Письмо Высшего административного суда N 1299/11/13-10 от 13.09.2010 г-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 13.09.2010 г. N 1299/11/13-10

Председателям апелляционных административных судов Украины

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением законодательства, которое регулирует взимание целевой надбавки к тарифу на природный газ, в порядке предоставления методической помощи Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 28 части первой статьи 14 Закона Украины от 25.06.91 г. N 1251-XII "О системе налогообложения" сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности принадлежит к общегосударственным сборам (обязательным платежам).

Порядок внесения в специальный фонд государственного бюджета сбора в виде целевой надбавки к тарифу на природный газ утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11.06.2005 г. N 442 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 14.04.2009 г. N 359) (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка определено, что объектом исчисления сбора является стоимость природного газа в объеме, отпущенном каждой категории потребителей в отчетном периоде, которая определяется на основании актов приема-передачи газа, подписанных плательщиком и соответствующим потребителем (для населения - на основании учетных документов), с учетом соответствующего тарифа.

Плательщиками сбора являются субъекты хозяйствования и их отдельные подразделения, которые осуществляют деятельность по снабжению природным газом потребителей на основании заключенных с ними договоров.

Требования к осуществлению деятельности по снабжению природным газов потребителей определяются, в частности, Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по снабжению природным газом по нерегулированному тарифу, утвержденными постановлением Национальной комиссии регуляции электроэнергетики Украины от 13.01.2010 г. N 10 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 15.01.2010 г. за N 27/17322 (далее - Лицензионные условия).

В соответствии с пунктом 1.3 Лицензионных условий снабжение газа по нерегулированному тарифу - это вид хозяйственной деятельности по снабжению газом непосредственно потребителей, которое осуществляется лицензиатом в соответствии с Лицензионными условиями по свободным ценам и в условиях конкуренции.

При этом, согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 раздела II Лицензионных условий, осуществление хозяйственной деятельности по снабжению газом по нерегулированному тарифу возможно при выполнении, в частности, такого условия, как наличие у лицензиата договоров купли-продажи газа (контрактов) с владельцами газа, договоров о транспортировке природного и нефтяного газа магистральными трубопроводами и договоров о транспортировке природного и нефтяного газа распределительными трубопроводами.

Таким образом, для выполнения Лицензионных условий, а следовательно, и для снабжения газа по нерегулированному тарифу, поставщик (лицензиат) должен сначала приобрести в собственность газ, который он намеревается в последующем поставить потребителям, и заключить соответствующие договоры о транспортировке этого газа. Поэтому поставщик (лицензиат) должен быть владельцем газа, который передается непосредственно потребителям.

Следовательно, согласно пункту 2 Порядка поставщик (лицензиат), то есть владелец газа, который осуществляет деятельность по снабжению природным газом потребителей, является плательщиком сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

При этом нет значения, поставляется ли природный газ на основании договора, заключенного между поставщиком и потребителем непосредственно, через третьих лиц или, в частности, комиссионера или поверенного.

В соответствии с главой 69 Гражданского кодекса Украины по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязывается по поручению второй стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Согласно предписаниям части первой статьи 1000 Гражданского кодекса Украины по договору поручения одна сторона (поверенный) обязывается совершить от имени и за счет второй стороны (доверителя) определенные юридические действия. Сделка, совершенная поверенным, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности доверителя.

По содержанию приведенных норм Гражданского кодекса Украины комиссионер по договору комиссии, а также поверенный по договору поручения, действуя за счет комитента или доверителя соответственно, совершают операции с имуществом, которое является соответственно собственностью комитента или доверителя.

Исходя из изложенного, в случае поставки потребителям природного газа лицензиатом через комиссионера или поверенного с заключением соответственно договоров комиссии или поручения владельцем газа, который поставляется, остается лицензиат (то есть комитент или доверитель).

При таких обстоятельствах именно комитент или доверитель является лицом, которое осуществляет деятельность по снабжению природным газом потребителей, а следовательно, согласно пункту 2 Порядка является плательщиком сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Порядка, ответственность за правильность исчисления и своевременность представления расчетов отмеченного сбора в органы государственной налоговой службы, полноту и своевременность его внесения в специальный фонд государственного бюджета несут плательщики этого сбора в соответствии с законодательством.

Таким образом, лицензиат (комитент или доверитель), заключивший договоры комиссии или поручения, которые уполномочивают других лиц заключать и/или исполнять договора по снабжению природным газом потребителей, остается ответственным за начисление и уплату сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности. При этом обязанность насчитывать и уплачивать указанный сбор остается за комитентом (доверителем) независимо от того, осуществляются расчеты за природный газ, который поставляется, непосредственно между поставщиком и потребителем, при посредничестве или комиссионера или поверенного.

В то же время, судам следует учитывать, что статус отмеченного сбора как общегосударственного обязательного платежа предопределяет правомерность начисления и взыскания этого платежа налоговыми органами на основании норм Закона Украины от 21.12.2000 г N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами",в частности, путем вынесения налоговых уведомлений-решений.

Это письмо предлагаем довести судьям апелляционного и окружных административных судов соответствующего апелляционного округа для учета при осуществлении правосудия.

Председатель суда

А. Пасенюк

...
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...