монопольному положению отдельных субъектов хозяйствования на рынке, создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования, приобретение их активов, долей (акций, паев) хозяйственных обществ, а также образование объединений предприятий или преобразование органов власти в отмеченные объединения в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляются при условии получения согласия на это Антимонопольного комитета Украины. Основания для предоставления согласия на концентрацию субъектов хозяйствования определяются Законом.

3. В случае, если субъекты хозяйствования злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины имеет право принять решение о принудительном разделении монопольных образований. Срок выполнения такого решения не может быть менее шести месяцев.

4. Принудительное разделение не применяется в случае:

невозможности организационного или территориального отделения предприятий или структурных подразделений;

наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия (объединения и тому подобное) составляет менее тридцати процентов.

5. Реорганизация монопольного образования, которое подлежит принудительному разделению, осуществляется на усмотрение субъекта хозяйствования при условии устранения монопольного положения этого образования на рынке.

6. Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения в установленном Законом порядке рассматривают дела о недобросовестной конкуренции и другие дела относительно нарушения антимонопольно-конкурентного законодательства, предусмотренные Законом.

7. Решения Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений могут быть обжалованы в суде. Убытки, нанесенные незаконными решениями Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, возмещаются из Государственного бюджета Украины по иску заинтересованных лиц в порядке, определенном Законом.

Статья 41. Антимонопольно-конкурентное законодательство

1. Законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с недобросовестной конкуренцией, ограничением и предупреждением монополизма в хозяйственной деятельности, состоит из данного Кодекса, Закона об Антимонопольном комитете Украины, других законодательных актов.

2. Положение этой главы Кодекса не распространяются на отношения, в которых принимают участие субъекты хозяйствования и другие участники хозяйственных отношений, если результат их деятельности проявляется лишь за пределами Украины, если другое не предусмотрено действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

3. Законом могут быть определены особенности регуляции отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией и монополизмом на финансовых рынках и рынках ценных бумаг.

Глава 4
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО)

Статья 42. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности

1. Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Статья 43. Свобода предпринимательской деятельности

1. Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную Законом.

2. Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательными актами.

3. Перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается, устанавливаются исключительно Законом.

4. Осуществление предпринимательской деятельности запрещается органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Предпринимательская деятельность должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается Законом в случаях, предусмотренных частью второй статьи 64 Конституции Украины.

Статья 44. Принципы предпринимательской деятельности

1. Предпринимательство осуществляется на основе:

свободного выбора предпринимателем видов предпринимательской деятельности;

самостоятельного формирования предпринимателем программы деятельности, выбора поставщиков и потребителей продукции, которая производится, привлечения материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничено Законом, установления цен на продукцию и услуги в соответствии с Законом;

свободного найма предпринимателем работников;

коммерческого расчета и собственного коммерческого риска;

свободного распоряжения прибылью, которая остается у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных Законом;

самостоятельного осуществления предпринимателем внешнеэкономической деятельности, использования предпринимателем надлежащей ему части валютной выручки по своему усмотрению.

Статья 45. Организационные формы предпринимательства

1. Предпринимательство в Украине осуществляется в любых организационных формах, предусмотренных Законом, на выбор предпринимателя.

2. Порядок создания, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства отдельных организационных форм определяется данным Кодексом и другими Законами.

3. Относительно граждан и юридических лиц, для которых предпринимательская деятельность не является основной, положения данного Кодекса распространяются на ту часть их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.

Статья 46. Право найма работников и социальные гарантии относительно использования их труда

1. Предприниматели имеют право заключать с гражданами договора относительно использования их труда. При заключении трудового договора (контракта, соглашения) предприниматель обязан обеспечить надлежащие и безопасные условия труда, оплату труда не ниже определенной Законом и ее своевременное получение работниками, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с законодательством Украины.

Статья 47. Общие гарантии прав предпринимателей

1. Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, уровни права и равные возможности для привлечения и использования материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов.

2. Обеспечение предпринимателя материально-техническими и другими ресурсами, централизовано распределяемых государством, осуществляется с целью выполнения предпринимателем поставок, работ или услуг для приоритетных государственных потребностей.

3. Государство гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защиту имущественных прав предпринимателя. Изъятие государством или органами местного самоуправления у предпринимателя основных и оборотных фондов, другого имущества допускается в соответствии со статьей 41 Конституции Украины на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом.

4. Убытки, нанесенные предпринимателю в результате нарушения гражданами или юридическими лицами, органами государственной власти или органами местного самоуправления его имущественных прав, возмещаются предпринимателю в соответствии с данным Кодексом и другими Законами.

5. Предприниматель или гражданин, который работает у предпринимателя по найму, в предусмотренных Законом случаях может быть привлечен к исполнению в рабочее время государственных или общественных обязанностей, с возмещением предпринимателю соответствующих убытков органом, который принимает такое решение. Споры о возмещении убытков решаются судом.

(С изменениями, внесенными согласно
Закону Украины от 15.12.2005 г. N 3205-IV)

Статья 48. Государственная поддержка предпринимательства

1. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти на условиях и в порядке, предусмотренных Законом:

предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

способствуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания их деятельности, подготовке кадров;

осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их предпринимателям в определенном Законом порядке;

стимулируют модернизацию технологии, инновационную деятельность, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг;

оказывают предпринимателям другие виды помощи.

2. Государство содействует развитию малого предпринимательства, создает необходимые условия для этого.

Статья 49. Ответственность субъектов предпринимательства

1. Предприниматели обязаны не наносить вред окружающей среде, не нарушать права и законные интересы граждан и их объединений, других субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, права местного самоуправления и государства.

2. За нанесенный вред и убытки предприниматель несет имущественную и другую установленную Законом ответственность.

Статья 50. Деятельность иностранных предпринимателей в Украине

1. Особенности осуществления предпринимательской деятельности на территории Украины, на ее континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне иностранными юридическими лицами, гражданами определяются данным Кодексом и другими Законами Украины.

2. В случае, если действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила относительно предпринимательства, чем те, что предусмотрены законодательством Украины, применяются правила международного договора. Правила международных договоров Украины, действующих на момент принятия Конституции Украины, применяются в соответствии с Конституцией Украины в порядке, определенном этими международными договорами.

Статья 51. Прекращение предпринимательской деятельности

1. Предпринимательская деятельность прекращается:

по собственной инициативе предпринимателя;

в случае окончания срока действия лицензии;

в случае прекращения существования предпринимателя;

на основании решения суда в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими Законами.

2. Порядок прекращения деятельности предпринимателя устанавливается Законом в соответствии с требованиями данного Кодекса.

Глава 5

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 52. Некоммерческое хозяйствование

1. Некоммерческое хозяйствование - это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли.

2. Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в отраслях (видах деятельности), в которых в соответствии со статьей 12 данного Кодекса запрещается предпринимательство, на основании решения соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Некоммерческая хозяйственная деятельность может осуществляться также другими субъектами хозяйствования, которым осуществление хозяйственной деятельности в форме предпринимательства запрещается Законом.

3. Не могут осуществлять некоммерческую хозяйственную деятельность органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Статья 53. Организационные формы осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности

1. Некоммерческая хозяйственная деятельность может осуществляться субъектами хозяйствования на основе права собственности или права оперативного управления в организационных формах, которые определяются владельцем или соответствующим органом управления или органом местного самоуправления с учетом требований, предусмотренных данным Кодексом и другими Законами.

2. Порядок создания, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования отдельных организационных форм некоммерческой хозяйственной деятельности определяется данным Кодексом и другими Законами.

3. В случае, если хозяйственная деятельность граждан или юридического лица, зарегистрированного как субъект некоммерческого хозяйствования, приобретает характер предпринимательской деятельности, к нему применяются положения данного Кодекса и других Законов, которыми регулируется предпринимательство.

Статья 54. Регуляция некоммерческой хозяйственной деятельности

1. На субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую хозяйственную деятельность, распространяются общие требования относительно регуляции хозяйственной деятельности с учетом особенностей ее осуществления разными субъектами хозяйствования, которые определяются данным Кодексом и другими законодательными актами.

2. При заключении трудового договора (контракта, соглашения) субъект хозяйствования, который осуществляет некоммерческую хозяйственную деятельность, обязан обеспечить надлежащие и безопасные условия труда, его оплату не ниже определенного Законом минимального размера, а также обеспечить другие социальные гарантии,предусмотренные Законом.

...

Оглавление

 

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...