Приказ ГНАУ N 210 от 01.04.2010 г-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

от 1 апреля 2010 года N 210 

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения относительно применения штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства юридическими лицами

Приказ утратил действие
(согласно приказу Государственной налоговой администрации Украины
от 31 марта 2011 года N 182)

С целью однозначного понимания отдельных положений налогового законодательства, установления единого подхода при применении штрафных (финансовых) санкций за обнаруженные во время проведения документальных не выездных, плановых и внеплановых выездных проверок нарушения налогового законодательства налогоплательщиками - юридическими лицами (их филиалами, отделениями и другими отдельными подразделениями), обосновании органами государственной налоговой службы решений во время проведения апелляционных процедур и использовании плательщиками налогов во время таких процедур и на выполнение постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 года N 86 "О предоставлении налоговых и других разъяснений" и приказа ГНА Украины от 12.04.2003 N 176 "Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 23.04.2003 за N 326/7647, руководствуясь статьей 8 Закона Украины от 4 декабря 1990 года N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине", приказываю:

1. Утвердить Обобщающее налоговое разъяснение относительно применения штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками - юридическими лицами, которое прилагается.

2. Отозвать с мест применения письма ГНА Украины от 02.06.2005 N 10902/7/23-1117, от 24.04.2008 N 8602/7/23-4017/111, от 13.05.2009 N 9842/7/23-4017/227, от 25.12.2009 N 28911/7/23-4017/679, от 12.11.2009 N 25010/7/10-1017/3727 и Раздел IV "Относительно ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства" письма ГНА Украины от 06.07.2009 N 14082/7/23-4017/354.

3. Департаменту массово разъяснительной работы и обращений граждан (Косарчук В. П.) обеспечить обнародование этого приказа через средства массовой информации и размещение на веб-сайте ГНА Украины.

4. Председателям государственных налоговых администраций в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести отмеченное разъяснение налогоплательщикам и подчиненным органам государственной налоговой службы и обеспечить учет при проведении налогового контроля юридических лиц и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.

5. Приказ вступает в силу со дня его опубликования.

6. Контроль за выполнением этого приказа возложить на заместителя Председателя Рубан Н. И.

Председатель

А. А. Папаика

УТВЕРЖДЕНО
Приказ ГНА Украины
01.04.2010 N 210

Обобщающее налоговое разъяснение относительно применения штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками - юридическими лицами

1. Относительно применения штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных подпунктами 17.1.1 и 17.1.2 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон N 2181).

1.1. В соответствии с подпунктом "а" подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона N 2181 налоговый орган обязан самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика в случае, если налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую декларацию.

Если налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую декларацию согласно подпунктом 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181 и подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНА Украины от 17.03.2001 N 110, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23.03.2001 за N 268/5459, с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 110), к такому налогоплательщику за неподачу или задержку представления каждой декларации применяется штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

1.2. Если налогоплательщик не подает декларацию и по результатам проверки налоговый орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства плательщика по указанным основаниям, то за каждый отчетный налоговый период, в котором возникает налоговое обязательство, согласно подпунктом 17.1.2 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181 и подпунктом 6.1.2 пункта 6.1 Инструкции N 110 к такому налогоплательщику дополнительно к штрафным санкциям, определенным подпунктом 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181, применяются штрафные (финансовые) санкции в размере десяти процентов суммы налогового обязательства за каждый полный или неполный месяц задержки представления налоговой декларации (независимо от количества установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа) налоговых периодов, которые истекли), но не больше пятидесяти процентов суммы начисленного налогового обязательства и не менее десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Пример:

Проверкой установлено, что налогоплательщиком не подавались налоговые расчеты сбора за загрязнение окружающей природной среды за 2008 год при наличии и использовании передвижных источников загрязнения.

При этом работниками органа ГНС начислен сбор за выбросы передвижными источниками загрязнения за 2008 год в общей сумме 1900,0 грн., в т. ч.:

I квартал - 1000,0 грн.

II квартал - 300,0 грн.

III квартал - 500,0 грн.

IV квартал - 100,0 грн.

Период, за который не подана декларация (расчет)

Период направления (вручения) налогового уведомления-решения

Количество полных или неполных месяцев задержки представления декларации

Сумма определенного проверкой налогового обязательства, грн.

Сумма штрафных (финансовых) санкций согласно пп. 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона N 2181
(170 грн.)

Расчетная сумма штрафных (финансовых) санкций согласно пп. 17.1.2 п. 17.1 ст. 17 Закона N 2181 (10 % х гр. 3 х гр. 4)

Сумма штрафных (финансовых) санкций, которая подлежит применению в соответствии с пп. 17.1.2 п. 17.1 ст. 17
Закона N 2181
(сравнение: 170 грн. ? гр. 4 ? 50 % от гр. 4)

1

2

3

4

6

7

8

I квартал 2008 года (срок представления - 10.05.2008)

Март 2009 года

11

1000,0

170,0

1100,0

500,0

II квартал 2008 года (срок представления - 10.08.2008)

8

300,0

170,0

240,0

170,0

III квартал 2008 года (срок представления - 10.11.2008)

5

500,0

170,0

250,0

250,0

IV квартал 2008 года (срок представления - 10.02.2009)

2

100,0

170,0

20,0

170,0

Всего

Х

 

1900,0

680,0

1506,0

1090,0

Таким образом, в этом случае по результатам проверки сумма штрафных (финансовых) санкций, которая подлежит взиманию на основании подпункта 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181, составляет 680 грн., сумма штрафных (финансовых) санкций, которая подлежит взиманию на основании подпункта 17.1.2 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181, составляет 1090 грн., сумма начисленного налога составляет 1900 грн.

2. Относительно применения штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных подпунктами 17.1.3 и 17.1.6 пунктом 17.1 статьи 17 Закона N 2181.

2.1 Относительно применения штрафных (финансовых) санкций, определенных подпунктом 17.1.3 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины N 2181.

В соответствии с подпунктом "б" подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона N 2181 налоговый орган обязан самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика в случае, если данные документальных проверок деятельности налогоплательщика свидетельствуют как о занижении, так и о завышении налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях.

В случае, когда данные документальной проверки налогоплательщика свидетельствуют о занижении суммы налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях, и налоговый орган обнаруживает сумму недоимки в соответствии с подпунктом 17.1.3 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181 и подпунктом 6.1.3 пункта 6.1 Инструкции N 110, такой налогоплательщик обязан оплатить штраф в размере десяти процентов суммы недоимки (занижения суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоимка, и, заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким плательщиком налогов налогового уведомления от налогового органа, но не более пятидесяти процентов такой суммы недоимки и не менее десяти необлагаемых минимумов доходов граждан совокупно за весь срок недоимки независимо от количества налоговых периодов, которые истекли.

Пунктом 2.8 Инструкции N 110 определенно, что недоимка - это занижение суммы налогового обязательства за соответствующие базовые налоговые (отчетные) периоды.

При этом подпунктом 6.1.3 пункта 6.1 Инструкции N 110 предусмотрено, что в случае, если по результатам проверки обнаружены в отдельных налоговых периодах суммы недоимок, то за каждый из таких налоговых периодов насчитываются штрафные (финансовые) санкции в порядке и размерах, определенных этим пунктом.

Следовательно, штрафные (финансовые) санкции в соответствии с подпунктом 17.1.3 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181 применяются на определенные проверкой суммы занижений налоговых обязательств (недоимок) за соответствующие базовые налоговые (отчетные) периоды без учета установленных проверкой завышений налоговых обязательств в других базовых налоговых периодах (кроме случаев, когда до начала проверки налогоплательщик самостоятельно обнаружил факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов и в соответствии с пунктом 17.2 статьи 17 Закона N 2181 откорректировал эти суммы путем представления уточняющего расчета или отображения коррекций в соответствующих строках деклараций за следующие налоговые периоды).

Инструкцией N 110 предусмотрена последовательность действий при расчете штрафных (финансовых) санкций с целью соблюдения требований относительно максимального (пятьдесят процентов) и минимального (десять необлагаемых налогом минимумов доходов граждан) их размера, а именно:

1) определяется совокупно сумма недоимок по каждой из деклараций по всем налоговым периодам, в которых они обнаружены;

2) определяется совокупно сумма штрафных (финансовых) санкций по всем налоговым периодам, в которых были обнаружены суммы недоимок и по которым начислены такие штрафные (финансовые) санкции;

3) осуществляется обсчет максимального и минимального размера штрафных (финансовых) санкций от совокупной суммы недоимок и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафных (финансовых) санкций, определенной совокупно за все налоговые периоды, в которых были обнаружены суммы недоимок.

К оплате определяются суммы штрафных (финансовых) санкций, не превышающих максимальный размер и не ниже минимального размера, определенных этим пунктом.

Пример:

По результатам проведенной в октябре 2008 года за период с 1 октября 2007 по 1 сентября 2008 года проверки установлено завышение плательщиком налогов суммы налога на добавленную стоимость, которая подлежала начислению и уплате за май 2008 года, на 1500 грн., а также занижения суммы налога на добавленную стоимость в отдельных налоговых периодах, в т. ч:

за январь 2008 года - на 2000 грн.

за июнь 2008 года - на 2241 грн.

за июль 2008 года - на 150 грн.

за август 2008 года - на 210 грн.

Период, на который приходится недоимка

Период направления (вручения) налогового уведомления-решения

Количество периодов недоимки

Сумма недоимки, грн.

Сумма завышенного налогового обязательства, грн.

Расчетная сумма штрафных (финансовых) санкций
(гр. 4 х гр. 3 х 10 %)

Сумма штрафных (финансовых) санкций, которая подлежит применению
в соответствии с пп. 17.1.3 п. 17.1 ст. 17 Закона N 2181

Сумма доначисленного налога по результатам проверки

1

2

3

4

5

6

7

8

Январь 2008 года (20.02.2008)

Октябрь 2008 года

9

2000,0

-

1800,0
(2000,0 х 9 х 10 %)

х

х

Май 2008 года (20.06.2008)

-

-

1500,0

-

х

х

Июнь 2008 года (20.07.2008)

4

2241,0

 

896,4
(2241,0 х 4 х 10 %)

х

х

Июль 2008 года (20.08.2008)

3

150,0

 

45,0
(150,0 х 3 х 10 %)

х

х

Август 2008 года (20.09.2008)

2

210,0

 

42,0
(210,0 х 2 х 10 %)

х

х

Всего

Х

Х

4601,0*

1500,0

2783,4

2300,5**

3101,0***

* совокупная сумма недоимок;

** 170,0 < 2783,4 > 2300,5 (4601,0 х 50 %) = 2300,5 - размер штрафных (финансовых) санкций, рассчитанных в соответствии с пп. 17.1.3 п. 17.1 ст. 17 Закона N 2181;

*** 3101,0 (4601,0 - 1500,0) - сумма доначисленного налога по результатам проверки.

Таким образом, сумма штрафных (финансовых) санкций, которые подлежат применению, составляет 2300,5 грн., сумма доначисленного налога по результатам проверки - 3101,0 гривен.

2.2. Относительно применения штрафных (финансовых) санкций, определенных подпунктом 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181. 

Подпунктом 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181 предусмотрено, что в случае, когда налогоплательщик (должностное лицо налогоплательщика) осужден за совершение преступления относительно уклонения от уплаты налогов или если налогоплательщик декларирует переоцененные или недооцененные объекты налогообложения, которые приводят к занижению налогового обязательства в больших размерах, такой налогоплательщик дополнительно к штрафам, определенным этим пунктом, при наличии оснований для их наложения платит штраф в размере 50 процентов суммы недоимки, но не менее ста необлагаемых минимумов доходов граждан совокупно за весь срок недоимки, независимо от количества налоговых периодов, которые минули. Занижением налогового обязательства в больших размерах считается сумма недоимки, которая устанавливается на уровне, определенном Криминальным кодексом Украины.

Отмеченной нормой определяются основания применения и размеры дополнительных штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства, а также случаи, в которых они применяются.

Указанные штрафные (финансовые) санкции применяются к налогоплательщикам в таких случаях:

1) В случае, когда налогоплательщик (должностное лицо налогоплательщика) осужден за совершение преступления относительно уклонения от уплаты налогов, то есть вина такого лица в совершении криминально наказуемого деяния уже установлена и доказана в законодательно определенном судебном порядке.

В этом случае свидетельством наступления первого юридического факта является обвинительный приговор суда, который вступил в силу, в части признания лица виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 212 Криминального кодекса Украины, поскольку только по указанной статье квалифицируются преступные действия относительно преднамеренного уклонения от уплаты налогов.

Следует отметить, что ограничений в части размера суммы налогов, относительно которых установлено преднамеренное уклонение от уплаты, и наличия факта декларирования плательщиком налога объекта налогообложения в заниженных размерах в этом случае не установлено.

Что касается сроков применения штрафных (финансовых) санкций в данном случае, то прием соответствующих налоговых сообщений-решений должен происходить в случае поступления в органы государственной налоговой службы соответствующих решений (приговоров) судебных органов с учетом нормы, установленной подпунктом 15.1.2 пункта 15.1 статьи 15 Закона N 2181 относительно несоблюдения срока давности, определенного в подпункте 15.1.1 этого пункта, в случае, когда судом установлено совершение преступления должностными лицами налогоплательщика относительно преднамеренного уклонения от уплаты отмеченного налогового обязательства.

2) В случае, если по результатам проверки установлено, что налогоплательщик задекларировал переоцененные или недооцененные объекты налогообложения, которые привели к занижению налогового обязательства в больших размерах.

Исходя из порядка, установленного подпунктом 6.1.6 пункта 6 Инструкции N 110, декларированием переоцененных объектов налогообложения необходимо считать декларирование завышенных объектов налогообложения, а декларированием недооцененных объектов налогообложения необходимо считать декларирование заниженных объектов налогообложения.

Следует учесть, что при применении штрафных (финансовых) санкций к налогоплательщикам во втором случае на основании подпункта 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181 и в порядке, установленном подпунктом 6.1.6 пункта 6.1 Инструкции N 110, обязательным обстоятельством является осуществление указанным плательщиком декларирование объекта налогообложения в заниженных размерах, а обязательным условием для их применения - последствия такого декларирования, которые заключаются в занижении налоговых обязательств и доначислении в связи с этим по акту проверки совокупно (с учетом недоплат в одних периодах и завышения сумм налоговых обязательств в других периодах) налогового обязательства по конкретному налогу, сбору (обязательному платежу) в крупных размерах.

Штрафные санкции, установленные подпунктом 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181, в этом случае не применяются если налоговое обязательство определено налоговым органом вследствие непредоставления налоговой декларации, или если налоговый орган при декларировании таким налогоплательщиком объекта налогообложения в надлежащем размере устанавливает занижение налогового обязательства в связи с применением отличных от определенных законодательством, ставок налогообложения, нарушением порядка формирования налогового кредита по НДС и т.д.

Одновременно в каждой конкретной ситуации при применении указанных штрафных (финансовых) санкций необходимо учитывать определение объекта налогообложения для каждого налога, который непосредственно определяется нормой соответствующего закона, который устанавливает тот или иной вид налога или сбора (обязательного платежа) в контексте самого закона.

Большой размер заниженного налогового обязательства - это суммы налогов, сборов и других обязательных платежей в размере, не менее размера средств, который определен как квалифицирующий признак криминально наказуемого деяния, предусмотренного частью 2 статьи 212 Криминального кодекса Украины.

Согласно примечанию к статье 212 Уголовного кодекса Украины - большой размер средств - это суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан.

При этом, в соответствии со статьей 22 Закона Украины от 22 мая 2003 года N 889-IV "О налоге с доходов физических лиц", с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 889), для норм административного и криминального законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 данного Закона для соответствующего года с учетом положений пункта 22.4 относительно установления на переходный период размеров налоговой социальной льготы.

Вместе с тем, подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона N 889 определенно, что социальная льгота устанавливается в размере, который равняется 50 процентам одной минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, для любого плательщика налога.

Таким образом, большие размеры занижения налогового обязательства изменяются каждый год, поскольку зависят от изменения минимальной заработной платы.

3. Относительно применения штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных подпунктом 17.1.9 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181.

В соответствии с подпунктом 7.8.2 пункта 7.8 статьи 7 Закона Украины от 28 декабря 1994 года N 334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции Закона Украины от 22 мая 1997 года N 283/97-ВР (далее - Закон N 334), эмитент корпоративных прав, который принимает решение о выплате дивидендов своим акционерам (владельцам) начисляет и вносит в бюджет авансовый взнос налога на прибыль в размере ставки, установленной пунктом 10.1 статьи 10 данного Закона, начисленной на сумму дивидендов, предназначенных для выплаты, без уменьшения суммы такой выплаты на сумму такого налога.

Отмеченный авансовый взнос вносится в бюджет до/или одновременно с выплатой дивидендов. Обязанность по начислению и уплате авансового взноса с этого налога по определенной пунктом 10.1 статьи 10 Закона N 334 ставкой возлагается на любого эмитента корпоративных прав, который является резидентом, независимо от того, является ли такой эмитент или получатель дивидендов плательщиком налога на прибыль или имеет льготы по уплате налога на прибыль, предоставленные этим Законом или другими законодательными актами, либо в виде применения ставки налога отличной от установленной пунктом 10.1 статьи 10 этого Закона (кроме плательщиков этого налога, подпадающих под действие пункта 7.2 статьи 7 или подпункта 10.2.3 пункта 10.2 статьи 10 настоящего Закона).

Согласно подпункту 7.8.8 пункта 7.8 статьи 7 Закона N 334 авансовый взнос по налогу на прибыль предприятий, уплаченный в связи с начислением (уплатой) дивидендов, является частью налога на прибыль предприятий и не может расцениваться как налог, который взимается при репатриации дивидендов (их уплате в пользу нерезидентов) в соответствии с нормами статьи 13 Закона N 334 или международных договоров Украины.

Таким образом, при начислении суммы дивидендов, предназначенных для выплаты владельцам корпоративных прав, налогоплательщик должен начислить авансовый взнос на сумму таких дивидендов по установленной ставке и внести его в бюджет до/или во время такой выплаты.

В случае, когда налогоплательщик осуществляет продажу (отчуждение) товаров (продукции) или денежные выплаты без предыдущего начисления и уплаты налога, сбора (обязательного платежа), если в соответствии с законодательством такое начисление и уплата является обязательной предпосылкой такой продажи (отчуждения) или выплаты, такой налогоплательщик в соответствии с подпунктом 17.1.9 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181 платит штраф в двойном размере суммы обязательства по такому налогу, сбору (обязательному платежу).

Уплата отмеченных штрафов не освобождает налогоплательщика от административной или криминальной ответственности и/или конфискации таких товаров (продукции) или средств в соответствии с законом.

Штрафные санкции, предусмотренные подпунктом 17.1.9 пункта 17.1 статьи 17 Закона N 2181, применяются к налогоплательщикам в порядке, предусмотренном подпунктом 6.1.9 Инструкции N 110. При этом, согласно подпункту 6.1.10 Инструкции N 110 штрафные санкции (определенные подпунктами 6.1.1 - 6.1.6 и 6.1.9 пунктом 6.1 Инструкции) применяются независимо от состояния расчета налогоплательщика с бюджетами, существования налогового долга или переплаты налогоплательщика по налогам, сборам ( обязательным платежам).

Директор Департамента
налогового контроля юридических лиц


И. М. Удачина

...
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...