N 436-IV «Хозяйственный кодекс Украины» Часть 5-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

ГлавнаяЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОКодексыХозяйственный кодекс

Перевод                    Оригинал

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ

Часть 5

Раздел VII

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 37
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 377. Понятие внешнеэкономической деятельности

1. Внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления нуждается в пересечении таможенной границы Украины имуществом, отмеченным в части первой статьи 139 данного Кодекса, и/или рабочей силой.

2. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на принципах свободы ее субъектов добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять их в любых формах, не запрещенных Законом, и равенстве перед Законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

3. Общие условия и порядок осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами хозяйствования определяются данным Кодексом, Законом о внешнеэкономической деятельности и другими нормативно-правовыми актами.

Статья 378. Субъекты внешнеэкономической деятельности

1. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются:

субъекты хозяйствования, отмеченные в пунктах 1, 2 части второй статьи 55 данного Кодекса.

Исключен

(Согласно Закону Украины
от 04.02.2005 г. N 2424-IV)

2. Во внешнеэкономической деятельности могут принимать участие также внешнеэкономические организации, которые имеют статус юридического лица, образованные в Украине в соответствии с Законом органами государственной власти или органами местного самоуправления.

3. Государство гарантирует одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

Статья 379. Виды внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические операции

1. Все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на осуществление любых видов внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических операций, если другое не установлено Законом.

2. Виды внешнеэкономической деятельности, перечень внешнеэкономических операций, которые осуществляются на территории Украины, условия и порядок их осуществления субъектами внешнеэкономической деятельности, а также перечень товаров (работ, услуг), запрещенных для экспорта и импорта, определяются Законом.

Статья 380. Государственная регуляция внешнеэкономической деятельности

1. Государственная регуляция внешнеэкономической деятельности направляется на защиту экономических интересов Украины, прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, создание равных условий для развития всех видов предпринимательства в сфере внешнеэкономических отношений и использование субъектами внешнеэкономической деятельности доходов и инвестиций, поощрение конкуренции и ограничение монополизма субъектов хозяйствования в сфере внешнеэкономической деятельности.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, кроме случаев, предусмотренных Законом.

3. Перечень и полномочия органов государственной власти, осуществляющих регуляцию внешнеэкономической деятельности, а также формы ее государственной регуляции и контроля определяются данным Кодексом, Законом о внешнеэкономической деятельности, другими Законами.

Статья 381. Лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций

1. Кабинет Министров Украины может устанавливать перечень товаров (работ, услуг) экспорт и импорт которых осуществляются субъектами внешнеэкономической деятельности лишь при наличии лицензии.

2. Порядок лицензирования экспортно-импортных операций и виды лицензий определяются Законом.

3. Режим квотирования внешнеэкономических операций внедряется в случаях, предусмотренных Законом, действующими международными договорами Украины, и осуществляется путем ограничения общего количества и/или суммарной таможенной стоимости товаров, которые могут быть ввезены (вывезены) за определенный период. Порядок квотирования отмеченных операций и виды квот определяются Законом.

4. Информация относительно введения режима лицензирования или квотирования публикуется в официальных изданиях в порядке, установленном Законом.

Статья 382. Внешнеэкономические договора (контракты)

1. Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право заключать любые внешнеэкономические договора (контракты), кроме тех, заключение которых запрещено законодательством Украины.

2. Форма и порядок заключения внешнеэкономического договора (контракта), права и обязанности его сторон регулируются Законом Украины "О международном частном праве" и другими Законами.

(Части вторая - пятая статьи 382 заменены частью второй
согласно Закону от 21.01.2010 г. N 1837-VI)

3. Внешнеэкономический договор (контракт) может быть признан недействительным в судебном порядке, если он не отвечает требованиям Законов Украины или действующим международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

4. Законом может быть установлен особый порядок заключения, выполнения и расторжения отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов).

Статья 383. Государственная регистрация внешнеэкономических договоров (контрактов)

1. Кабинет Министров Украины с целью обеспечения соответствия внешнеэкономических договоров (контрактов) законодательству Украины может внедрять их государственную регистрацию.

2. Виды внешнеэкономических договоров (контрактов), которые подлежат государственной регистрации, а также порядок ее осуществления определяются Законом о внешнеэкономической деятельности и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.

3. Выполнение обязательств, которые следуют из внешнеэкономических договоров (контрактов), не зарегистрированных в установленном Законом порядке, несет применение к субъектам хозяйствования, нарушившим это требование административно-хозяйственных санкций, предусмотренных Законом.

Статья 384. Таможенная регуляция при осуществлении внешнеэкономической деятельности

1. Государство осуществляет таможенную регуляцию внешнеэкономической деятельности.

2. Таможенная регуляция внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Украины, Законом о внешнеэкономической деятельности, другими Законами, Единым таможенным тарифом и действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

3. Таможенный контроль на территории специальных (свободных) экономических зон регулируется отдельными Законами и действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, которые устанавливают специальный правовой режим отмеченных зон в соответствии с разделом VIII данного Кодекса.

Статья 385. Принципы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности

1. Налогообложение субъектов внешнеэкономической деятельности должно осуществляться по таким принципам:

установление уровня налогообложения исходя из необходимости достижения и поддержания самоокупаемости субъектов внешнеэкономической деятельности и обеспечения бездефицитности платежного баланса Украины;

гарантирование стабильности видов и размера налогов, установление налогов и сборов (обязательных платежей), а также статуса иностранных валют на территории Украины исключительно Законом;

равенство субъектов внешнеэкономической деятельности при установлении ставок налогов;

поощрение экспорту продукции отечественного производства.

2. Налоговые льготы предоставляются исключительно в соответствии с Законом, как правило, субъектам внешнеэкономической деятельности, которые стабильно экспортируют научную, наукоемкую продукцию, экспорт которых превышает импорт за финансовый год и объем экспорта которых составляет не менее пяти процентов от объема реализованных за финансовый год товаров.

3. Ставки налогов устанавливаются и отменяются в соответствии с Законами о налогообложении.

Статья 386. Валютные счета субъектов внешнеэкономической деятельности

1. Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право открывать любые не запрещенные Законом валютные счета в банковских учреждениях, расположенных на территории других государств.

2. Порядок открытия валютных счетов в банковских учреждениях на территории других государств регулируется законодательством соответствующего государства. В случае открытия валютного счета в банковском учреждении за пределами Украины, субъект внешнеэкономической деятельности обязан уведомить об этом Национальный банк Украины не позднее чем в трехдневный срок. Нарушение этого требования несет административно-хозяйственную ответственность в порядке, установленном Законом.

3. Открытие валютного счета в учреждении банка за пределами Украины субъектом внешнеэкономической деятельности, в уставном капитале которого есть доля государственного имущества, осуществляется по согласованию с Фондом государственного имущества Украины.

4. Субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны предоставлять сведения об использовании своих валютных счетов органам доходов и сборов в порядке, установленном законодательством.

5. Порядок осуществления расчетов в иностранной валюте субъектами внешнеэкономической деятельности устанавливается Законом.

Статья 387. Валютная выручка от внешнеэкономической деятельности

1. Субъекты внешнеэкономической деятельности после уплаты предусмотренных Законом налогов и сборов (обязательных платежей) самостоятельно распоряжаются валютной выручкой от проведенных ими операций, кроме случаев ввода Национальным банком Украины требования относительно обязательной продажи части поступлений в иностранной валюте.

(Статья 387 в редакции Закона
 от 06.11.2012 г. N 5480-VI)

Статья 388. Получение субъектами внешнеэкономической деятельности кредитов в иностранных финансовых учреждениях

1. Субъекты внешнеэкономической деятельности могут получать в иностранных финансовых учреждениях валютные кредиты на договорной основе. При этом условия кредитного договора не могут противоречить законодательству Украины.

2. Субъекты внешнеэкономической деятельности, в уставном капитале которых есть доля государственного имущества, могут заключать кредитные договоры с иностранными финансовыми учреждениями лишь с согласия Фонда государственного имущества Украины.

3. Виды имущества, которое не может быть предметом залога в случае получения валютного кредита в иностранном финансовом учреждении, определяются Законом.

Статья 389. Защита государством прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности

1. Государство осуществляет защиту прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины согласно нормам международного права. Такая защита осуществляется через дипломатические и консульские учреждения, государственные торговые представительства, которые представляют интересы Украины, а также другим способом, определенным Законом.

2. Государство принимает необходимые меры в ответ на дискриминационные и/или недружелюбные действия со стороны других государств, таможенных союзов или экономических группировок, которые ограничивают права и законные интересы субъектов внешнеэкономической деятельности Украины.

3. Законом могут быть предусмотрены специальные меры по защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта и специальные меры по импорту, который наносит или может нанести существенный вред национальным товаропроизводителям, а также определен перечень видов товаров и услуг экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украины запрещается.

4. В случаях недобросовестной конкуренции к субъектам внешнеэкономической деятельности или их иностранным контрагентам применяются санкции в соответствии с Законом о внешнеэкономической деятельности и другими Законами.

Глава 38
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Статья 390. Иностранные инвесторы

1. Иностранными инвесторами признаются такие субъекты, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории Украины:

юридические лица, образованные по законодательству другому, чем законодательство Украины;

иностранцы и лица без гражданства, которые не имеют постоянного местожительства на территории Украины;

международные правительственные и неправительственные организации;

другие государства;

другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности, определенные Законом.

Статья 391. Виды иностранных инвестиций

1. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции на территории Украины в виде иностранной валюты, признаваемой конвертируемой Национальным банком Украины, любого движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав; других ценностей (имущества), которые согласно Закону признаются иностранными инвестициями.

2. Запрещение или ограничение любых видов иностранных инвестиций может осуществляться исключительно Законом.

Статья 392. Формы осуществления иностранных инвестиций

1. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять все виды инвестиций, отмеченные в статье 391 данного Кодекса, в таких формах:

участие в хозяйственных организациях, которые создаются вместе с отечественными юридическими лицами или гражданами, или приобретение доли в действующих хозяйственных организациях;

создание иностранных предприятий на территории Украины, филиалов или других структурных подразделений иностранных юридических лиц или приобретение в собственность действующих предприятий;

приобретение непосредственно недвижимого или движимого имущества, не запрещенного Законами Украины, или приобретение акций или других ценных бумаг;

приобретение самостоятельно или при участии граждан или отечественных юридических лиц прав пользования землей и использования природных ресурсов на территории Украины;

хозяйственная деятельность на основе соглашений о распределении продукции;

приобретение других имущественных прав;

в других формах, не запрещенных Законом.

2. Запрещение или ограничение любых форм осуществления иностранных инвестиций может осуществляться лишь Законом.

3. Отношения, возникающие в связи с приобретением иностранным инвестором имущественных прав на землю и другие природные ресурсы в Украине, регулируются соответственно земельным и другим законодательством Украины.

Статья 393. Оценка иностранных инвестиций

1. Оценка иностранных инвестиций, включая взносы в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, осуществляется в иностранной конвертированной валюте и в гривнях, при согласии сторон, на основе цен международных рынков или рынка Украины. При этом пересчет сумм в иностранной валюте в гривну осуществляется по курсу, установленному Национальным банком Украины.

Статья 394. Правовой режим иностранных инвестиций

1. На территории Украины относительно иностранных инвестиций устанавливается национальный режим инвестиционной деятельности, за исключениями, предусмотренными данным Кодексом, другими Законами и действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. Отношения относительно налогообложения иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями регулируются налоговым законодательством Украины.

3. В государственных программах привлечения (перевод "Профи Винс") иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики и социальную сферу может быть предусмотрено установление дополнительных льгот для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в этих сферах.

4. Законом может быть ограничена или запрещена деятельность иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в отдельных отраслях экономики или в пределах отдельных территорий Украины исходя из интересов национальной безопасности Украины.

Статья 395. Исключена

(статья 395 исключена на основании Закона
 Украины от 31.05.2016 г. N 1390-VІІІ) 

Статья 396. Деятельность субъектов хозяйствования с иностранными инвестициями в Украине

1. На территории Украины могут создаваться и действовать субъекты хозяйствования с иностранными инвестициями, которые осуществляют свою деятельность в формах предприятия с иностранными инвестициями (статья 116 данного Кодекса), иностранного предприятия (статья 117 данного Кодекса), других формах, не запрещенных Законом.

(Часть первая статьи 396 с изменениями, внесенными
согласно Закону от 04.02.2005 г. N 2424-IV)

2. Порядок образования предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий регулируется данным Кодексом, другими Законами, принятыми в соответствии с ним. Особенности создания банковских, страховых и других финансовых учреждений при участии иностранного инвестора определяются соответствующими Законами.

Статья 397. Гарантии осуществления иностранных инвестиций

1. С целью обеспечения стабильности правового режима иностранного инвестирования устанавливаются такие гарантии для иностранных инвесторов:

применение государственных гарантий защиты иностранных инвестиций в случае изменения законодательства об иностранных инвестициях;

гарантии относительно принудительного изъятия, а также от незаконных действий органов власти и их должностных лиц;

компенсация и возмещение убытков иностранным инвесторам;

гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности;

гарантии перевода прибыли и использования доходов от иностранных инвестиций;

другие гарантии осуществления инвестиционной деятельности.

2. В случае изменения законодательства о режиме иностранного инвестирования по требованию иностранного инвестора в случаях и в порядке, определенных Законом, применяются государственные гарантии, которые определяются законодательством, действовавшем на момент вложения инвестиций.

3. Иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации.

4. Органы государственной власти и их должностные лица не имеют права реквизировать иностранные инвестиции, кроме случаев осуществления спасательных мероприятий в случае стихийного бедствия, аварий, эпидемий, эпизоотий. Отмеченная реквизиция может быть осуществлена лишь на основании решения органов, уполномоченных на это Кабинетом Министров Украины, и в порядке, установленном Законом.

5. Иностранные инвесторы имеют право требовать возмещения убытков, нанесенных им незаконными действиями или бездеятельностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц. Убытки иностранных инвесторов должны быть возмещены по текущим рыночным ценам или на основе обоснованных оценок, подтвержденных независимым аудитором (аудиторской организацией).

6. Компенсация, которая выплачивается иностранному инвестору в порядке возмещения убытков, должна быть адекватной, эффективной и определенной на момент выполнения решения о возмещении убытков. Сумма компенсации по этому решению должна быть немедленно выплачена в валюте, в которой были осуществлены инвестиции, или в другой приемлемой для иностранного инвестора валюте в соответствии с валютным законодательством. Законом может быть предусмотрено начисление процентов на сумму компенсации.

7. Компенсация убытков иностранным инвесторам осуществляется в порядке, установленном Законом.

Статья 398. Гарантии перевода и использования доходов от иностранных инвестиций

1. Иностранным инвесторам после уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей) гарантируется беспрепятственный немедленный перевод за границу их доходов, прибыли и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях от осуществления инвестиций.

2. Порядок перевода за границу отмеченных средств устанавливается Национальным банком Украины. Доход иностранного инвестора или другие средства, полученные в Украине в гривнях или иностранной валюте от осуществления инвестиций, могут реинвестироваться в Украине в порядке, установленном законодательством.

Статья 399. Гарантии иностранным инвесторам в случае прекращения инвестиционной деятельности

1. В случае прекращения инвестиционной деятельности на территории Украины иностранный инвестор имеет право на возвращение своих инвестиций не позднее шести месяцев после прекращения этой деятельности, а также доходов по этим инвестициям в денежной или товарной форме, если другое не установлено Законом или соглашением сторон.

Статья 400. Законодательство об иностранных инвестициях

1. Отношения, связанные с иностранными инвестициями в Украине, регулируются данным Кодексом, Законом о режиме иностранного инвестирования, другими законодательными актами и действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. В случае, если международным договором установлены другие правила, чем те, что предусмотрены законодательством Украины об иностранных инвестициях, применяются правила международного договора.

Раздел VIII

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Глава 39
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Статья 401. Определение специальной (свободной) экономической зоны

1. Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут внедряться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и другие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.

2. Специальные (свободные) экономические зоны создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.

Статья 402. Территория и статус специальной (свободной) экономической зоны

1. Территория и статус специальной (свободной) экономической зоны, в том числе срок, на который она создается, определяются отдельным Законом для каждой специальной (свободной) экономической зоны.

Статья 403. Типы специальных (свободных) экономических зон

1. На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристически рекреационные, страховые, банковские и тому подобное. Отдельные экономические зоны могут совмещать в себе функции, свойственные разным типам специальных (свободных) экономических зон, отмеченных в этой статье.

Статья 404. Государственные гарантии инвестиций в специальной (свободной) экономической зоне

1. На всех субъектов хозяйствования, осуществляющих инвестиции в специальной (свободной) экономической зоне, распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйствования специальной (свободной) экономической зоны право на вывоз прибыли и инвестиций за пределы данной зоны и пределы Украины в соответствии с Законом.

Статья 405. Законодательство, которое действует на территории специальной (свободной) экономической зоны

1. На территории специальной (свободной) экономической зоны действует законодательство Украины с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом, Законом об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон, а также Законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны, принятым в соответствии с данным Кодексом.

Глава 40
КОНЦЕССИИ

Статья 406. Концессионная деятельность в Украине

1. Концессия - это предоставление с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе отечественным или иностранным субъектам хозяйствования (концессионерам) права на создание (строительство) и/или управление (эксплуатацию) объектов концессии при условии взятия концессионером на себя соответствующих обязательств, имущественной ответственности и предпринимательского риска.

2. Сферы хозяйствования, в которых разрешается концессионная деятельность, объекты права государственной или коммунальной собственности, которые могут предоставляться в концессию, а также виды предпринимательской деятельности, которые не разрешается осуществлять на концессионной основе, определяются Законом.

Статья 407. Принципы концессионной деятельности

1. Концессионная деятельность в Украине базируется на таких принципах:

сочетание государственной регуляции концессионной деятельности и осуществление ее на основании концессионного договора;

выбор концессионеров преимущественно на конкурсной основе;

комплексное и платное использование объекта концессии, участие государства, органов местного самоуправления в частичном финансировании объектов концессии социального назначения;

взаимная выгода сторон в концессионном договоре, распределение рисков между сторонами концессионного договора;

государственное гарантирование инвестиций концессионеров;

стабильность условий концессионных договоров;

обеспечение прав и законных интересов потребителей продукции (услуг), которые предоставляются концессионерами.

Статья 408. Концессионный договор

1. Концессионная деятельность осуществляется на основе концессионных договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Украины с концессионерами, в том числе иностранными инвесторами  Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом исполнительной власти, или определенными Законом органами местного самоуправления.

(Часть первая статьи 408 с изменениями, внесенными
 согласно Закону Украины от 16.10.2012 г. N 5463-VI)

2. Срок действия концессионного договора устанавливается сторонами договора в зависимости от характера и условий концессии. Этот срок не может быть менее десяти лет и более пятидесяти лет.

3. Кабинет Министров Украины может утверждать типичные концессионные договора для осуществления определенных видов концессионной деятельности.

4. Требования к концессионным договорам, порядок их заключения, а также другие вопросы правовой регуляции концессионной деятельности определяются Законом о концессиях, другими Законами.

Статья 409. Прекращение предприятия, имущество которого передается в концессию

(название статьи 409 с изменениями, внесенными согласно
Закону Украины от 10.10.2013 г. N 642-VII)

1. Прекращение государственного или коммунального предприятия, имущество которого передается в концессию, осуществляется путем ликвидации данного предприятия, с прекращением права хозяйственного ведания на имущество, закрепленное за этим государственным или коммунальным предприятием.

(часть первая статьи 409 с изменениями, внесенными согласно
 Закону Украины от 10.10.2013 г. N 642-VII) 

2. Условиями концессионного договора должно предусматриваться максимальное использование в концессионной деятельности труда граждан Украины, в том числе уволенных в связи с ликвидацией государственного или коммунального предприятия, имущество которого передано в концессию.

Статья 410. Законодательство о концессиях

1. Отношения, связанные с концессионной деятельностью, регулируются данным Кодексом, Законом о концессиях, другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

2. Специальными Законами могут определяться особенности осуществления концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйствования.

Глава 41
ДРУГИЕ ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 411. Исключительная (морская) экономическая зона Украины

1. Морские районы, внешне прилегающие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг островов, ей принадлежащих, составляют исключительную (морскую) экономическую зону Украины.

2. Ширина исключительной (морской) экономической зоны составляет до двухсот морских миль, отсчитанных от тех же исходных линий, что и территориальное море Украины.

3. С целью обеспечения суверенных прав Украины на разведку, эксплуатацию, сохранность живых ресурсов и управление ими в исключительной (морской) экономической зоне государство принимает меры (включая осмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство) относительно обеспечения соблюдения субъектами хозяйствования законодательства Украины.

4. Государство в исключительной (морской) экономической зоне Украины имеет исключительное право создавать, а также разрешать и регулировать сооружение, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений для морских научных исследований, разведку и разработку природных ресурсов, других экономических целей в соответствии с законодательством Украины.

5. Режим осуществления хозяйственной деятельности в исключительной (морской) экономической зоне устанавливается в соответствии с данным Кодексом, Законом об исключительной (морской) экономической зоне Украины, другими законодательными актами, регулирующими вопросы, связанные с правовым режимом исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Статья 412. Особенности осуществления хозяйственной деятельности на государственной границе Украины

1. Хозяйственная деятельность на государственной границе Украины (судоходство, пользование водными объектами для потребностей лесосплава и другие виды водопользования, создание гидросооружений, осуществление других работ во внутренних водах Украины, пользование землей, лесами, объектами животного мира, ведение геологических разведок и другая хозяйственная деятельность) осуществляется с учетом особенностей режима государственной границы Украины в соответствии с законодательством Украины и действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. Условия осуществления на государственной границе Украины хозяйственной деятельности определяются соответствующими органами государственной власти Украины с учетом местных условий согласно требованиям Закона.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных Законом, соединение через государственную границу Украины на отдельных участках по решению Кабинета Министров Украины может быть временно ограничено или прекращено или установлены меры карантина для людей, животных, грузов, семенного, садового материала и другой продукции животного и растительного происхождения, которые пересекают государственную границу Украины.

Статья 413. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в санитарно-защитных и других охранных зонах, на территориях и объектах, которые особо охраняются

1. Хозяйственная деятельность в санитарно-защитных, водоохранных зонах, зонах санитарной охраны и других охранных зонах осуществляется с учетом правового режима таких зон, который устанавливается Законом.

2. Хозяйственная деятельность на территориях и объектах природного заповедного фонда Украины, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других территориях и объектах, отнесенных законодательством к таким, что особо охраняются, осуществляется в соответствии с требованиями правового режима этих территорий и объектов, установленных Законом и другими законодательными актами.

3. Законом устанавливаются дополнительные требования относительно осуществления хозяйственной деятельности и социальных гарантий работающих на территориях, радиоактивно загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы.

Статья 414. Специальный режим хозяйствования в отдельных отраслях экономики

1. В случае необходимости стабилизации или ускоренного развития отдельных отраслей экономики по предоставлению Кабинета Министров Украины Законом может устанавливаться специальный режим хозяйствования в этих отраслях.

2. В Вооруженных Силах Украины может осуществляться лишь некоммерческая (неприбыльная) хозяйственная деятельность.

3. Хозяйственная деятельность в Вооруженных Силах Украины - это специфическая деятельность воинских частей, заведений, учреждений и организаций Вооруженных Сил Украины, связанная с обеспечением их повседневной жизнедеятельности, которая предусматривает ведение подсобного хозяйства, производство продукции, выполнение работ и предоставление услуг, передачу в аренду движимого и недвижимого военного имущества (за исключением вооружения, боеприпасов, боевой и специальной техники) в пределах и в порядке, определенных Законом.

4. Отношения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины, регулируются данным Кодексом и другими Законами.

Статья 415. Особенности осуществления хозяйственной деятельности на территории приоритетного развития

1. Законом может быть определена, по предоставлению соответствующего органа местного самоуправления, в пределах города, района территория, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические условия и на которой на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом, вводится специальный режим инвестиционной деятельности с целью создания новых рабочих мест (территория приоритетного развития).

2. Порядок осуществления хозяйственной деятельности на территории приоритетного развития устанавливается Законом.

Статья 416. Порядок осуществления хозяйственной деятельности в условиях чрезвычайного положения, чрезвычайной экологической ситуации

1. Хозяйственная деятельность в условиях чрезвычайного положения - особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, предусмотренный Конституцией Украины, который временно допускает ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагает на них дополнительные обязанности - может осуществляться с учетом ограничений и обязательств, установленных изданным в соответствии с Конституцией Украины указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях.

2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно участников хозяйственных отношений, меры, предпринимаемые в условиях чрезвычайного положения, а также ответственность за нарушение режима чрезвычайного положения определяются Законом о чрезвычайном положении.

3. Правила этой статьи относительно осуществления хозяйственной деятельности применяются также в случае объявления отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Статья 417. Порядок осуществления хозяйственной деятельности в условиях военного положения

1. В период действия военного положения, введенного на территории Украины или в отдельных местностях, правовой режим хозяйственной деятельности определяется на основании Закона об обороне Украины, других законодательных актов относительно обеспечения обороноспособности государства и законодательства о режиме военного положения.

Статья 418. Гарантии прав участников хозяйственных отношений в условиях специального режима хозяйствования

1. Внедрение специальных режимов хозяйствования, не предусмотренных данным Кодексом, которыми устанавливается ограничение прав субъектов хозяйствования, не допускается.

2. Государство гарантирует субъектам хозяйствования и другим участникам хозяйственных отношений право на обращение в суд за защитой их имущественных и других прав от незаконного ограничения в условиях любого специального режима хозяйствования, предусмотренного данным Кодексом.

Раздел IX

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Кодекс вступает в силу с 1 января 2004 года.

2. Признать такими, которые утратили действие с 1 января 2004 года:

Закон Украины "О предпринимательстве" (Сведения Верховной Рады УССР, 1991 г. N 14, ст. 168) с последующими изменениями, кроме статьи 4 Закона;

Закон Украины "О предприятиях в Украине" (Сведения Верховной Рады УССР, 1991 г. N 24, ст. 272) с последующими изменениями.

3. Кабинету Министров Украины:

1) внести в Верховную Раду Украины в трехмесячный срок со дня опубликования Хозяйственного кодекса Украины:

перечень законодательных актов (их отдельных положений), которые должны быть признаны такими, которые утратили действие, и перечень законодательных актов, в которые следует внести изменения в связи с вступлением в силу данного Кодекса;

предложения относительно уточнения, в случае необходимости, порядка вступления в силу отдельных положений данного Кодекса;

2) утвердить нормативно-правовые акты, предусмотренные данным Кодексом;

3) обеспечить пересмотр, приведение в соответствие с данным Кодексом или признание такими, которые утратили действие, нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины и нормативно правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти;

4) определить субъектов хозяйствования, которые принадлежат к государственному сектору экономики, в соответствии с требованиями данного Кодекса;

5) внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект относительно перечня видов деятельности, в которых запрещается предпринимательство, и видов хозяйственной деятельности, которые разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям;

6) обеспечить формирование и ведение Реестра государственных корпоративных прав в соответствии с требованиями данного Кодекса.

4. Установить, что Хозяйственный кодекс Украины применяется к хозяйственным отношениям, возникшим после вступления в силу его положений в соответствии с этим разделом.

К хозяйственным отношениям, которые возникли до вступления в силу соответствующих положений Хозяйственного кодекса Украины, отмеченные положения применяются относительно тех прав и обязанностей, которые продолжают существовать или возникли после вступления в силу этих положений.

5. Положение Хозяйственного кодекса Украины относительно ответственности за нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, а также за нарушение хозяйственных обязательств применяются в случае, если эти нарушения были совершенны после вступления в силу отмеченных положений, кроме случаев, когда за нарушение хозяйственных обязательств была установлена другая ответственность договором, заключенным до отмеченного в пункте 1 этого раздела срока.

Положение Хозяйственного кодекса Украины относительно ответственности за нарушения, отмеченные в абзаце первом этого пункта, совершенные до вступления в силу соответствующих положений данного Кодекса относительно ответственности участников хозяйственных отношений, применяются в случае, если они смягчают ответственность за указанные нарушения.

6. Установить, что к хозяйственным отношениям, отмеченным в абзаце втором пункта 4 этого раздела, применяются сроки исковой давности, предусмотренные Хозяйственным кодексом Украины, в таком порядке:

специальные сроки исковой давности, установленные законодательством, действующим до вступления в силу данного Кодекса, если указанные сроки превышают срок, установленный данным Кодексом;

увеличенные специальные сроки исковой давности в соответствии с установленными данным Кодексом сроками, если длительность ранее действующих сроков является меньшей в сравнении с установленными данным Кодексом сроками исковой давности.

Президент Украины

Л. КУЧМА

г. Киев
16 января 2003 года
N 436-IV

 

...

Оглавление

 

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...