Письмо ГНАУ N 22882/7/16-1517 от 26.10.2010 г-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 26.10.2010 г. N 22882/7/16-1517

Государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе

О налоге на добавленную стоимость

Государственная налоговая администрация Украины в ответ на запросы органов государственной налоговой службы относительно отражения в налоговых декларациях по НДС отчетного периода налоговых накладных, которые были выписаны в предыдущих периодах, сообщает.

Согласно подпункту 7.7.1 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в бюджет или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства отчетного налогового периода и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода.

По определению, предоставленным пунктом 1.5 статьи 1 Закона, отчетный период - это период, за который налогоплательщик обязан проводить расчеты налога и уплачивать его в бюджет.

Таким образом, по результатам отчетного периода налогоплательщик обязан сформировать как сумму налоговых обязательств такого отчетного периода, так и сумму разрешенного в этом же отчетном периоде налогового кредита.

При этом, для достоверного отражения сумм разрешенного налогового кредита, должны соблюдаться следующие положения Закона.

Налоговое обязательство - общая сумма налога, полученная (начисленная) плательщиком налога в отчетном (налоговом) периоде, определенная согласно этому Закону (пункт 1.6 статьи 1 Закона).

Налоговый кредит - сумма, на которую налогоплательщик имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода, определенная согласно этому Закону (пункт 1.7 статьи 1 Закона).

Согласно подпункту 7.4.1 пункта 7.4 статьи 7 Закона налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога в течение такого отчетного периода.

Правила, которые предусматривают формирование налоговых обязательств продавца и налогового кредита покупателя в одном отчетном периоде, и дают возможность плательщику своевременно и в полном объеме реализовать предоставленное ему право на формирование своего налогового кредита, установлено прямыми нормами Закона.

Так, подпунктом 7.2.3 пункта 7.2 статьи 7 Закона предусмотрено, что налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю. При этом ни в данном пункте Закона ни в любом другом не предусмотренного никаких причин для получения возможности задержки в предоставлении покупателю налоговой накладной.

В соответствии с общими правилами определения даты возникновения налоговых обязательств (подпункт 7.3.1 пункта 7.3 статьи 7 Закона) такой датой считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:

- Или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров (работ, услуг), подлежащих продаже, а в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - дата их оприходования в кассе налогоплательщика , а при отсутствии таковой - дата инкассации наличных средств в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика;

- Или дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) налогоплательщиком.

Подпунктом 7.2.1 пункта 7.2 статьи 7 Закона установлено, что налогоплательщик обязан предоставить покупателю налоговую накладную, а подпунктом 7.2.6 пункта 7.2 статьи 7 Закона определено, что налоговая накладная выдается плательщиком налога, поставляющим товары (услуги), по требованию их получателя, и является основанием для начисления налогового кредита, а также предусмотрены условия, при которых налогоплательщик получит право на налоговый кредит даже при отказе продавца предоставить ему налоговую накладную.

То есть, на дату, определенную подпунктом 7.3.1 пункта 7.3 статьи 7 Закона, продавец обязан предоставить покупателю налоговую накладную, а если это требование Закона не соблюдено, получатель товаров (услуг) вправе требовать ее предоставления, а в случае отказа - обратиться с жалобой на такого поставщика в орган налоговой службы (подпункт 7.2.6 пункта 7.2 статьи 7 Закона).

Таким образом, своевременное включение налоговых накладных в состав налогового кредита, а также обеспечение контроля за своевременным их получением, является обязанностью налогоплательщика, и Законом предусмотрен ряд возможностей для беспрепятственной реализации такой обязанности.

При этом Государственная налоговая администрация Украины обращает внимание, что согласно подпункту 7.2.8 пункта 7.2 статьи 7 Закона плательщики налога обязаны вести отдельный учет операций по поставке и приобретению товаров (услуг), подлежащих налогообложению этим налогом, а также которые не являются объектами налогообложения согласно статье 3 и освобождены от налогообложения согласно статье 5 этого Закона. Сводные результаты такого учета на основании реестра полученных и выданных налоговых накладных отражаются в налоговых декларациях, форма и порядок заполнения которых определяются в соответствии с Законом. Пунктом 3.4 Порядка заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. N 166 (с учетом изменений и дополнений) определено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в декларации , а данные, приведенные им в декларации, должны соответствовать данным его бухгалтерского и налогового учета, поскольку финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета (пункт 2 статьи 3 Закона Украины от 16.07.99 г. N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине").

Особенности ведения бухгалтерского учета, благодаря системе двойного учета, позволяют в любом случае, в течение балансового периода, а именно отчетного квартала, выявить ошибку, связанную с невключением в бухгалтерский и налоговый учет первичного документа. Таким образом, несвоевременное (более балансового периода) включение в состав налогового кредита уплаченного (начисленного) в отчетном периоде НДС может быть связано с искусственным искажением показателей налоговой отчетности. Исключением является лишь отдельно определенные Законом особые условия формирования налогового кредита на основании налоговых накладных, которые были выписаны в предыдущих периодах, в частности:

- Получение товаров (услуг) налогоплательщиком, который применяет "кассовый метод" налогового учета (определение дано в пункте 1.11 статьи 1 Закона), а контрагент (продавец) свои налоговые обязательства определяет по общим правилам;

- Приобретение товаров для использования в освобожденных от налогообложения операциях или операциях, не являющихся объектом налогообложения, и последующего использования этих же товаров в других отчетных периодах в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности;

- Приобретение непроизводственных основных фондов и перевод их в других отчетных периодах в категорию производственных, либо их продажа или ликвидация.

Учитывая то, что налоговая накладная является отчетным налоговым документом и одновременно расчетным документом (подпункт 7.2.3 пункта 7.2 статьи 7 Закона), и с учетом определения, предоставленного пунктом 2.1 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. N 88 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины от 05.06.95 г. N 168/704 (далее - Положение N 88), налоговая накладная относится к категории первичных документов.

Порядок регистрации налоговой накладной входящего первичного документа определяется с учетом правил, установленных Положением N 88, учет налоговых накладных и их передача (пересылка) должны основываться на правилах, установленных для соответствующих бухгалтерских документов.

Согласно пункту 2 Порядка оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.97 г. N 799 (далее - Порядок N 799), отчеты, расчетные документы и декларации (далее - отчеты) принимаются к отправке письмами (посылками, бандеролями) с объявленной ценностью (далее - почтовые отправления) с пометкой "Отчет" и с заказным уведомлением о вручении, налоговые накладные, которые отправляются продавцом почте покупателю, должны направляться почтовым письмом с заказным уведомлением о вручении.

Учитывая указанное, налоговые накладные, которые отправляются продавцом по почте покупателю, должны направляться почтовым письмом с заказным уведомлением о вручении.

Рекомендуемые уведомления о вручении почтовых отправлений выдаются адресатам под расписку (пункт 11 Порядка N 799). В городах Киеве и Севастополе, областных центрах, городах областного подчинения, районных центрах уведомления о входящих почтовых отправлениях доставляются адресатам не позднее рабочего дня, следующего после поступления отправления на предприятие почтовой связи (пункт 10 Порядка N 799). Отправителю направляется уведомление после вручения почтового отправления адресату (пункт 6 Порядка N 799).

Таким образом, документальным подтверждением правомерности включения в состав налогового кредита сумм налога на добавленную стоимость на основании налоговой накладной, которая была выписана в любом из предыдущих периодов, для налогоплательщика - покупателя является документ, подтверждающий дату поступления такой налоговой накладной от продавца, а именно зарегистрированное в соответствии с требованиями Положения № 88 письмо с заказным уведомлением о вручении с указанием на нем оттиска календарного почтового штемпеля и полученная вместе с этим письмом налоговая накладная с отображением на ней даты реестрации на штампе входящей корреспонденции (при условии соблюдения других требований Закона относительно формирования налогового кредита).

Следовательно, при получении налоговых накладных, в том числе и тех, которые выписаны в разных налоговых периодах, но получены плательщиком в текущем отчетном периоде (налоговые накладные, которые были выписаны в предыдущих периодах), но только при наличии документального подтверждения такого опоздания, плательщик налога - покупатель товаров (услуг) должен на дату получения этих налоговых накладных отразить их в разделе 1 реестра полученных и выданных налоговых накладных с учетом особенностей его заполнения, определенных пунктом 9 Порядка ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденного приказом ГНА Украины от 30.06. 2005 г. N 244 "О внесении изменений в приказ ГНА Украины от 30.05.97 г. N 165" (с учетом изменений и дополнений) и (при условии соблюдения требований относительно формирования налогового кредита) в строке 10.1 раздела II "Налоговый кредит" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

При этом записи в налоговом учете о налоговых накладных, которые были выписаны в предыдущих периодах, не могут быть приравнены к записям о самостоятельно исправленных ошибках, поскольку такие операции не соответствуют определению арифметической или методологической ошибки (письмо ГНА Украины от 11.08.2004 г. N 15316 / 7/15-2417).

Сообщая об изложенном, Государственная налоговая администрация Украины обязывает:

- Обеспечить надлежащий сбор доказательной базы для признания или непризнания права налогоплательщика на получение налогового кредита на основании наличия налоговых накладных, которые были выписаны в предыдущих периодах;

- При проведении документальных проверок (независимо от категории проверки) тщательно исследовать формирование налогового кредита с использованием налоговых накладных, которые были выписаны в предыдущих периодах, с учетом правил ведения налогового и бухгалтерского учета, в частности исследовать факты поставки товаров, по которым не произведена оплата, их использования в налогооблагаемых операциях и/или их фактическое наличие на момент объявления и проверки, а также факты получения товаров после проведения авансовой оплаты за них и их реальное использование в налогооблагаемых операциях, с обязательной проверкой отражения первичных документов по оплате/получению товаров в бухгалтерском учете и в налоговом учете по налогу на прибыль. При этом в первую очередь должны быть исследованы взаимоотношения плательщика с контрагентами, учетное состояние которых отлично от состояния "основной";

- При проведении камеральных проверок налоговой отчетности в случае выявления фактов формирования налогового кредита с использованием налоговых накладных, которые были выписаны в предыдущих периодах, и в которых разница в датах их выписки и получения превышает балансовый период (отчетный квартал) и которые привели к возникновению разногласий с показателями налоговой отчетности контрагентов, принять меры, предусмотренные приказом ГНА Украины от 18.04.2008 г N 266, обеспечив при этом получение от налогоплательщика обоснованных объяснений таких фактов и документальных подтверждений фактической даты получения налоговых накладных, а в случае отсутствия таких объяснений и документов,на основании статьи 111 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" обеспечить проведение внеплановой выездной проверки плательщика налогов;

- При установлении фактов умышленного искажения показателей налоговой отчетности принимать предусмотренные действующим законодательством меры по привлечению таких плательщиков к ответственности согласно действующему законодательству Украины.

Заместитель Председателя

А. Н. Любченко

...
 

Комментарии 

 
0 #2 Любовь 11.11.2010 14:47
ГНАУ пока еще не законодательный орган, все это можно оспорить в суде,а ГНАУ лучше бы больше Налоговым Кодексом занималась.
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
+8 #1 Ирина 10.11.2010 10:57
Ну чем бы им больше заняться, чем писать всякий бред. Какая разнца есть уведомление или нет, есть срок исковой давности 3 года и все. Зачем горродить бред? Занялись бы лучше глобальными проблемами.
Цитировать | Пожаловаться модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...