Порядок ведения типовой формы, по которой осуществляется учет доходов и расходов, физическими лицами - предпринимателями и физическими лицами, проводящими независимую профессиональную деятельность-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГлавнаяФОРМЫ И БЛАНКИГФСУНалог с доходов физических лиц

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства финансов Украины
13 мая 2021 года N 261

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины
30 июня 2021 г. за N 865/36487


Порядок ведения типовой формы, по которой осуществляется учет доходов и расходов, физическими лицами - предпринимателями и физическими лицами, проводящими независимую профессиональную деятельность

І. Общие положения

1. Согласно пункту 177.10 статьи 177 и пункту 178.6 статьи 178 раздела ІV Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) физические лица - предприниматели и физические лица, проводящие независимую профессиональную деятельность (далее - самозанятые лица), обязаны вести учет доходов и расходов.

На основании первичных документов по итогам рабочего дня, на протяжении которого получен доход/понесены расходы, осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденных расходах.

2. Учет доходов и расходов ведется в бумажном и/или электронном виде, в том числе средствами электронного кабинета в порядке, установленном законодательством.

3. В случае ведения учета доходов и расходов в бумажном виде самозанятое лицо обязано выполнять записи разборчиво чернилами темного цвета или шариковой ручкой. Внесение исправлений осуществляется путем создания новой записи, заверяемой подписью самозанятого лица.

4. В случае ведения учета доходов и расходов в электронном виде самозанятое лицо обязано вести такую форму в формате EXCEL, кроме случая ведения учета доходов и расходов в электронной форме средствами электронного кабинета.

5. В случае ведения учета доходов и расходов в электронной форме средствами электронного кабинета самозанятое лицо обязано получить квалифицированный сертификат открытого ключа, сформированный квалифицированным предоставителем электронных доверительных услуг, включенных в систему представления налоговых документов в электронном виде. После получения самозанятым лицом квалифицированного сертификата открытого ключа такое лицо осуществляет операции по ведению учета доходов и расходов согласно Кодексу бесплатно.

В типовой форме, ведущейся в электронном виде, в том числе средствами электронного кабинета, допускается исправление ошибок или корректировка путем дополнения строки, в которой отображается отрицательное или положительное значение.

ІІ. Порядок ведения типовой формы, по которой осуществляется учет доходов и расходов физическими лицами - предпринимателями и физическими лицами, проводящими независимую профессиональную деятельность

1. Самозанятые лица заносят в типовую форму сведения, по которым осуществляется учет доходов и расходов, в таком порядке:

1) на первом листе отмечаются: фамилия, имя и отчество (при наличии), регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия (при наличии) или номер паспорта (для лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от приема регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);

2) в графе 1 отмечается дата записи. Записи ведутся в хронологическом порядке;

3) в графе 2 отображается сумма дохода, полученная от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности, в частности, средства, поступившие на текущий счет, в кассу налогоплательщика и/или полученные денежной наличностью, сумма задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг);

4) в графе 3 указывается сумма возвращенных самозанятым лицом средств за товары (работы, услуги) и/или возвращенной предоплаты;

5) в графе 4 указывается сумма, рассчитываемая как разница между полученным доходом от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности (графа 2) и суммой возвращенных самозанятым лицом средств за товары (работы, услуги) (графа 3);

6) информация о документально подтвержденных расходах, связанных с хозяйственной деятельностью или проведением независимой профессиональной деятельности, отмечается в графах 5 - 10, соответственно:

в графе 5 отмечаются реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы, которые непосредственно связаны с полученным доходом/связаны с проведением независимой профессиональной деятельности. Документами, подтверждающими расходы, могут быть, в частности, платежное поручение, приходный кассовый ордер, квитанция, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие первичные документы, удостоверяющие факт оплаты товаров (работ, услуг);

в графе 6 отображается стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, которые реализованы/использованы в производстве продукции, товаров (предоставлении работ, услуг), или для использования во время проведения независимой профессиональной деятельности;

в графе 7 отображается сумма расходов на оплату труда физических лиц, находящихся в трудовых отношениях, или за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера;

в графе 8 отображается сумма налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, платежи, уплаченные за получение лицензий, другого документа разрешительного характера, связанного с хозяйственной деятельностью/независимой профессиональной деятельностью;

в графе 9 отображается сумма других расходов, связанных с получением дохода/проведением независимой профессиональной деятельности;

в графе 10 отображается сумма амортизационных отчислений, состоящая из итогового значения строки 11 приложения к типовой форме, рассчитываемая по собственному желанию плательщика и являющаяся необязательной для заполнения.

7) в графе 11 отмечается сумма чистого налогооблагаемого дохода, рассчитываемая как разница между общей суммой полученного дохода, подлежащей декларированию (графа 4) и суммой документально подтвержденных расходов, связанных с хозяйственной деятельностью или проведением независимой профессиональной деятельности (графы 6, 7, 8, 9, 10).

2. Физические лица - предприниматели, зарегистрированные как плательщики налога на добавленную стоимость, не включают в расходов и доходов суммы налога на добавленную стоимость, которые входят в цену приобретенных или проданных товаров (работ, услуг). Не включаются в доход физического лица - предпринимателя суммы акцизного налога с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.

3. Типовая форма хранится у самозанятого лица на протяжении 3 лет после истечения отчетного периода, в котором осуществлена последняя запись.

4. Данные учета доходов и расходов заполняются нарастающим итогом в гривнях с копейками и используются для заполнения годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах.

5. В случае ведения учета доходов и расходов в электронном виде самозанятое лицо обязано по требованию контролирующего органа предоставить удостоверенную надлежащим образом копию такого учета в бумажном виде в порядке, установленном налоговым законодательством.

ІІІ. Учет амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов

Согласно подпункту 177.4.6 пункта 177.4 статьи 177 Кодекса физические лица - предприниматели имеют право (по собственному желанию) включать в состава расходов, связанных с проведением их хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления с соответствующим ведением отдельного учета таких расходов.

Учет амортизационных отчислений по желанию плательщика ведется отдельно по каждому объекту и рассчитывается согласно установленной форме согласно приложению к типовой форме:

1) в графе 1 отмечается порядковый номер записи;

2) в графе 2 отмечается группа основных средств/нематериальных активов, установленная подпунктом 177.4.9 пункта 177.4 статьи 177 Кодекса;

3) в графе 3 отмечается название объекта основных средств/нематериальных активов;

4) в графе 4 отмечаются реквизиты документа, подтверждающего факт приобретения/самостоятельного изготовления основных средств/нематериальных активов. Такими документами могут быть акт приема-передачи, акт приема-сдачи, фискальный чек, погрузочно-таможенная декларация, расходная накладная и другие первичные документы, подтверждающие приобретение/самостоятельное изготовление основных средств/нематериальных активов;

5) в графе 5 отмечаются реквизиты документа, подтверждающего, что объект основных средств/нематериальных активов стал пригодным для полезного использования (эксплуатации). Таким документом, в частности, может быть акт ввода в эксплуатацию;

6) в графе 6 указывается срок полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств/нематериальных активов, самостоятельно установленный физическим лицом - предпринимателем, но не меньше минимально допустимого срока полезного использования объекта основных средств/нематериальных активов, установленного подпунктом 177.4.9 пункта 177.4 статьи 177 Кодекса;

7) в графе 7 указывается первоначальная стоимость объекта основных средств/нематериальных активов, который амортизируется. Первоначальная стоимость объекта основных средств/нематериальных активов, который амортизируется, составляется из расходов на приобретение основных средств/нематериальных активов или расходов на самостоятельное изготовление основных средств, реконструкцию, модернизацию и другие виды улучшения основных средств (кроме текущего ремонта) без учета налога на добавленную стоимость;

8) в графе 8 указывается годовая сумма амортизации, определяемая делением первоначальной стоимости объекта основных средств/нематериальных активов, который амортизируется (графа 7), на срок полезного использования объекта основных средств/нематериальных активов (графа 6);

9) в графе 9 указывается месячная сумма амортизации, определяемая делением годовой суммы амортизации (графа 8) на 12;

10) расчет амортизационных отчислений отчетного периода осуществляется в графах 10 - 12 соответственно:

в графе 10 указывается стоимость объекта основных средств/нематериальных активов на начало отчетного периода. По основным средствам/нематериальным активам, приобретенным/самостоятельно изготовленным в текущем отчетном периоде, указывается первоначальная стоимость объекта основных средств/нематериальных активов, который амортизируется (графа 7), по основным средствам/нематериальным активам, приобретенным/самостоятельно изготовленным в предыдущем отчетном периоде, указывается стоимость объекта основных средств/нематериальных активов на конец предыдущего отчетного периода (графа 12);

в графе 11 указывается сумма амортизационных отчислений, определяемая умножением месячной суммы амортизации (графа 9) на количество месяцев полезного использования (эксплуатации) в отчетном периоде. Итоговая сумма амортизационных отчислений за отчетный период переносится в графу 10 типовой формы, по которой осуществляется учет доходов и расходов физическими лицами - предпринимателями и физическими лицами, проводящими независимую профессиональную деятельность;

в графе 12 указывается стоимость объекта основных средств/нематериальных активов на конец отчетного периода, определяемая как разница между стоимостью объекта основных средств/нематериальных активов на начало отчетного периода (графа 10) и суммой амортизационных отчислений (графа 11).

Директор Департамента
налоговой политики

Лариса МАКСИМЕНКО

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Июль 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1