logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 13.10.2010 г. N 1425/11/13-10

Председателям апелляционных административных судов Украины

В связи с многочисленными обращениями судов по применению Решения Конституционного Суда Украины от 9 сентября 2010 года N 19-рп/2010 по делу о конституционном представлении Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами", в порядке оказания методической помощи Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

Положениями пунктов 1, 2 резолютивной части указанного Решения признаны не соответствующими Конституции Украины нормы Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами" от 18 февраля 2010 года N 1691-IV и Гражданского процессуального кодекса Украины, которым дела, связанные с социальными выплатами, подлежавшие рассмотрению административными судами, были переданы местным общим судам для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Пунктом 3 резолютивной части названного Решения Конституционного Суда Украины установлено, что положения Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами" от 18 февраля 2010 года N 1691-IV и Гражданского процессуального кодекса Украины, признаны неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

При таких обстоятельствах с 9 сентября 2010 года возобновлено действие положения Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАС), действовавшего до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами", в частности, положения пункта 3 части первой статьи 18, которыми устанавливалось, что все административные дела по спорам физических лиц с субъектами властных полномочий по поводу исчисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и другим социальным выплатам, доплатам, социальным услугам, помощи, защиты, льгот подсудны местным общим судам как административным судам.

Исходя из изложенного, с 9 сентября 2010 года рассмотрение дел, связанных с социальными выплатами, отнесены к юрисдикции административных судов.

При этом следует учитывать, что согласно пункту 2 части первой статьи 183 (с пометкой 2) КАС по делам этой категории применяется сокращенное производство.

В связи с внесением Законом Украины "О судоустройстве и статусе судей" изменений в КАС административным судам при рассмотрении дел, связанных с социальными выплатами, необходимо учитывать следующее.

Согласно части первой статьи 99 КАС административный иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд, установленного данным Кодексом или другими Законами. Частью второй этой статьи определено, что для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лиц устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

Кроме того, законодателем изменены предписания относительно правовых последствий пропуска срока обращения в суд. Действующими положениями части первой статьи 100 КАС предусмотрено, что административный иск, поданный после окончания сроков, установленных Законом, остается без рассмотрения, если суд по заявлению лица, его подавшего, не найдет оснований для возобновления срока, о чем выносится определение.

При решении вопроса об открытии производства по делу, местным административным судам необходимо проверять соблюдение срока обращения в суд. В случае пропуска этого срока и признании указанных лицом причин пропуска срока неуважительными, местный административный суд должен оставить административный иск без рассмотрения.

При этом судам необходимо учитывать, что предметом иска в этой категории дел являются действия или бездеятельность субъекта властных полномочий, связанных с социальными выплатами, которые могут быть регулярными, периодическими, одноразовыми, ограниченными по времени платежами, поэтому судам необходимо проверять срок обращения в суд в зависимости от вида платежа и продолжительности периода за который возник спор. То есть возможны случаи, когда в части требований исковое заявление следует оставлять без рассмотрения (часть первая статьи 100 КАС), а в другой части - открывать производство по делу.

Если производство по делу было ошибочно открыто по административному иску, поданному с нарушением срока обращения в административный суд, вопрос о возобновлении которого судом не решался, и о пропуске срока стало известно в ходе рассмотрения дела, суд проверяет уважительность причин пропуска срока на обращение в суд и в случае признания их неуважительными оставляет административный иск без рассмотрения.

Апелляционным административным судам при рассмотрении апелляционных жалоб по делам, связанным с социальными выплатами, необходимо проверять законность и обоснованность выводов суда первой инстанции о наличии уважительных причин для возобновления сроков на обращение в административный суд в случае представления возражений на решение о возобновлении срока обращения в суд .

Кроме того, суд апелляционной инстанции должен проверять выводы местных судов о наличии уважительных причин пропуска обращения в суд, которые были сделаны после открытия производства по делу по административному иску, поданному с нарушением срока обращения в административный суд, вопрос о возобновлении которого судом не решался. Если апелляционным административным судом будет установлена необоснованность выводов местного суда о наличии уважительных причин для возобновления срока обращения в административный суд, апелляционный административный суд должен отменить постановление суда первой инстанции и оставить исковое заявление без рассмотрения.

При этом судам следует учитывать, что обращение лица до 9 сентября 2010 года в местный общий суд с исковым заявлением в пределах срока, определенного Гражданским процессуальным кодексом Украины, которое не было рассмотрено в связи с принятием Конституционным Судом Украины решения от 9 сентября 2010 г N 19-рп/2010 по делу о конституционном представлении Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами",является уважительной причиной пропуска срока обращения в административный суд.

Просим это письмо довести до сведения местных административных судов соответствующего апелляционного округа.

Председатель суда

А. Пасенюк

 

Комментарии 

 
+3 #1 Яков 17.10.2010 22:42
Считаю решение КСУ и рассмотрение исков по истребованию пенсий в админсудах антиконституцио нным в свете статьи 9 Конституции Украины.
Конвенция о защите прав человека с 17.07.1997 года является частью национального законодательств а. Кроме того,действует закон "Об исполнении решений и применения практики ЕСПЧ.
Согласно этим актам и решениям ЕСПЧ- пенсия явлется имуществом (частной собственностью) пенсионера.
Имущественные споры, согласно ГПКУ и ГКУ на протяжении всей истории правовой Украины рассматривались в судах общегражданской юрисдикции, а админсуды созданы для других целей.
Перевод имущественных споров под юрисдикцию админсудов ломает все процессуальные сроки и сроки исковой давности по защите имущества пенсионеров и нарушает принцип права на защиту собственности. На эту тему можно написать кандидатскую под названием : "Как власти Украины с помощью КСУ лишают пенсионеров права собственности на пенсию".
Чего стоит только решение КСУ от 07.10.2009, в котором через 18 лет признана антиконституцио нной статья 92 закона "О пенсионном обеспечении".
Цитировать | Пожаловаться модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3