Рекомендации Госкомпредпринимательства-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...

С целью урегулирования проблемных моментов процесса государственной регистрации субъектов хозяйствования и на исполнение требований Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации {отмыванию} доходов, полученных преступным путем», который вступил в силу 21.08.2010 г. Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства предоставляет соответствующие разъяснения.

Рекомендации

по выполнению государственными регистраторами абзаца шестого статьи 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»

18 мая 2010 года принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации {отмыванию} доходов, полученных преступным путем» (далее – Закон N 2258-VI), действие которого распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, а также на юридических лиц, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, обеспечивающие проведение финансовых операций на территории Украины и за ее пределами в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Законом N 2258-VI внесены изменения в статью 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» (далее - Закон о регистрации), которые вступают в действие 21 августа 2010 года.

В связи с указанным выше предоставляем разъяснения по отдельным нормам Закона N 2258-VI и их выполнения в пределах полномочий государственными регистраторами.

1. Пунктом пятым части первой статьи 1 этого Закона установлено значение термина «финансовый мониторинг»:

финансовый мониторинг - совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включающие проведение государственного финансового мониторинга и первичного финансового мониторинга.

Согласно части второй статьи 5 Закона N 2258-VI субъектами первичного финансового мониторинга являются:

1) банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;

2) платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;

3) товарные, фондовые и другие биржи;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

5) компании по управлению активами;

6) операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;

7) филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;

8) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:

а) субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении сделок по купле-продаже недвижимого имущества;

б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 данного Закона;

в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, включая казино, электронное (виртуальное) казино;

г) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений) в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 данного Закона;

ґ) физические лица - предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, оказывают услуги) за наличные, при условии, что сумма такой финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 данного Закона, в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 данного Закона;

9) другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Согласно части третьей статьи 5 Закона N 2258-VI субьектами государственного финансового мониторинга являются:

Национальный банк Украины, Министерство финансов Украины, Министерство юстиции, Украины, Министерство транспорта и связи Украины, Министерство экономики Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины; Специально уполномоченный орган.

Статьей 6 Закона N 2258-VI определены задачи, обязанности и права субъекта первичного финансового мониторинга.

Так, для проведения оценки рисков и с целью предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма субъектами первичного финансового мониторинга осуществляется совокупность мероприятий, направленных на выполнение требований Закона N 2258-VI, которые включают проведение обязательного и внутреннего финансового мониторинга (в соответствии со статьями 15 и 16 данного Закона), связанные с выявлением финансовых операций, идентификацию участников таких операций и изучение их деятельности, ведение учета этих операций и сведений об их участниках, обязательного отчета о них Уполномоченному органу, а также представление дополнительной информации о финансовых операциях и их участниках, которые стали объектом финансового мониторинга со стороны Уполномоченного органа.

Для обеспечения надлежащей реализации функций учреждения, как субъекта первичного финансового мониторинга, идентификации лиц, осуществляющих финансовые операции, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии с Законом N 2258-VI, приказом Государственного комитета финансового мониторинга Украины от 31 октября 2006 г. N 217 утверждены Примерные правила проведения внутреннего финансового мониторинга небанковскими учреждениями.

2. Одновременно сообщаем о том, что учитывая актуальность вопроса, предусматривающего выполнение государственными регистраторами статьи 24 Закона о регистрации, на базе Госкомпредпринимательства проведено рабочее совещание по их обсуждению с участием представителей Госфинмониторинга, Национального банка Украины и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынка.

Во время совещания выяснено, что действие указанной нормы в настоящее время может быть практически реализовано через получение заявителем выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (далее - ЕГР), где должны отображаться сведения, подтверждающие структуру собственности учредителей - юридических лиц.

Кроме того, в связи с отсутствием финансирования перенесена на неопределенный срок разработка соответствующего программного обеспечения АИС «ЕГР-М», связанной с внедрением указанных изменений в Закон о регистрации.

Согласно позиции Госфинмониторинга, сведения, указанные в документах, подтверждающих структуру собственности учредителей - юридических лиц, должны включаться в ЕГР.

Участниками совещания принято решение о необходимости внесения изменений в статью 17 Закона о регистрации, которыми дополнить сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР, новыми сведениями, подтверждающими структуру собственности учредителей - юридических лиц, и рекомендовать Госфинмониторинга в установленном порядке внести изменения в Заключительные положения Закона N 2258-VI в части переноса сроков введения указанной выше нормы на два года с целью решения вопроса финансирования работ, связанных с доработкой программного обеспечения ЕГР.

3. Пунктом 12 Примечания Закона N 2258-VI внесены изменения в часть первую статьи 24 Закона о регистрации, которая дополняется абзацем шестым следующего содержания:

"Информацию с документами, подтверждающими структуру собственности учредителей - юридических лиц, позволяющую установить физических лиц - владельцев существенного участия этих юридических лиц";

При выполнении указанной нормы следует учитывать следующее.

В соответствии с определением терминов, установленных статьей 1 Закона N 2258:

пунктом двадцатым - контроль юридического лица - прямое или опосредованное владение физическим лицом самостоятельно либо совместно с близкими родственниками долей в юридическом лице, которая соответствует эквиваленту 50 и более процентов уставного капитала или голосов юридического лица или независимая от формального владения возможность осуществлять любым образом решающее влияние на управление или на деятельность юридического лица;

пунктом двадцать третим - существенное участие - прямое или опосредованное владение долей в размере 10 и более процентов уставного капитала (фонда), 10 и более процентов акций или прав голоса в юридическом лице, прямое или косвенное влияние на него;

В случае установления деловых отношений, возникающих между клиентом и субъектом первичного финансового мониторинга на основании договора о предоставлении финансовых или других услуг, осуществляются идентификация и изучение финансовой деятельности клиента.

Так, согласно части пятой статьи 9 Закона N 2258-VI, в случае возникновения сомнений в достоверности или полноте представленной информации о клиенте субъект первичного финансового мониторинга обязан принять меры для проверки и уточнения информации по идентификации такого клиента (лица).

С этой целью и на исполнение требований части седьмой статьи 9 Закона N 2258-VI, субъект первичного финансового мониторинга имеет право истребовать, а государственные органы обязаны в течение десяти рабочих дней предоставить в соответствии с законодательством информацию относительно идентификации клиента. Указанная информация предоставляется бесплатно. Перечень таких органов и порядок предоставления информации определяются Кабинетом Министров Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что сегодня не утвержден вышеупомянутый перечень органов государственной власти и порядок предоставления информации по идентификации клиента на безвозмездной основе.

Согласно письму Госфинмониторинга от 16.07.2010 г. N 3469/0800-4 с целью более тщательного изучения юридических лиц и установления прозрачности сведений о них, проводится идентификация физических лиц - учредителей для следующих юридических лиц: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества, коммандитные общества.

Согласно статье 4 Закона Украины «О хозяйственных обществах» в учредительных документах юридического лица содержатся сведения о составе учредителей (участников), размере уставного (складочного) капитала, для акционерных обществ - сведения о номинальной стоимости акций, выпускаемых о количестве акций, которые покупаются учредителями, для обществ с ограниченной ответственностью и полных товариществ - размеры долей каждого из участников, размеры и состав вкладов участников, для обществ с дополнительной ответственностью - размеры долей уставного капитала; для коммандитных обществ - размеры долей каждого из участников.

Информация о структуре собственности учредителей - юридических лицах может быть подтверждена учредительными документами юридического лица, с помощью которой можно установить физических лиц - владельцев существенного участия указанных юридических лиц.

Так, в случае, когда учредителем юридического лица (1) является другое юридическое лицо (2), в котором, в свою очередь учредитель - другое юридическое лицо (3), необходимо иметь информацию о структуре собственности всех участников этой цепи до установления конкретного физического лица - владельца существенного участия юридического лиц и (т.е. собственника 10 и более процентов) его доли уставного фонда в соответствующем юридическом лице.

Учитывая вышеупомянутое, Госкомпредпринимательства считает, что  документами, подтверждающими структуру собственности учредителей - юридических лиц, позволяющими установить физических лиц - владельцев существенного участия этих юридических лиц, могут быть:

1) выписка из ЕГР о юридическом лице, содержащая сведения о составе учредителей (участников) и размере уставного (складочного) капитала, на дату представления документов, сформированная автоматизированной системой ведения ЕГР соответствии с Порядком предоставления информации из ЕГР и форм запроса утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 20 октября 2005 г. N 97 «Об утверждении некоторых нормативно-правовых актов о предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», зарегистрированного в Министерстве юстиции 28 октября 2005 г. за N 1294 / 11574;

2) выписка из оригиналов учредительных документов в соответствии с приказом Государственного комитета финансового мониторинга Украины от 31 октября 2006 г N 217 в части сведений о составе учредителей (участников), размере уставного (складочного) капитала и размере доли каждого из участников, заверенная нотариально.

В случае, если одним из уредителей юридического лица является акционерное общество, государственному регистратору подается выписка из реестра владельцев именных ценных бумаг.

Особое внимание обращаем на то, что, во избежание лишних затрат юридическими лицами, государственному регистратору для проведения процедуры государственной регистрации новосозданного юридического лица целесообразно сначала тщательно проверить документы, которые подаются заявителем на соответствие их требованиям действующего законодательства, и только после этого формировать, в случае необходимости, выписку из ЕГР, которая является документом, предусмотренным Законом N 2258.

Госкомпредпринимательство рекомендует государственным регистраторам разместить в помещениях,где проводится прием посетителей к сведению представителей юридических лиц вышеупомянутые рекомендации относительно проведения процедуры государственной регистрации новосозданного юридического лица в соответствии с требованиями статьи 24 с учетом особенностей вышеуказанных специальных законов.

...
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...