Проект концепции реформирования налоговой системы Украины по состоянию на 15.05.2010 г. -Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

ГлавнаяЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОЗаконопроекты

перевод     оригинал

Проект

по состоянию на 15.05.2010 г.

ОДОБРЕНО

распоряжением Кабинета Министров Украины

от                                  2010 г. №

 

КОНЦЕПЦИЯ

реформирования налоговой системы Украины

Преамбула

Концепция реформирования налоговой системы Украины разработана на период до 2020 г. с целью проведения целостной и системной реформы в сфере налогообложения, ориентированной на достижение стратегической цели - построения современной социально ориентированной конкурентоспособной рыночной экономики, интегрированной в ЕС. Концепция основывается на положениях Конституции Украины, Программы Президента Украины «Украина - для людей».

Реформирование налоговой системы Украины будет осуществляться путем усовершенствования нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и принятия Налогового кодекса Украины как целостного, гармонично связанного и комплексного документа, который обеспечит достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

1. Предпосылки и причины реформирования налоговой системы Украины

Реформирование налоговой системы Украины как европейской должно происходить с учетом тенденций развития налогообложения в странах-членах ЕС и в странах, приближенных к нам территориально. Эти тенденции формировались под решающим влиянием международной налоговой конкуренции, европейской налоговой гармонизации и координации национальных налоговых политик, важно учитывать необходимость укрепления позиций Украины в экономической конкуренции и достижении стратегической цели - интеграции в ЕС.

Международная конкуренция за мобильные факторы производства - труд и капитал - обусловила развитие налоговых систем многих стран в направлении переноса налоговой нагрузки из указанных факторов производства на потребление и природные ресурсы, в результате чего сложились такие тенденции в реформировании налоговых систем:

- К снижению ставки налога на прибыль корпораций (предприятий), которое в течение 2000-2009 гг. произошло в 90% стран ОЭСР, в развитых странах-членах ЕС в течение указанного периода ставка этого налога снизилась в среднем с 35,3 до 27,2 процентов;

- К уменьшению степени прогрессии в налогообложении доходов физических лиц и перехода в ряде стран (Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Чехия) к их налогообложению по одной ставке. По единой ставке взимается налог с доходов физических лиц также в Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, России, Туркменистане;

- К стабилизации ставок налога на добавленную стоимость во многих европейских странах и обеспечению достаточно высокого уровня налогообложения товаров, потребление которых оказывает негативное влияние на здоровье людей и окружающую среду, а также проведение "зеленых налоговых реформ", в ходе которых состоялось согласованное разновекторное изменение ставок экологических налогов и взносов в социальные фонды.

Мировой финансово-экономический кризис, приведя к росту бюджетных дефицитов, заставил ряд стран - новых членов ЕС повысить ставки отдельных налогов. В сторону роста пересматривались преимущественно ставки НДС (в Эстонии, Литве, Латвии, Чехии и Венгрии) и акцизов на ликеро-водочные и табачные изделия (в Эстонии и Латвии). Литва увеличила также ставку налога на прибыль предприятий, тогда как Чехия ее снизила. Дальнейшего снижения в отдельных странах (Латвия, Литва) во время кризиса понесли также ставки налога на доходы физических лиц. В целом в 2009 году средний уровень ставок НДС в новых странах - членах ЕС возрос до 19,9 процентов по сравнению с 18,8 процентов в 2006 г., тогда как налоги на прибыль и на доходы физических лиц - уменьшились соответственно с 19,5 и 29,8 до 18,9 и 24,4 процентов.

К различным налоговым мерам в рамках реализации стабилизационной политики прибегали страны-члены СНГ. Россия снизила ставку налога на прибыль с 24 до 20 процентов. Беларусь с 2010 г. повысила ставку НДС с 18 до 20 процентов и перешла с 2009 г. к налогообложению доходов физических лиц по единой ставке. Азербайджан снизил ставку налога на прибыль с 22 до 20 процентов.

Обострение международной экономической конкуренции и гармонизация налогового законодательства стран - членов ЕС, высокого уровня развития достигла по налогу на добавленную стоимость и специфическим акцизам, привели к углублению процесса унификации национальных налоговых систем по составу, структуре, механизму взимания основных налогов.

По этим параметрам налоговая система Украины также аналогична налоговых системам развитых европейских стран. Законы по вопросам налогообложения в Украине разработаны с учетом основных норм европейского налогового права, а также налоговых аспектов права ГАТТ / ВТО и других международных организаций - Организации экономического сотрудничества и развития, ООН.

Согласно статье 51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и европейскими сообществами и их государствами-членами наше государство имеет обязательства приблизить законодательство по косвенному налогообложению и налогообложению прибыли предприятий к нормам и стандартам налогового права ЕС. За время действия Соглашения в сфере косвенного налогообложения учтены основные требования базовых нормативных актов ЕС - Директивы Совета ЕС от 28 ноября 2006 года N 2006/112/ЕС о совместной системе налога на добавленную стоимость, Директивы Совета 95/59/ЕС от 27.11.1995 г. в отношении налогов, иных чем налоги с оборота, которые влияют на потребление табачных изделий, Директивы Совета 92/80/ЕЕС от 19.10.1992 г. по сближению налогов на табачные изделия, другие, чем сигареты и Директивы Совета 92/83/ЕЕС от 19.10.1992 г. по гармонизации структурых акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки в части структуры акцизного сбора.

Одновременно Украиной заключены международные договоры об избежании двойного налогообложения практически со всеми странами СНГ, Европы, многими странами Азии, Северной и Южной Америки и несколькими странами Африки, являющихся крупнейшими торговыми и инвестиционными партнерами Украины.

Основные тенденции развития налоговой системы Украины соответствуют тенденциям развития налоговых систем других европейских стран, о чем свидетельствует снижение, начиная с 1995 г., ставок основных налогов - налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий, переход к налогообложению доходов физических лиц по единой ставке. Однако налоговые ставки, по которым взимается акцизный сбор и налог с доходов физических лиц, на сегодня в Украине значительно ниже, чем в странах - членах ЕС. Ставка налога на прибыль предприятий ниже, чем в развитых странах - членах ЕС, но выше, чем в странах - новых членах ЕС.

Несмотря на многочисленные изменения, которые перманентно вносятся в налоговое законодательство и направлены на усовершенствование налоговой системы Украины, она не лишена серьезных недостатков. Среди них:

- Высокий уровень налоговой нагрузки на экономику в целом (в среднем за 2005-2009 гг. с учетом платежей в Пенсионный и другие фонды социального назначения - 37,9% от ВВП, в т.ч. в 2008 г. - 39,1, 2009 г. - 37,3%; в странах ЕС-12 в среднем 34,4%, в т.ч. в Польше 34,8, Чехии 36,9, Эстонии 33,1, Латвии 30,5, Болгарии 43, 2%) и на бизнес в частности (ставка налога на прибыль в Украине составляет 25%, в среднем по странам ЕС-12 - 18,9%, в т.ч. в Польше 19, Чехии 20, Эстонии 21, Латвии 15, Болгарии 10%);

- Отсутствие экономически обоснованного баланса между фискальной и регулирующей функциями налогов, неэффективная система государственного налогового регулирования, его несогласованность с задачами экономической политики государства;

- Наличие большого количества малоэффективных налогов и меньшей, чем в европейских системах налогообложения, продолжительности базовых налоговых периодов (ежеквартальное декларирование и уплата налога на прибыль, тогда как в европейских странах - раз в год), что ухудшает позиции Украины в международном рейтинге простоты ведения бизнеса по показателю "количество платежей в год" и увеличивает расходы субъектов предпринимательской деятельности на уплату налогов;

- Нестабильность налогового законодательства, ограничивающего возможности формирования субъектами хозяйствования финансовой и экономической политики в средне-и долгосрочном периодах;

- Неоднородность и сложность нормативно правовой базы налогообложения, недостаточная согласованность и даже противоречивость отдельных законодательных норм, отсутствие единой терминологии, частота применения норм непрямого действия в налоговых законах, что приводит к наращиванию количества подзаконных актов, налоговых разъяснений, а также усилению нагрузки на судебную систему в связи с ростом количества исков по нарушениям налогового законодательства;

- Несогласованность налогового законодательства с нормами, которые составляют другие институты финансового законодательства или входят в другие отрасли законодательства;

- Наличие экономически необоснованных расхождений в подходах к определению и оценке доходов и расходов для установки объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и нормативно-правовой базой бухгалтерского учета в части расчета финансового результата, что приводит к несоответствию сумм налоговых платежей предприятий реальному результату их хозяйственной деятельности;

- Несвоевременное выполнение государством своих обязательств по возмещению налога на добавленную стоимость хозяйствующим субъектам;

- Отсутствие существенного прогресса в достижении целей реформирования налога с доходов физических лиц - расширении его базы путем выведения доходов из "тени", о чем свидетельствуют результаты налоговых проверок субъектов хозяйствования в 2008 году, по которым заработную плату в "конвертах" платили 42% проверенных работодателей, а среди работодателей - физических лиц - 74%;

- Нарушение фундаментального принципа справедливости в налогообложении, невыполнение налоговой системой функции перераспределения доходов от богатых к бедным;

- Недостаточное выполнение акцизным сбором функции ограничения потребления вредных товаров, прежде всего вследствие низких ставок налога, значительно отстают от их уровня в европейских странах. В частности, даже после повышения в 2009 г. ставок акцизного сбора на алкогольные напитки, табачные изделия и нефтепродукты акциз на сигареты с фильтром в среднем составлял 2,34 грн. с пачки (около 0,25 евро) по сравнению с 1,28 евро в странах ЕС; общая доля акцизов (специфический сбор плюс адвалорный) в цене сигарет выросла до 43% при минимальном для стран ЕС уровне 57%;

- искажение стимулов в экономической деятельности вследствие сосуществования в налоговой системе Украины двух подсистем - общей и упрощенной, незаинтересованность субъектов малого предпринимательства в изменении своего статуса и, соответственно, росте объемов деятельности; использовании субъектов предпринимательской деятельности, применяющих специальный режим налогообложения, в схемах минимизации налоговых обязательств предприятий, работающих в общем режиме налогообложения;

- несовершенна и расходная система администрирования налогов и сборов;

- Низкий уровень налоговой культуры, широкое распространение схем минимизации и уклонения от уплаты налогов, что приводит к росту налоговой задолженности плательщиков перед бюджетом и государственными целевыми фондами, недостаточному финансированию выполнения функций государства;

- Нерациональная система налоговых льгот, влекущих нарушение принципов справедливости в налогообложении приводящих к снижению фискальной эффективности основных налогов;

- Нерациональная структура взносов в Пенсионный и другие государственные фонды социального назначения, следствием которой является перекладывание основного бремени взносов на работодателей. Существование четырех автономных фондов социального страхования и дифференцированных платежей по каждому из них приводит к значительному увеличению затрат на администрирование взносов по сравнению с консолидированным вариантом их уплаты (единый социальный взнос).

Необходимость решения указанных проблем определяет цель и задачи реформирования налоговой системы Украины.

II. Концептуальные основы реформирования налоговой системы

Макроэкономические и бюджетные ограничения проведения налоговой реформы

Согласно статье 1 Конституции Украины, Украина является социальным правовым государством, налоговая система которой должна соответствовать требованиям социального государства относительно уровня финансирования общественных благ и перераспределения ВВП через налоговую систему, которая будет обеспечивать формирование финансовых ресурсов, достаточных для выполнения конституционно закрепленных функций государства и соблюдение конституционных прав граждан на достаточном жизненном уровене.

Реформирование налоговой системы начнется в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса, уменьшения налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты в 2009 году, высокого уровня бюджетного дефицита, дефицита Пенсионного фонда Украины, уменьшения инвестиций в экономику, падения деловой активности в реальном секторе экономики и в финансово - кредитной сфере.

Реформирование налоговой системы будет происходить синхронно с упорядочением и оптимизацией государственных расходов и решением следующих задач:

восстановление экономического роста и его обеспечение на инновационно-инвестиционной основе;

масштабная модернизация национального производства, внедрение энергосбережения, рост производительности труда, укрепление конкурентных позиций отечественного производителя на внешних товарных рынках;

стимулирование региональных "точек роста" экономики и привлечение инвестиций;

внедрение европейских стандартов социальной защиты, качественного повышения уровня жизни граждан;

пересмотр льгот, предоставление которых является необоснованным, и принятие мер по их отмене; внедрение программ поэтапной замены льгот, выполняющие функцию социальной поддержки уязвимых слоев населения, адресной помощью;

реформирование пенсионной системы Украины, обеспечение ее прозрачности и стабильного функционирования, сбалансирование бюджета Пенсионного фонда, внедрение обязательной накопительной пенсионной системы;

поэтапное увеличение объемов бюджетного финансирования системы здравоохранения до общеевропейского уровня, обеспечение надлежащего качества гарантированных государством медицинских услуг;

пересмотр государственных целевых программ с точки зрения целесообразности продолжения их бюджетного финансирования и концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического и инновационного развития;

поддержка внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий, а также технологий с использованием возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;

концентрация государственной поддержки на удешевлении кредитных ресурсов, связанных с реализацией инновационных проектов в сельском хозяйстве, которые будут обеспечивать достижение мировых стандартов производительности и качества сельскохозяйственной продукции.

Изложенное означает существование жестких макроэкономических и бюджетных ограничений для проведения налоговой реформы, необходимость ее проведения без уменьшения абсолютных сумм налоговых поступлений. Кроме того, налоговая реформа должна осуществляться поэтапно, быть системной, прозрачной, последовательной, взвешенной (научно обоснованной).

Цель, стратегические цели и задачи налоговой реформы

Целью налоговой реформы является формирование налоговой системы, способствующей повышению конкурентоспособности национальной экономики, обеспечению устойчивого экономического роста на инновационно-инвестиционной основе при условии увеличения совокупных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и государственных целевых фондов, проведение сбалансированной бюджетной политики на средне-и долгосрочную перспективу.

Стратегическими целями налоговой реформы являются:

повышение темпов экономического роста;

укрепление позиций отечественного бизнеса в международной конкурентной борьбе за счет уменьшения доли налогов в затратах;

создание благоприятных фискальных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, активизации инвестиционной деятельности внутри страны;

сокращение расходов плательщиков на начисление и уплату налогов и государства на их администрирование;

улучшение позиций Украины в глобальном рейтинге простоты ведения бизнеса по показателю "уплата налогов";

обеспечение рационального использования природных ресурсов, снижение энерго-и ресурсоемкости производства, улучшение экологической ситуации, формирование налоговых стимулов, направленных на снижение уровня потребления алкогольных напитков и табачных изделий;

создании фискальных условий для легализации доходов;

формирование сознательного и ответственного отношения налогоплательщиков к исполнению своих налоговых обязательств, обеспечение существенного уменьшения масштабов уклонения от налогов;

дальнейшее приближение налогового законодательства Украины к законодательству ЕС соответственно перспектив углубления экономической интеграции с Европейским Сообществом.

демократизация налоговой службы, установление равноправных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Основные задачи налоговой реформы.

Повышение эффективности, сбалансированности и прозрачности налоговой системы Украины с целью создания необходимых условий для выполнения конституционно закрепленных функций государства, обеспечение конституционных гарантий граждан на достаточный жизненный уровень, стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Украины.

Совершенствование институциональной среды налогообложения, благоприятной для активизации предпринимательской деятельности, обеспечение равенства всех плательщиков перед законом, формирование ответственного отношения плательщиков к выполнению своих налоговых обязательств.

Поэтапное и взвешенное снижение налоговой нагрузки на национальную экономику в условиях обеспечения сбалансированности бюджетной системы. Обеспечение справедливого распределения налоговой нагрузки.

Перенос налоговой нагрузки с мобильных факторов производства - труда и капитала - на потребление, ресурсные и экологические платежи.

Уменьшение имущественного неравенства в обществе через дифференцированное налогообложение доходов богатых и бедных и введения налога на недвижимое имущество (недвижимость).

Введение непрямых методов определения налоговых обязательств плательщиков и механизма доначислений налоговых обязательств по косвенным методам.

Упрощение налоговой системы путем сокращения количества налогов и сборов (обязательных платежей).

Рост регулирующего потенциала налоговой системы путем: разработки четких, предметных, ограниченных во времени и пространстве налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, энергосбережения и рационального природопользования.

Повышение фискальной эффективности налогов за счет расширения налоговой базы, оптимизации налоговых льгот, совершенствование системы администрирования, уменьшение масштабов уклонения от налогов.

Укрепление финансовой основы местного самоуправления.

Формирование налоговых правоотношений на принципах, отвечающих требованиям гражданского общества и правового государства, в частности:

обеспечение гарантированных Конституцией Украины прав и свобод гражданина при исполнении налоговых законов - недопустимость установления налогов, а также действий их администраторов, которые препятствуют реализации конституционных прав и свобод граждан;

преодоление конфликта интересов участников налоговых правоотношений, вызванного неоднозначной (множественной) трактовкой прав и обязанностей налогоплательщиков или налоговых администраторов, на основе приоритета интересов человека (гражданина);

недопустимость решения налоговыми администраторами вопросов по своему усмотрению, кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством; если в случаях, предусмотренных законодательством, налоговые администраторы наделяются полномочиями действовать по своему усмотрению, они должны соблюдаться для усмотрения границ налогового законодательства;

презумпции невиновности налогоплательщика в сочетании с гибкой системой воздействия на нарушителей налогового законодательства;

разграничение полномочий органов государственной власти в сфере налогового администрирования.

Установление четких правил регулирования взаимных обязательств органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и налогоплательщиков, действенного контроля за их соблюдением.

Усовершенствование механизма обеспечения защиты прав налогоплательщиков путем создания эффективной системы решения споров по налоговым вопросам при проведении процедуры административного обжалования, а также в судебном порядке.

Гармонизация налогового, валютного, таможенно-тарифного, внешнеэкономического и гражданского законодательства.

Реформирование функций и структуры Государственной налоговой администрации Украины в соответствии с мировыми требованиями и стандартами.

Принципы реформирования налоговой системы

Реформирование налоговой системы будет происходить в соответствии с принципами:

рациональности и полноты - путем реформирования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства; отмене экономически необоснованных налоговых льгот; охвата базой налогообложения налогом на добавленную стоимость всех конечных потребительских расходов;

фискальной достаточности - путем расширения налоговой базы, усовершенствования системы администрирования, уменьшения масштабов уклонения от уплаты налогов;

социальной справедливости - путем внедрения малопрогрессивного налогообложения доходов богатых, а также налога на недвижимое имущество (недвижимость);

равенства всех перед законом, недопущения любых проявлений налоговой дискриминации - путем обеспечения одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении прав и обязанностей по уплате налогов и сборов (обязательных платежей);

административной простоты и экономичности налогообложения - путем отмены неэффективных налогов и сборов (обязательных платежей);

стабильности налогообложения - путем недопущения изменения ставок налогов и сборов (обязательных платежей) и механизмов их администрирования позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года, в котором должны начать действовать новые правила и ставки;

гармоничного сочетания интересов государства и налогоплательщиков и сборов (обязательных платежей).

III. Направления реформирования налоговой системы

Создание условий для формирования благоприятной институциональной среды налогообложения путем:

обеспечения детальной и однозначной законодательной регламентации всех аспектов налоговых правоотношений с целью предотвращения решения спорных вопросов на усмотрение контролирующих органов;

обеспечение закрытого (окончательного) перечня прав контролирующих органов, обязанностей и ответственности как плательщиков, так и контролирующих органов, с целью предотвращения расширения функций и прав одной стороны и ограничения прав другой стороны.

Внесение изменений в структуру налоговой системы

С целью создания эффективной налоговой системы планируется принять меры к:

изъятию из состава налогов и сборов (обязательных платежей):

- Государственной пошлины; судебного сбора; единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу как таких, которые по своей экономической сущности являются неналоговыми доходами бюджета;

- Сбора за проведение гастрольных мероприятий; коммунального налога; сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; сбора за право использования местной символики; сбора с владельцев собак; сбора за выдачу ордера на квартиру; сбора за участие в бегах на ипподроме; сбора за выигрыш на бегах на ипподроме; сбора с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбора за право проведения кино-и телесъемок; сбора за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей как таких, которые малоэффективны для государственного и местных бюджетов;

- Сбора за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов и сбора за специальное использование диких животных как таковых, которые являются малоэффективными для государственного бюджета в части обеспечения незначительных, но весьма обременительных в администрировании поступлений;

- Гербового сбора, сборов в Государственный инновационный фонд и Фонд по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы как таких, которые потеряли свою актуальность и уже не взимаются.

- Сбора за социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения, как такого, который не соответствует принципам построения системы налогообложения;

изменения статуса налогов и сборов (обязательных платежей), в частности:

- Включение в состав местных налогов и сборов (обязательных платежей) платы за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности, налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, которые в настоящее время принадлежат к общегосударственным;

- Внедрение единого налогового платежа - платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых вместо двух действующих налоговых платежей (платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета);

- Замены сбора за загрязнение окружающей природной среды на экологический налог;

введение налога на недвижимое имущество (недвижимость) с включением его в перечень местных налогов и сборов (обязательных платежей).

Комплексное реформирование упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства путем:

совершенствование администрирования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, направленное на предотвращение нарушений налогового законодательства в этой сфере и улучшение условий деятельности представителей малого бизнеса - плательщиков единого налога;

уточнение норм законодательства по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов хозяйствования, осуществляющих отдельные виды деятельности;

повышение уровня ответственности субъектов малого предпринимательства в случае нарушения ими норм, которыми определяется порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;

усовершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства при переходе от упрощенной к общей системе налогообложения;

исключение из перечня обязательных платежей, которые заменяются единым налогом, налогов на имущество, ресурсных платежей и взносов в Пенсионный фонд Украины, с переводом субъектов малого предпринимательства на уплату этих взносов на общих основаниях;

исключение из упрощенной системы налогообложения тех видов деятельности, которые являются высокорентабельными, или доходы от которых являются преимущественно пассивными, в частности, осуществление внешнеэкономической деятельности, оптовой торговли, предоставление в аренду торговых площадей и нежилых помещений, продажи предметов искусства, предметов коллекционирования и антиквариата, оказание услуг коммуникации, мобильной и сотовой связи;

четкое законодательное урегулирование определения объекта налогообложения при осуществлении посреднических операций, каким должена быть признана выручка от предоставления посреднических услуг (посредническое вознаграждение);

включение в объект налогообложения единым налогом для юридических лиц всех доходов, которые получают такие лица, а не только выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

с 2016 года

распространение упрощенной системы налогообложения исключительно на физических лиц-предпринимателей;

установление ставки единого налога в процентах к совокупному чистому доходу. При этом совокупный чистый доход не может быть меньше расчетного оценочного дохода, который определяется исходя из средней заработной платы в регионе и учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных условиях;

введение для юридических лиц-субъектов предпринимательской деятельности вместо единого налога системы компенсаторных механизмов, распространенных в странах ЕС.

Направления реформирования отдельных налогов и сборов

Реформирование налоговой системы будет проводиться по следующим основным направлениям.

Налог на прибыль предприятий

Основными требованиями к реформированию налога на прибыль предприятий являются:

устранения экономически необоснованных расхождений между нормами Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" и положениями (стандартами) бухгалтерского учета по признанию и оценке доходов и расходов с целью создания условий для составления декларации о прибыли по данным бухгалтерского учета. С этой целью необходимо предусмотреть:

- Внедрение в законодательство о налогообложении прибыли предприятий принципа начисления и соответствия доходов и расходов, согласно которому определяется финансовый результат деятельности предприятия в системе бухгалтерского учета;

- Формирование информации о валовых расходах и валовых доходах одновременно с формированием бухгалтерской информации о расходах и доходах для составления финансовой отчетности;

- Гармонизацию структуры и состава валовых доходов и расходов при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и доходов и расходов субъектов хозяйствования при определении финансового результата для составления финансовой отчетности;

усовершенствование отдельных положений законодательства с целью урегулирования проблемных вопросов, возникающих при начислении и уплате налога филиалами, налогообложение доходов от операций с иностранной валютой, налогообложения операций с ценными бумагами, и применение понятия "роялти";

выравнивание налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования путем перевода страховой деятельности на общую систему налогообложения с введением на переходный период комбинированной уплаты налога;

усовершенствование с учетом международного опыта положений национального законодательства о налогообложении процентов в случаях применения "тонкой" (недостаточной) капитализации с целью недопущения искусственного занижения налоговой базы и обеспечение контроля практики трансфертного ценообразования и схем "тонкой" капитализации;

устранение искажений в распределении налоговой нагрузки, обусловленных использованием субъектов хозяйствования, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в схемах минимизации налоговых обязательств предприятий, работающих в общем режиме налогообложения, путем исключения из состава затрат, учитываемых для определения объекта налогообложения, расходов на приобретение товаров, работ, услуг у физического лица-предпринимателя, уплачивающего единый налог;

усовершенствование порядка амортизации основных средств и нематериальных активов путем внедрения нормативов амортизации, которые будут стимулировать обновление основных средств;

внедрение механизма «обычных цен», что будет способствовать достоверному отражению хозяйственных операций, с целью противодействия занижению налоговых обязательств;

внедрение инвестиционно - инновационного налогового кредита для целей выполнения инвестиционных проектов, стимулирования внедрения мероприятий по энергосбережению;

постепенное снижение ставки налога на прибыль предприятий;

предубеждение непродуктивного оттока капитала в страны с преференциальным режимом налогообложения путем установления специальных правил налогообложения для плательщиков, которые вступают в договорные отношения с субъектами таких государств.

Налог с доходов физических лиц

Налогообложение доходов физических лиц будет изменено в следующих направлениях:

оптимизация налоговой нагрузки на самозанятых лиц и введение для них принципа налогообложения годового дохода с уплатой авансовых платежей от ожидаемого дохода, но не ниже платежей предыдущего периода;

регламентация порядка налогообложения доходов лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность;

упорядочение процедур взимания налога с доходов от продажи имущества, а также доходов в виде наследства и подарков;

отказ в процессе реформирования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности от использования фиксированного налога с предоставлением физическим лицам - плательщикам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по продаже товаров и предоставлению сопутствующих услуг на рынке, права перехода на уплату единого налога;

установление более справедливых подходов при предоставлении льгот с учетом уровня задекларированного дохода лица;

учета принципа платежеспособности в налогообложении доходов физических лиц путем повышения налоговой нагрузки на высокодоходные группы населения через:

увеличение ставки налога с доходов, превышающих месячный максимальный размер заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы в социальные фонды;

введение налогообложения по повышенной ставке доходов в виде процентов по депозитным (вкладным) банковским счетам, вкладам в небанковские финансовые учреждения или процентов (дисконтных доходов) на депозитные (сберегательные) сертификаты, размер которых совокупно за год превышает месячный максимальный размер заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы в социальные фонды;

установления одинаковых ставок при налогообложении доходов резидентов и нерезидентов с учетом опыта стран ЕС;

унификация подходов в налогообложении пассивных доходов с целью стимулирования инвестиционной деятельности;

применение методов выявления превышения расходов над задекларированными доходами (кроме расходов, которые разрешено учитывать при налогообложении) с целью недопущения уклонения от выполнения конституционной обязанности по уплате налогов.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость должен создать устойчивую базу для мобилизации государственных доходов. С целью достижения этой цели и сохранения основного принципа функционирования НДС - нейтральности - необходимо обеспечить:

- предотвращение искажению условий конкуренции при уплате налога;

- соблюдение международных правил применения нулевой ставки налога только при налогообложении экспортных операций;

- постепенное снижение ставки налога;

- предотвращение внедрению других методов налогового учета, соблюдение "правила первого события".

Направления совершенствования взимания налога предусматривают:

усовершенствование механизма уплаты налога и бюджетного возмещения путем улучшения системы администрирования налога и уменьшения количества случаев уклонения от его уплаты, совершенствование порядка регистрации и налогового контроля налогоплательщиков;

оптимизацию льготного режима налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, рыболовства;

отказ от вексельной формы проведения расчетов при ввозе (импортировании) товаров на таможенную территорию Украины;

упорядочение системы льгот, предоставляемых по отраслевому признаку;

приведение порядка налогообложения операций, в частности связанных с перемещением товаров через таможенную границу Украины, предоставлением туристических услуг, ввозом (вывозом) на таможенную (с таможенной) территорию давальческого сырья и вывозом (ввозом) произведенной в ней готовой продукции, а также операций, которые проводятся нерезидентами, в частности в сфере информационных технологий, в соответствие с международными правилами (нормами);

усовершенствование процедуры представления налогоплательщиками в обязательном порядке налоговой отчетности в электронном виде.

Акцизный налог

Совершенствование взимания акцизного налога будет осуществляться путем:

последовательного внедрения положений законодательства ЕС при взимании акцизного налога;

обеспечение выполнения соглашений ГАТТ / ВТО, в частности единых подходов в налогообложении ввозимых и производимых в Украине товаров с целью дальнейшей интеграции Украины в мировое сообщество;

проведение кодификации законов, устанавливающих правила применения акцизного налога для достижения прозрачности и стабильности, разработка единого нормативно-правового акта с определенным перечнем подакцизных товаров, базой и объектами налогообложения с учетом основных требований директив Совета ЕС и соглашений ГАТТ / ВТО,

усиление регулирующего воздействия акциза на ценообразование на рынке товаров, вредных для здоровья, с целью уменьшения их потребления; повышение доли акциза в цене реализованных подакцизных товаров за счет увеличения ставок налога учитывая мировую практику;

ужесточение требований к производству и реализации пива солодового и внедрение методов контроля за его обращением как по другим видам алкогольных напитков;

постепенное усиление экологической направленности акцизного налога в соответствии с европейскими принципами, применение регулирующей функции акцизов к товарам, использование которых связано с загрязнением окружающей среды;

постепенного приближения контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий к нормам законодательства ЕС;

внедрение принципов ЕС в систему контроля за оборотом подакцизного сырья, используемого для производства неподакцизных товаров с применением нулевой ставки акцизного налога;

проведение ежегодной автоматической корректировки размеров ставок акцизного налога на алкогольные напитки и табачные изделия согласно индексов потребительских цен за предыдущий период;

дополнение перечня налогоплательщиков лицами, приобретающих подакцизные товары, которые были ввезены на территорию Украины или реализованы на территории Украины на льготных условиях без уплаты акцизного налога.

Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов

реформироваться путем:

введения дополнительной дифференциации ставок налога для легковых автомобилей при объеме цилиндров двигателя более 3500 куб. см;

перехода к налогообложению грузовых транспортных средств в зависимости от средней нагрузки полной массы грузового транспортного средства на одну ось такого средства;

включения в перечень объектов обложения налогом прицепов (полуприцепов) с их налогообложением в зависимости от средней нагрузки полной массы прицепа (полуприцепы) на одну ось;

введения налогообложения владельцев воздушных транспортных средств;

расширения базы налогообложения за счет некоторых водных видов транспортных средств в зависимости от мощности их двигателя;

взимания налога при первой регистрации водных и воздушных транспортных средств.

Природно-ресурсные платежи

Основными направлениями реформирования системы платежей за использование природных ресурсов должны стать:

усиление влияния системы природно-ресурсных платежей на стимулирование их рационального использования, сохранения и полноценного воспроизводства природных ресурсов путем увеличения размеров платежей в бюджет;

внедрение ежегодной индексации ставок сборов за пользование радиочастотным ресурсом Украины, за специальное водопользование, за специальное использование лесных ресурсов и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, с целью учета инфляционных процессов в экономике;

реформирование платы за землю путем создания справедливой базы налогообложения земельных участков на основе нормативной денежной оценки земли как составной Государственного земельного кадастра, отражающей прогрессивную мировую практику;

установление платы за землю с учетом особенностей владения и использования земельных участков;

расширение базы налогообложения земельным налогом путем выравнивания налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования в различных сферах экономической деятельности и установление ставок налога для отдельных категорий земли, денежная оценка которых проведена, но размер ставок налога законодательно не определен;

пересмотр системы льгот по уплате земельного налога с целью отмены льгот, не имеющих социальной направленности и экономического эффекта, и продолжение применения эффективных налоговых льгот;

введение корректирующего коэффициента к ставкам рентной платы за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктоводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины в случае изменения тарифов на транспортировку продукции магистральными трубопроводами Украины.

Экологический налог

Внедрение (вместо сбора за загрязнение окружающей природной среды) экологического налога, который будет предусматривать:

расширение базы налогообложения путем включения в нее выбросов в атмосферу, осуществляемые воздушными судами, другими передвижными источниками загрязнения, экологически опасной продукции;

существенное повышение ставок налога за все виды выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с целью решения проблемы их накопления и переработки;

введение корректирующих коэффициентов к ставкам налога, величина которых будет зависеть от выполнения субъектом хозяйствования в установленный срок мер по уменьшению выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, соблюдение лимитов, а также использование малоотходных и безотходных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Налог на недвижимое имущество (недвижимость)

Налог на недвижимое имущество (недвижимость) должен стать важным средством укрепления доходной базы местных бюджетов, повышения социальной справедливости налогообложения, улучшения выполнения государственными финансами перераспределительных функций.

В связи с этим предусматривается:

определить плательщиками налога владельцев жилой недвижимости, отличной от земельного участка (физические и юридические лица);

отнести к объектам налогообложения жилые дома квартирного типа или их части (квартиры), жилые дома усадебного типа, дачные и садовые дома;

определить базой налогообложения общую площадь зданий жилой недвижимости; до 31 декабря 2011 (включительно) база налогообложения определяется на основании данных бюро технической инвентаризации, с 1 января 2012 - на основании данных органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

с целью обеспечения эффективного налогообложения недвижимости и действенного контроля за уплатой налога необходимо решить вопрос по формированию реестра объектов недвижимости и его сопоставления с информацией о земельных участках, на которых расположены такие объекты;

по завершении работ по определению оценочной стоимости каждого объекта налогообложения и создания фискального кадастра осуществить переход на взимание налога на основе оценочной стоимости недвижимого имущества;

ставки налога установить в процентах к минимальной заработной плате за 1 кв. м налогооблагаемой площади недвижимости; предоставить органам местного самоуправления право на применение к ставкам налога корректирующих коэффициентов (понижающих или повышающих) исходя из местоположения объекта недвижимости и его технического состояния.

IV. Реформирование системы и методов администрирования налогов и сборов (обязательных платежей)

Реформирование системы администраторов налогов и сборов (обязательных платежей) будет осуществляться путем:

обеспечения четкого разграничения функций и полномочий контролирующих органов путем закрепления за таможенными органами исключительно функции контроля за начислением и уплатой налогов и сборов при осуществлении экспортно-импортных операций (кроме таких операций с подакцизными товарами, которые маркируются марками акцизного сбора) и передачи органам государственной налоговой службы функций контроля за правильностью и полнотой начисления и уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей) по операциям, которые осуществляются на территории Украины, в том числе платежей в государственные целевые фонды, а также взыскание задолженности по всем платежам, которые администрируются налоговой и таможенной службами. Другие органы исполнительной власти осуществляют администрирование тех платежей, которые вносятся в качестве платы за государственные услуги и предоставление разрешений. Осуществление общего контроля органами государственной налоговой службы и таможенными органами за начислением и уплатой акцизного сбора с импортированной подакцизной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками;

пересмотра функций органов государственной налоговой службы с целью устранения дублирования ими функций других государственных органов, выполняющих функции финансового контроля (в вопросах контроля за работой пунктов обмена иностранной валюты; по валютным операциям; борьбы с отмыванием доходов, полученных незаконным путем);

приведения функций и структуры органов государственной налоговой службы в соответствие с мировыми требованиями и стандартами;

создания единой государственной информационной системы, которая аккумулирует всю информацию, связанную с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), которая формируется всеми администраторами платежей в бюджет;

имплементации в отечественное законодательство положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) в части утверждения современных методов работы таможенных органов, таких как система анализа рисков и методов аудита, предоставление права таможенным органам на осуществление контроля за оборотом импортируемых товаров внутри страны.

Обеспечение демократизации налоговой службы Украины путем:

изменения идеологии налоговой службы на основе подчинения ее деятельности достижению цели, заключающейся в предоставлении украинским налогоплательщикам услуг высшего качества через помощь в разъяснении содержания налоговых норм и содействии исполнению обязанностей налогоплательщиков, а также надлежащем и справедливом отношении всех плательщиков применения налоговых законов;

обеспечения политической и партийной нейтральности высшего руководства налоговой службы;

переноса акцентов в работе налоговых органов на аналитическую и разъяснительную работу с усилением соответствующих подразделений налоговой службы и их комплектованием высококвалифицированными кадрами;

налаживания партнерских отношений между налогоплательщиками и контролирующими органами путем:

предоставления права налогоплательщикам по их желанию в любое время знакомиться в электронном виде с информацией о состоянии расчетов с бюджетом;

обеспечения бесплатного доступа плательщиков к формам налоговых деклараций и инструкций к ним;

создания простых инструкций для заполнения форм налоговых деклараций;

применения новых подходов к осуществлению контрольно-проверочной работы, в частности, предшествующего глубокого экономического анализа ее планированию;

разработки механизма привлечения представителей общественности к решению спорных вопросов между органами налоговой службы и плательщиками, а также механизма объединения в процессе администрирования налогов бюрократических и демократических принципов;

повышения прозрачности и публичности в деятельности органов государственной налоговой службы путем своевременного информирования общественности о решении налоговых органов, результатах их деятельности, объемах и направлениях расходования средств на содержание налоговой службы;

повышения роли ассоциаций налогоплательщиков в разъяснении задач:

оценки с позиций налогоплательщиков законопроектов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, других мероприятий в сфере налогообложения и их корректировки с целью обеспечения большего соответствия предложенных изменений и дополнений интересам налогоплательщиков;

защиты интересов и прав налогоплательщиков;

предоставления налогоплательщикам информационных, консультационных и юридических услуг;

общественного контроля за эффективностью и целевым использованием средств, аккумулированных через налоги и сборы (обязательные платежи);

обеспечения соблюдения в процессе администрирования налогов принципов стабильности и устранения противоречий (обеспечение одинакового понимания налоговых норм налогоплательщиками и администраторами; предоставления официального толкования норм налогового законодательства исключительно Конституционным Судом Украины);

существенного повышения эффективности разъяснений по вопросам налогообложения с целью предотвращения неоднозначного применения норм налогового законодательства путем предоставления органами государственной налоговой службы необходимых консультаций отдельным плательщикам налогов, а Минфином как органом, отвечающим за реализацию налоговой политики государства, - обобщенных налоговых разъяснений относительно порядка применения норм налогового законодательства;

кодификации законодательных норм, устанавливающих ответственность за нарушение норм налогового законодательства и согласование их с соответствующими нормами финансового, административного и уголовного законодательства;

усовершенствования процедур осуществления контроля за своевременностью и полнотой начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

Усовершенствование методов администрирования налогов и сборов (обязательных платежей) включает:

усовершенствование риска ориентированной системы налогового контроля, при которой основное внимание контролирующих органов направлено на лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, а контакт добросовестных плательщиков с контролирующими органами является минимальным;

упорядочение правил и усовершенствование процедуры проведения налоговых проверок, их планирование, сокращение сроков их проведения для тех субъектов, которые приняли решение о ликвидации и аналитическое сопровождение;

установление ответственности налогоплательщиков и должностных лиц налогоплательщиков - юридических лиц за нарушение норм налогового законодательства в соответствии со степенью общественной опасности такого нарушения;

установление ответственности должностных лиц администратора за нарушение законных прав налогоплательщиков и внедрение механизмов обязательного возмещения причиненных ему убытков;

законодательное регламентирование порядка предоставления плательщикам налоговых консультаций и разъяснений;

усиление имущественной ответственности налогоплательщиков за погашение налоговой задолженности (в том числе за счет обращения на имущество учредителей, независимо от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта);

унификацию сроков отчетности плательщиков с отдельных налогов и сборов (обязательных платежей);

объединение форм налоговой отчетности для субъектов малого предпринимательства.

внедрение единой накладной вместо действующих форм налоговой накладной, товарно-транспортной накладной и накладной на отпуск товарно-материальных ценностей,

использование субъектами хозяйствования регистраторов расчетных операций (кроме физических лиц-предпринимателей, работающих на рынках).

V. Направления реформирования системы платежей в фонды общеобязательного государственного социального страхования для обеспечения проведения налоговой реформы

Успешное проведение налоговой реформы требует принятия мер к реформированию системы взносов на государственное пенсионное страхование и общеобязательное государственное социальное страхование, не входящих в состав налоговой системы, которые, однако, влияют на общий уровень налогового коэффициента, налоговой нагрузки на труд и масштабы тенизации заработной платы, а следовательно, на объем поступлений в местные бюджеты от налога с доходов физических лиц.

Реформирование системы взносов на государственное пенсионное страхование и общеобязательное государственное социальное страхование будет происходить путем:

введения единого социального взноса;

поэтапного снижения ставки единого социального взноса, что станет возможным вследствие уменьшения затрат на его администрирование, детенизации заработной платы, пересмотра льготных категорий плательщиков единого социального взноса, повышения пенсионного возраста;

постепенного изменения пропорции распределения взносов между работодателями и наемными работниками в результате повышения ставки единого социального взноса для наемных работников и снижения ее для работодателей.

Рассматривая возможности снижения ставки единого социального взноса в Украине, необходимо учитывать опыт взимания социальных платежей в странах - членах ЕС, которые имеют подобную демографическую ситуацию и реализуют социально ориентированную политику. Этот опыт свидетельствует о невозможности существенного снижения совокупной ставки взносов на социальное страхование. Средний уровень совокупных ставок в 2008 г. в странах ЕС-12 составил 36,4, в странах ЕС-15 - 33,1 процент. Среди постсоциалистических стран - членов ЕС самый низкий уровень совокупной ставки взносов на социальное страхование имеет Болгария (32,9 процента), самый высокий - Румыния (53,25 процента). В Эстонии и Литве, как и в Украине, значительную часть взносов уплачивают работодатели, в других странах - новых членах ЕС вследствие проводимых реформ ситуация изменилась. Так, на Кипре и Мальте наемные работники и работодатели уплачивают взносы по одинаковым ставкам, в Польше и Словении около 60 процентов уплачивается работниками. В остальных странах указанной группы две трети общей суммы платежей на социальное страхование осуществляют работодатели.

С целью реформирования системы взносов на государственное пенсионное страхование и общеобязательное государственное социальное страхование необходимо также принять меры к перечислению Государственным казначейством единого социального взноса на централизованные счета соответствующих фондов, созданию Государственного реестра социального страхования для назначения страховых выплат и его гармонизации с Реестром физических лиц - налогоплательщиков, обеспечению целевого использования уплаченных страховых взносов, отмене по мере уменьшения масштабов тенизации заработной платы и роста объема поступлений от уплаты единого социального взноса, сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций.

VI. Последовательность реформирования налоговой системы

Реформирование налоговой системы будет осуществляться тремя этапами.

На первом этапе (2010 - 2012 годы) с целью преодоления последствий финансово-экономического кризиса и оздоровления государственных финансов планируется принять меры к усилению регулирующего потенциала налоговой системы и повышения ее фискальной эффективности путем:

разработки и принятия Налогового кодекса Украины и других нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения;

реформирования системы и усовершенствования методов администрирования налогов (приоритет - налог на добавленную стоимость) и сборов (обязательных платежей);

уменьшения количества налогов и сборов (обязательных платежей);

введения единого социального взноса;

повышения налоговой нагрузки на доходы состоятельных граждан;

внедрения методов выявления превышения расходов над задекларированными доходами для определения объекта обложения налогом с доходов физических лиц;

укрепления финансовой основы местного самоуправления путем введения налога на недвижимое имущество (недвижимость);

усовершенствования упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

введения:

- налогового механизма в соответствии с европейскими требованиями для снижения уровня потребления алкогольных напитков и табачных изделий;

- механизма "обычных цен";

- индексации ставок сборов за пользование радиочастотным ресурсом Украины, за специальное водопользование, за специальное использование лесных ресурсов и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, с учетом индекса цен производителей промышленной продукции;

реформирования системы налогообложения прибыли предприятий финансового сектора экономики;

внедрения инвестиционно - инновационного налогового кредита;

реформирования законодательства о плате за землю;

сближения налогового и бухгалтерского учета;

совершенствования правовых норм о регистрации плательщиков налога, в частности изменения порядка регистрации плательщиков, которые находятся на упрощенной системе налогообложения.

При выполнении второго этапа (2013 - 2014 годы) планируется обеспечить эволюционное развитие налоговой системы в соответствии с вектором устойчивого экономического роста Украины на инвестиционно-инновационной основе, что будет происходить в результате осуществления следующих мер:

постепенного уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда в результате реформирования системы оплаты взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования;

снижения ставки налога на прибыль предприятий при условии достаточного ресурсного обеспечения бюджета;

обеспечения перехода к системе платежей за добычу полезных ископаемых с применением принципа рентного дохода с целью установления справедливой платы за использование природных ресурсов;

достижения нейтральности налогообложения доходов от капитала.

На третьем этапе (2015 - 2020 годы) планируется углубить реформирование налоговой системы в соответствии с принципами экономической эффективности и социальной справедливости на основе:

усовершенствования системы льгот по налогу на доходы физических лиц;

повышения эффективности применения налоговых инструментов стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности;

введения для плательщиков налога на прибыль лишь годового отчетного периода с уплатой ежемесячных авансовых взносов;

перехода на взимание налога на недвижимость на основе оценочной стоимости недвижимого имущества физических лиц в случае завершения работ по определению оценочной стоимости объектов недвижимости и создания фискального кадастра;

распространения упрощенной системы налогообложения исключительно на физических лиц-предпринимателей, внедрения для юридических лиц-субъектов предпринимательской деятельности вместо единого налога системы компенсаторных механизмов, распространенных в странах ЕС;

перевода на общие условия обложения налогом на добавленную стоимость деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, рыболовства;

завершения процесса адаптации налогового законодательства к требованиям ЕС.

VII. Общие принципы эффективного реформирования налоговой системы

Для эффективного реформирования налоговой системы необходимы:

обеспечение макроэкономической, социальной и политической стабильности в обществе;

наличие, кроме фискальных, достаточных условий для активизации инвестиционных процессов, в частности надежной защиты конкуренции и контрактов, а также прав собственности, защита которых будет обеспечиваться независимой судебной и исполнительной ветвями власти;

реформирование бюджетной системы с учетом требований Европейской хартии о местном самоуправлении, обеспечение соответствия бюджетных расходов интересам населения;

согласование налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики;

обеспечение прозрачности экономических отношений;

создание надлежащих нефискальных условий для активизации предпринимательской деятельности;

снижение уровня коррупции;

осуществление реальных шагов на пути становления правового государства;

эффективное использование средств государственного бюджета, полученных в результате уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), рационализации структуры государственных расходов с целью увеличения объема государственных инвестиций в человеческий капитал.

...
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...