Письмо Госфинмониторинга N 5269/0340-4 от 08.10.2010 г-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 08.10.2010 г. N 5269/0340-4

Государственный комитет финансового мониторинга Украины внимательно рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Пунктом 19 части второй статьи 18 Закона Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма" (далее - Закон) предусмотрено, что Госфинмониторинг предоставляет разъяснения относительно применения принятых им нормативно-правовых актов по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

Вместе с тем Госфинмониторинг, исполняя обязанность, предусмотренную пунктом 2 части второй статьи 14 Закона, относительно обеспечения оказания методологической, методической и другой помощи в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма предоставляет рекомендации по поднятым вопросам.

Относительно первого вопроса

Статьей 5 Закона к субъектам первичного финансового мониторинга отнесены аудиторы и аудиторские фирмы, которым предоставлен статус специально определенных.

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается, в частности, аудиторами, аудиторскими фирмами, если они участвуют в подготовке и осуществлении сделок, определенных в части первой статьи 8 Закона.

Относительно второго вопроса

Согласно пункту 1 части второй статьи 6 Закона субъект первичного финансового мониторинга обязан встать на учет в Госфинмониторинге в качестве субъекта первичного финансового мониторинга в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2010 года N 747.

Относительно третьего вопроса

Для того чтобы встать на учет в Госфинмониторинге, субъектам первичного финансового мониторинга необходимо заполнить форму учета (N 1-ФМ), предусмотренную приказом Госфинмониторинга от 26.08.2010 г. N 148 "Об утверждении форм учета и представления информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга, и Инструкции относительно их заполнения".

Кроме того, отмечаем, что на аудиторов и аудиторские фирмы как на субъектов первичного финансового мониторинга возложены также другие задачи и обязанности, определенные Законом.

С целью информирования специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга относительно нововведений в сфере противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма Госфинмониторингом подготовлены и размещены на официальном веб-сайте Госфинмониторинга соответствующие разъяснения.

Попутно предоставляем данные разъяснения (прилагаются).

Приложение: разъяснение на 4 л.

Заместитель Председателя

О. Сахненко

Приложение

Госфинмониторинг информирует об отдельных нововведениях в сфере противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма

21 августа 2010 года в новой редакции вступает в силу Закон Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма".

Необходимость принятия данного Закона связана с приведением в соответствие с международными стандартами национальной системы борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма.

Среди внесенных изменений существенным является тот факт, что субъектами первичного финансового мониторинга стали представители нефинансовых учреждений и профессий, а именно: нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, предоставляющие бухгалтерские услуги, субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги, торговцы драгоценными металлами и камнями, риелторы, физические и юридические лица, осуществляющие наличные операции на сумму, превышающую 150 тыс. грн.

Все эти субъекты отнесены к категории специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, и обязанности их Закон определил с учетом специфики их деятельности.

Общие положения

Для всех вышеназванных субъектов и лиц, которые по определенным критериям обязаны встать на учет в Госфинмониторинге и получить статус субъекта первичного финансового мониторинга, Закон предусматривает обязанность осуществлять идентификацию и изучение клиентов, обеспечивать выявление и регистрацию финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, представлять на запрос Госфинмониторинга дополнительную информацию по поводу финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, хранить документы относительно идентификации лиц в течение 5 лет и т. п. Все эти обязанности являются нормами прямого действия и определены в статье 6 Закона.

Когда и как встать на учет в Государственном комитете финансового мониторинга?

Порядок взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга определен постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2010 г N 747 "Некоторые вопросы организации финансового мониторинга", которым для каждого вида специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга предусмотрен порядок представления информации для взятия их на учет.

Для того чтобы встать на учет в Госфинмониторинге, необходимо заполнить форму учета субъектов первичного финансового мониторинга (N 1-ФМ), которая после утверждения в установленном порядке будет размещена на сайте Госфинмониторинга www.sdfm.gov.ua, и направить ее в Госфинмониторинг. При этом следует учитывать, что для каждого вида специально определенных субъектов будет отдельная упрощенная форма.

После получения надлежащим образом заполненной формы учета Госфинмониторинг сообщает субъекту первичного финансового мониторинга о взятии его на учет и присвоении ему учетного идентификатора.

Для того чтобы встать на учет, не нужно приходить в Госфинмониторинг или покупать какой-либо бланк. Необходимо только распечатать бланк, заполнить и отправить по почте в Госфинмониторинг по адресу: ул. Белорусская, 24, г. Киев, 04655, МСП 655.

В отличие от финансовых учреждений, обязанность встать на учет в Госфинмониторинге, например, для риелторов наступает со дня заключения с их участием договора купли-продажи недвижимости на сумму, равную или превышающую 400 тыс. грн., а для тех, кто осуществляет торговлю за наличные, - со дня осуществления такой операции на сумму, равную или превышающую 150 тыс. грн.

Что касается адвокатов, нотариусов, аудиторов, аудиторских фирм, лиц, предоставляющих юридические услуги, физических лиц - предпринимателей, предоставляющих бухгалтерские услуги, то они обязаны встать на учет только в том случае, если они участвуют в подготовке и осуществлении сделок, исчерпывающий перечень которых определен Законом. Такими сделками являются купля-продажа недвижимости, управление активами клиента, создание юридических лиц, купля-продажа юридических лиц, управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах и т. п. (статья 8 Закона).

Если же услуги, которые предоставляют вышеуказанные лица, не связаны с такими сделками, то и обязанности встать на учет в Госфинмониторинге у таких субъектов не возникает.

Каков порядок представления информации?

Для специально определенных субъектов Закон предусматривает особенности и для представления информации Госфинмониторингу.

Нет автоматической отчетности. Если сумма операции за наличные превышает 150 тыс. грн., необходимо идентифицировать клиента (фактически, снять копию паспорта и идентификационного кода). Только если операция подозрительна - уведомить ГКФМУ.

Такие субъекты представляют информацию относительно осуществленных операций и/или оформленных сделок в случаях, если имеются основания считать, что они являются подозрительными или такими, которые могут быть имеющими отношение к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Вместе с тем, если к субъекту обращается лицо, которое имеется в перечне лиц, причастных к терроризму, а такой перечень доводится Госфинмониторингом до всех субъектов первичного финансового мониторинга, в таком случае информация представляется незамедлительно всеми субъектами без исключения.

Для отдельных лиц Закон учитывает специальное законодательство, которое они используют в своей деятельности.

Так, нотариусы не уведомляют Госфинмониторинг о своих подозрениях относительно финансовых операций, если такая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом тайны совершаемых нотариальных действий, кроме оформления договоров купли-продажи недвижимости на сумму свыше 400 тыс. грн.

Адвокаты, лица, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, также не сообщают о своих подозрениях, если информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их адвокатской или профессиональной тайны, если они исполняют свои обязанности относительно защиты клиента, представляют его интересы в судах и по делам досудебного урегулирования споров.

Обратите внимание на то, что любая информация, представляемая субъектами первичного финансового мониторинга, является конфиденциальной. Обязанности относительно предупреждения разглашения такой информации и ответственность Законом определены как для субъектов первичного финансового мониторинга, так и для специально определенного органа, каковым является Госфинмониторинг.

Отдельные особенности для субъектов первичного финансового мониторинга, осуществляющих деятельность без образования юридического лица

Для специально определенных субъектов финансового мониторинга, осуществляющих свою деятельность единолично (адвокаты, нотариусы, бухгалтеры, аудиторы, юристы), и тех, кто осуществляет операции за наличные, Закон предусмотрел упрощенный механизм осуществления финансового мониторинга.

Такие субъекты не устанавливают правила, не разрабатывают программы проведения финансового мониторинга, не назначают ответственных работников за проведение финансового мониторинга, как это предусмотрено для всех прочих субъектов.

Кроме того, все специально определенные субъекты освобождены от обязанности разрабатывать критерии риска и осуществлять управление ими, осуществлять отслеживание (мониторинг) финансовых операций клиента, операции которого стали объектом финансового мониторинга.

Какой государственный орган осуществляет регулирование и надзор?

Государственное регулирование и надзор в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в отношении аудиторов, аудиторских фирм, физических лиц - предпринимателей, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету, торговцев драгоценными металлами и камнями, субъектов хозяйствования, которые проводят какие-либо лотереи или азартные игры, осуществляет Министерство финансов Украины.

Государственным регулятором для нотариусов и адвокатов является Министерство юстиции Украины, для риелторов и тех, кто осуществляет операции за наличные, - Госфинмониторинг.

Регулирование и надзор осуществляются в соответствии с нормами и правилами, предусмотренными Законом и нормативно-правовыми актами, которые государственные регуляторы разрабатывают и утверждают.

Это, прежде всего, касается положения об организации финансового мониторинга, порядка проведения проверок,применения финансовых санкции, привлечения к административной ответственности, утверждения критериев риска и т. п.

...
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...