Комментарий Института проблем законодательства им. Ярослава Мудрого к проекту Налогового кодекса N 7101-1-Профи Винс
Русский (RU)Украинский (UA)

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

...
Погода в Украине

Комментарий подготовлен Институтом проблем законодательства им. Ярослава Мудрого

КОММЕНТАРИЙ

Проект Налогового кодекса Украины от 21 сентября 2010 года за N 7101-1, внесенный Кабинетом Министров Украины (первое чтение)

История вопроса

На рассмотрении Верховной Рады Украины находится альтернативный проект N 7101 от 7 сентября 2010 года, внесенный народными депутатами Украины Катеринчуком Н. Д. и Терехиным С. А.

Сущность

Проект Налогового кодекса Украины состоит из 19-ти разделов. Раздел I "Общие положения" содержит нормы, применение которых распространяется на любой платеж, который входит в состав системы налогообложения. Этот раздел I определяет компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в части внедрения, изменения и отмены налогов, перечень основных прав и обязанностей налогоплательщиков. В статьях 8 - 10 проекта определяются виды налогов и сборов. Так, в частности, предусмотрено, что к общегосударственным будут принадлежать такие налоги и сборы:

- налог на прибыль предприятий;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизный налог;

- налог на транспортные средства;

- экологический налог;

- рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктоводами, транзитная транспортировка трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины;

- рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;

- плата за пользование недрами;

- плата за землю;

- сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

- сбор за специальное использование воды;

- сбор за специальное использование лесных ресурсов;

- единый налог;

- фиксированный сельскохозяйственный налог;

- сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (применяется до 31 декабря 2014 года);

- пошлина;

- сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, выработанной квалифицированными когенерационными установками;

- сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

Порядок зачисления общегосударственных налогов и сборов в Государственный бюджет Украины, местных бюджетов определяется бюджетным законодательством.

К местным налогам будет принадлежать налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка. К местным сборам будут принадлежать сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор. Местные советы обязательно будут устанавливать налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка и сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 15 проекта плательщиками налога будут признаваться физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их отдельные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющейся объектом налогообложения и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов.

В разделе I проекта также определяются условия устранения двойного налогообложения (статья 13 проекта), права и обязанности налогоплательщиков, а также органов государственной налоговой службы (статьи 16, 17, 20 и 21 проекта), правовой статус налоговых агентов (статья 18 проекта), объект и база налогообложения, единица измерения базы налогообложения, ставка (базовая, предельная, абсолютная и относительная) налога (статьи 22 - 28 проекта), общие принципы исчисления и уплаты налогов (статьи 29, 31, 32 и 35 проекта), налоговые льготы (статья 30 проекта), порядок возникновения, изменения, прекращения и исполнения налогового долга (статьи 36 - 38 проекта), методы определения и порядок применения обычной цены (статья 40 проекта).

Разделом II проекта регулируется порядок и особенности:

- администрирования налогов и сборов;

- осуществления налоговой отчетности и предоставления налоговых консультаций;

- определения суммы налоговых и/или денежных обязательств налогоплательщика, порядок и условия их уплаты и обжалования решений контролирующих органов;

- осуществления налогового контроля за соблюдением требований налогового и другого законодательства в случаях, когда осуществление такого контроля возложено на контролирующие органы;

- учета налогоплательщиков;

- информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы;

- проведения проверок налогоплательщиков;

- погашения налогового долга налогоплательщика (налоговый залог, административный арест имущества налогоплательщика, рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика, списания безнадежного налогового долга);

- применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения относительно полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины и погашения налогового долга по запросам компетентных органов иностранных государств;

- привлечения к ответственности за нарушение требований проекта и виды санкций, которые могут применяться за такие нарушения;

- начисления и взыскания пени.

В статье 62 проекта предусмотрено, что налоговый контроль будет осуществляться путем:

- ведения учета налогоплательщиков;

- информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы;

- проверок и сверок в соответствии с требованиями проекта, а также проверками относительно соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном другими специальными законами, которые регулируют соответствующую сферу правоотношений;

- другими способами контроля, предусмотренными проектом.

Проектом определяется порядок и особенности взимания:

- налога на прибыль предприятий (раздел III проекта);

- налога на доходы физических лиц (раздел IV проекта);

- налога на добавленную стоимость (раздел V проекта);

- акцизного налога (раздел VI проекта);

- налога на транспортные средства (раздел VII проекта);

- экологического налога (раздел VIII проекта);

- рентной платы за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами нефтепродуктоводами, транзитная транспортировка трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины (раздел IX проекта);

- рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемых в Украине (раздел X проекта);

- платы за пользование недрами (раздел XI проекта);

- местных налогов и сборов (раздел XII проекта);

- платы за землю (раздел XIII проекта);

- сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины (раздел XV проекта);

- сбора за специальное использование воды (раздел XVI проекта);

- сбора за специальное использование лесных ресурсов (раздел XVII проекта).

В соответствии с разделом XIV проекта к специальным налоговым режимам будут относиться: упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства; уплата фиксированного сельскохозяйственного налога; взимание сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию и сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ.

Особенности и порядок налогообложения налогоплательщиков в условиях действия соглашения о распределении продукции определяются в разделе XVIII проекта.

В проекте предусмотрено, что в случае вступления его в силу (с 1 января 2011 года) будут утрачивать действие: раздел IV Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан", декреты Кабинета Министров Украины "О налоге на промысел", "Об акцизном сборе", "О местных налогах и сборах", законы Украины "О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей", "Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия", "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", "О ставках акцизного сбора на некоторые транспортные средства и кузова к ним", "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)", "О плате за землю", "О системе налогообложения", "О налоге на добавленную стоимость", "О налогообложении прибыли предприятий", "О фиксированном сельскохозяйственном налоге", "О ставках акцизного сбора на табачные изделия", "Об экономическом эксперименте относительно стабилизации работы предприятий легкой и деревообрабатывающей промышленности Черновицкой области", "О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки", "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", "О налоге с доходов физических лиц", "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов". Также рекомендуется Президенту Украины признать такими, которые утратили действие Указы Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" и "Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора".

Кроме того, проектом предлагается внести многочисленные изменения в Кодекс Украины о недрах, Водный кодекс Украины, Бюджетный кодекс Украины, Лесной кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, Уголовный кодекс Украины, Уголовно-процессуальный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины, законы Украины "Об охране окружающей природной среды", "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины", "О нотариате", "О рекламе", "Об автомобильных дорогах", "О банках и банковской деятельности", "О соглашениях о распределении продукции", "О едином сборе, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины", "О финансовых услугах и государственной регуляции рынков финансовых услуг", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О радиочастотном ресурсе Украины", "Об аренде земли", "О отходах", "Об обращении с радиоактивными отходами", "О государственной регуляции производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли_ общественного питания и услуг", "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков", "О государственной налоговой службе в Украине", "О местном самоуправлении в Украине", "О страховании", "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей", "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине", "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях", "Об информации", "О государственной статистике", "О ценных бумагах и фондовом рынке", "Об основных принципах государственного надзора {контроля} в сфере хозяйственной деятельности", "О Едином таможенном тарифе", "О Таможенном тарифе Украины", "О гуманитарной помощи", "О благотворительности и благотворительных организациях".

Позитив

Проект Налогового кодекса Украины разработан с целью принятия единого в Украине законодательного акта, который объединит в себе нормы, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов в государстве.

Проект имеет целью кодификацию налоговых законов, упрощение их изложения, максимальное приближение принципов налогового и бухгалтерского учета.

Проект также направлен на адаптацию налогового законодательства Украины к принципам и директивам Европейского Союза, а в сфере тарифно-таможенного законодательства - к стандартам всемирной торговой организации.

Замечания

В статье 14 проекта содержится определение значительного количества терминов, что в свою очередь не согласовывается с требованиями законодательной техники, поскольку определение терминов должно содержаться в начале проекта.

В соответствии со статьей 13 проекта сельские, поселковые, городские советы будут принимать решения об установлении местных налогов и сборов с одновременным утверждением положения о порядке взимания каждого вида местного налога или сбора. Считаем, что порядок взимания каждого вида местного налога или сбора должен быть одинаковым на всей территории Украины, а потому должен определяться не органом местного самоуправления, а проектом.

Согласно статьи 16 проекта налогоплательщик обязан будет подавать контролирующим органам в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. При этом, не понятно о каких "другие документы" в данном случае идет речь. Кроме того, в случае принятия такого законодательного предложения на практике может сложиться ситуация, когда контролирующий орган будет требовать от плательщика налогов представления неисчерпаемого количества документов.

Также в проекте предусмотрено, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельности должностного лица контролирующего органа во время выполнения им служебных обязанностей и исполнять законные требования такого должностного лица. При этом не понятно, что имеется в виду под "законными требованиями" и кто будет устанавливать такие требования.

В статье 20 проекта предусмотрено, что органы государственной налоговой службы, в частности, имеют право привлекать, в случае необходимости, специалистов, экспертов и переводчиков. При этом, в проекте не определено в каких случаях и на каких условиях будут привлекаться такие специалисты, эксперты и переводчики. Кроме того, не конкретизируется в каких сферах отмеченные лица должны быть специалистами и экспертами.

В соответствии со статей 52 и 53 проекта по обращению налогоплательщиков контролирующие органы будут предоставлять консультации по вопросам практического использования конкретных норм налогового законодательства. При этом, необходимо установить срок, в течение которого налоговые органы должны отреагировать на обращение плательщика налога с требованием предоставить консультацию.

Согласно статьи 62 проекта налоговый контроль может осуществляться также путем других способов контроля. Принятие такого законодательного предложения приведет к его неоднозначному толкованию и практическому применению, поскольку в таком случае контролирующий орган сможет применять любые способы контроля, что, в свою очередь, может привести к необоснованному сужению прав налогоплательщиков.

Статья 152 проекта содержит положения, которыми регулируется порядок ведения бухгалтерского учета, который в свою очередь не является предметом регуляции налогового законодательства.

В соответствии со статьей 164 проекта общий облагаемый налогом доход плательщика налога на доходы физических лиц будет состоять из доходов, которые окончательно облагаются налогом во время их начисления (выплаты, предоставления), доходов, которые облагаются налогом в составе общего годового облагаемого налогом дохода, и доходов, которые облагаются налогом по другим правилам, определенным проектом. Считаем, что перечень доходов, которые будут входить в состав общего обложенного налогом дохода должен быть исчерпывающим и четко определен в проекте. Кроме того, в статье 164 проекта предусмотрено, что во время начисления доходов в форме заработной платы база налогообложения будет определяться как начисленная заработная плата, уменьшенная, в том числе, и на сумму страховых взносов в Накопительный фонд. Необходимо заметить, что на сегодня в Украине не создан вышеупомянутый Накопительный фонд.

В статье 165 проекта предусмотрено, что в общий месячный (годовой) облагаемый налогом доход плательщика налога на доходы физических лиц не включаются, в частности, стоимость подарков плательщику налога, если их стоимость не превышает 50 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме. При этом, не понятно будет-ли облагаться налогом в дальнейшем стоимость подарков между членами семьи. В настоящий момент стоимость таких подарков не облагается налогом согласно статьи 14 Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц".

Согласно статьи 200 проекта, при наличии определенных Кабинетом Министров Украины оснований, которые свидетельствуют, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган будет иметь право провести внеплановую выездную проверку (документальную) плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения в течение 30 календарных дней, которые наступают за предельным сроком проведения камеральной проверки. Такое положение проекта противоречит требованиям статьи 111 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", согласно которой внеплановая выездная проверка может осуществляться лишь на основании решения суда.

В разделе VI проекта предусматривается существенное повышение ставок акцизного сбора. Такое предложение видится недостаточно обоснованным и может привести к повышению стоимости товаров (продукции) и к сокращению производства таких товаров и продукции.

В соответствии со статьей 250 проекта органы государственной налоговой службы будут привлекать, по предварительному согласованию, работников органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов. Органы государственной налоговой службы будут привлекать также по предварительному согласованию территориальные заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы и территориальные органы центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии, обеспечение соблюдения требований ядерной и радиационной безопасности для проверки правильности определения плательщиками фактических объемов радиоактивных отходов. При этом, исходя из вышеупомянутых положений законопроекта, не понятно в каких случаях органом государственной налоговой службы будут привлекаться указанные лица.

В статье 265 проекта предусмотрено, что с учетом места расположения объекта жилищной недвижимости и его технического состояния сельские, поселковые и городские советы могут устанавливать к ставке налога на недвижимое имущество, отличающегося от земельного участка коэффициенты от 0,5 до 1,5. Такое законодательное предложение противоречит требованиям статьи 24 Конституции Украины, согласно которой не могут быть привилегий или ограничений, в том числе, по признакам местожительства. Кроме того, в проекте не определяется механизм установления органами местного самоуправления таких коэффициентов, что в свою очередь может привести на практике к злоупотреблению этими органами своими полномочиями.

В разделе XIII проекта достаточно часто употребляется термин "хозрасчет", но определение этого термина ни в проекте, ни в действующем законодательстве не имеется.

Необоснованно высокой является ставка налога в размере 1000 гривен в расчете на календарный месяц для физических лиц, которые осуществляют деятельность в сфере информатизации (статья 294 проекта).

В соответствии с пунктом 299.4 статьи 299 проекта орган государственной налоговой службы обязан безвозмездно выдать в течение 10 рабочих дней со дня представления субъектом хозяйствования заявления об избрании упрощенной системы налогообложения свидетельство плательщика налога или предоставить письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован таким субъектом в судебном порядке. При этом, в проекте вообще не определен перечень случаев, когда орган государственной налоговой службы сможет отказать субъекту хозяйствования в выдаче вышеупомянутого свидетельства плательщика налога.

В пункте 299.8 статьи 299 проекта предусмотрено, что если плательщик налога осуществляет хозяйственную деятельность с использованием наемного труда, то для каждого лица, которое находится с ним в трудовых отношениях, орган государственной налоговой службы будет выдавать такому плательщику налога справку о трудовых отношениях физического лица с плательщиком налога. При этом, исходя из положений проекта и сопроводительных документов к нему, не понятна необходимость и целесообразность получения такой справки.

Предусмотрено, что процедура перехода налогоплательщика к уплате по упрощенной или общей системе налогообложения будет определяться центральным органом государственной налоговой службы по согласованию с центральным органом исполнительной власти по обеспечению реализации единой государственной финансовой политики и центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере предпринимательства (пункт 299.13 статьи 299 проекта). Считаем, что вышеупомянутые процедуры необходимо определить именно в проекте.

В заключительных и переходных положениях проекта предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины. Согласно этим изменениям при рассмотрении в порядке особого производства отдельных категорий административных дел решается вопрос привлечения к ответственности юридических лиц. При этом, необходимо заметить, что ни Кодексом Украины об административных правонарушениях, ни Кодексом административного судопроизводства Украины не предусматривается возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности.

Принятие и реализация проекта повлияет на доходную и расходную часть бюджетов. В соответствии с частью 1 статьи 27 Бюджетного кодекса Украины каждый законопроект, внесенный в Верховную Раду Украины, должен быть подан в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета для проведения экспертизы относительно его влияния на доходную и расходную часть бюджета, а также выполнения Закона о Государственном бюджете Украины в текущем бюджетном периоде. Частью 2 статьи 27 Бюджетного кодекса Украины установлено, что Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета обеспечивает подготовку экспертного заключения относительно влияния соответствующего законопроекта на доходную и расходную часть бюджета.

При этом, Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета к законопроекту не было приобщено должным образом подготовленное экспертное заключение. То есть, нарушен порядок рассмотрения законопроектов, которые влияют на доходную и расходную часть бюджета, поскольку имеет место нарушение норм, установленных частями 1 и 2 статьи 27 Бюджетного кодекса Украины.

Подпунктом 2 части 2 статьи 27 Бюджетного кодекса Украины установлено, что законопроекты, которые согласно экспертному заключению и соответствующему решению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета влияют на доходную и расходную часть бюджета, должны быть переданы Министерству финансов Украины для экспертного заключения относительно определения стоимостной величины влияния законопроектов на доходную и расходную часть бюджета и для предложений относительно целесообразности их принятия.

Должным образом оформленного экспертного заключения Министерством финансов Украины к законопроекту опять же не предоставлено. Таким образом, Верховной Радой Украиной не были получены:

- данные относительно стоимостной величины влияния законопроекта на доходную и расходную часть бюджета;

- заключения (предложения) относительно целесообразности принятия законопроекта.

То есть, имеет место нарушение требований части 2 статьи 27 Бюджетного кодекса Украины.

__________________________

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 
...