Письмо Высшего административного суда N 1844/11/13-10 от 24.12.2010 г. относительно назначения внеплановых проверок налогоплательщиков и приказов о проведении таких проверок-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 24.12.2010 г. N 1844/11/13-10

Председателям апелляционных административных судов Украины


В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с обжалованием действий налоговых органов относительно назначения внеплановых проверок налогоплательщиков и приказов о проведении таких проверок, на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" в порядке предоставления методической помощи Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

Частью седьмой статьи 111 Закона Украины от 4 декабря 1990 года N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" определено, что внеплановая выездная проверка осуществляется на основании возникновения обстоятельств, изложенных в этой статье, по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом.

Издание руководителем налогового органа приказа о проведении внеплановой проверки непосредственно приводит к возникновению определенных обязанностей у налогоплательщика, относительно которого принято решение о проведении проверки. Поэтому отмеченный приказ является таким, который имеет правовое значение, а следовательно, является актом в понимании пункта 1 части второй статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины (в дальнейшем - КАС Украины).

При таких обстоятельствах исковые требования о признании противоправным приказа руководителя налогового органа о назначении внеплановой выездной проверки налогоплательщика, изданного на основании части седьмой статьи 111 Закона Украины от 4 декабря 1990 года N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине", подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

При решении вопроса относительно принятия мер обеспечения исков налогоплательщиков о признании противоправными приказов руководителя налогового органа о назначении внеплановой проверки судам следует учитывать следующее.

Согласно части третьей статьи 117 КАС Украины представление административного иска, а также открытие производства в административном деле не останавливают действие обжалуемого решения субъекта властных полномочий, но суд в порядке обеспечения административного иска может соответствующим постановлением остановить действие решения субъекта властных полномочий или его отдельных положений, которые обжалуются. Постановление немедленно направляется субъекту властных полномочий, который принял решение, и является обязательным для исполнения.

В то же время судам следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью первой статьи 117 КАС Украины постановление об обеспечении иска может быть постановлено лишь в случае, если существует очевидная опасность причинения вреда правам, свободам и интересам истца до принятия решения в административном деле, или защита этих прав, свобод и интересов станет невозможна без принятия таких мер, или для их восстановления необходимо будет приложить значительные усилия и расходы, а также если очевидными являются признаки противоправности решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий.

Издание руководителем налогового органа приказа о назначении внеплановой проверки обычно не создает опасность интересам соответствующего налогоплательщика, поскольку сам собой факт проведения проверки не может непосредственно причинить имущественный или другой вред лицу, не приводит к наступлению неотвратимых негативных последствий. Проведение проверки является лишь процедурой установления обстоятельств, которые необходимы для контроля за правильностью начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей. В свою очередь начисление и взыскание налоговых обязательств регулируется нормами Закона Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", которыми предусмотрена отдельная процедура согласования налоговых обязательств.

Исходя из приведенного, у судов обычно нет оснований для принятия мер обеспечения в виде остановки действия приказов руководителя налогового органа о назначении внеплановой проверки налогоплательщика.

Следовательно, факт обжалования налогоплательщиком в суде приказа о назначении внеплановой проверки не должен быть препятствием для принятия контролирующим органом мер, предусмотренных, в частности статьей 9 Закона Украины от 21 декабря 2000 г N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (административный арест активов в случае отказа налогоплательщика от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения).

В то же время, в случае очевидного наличия признаков противоправности приказа о назначении внеплановой проверки, административные суды не лишены на основании части четвертой статьи 117 КАС Украины права принять меры обеспечения иска в виде запрещения совершать определенные действия,а именно запретить до решения спора по существу проведение соответствующей проверки.

Это письмо предлагаем довести судьям апелляционного и окружных административных судов соответствующего апелляционного округа для учета при осуществлении правосудия.

И. о. Председателя суда

М. Цуркан

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112