Письмо ГНАУ N 20886/7/10-2017 от 05.10.2010 г-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 05.10.2010 г. N 20886/7/10-2017

О предоставлении обобщенной информации относительно решений судов кассационной инстанции, принятых в интересах органов ГНС, связанных с применением РРО

Государственная налоговая администрация Украины с целью формирования доказательной базы во время осуществления контрольно-проверочной работы, сопровождения дел в судах, повышения квалификации работников органов ГНС и использования позитивного опыта предоставляет обобщенную информацию относительно решений судов кассационной инстанции, принятых в интересах органов ГНС, связанных с применением регистраторов расчетных операций.

Заместитель Председателя

В. Маликов

ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕШЕНИЙ СУДОВ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, ПРИНЯТЫХ В ПОЛЬЗУ ОРГАНОВ ГНС, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕГИСТРАТОРОВ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1. Относительно проведения через регистратор расчетных операций средств, которые были получены как аванс за предоставление услуги

Верховный Суд Украины (постановления от 01.04.2009 г. по делу N 921-307во09, от 16.06.2009 г. по делу N 21-683во08) отметил следующее.

В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона Украины от 6 июля 1995 года N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли_ общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265/95-ВР) возможность возврата денежных средств в случае отказа покупателя от товара или услуги означает, что осуществление расчетной операции при реализации товаров (услуг) не требует совпадения во времени этой операции, в частности с фактическим предоставлением услуг. Необходимым условием осуществления такой операции является реализация товаров (работ, услуг), то есть их продажа в результате совершенной продавцом и покупателем сделки. При приеме работником истца аванса (предоплаты) за организацию и обслуживание банкета между предприятием и заказчиком фактически было заключено соглашение относительно предоставления услуги и проведена ее реализация (продажа), поэтому независимо от того, предоставлена ли реализованная услуга фактически, полученные средства должны были быть проведены через регистратор расчетных операций с распечаткой фискального финансового чека на эту сумму и с выдачей его заказчику.

2. Относительно обеспечения применения регистраторов расчетных операций при продаже товаров согласно кредитных договоров

Высший административный суд Украины (постановление от 22 июля 2010 года), удовлетворяя жалобу ОГНИ по делу N К-11728/09 по иску ООО, в частности, отметил следующее.

ООО реализует бытовую технику физическим лицам в кредит через сеть своих магазинов. Отпуск товаров физическим лицам проводится на основании кредитных договоров, которые оформляются на каждую покупку отдельно. При этом обществом при продаже товаров, согласно кредитных договоров, не обеспечено применение регистраторов расчетных операций и печатание соответствующих расчетных документов установленной формы.

По определению, приведенному в статье 2 Закона N 265/95-ВР регистратор расчетных операций - устройство или програмно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг). К регистраторам расчетных операций относятся: электронный контрольно-кассовый аппарат, электронный контрольно-кассовый регистратор, компьютерно-кассовая система, электронный таксометр, автомат по продаже товаров (услуг) и тому подобное.

Содержание приведенной правовой нормы свидетельствует в интересах того, что регистратор расчетных операций предназначен не только для регистрации расчетных операций, но и для регистрации количества проданных товаров.

Ввиду области применения регистраторов расчетных операций, Высший административный суд Украины соглашается с позицией налогового органа о наличии обязанности применять регистратор расчетных операций с целью учета количества реализованных товаров, который не зависит от способа осуществления расчетов.

3. Относительно применения регистратора расчетных операций при отключении электроэнергии

Высший административный суд Украины (постановление от 17 ноября 2009 года N К-15397/08), отказывая в удовлетворении кассационной жалобы ООО в деле по иску к ГНИ, в частности, отметил следующее.

Предписаниями статьи 5 Закона N 265/95-ВР предусмотрено, что на период выхода из строя регистратора расчетных операций и осуществления его ремонта или в случае временного, но не более 72 часов (7 рабочих дней) отключения электроэнергии проведение расчетных операций осуществляется с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки или с применением должным образом зарегистрированного резервного регистратора расчетных операций.

В соответствии с пунктом 4.9 раздела 4 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. N 614 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 г. за N 107/5298 (далее - Порядок N 614), если на период выхода из строя регистратора расчетных операций или в случае отключения электроэнергии расчетные операции проводятся с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки, то после установления отремонтированного (резервного) регистратора расчетных операций или восстановления снабжения электроэнергией необходимо провести через регистратор расчетных операций суммы расчетов за время работы с использованием расчетной книжки, а также в соответствии с контрольной лентой (в случае обнуления оперативной памяти) - за время работы, предшествовавшему выходу регистратора расчетных операций из строя или отключения электроэнергии, отдельно по каждой ставке НДС, после чего следует выполнить Z-отчет. При необходимости выполняется операция "служебное внесение" на сумму наличности, которая хранится на месте проведения расчетов. ООО не доказано, что электроэнергия отсутствовала, в результате чего не был применен регистратор расчетных операций, и не предоставлены справки об осуществлении профилактики компьютерного оборудования на предприятии.

4. Относительно осуществления перерегистрации регистратора расчетных операций в случае изменения адреса использования

Высший административный суд Украины (постановление от 17 июня 2010 года N К-22677/07), удовлетворяя кассационную жалобу ГНИ, в частности, отметил следующее.

При проверке субъекта хозяйствования обнаружено использование регистратора расчетных операций, зарегистрированного не по адресу хозяйственной единицы, которую проверяли.

Причиной возникновения спора по делу стал вопрос относительно наличия у субъекта хозяйствования обязанности осуществлять перерегистрацию регистратора расчетных операций в случае изменения адреса использования такого регистратора расчетных операций в пределах одной административно-территориальной единицы.

По содержанию абзаца первого пункта 2.2 Порядка N 614 регистрация регистратора расчетных операций осуществляется в органе ГНС по местонахождению (местожительству) СПД, а если СПД обслуживается в инспекции по работе с крупными плательщиками налогов - то по месту налогового учета. В случае использования регистратора расчетных операций на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала использования взять на учет в органе ГНС по месту использования, кроме регистраторов расчетных операций, которые применяются на объектах выездной торговли (предоставления услуг), и резервных регистраторов расчетных операций. Регистрация и взятие на учет осуществляются безвозмездно, регистрация - не позднее двух рабочих дней с момента представления, а взятие на учет - в день представления СПД всех необходимых документов.

Согласно пункту 2.9 Порядка N 614 для перерегистрации регистратора расчетных операций с целью использования его в другой хозяйственной единице СПД подает в орган ГНС по месту регистрации регистратора расчетных операций заявление произвольной формы, в котором отмечена область применения регистратора расчетных операций, регистрационное удостоверение с отметкой, при необходимости, о снятии регистратора расчетных операций с учета, а также определенные пунктом 2.3 документы на хозяйственную единицу. Должностное лицо органа ГНС вносит изменения в соответствующую запись в Книге регистраторов расчетных операций и в регистрационное удостоверение. В случае использования регистратора расчетных операций на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала использования взять на учет в органе ГНС по месту осуществления хозяйственной деятельности.

Следовательно, в случае использования регистратора расчетных операций в другой хозяйственной единице субъект хозяйствования должен осуществить перерегистрацию регистратора расчетных операций.

5. Относительно обеспечения применения регистраторов расчетных операций при покупке горючего по карточкам и талонам

Высший административный суд Украины (постановление от 17 января 2008 года N К-7844/06), удовлетворяя кассационную жалобу ГНИ, в частности, отметил следующее.

Продажей товара является не только уплата покупателем определенной суммы средств, но и прием-передача товара от продавца в собственность покупателя (фактическое приобретение права собственности на товар).

В связи с этим карточки многоразового использования при осуществлении операций не могут использоваться лишь как доверенность (акт приема-передачи), поскольку право собственности на товар (газ, нефтепродукты) переходит лишь при передаче горючего. Факт перехода права собственности от субъекта хозяйствования - продавца к покупателям подтверждается возвращением талона (карточки) продавцу.

Согласно нормам Закона N 265/95-ВР кассовый чек является расчетным документом, который подтверждает факт продажи товара, и в соответствии со статьей 1 данного Закона распечатывается через зарегистрированный согласно требованиям действующего законодательства Украины регистратор расчетных операций.

Таким образом, операции по отпуску горючего на автозаправочных станциях, в том числе предварительно оплаченного, должны проводиться через регистратор расчетных операций, а несоблюдение указанных требований является основанием для применения органом ГНС установленных частью 1 статьи 17 Закона N 265/95-ВР штрафных санкций.

6. Относительно порядка проведения проверок

Высший административный суд Украины (постановление от 29 сентября 2009 года N К-11888/07), отказывая в удовлетворении кассационной жалобы ЧП в деле по иску к ОГНИ, в частности, обращает внимание на то, что невручение копии приказа о проверке при фактическом допуске к ее проведению не может быть основанием для отмены решения налогового органа о применении штрафных санкций при доказанности совершенных правонарушений.

Также Высший административный суд Украины (постановление от 21 апреля 2009 года N К-3659/08) отмечает, что несоблюдение налоговым органом требований законодательства во время проведения проверки субъекта хозяйствования не освобождает последнего от предусмотренной действующим законодательством ответственности за допущенные им нарушения требований действующего законодательства.

Также многими субъектами хозяйствования обжалуются решения налогового органа о применении штрафных (финансовых) санкций лишь по основаниям законности проведения проверки. Высший административный суд Украины в постановлении от 21 января 2010 года N К-6771/07 выразил свою позицию по отмеченному вопросу.

Так, согласно статье 111 Закона Украины от 14 декабря 1990 года N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (далее - Закон N 509-XII):

• внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из таких обстоятельств... (часть шестая);

• внеплановыми проверками считаются также проверки в пределах полномочий налоговых органов, определенных Законами Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли_ общественного питания и услуг", "О государственной регуляции производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", а в других случаях - по решению суда (часть седьмая).

Таким образом, внеплановыми проверками являются проверки, которые проводятся по основаниям, приведенным в части шестой статьи 111 Закона N 509-XII, а также проверки в пределах полномочий налоговых органов, определенных Законом N 265/95-ВР. То есть в любом случае проверки относительно соблюдения субъектами предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов за товары (услуги) имеют статус внеплановых в понимании статьи 111 Закона N 509-XII, однако их проведение не связано с обстоятельствами, перечисленными в части шестой этой статьи.

В соответствии с пунктом 2.6 дополнения 2 к приказу Государственной налоговой администрации Украины от 11.10.2005 г. N 441 "Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц" проверки контроля за осуществлением субъектами хозяйствования расчетных операций в сфере наличного обращения проводятся по отдельным планам органов государственной налоговой службы. С целью повышения контроля за осуществлением расчетных операций и предотвращения дублирования проверок в ГНИ в городах и районах формируется и утверждается ежемесячный план проведения отмеченных проверок. При этом, по поручению Кабинета Министров Украины могут проводиться внеплановые проверки субъектов хозяйствования, которые осуществляют наличные расчеты.

Пунктами 2.7, 2.8, 2.9 названных Методических рекомендаций предусмотрено, что проверки проводятся группой в составе не менее двух должностных лиц при наличии у них служебных удостоверений и направления на проверку. По решению руководителя налогового органа данные проверки могут проводиться совместно с другими подразделениями государственной налоговой службы в пределах их компетенции. При необходимости по решению руководителя органа государственной налоговой службы проверки могут проводиться совместно с другими контролирующими органами. По результатам проведенной проверки относительно контроля за осуществлением субъектами хозяйствования расчетных операций в сфере наличного обращения составляется типичный акт.

7. Относительно места проведения расчетов

Высший административный суд Украины (постановления от 20 января 2009 года N К-6165/07 и от 7 апреля 2009 года N К-11912/07) отмечает следующее.

Статьей 2 Закона N 265/95-ВР место проведения расчетов определено как место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (предоставленные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное.

В соответствии с частью 4 пункта 23 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины N 833 от 15.06.2006 г, запрещается хранение в месте проведения расчета (в кассе, денежном ящике, сейфе и тому подобное) наличности, которая не принадлежит субъекту хозяйствования, а также личных вещей кассира или других работников.

Согласно пункту 4.5 Порядка N 614 внесение или выдача наличности с места проведения расчетов должны регистрироваться через регистратор расчетных операций с использованием операций "служебное внесение" и "служебная выдача", если такое внесение или выдача не связаны с проведением расчетных операций. Кроме того, операция "служебное внесение" используется для регистрации суммы наличности, которая хранится в месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, которая проводится после выполнения Z-отчета.

Суд кассационной инстанции отмечает, что в спорном случае есть торговый зал магазина истца, в котором находится прилавок и холодильник, ведь Закон N 265/95-ВР не ограничивает понятие места проведения расчетов каким-либо предметом, а устанавливает определенные признаки такого места проведения расчетов, а именно, что это место,где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары и хранятся полученные за реализованные товары наличные средства. Именно в торговом зале истца осуществлялись расчеты и хранились денежные средства.

...
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...