Письмо ВАСУ N 149/11/13-11 от 02.02.2011 г. относительно особенностей производства по делам по обращению органов государственной налоговой службы-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 02.02.2011 г. N 149/11/13-11

Председателям апелляционных административных судов Украины


Верховной Радой Украины 2 декабря 2010 года принят Закон Украины N 2756-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины", который вступил в силу с 1 января 2011 года.

Отмеченным Законом Кодекс административного судопроизводства Украины дополнен статьей 1833, которая регулирует особенности производства в делах по обращениям органов государственной налоговой службы при осуществлении ими предусмотренных законом полномочий на основании представления таких органов относительно:

1) остановки расходных операций налогоплательщика на счетах налогоплательщика;

2) подтверждения обоснованности административного ареста имущества налогоплательщика;

3) взыскания средств по налоговому долгу.

С целью однозначного применения административными судами предписаний отмеченной нормы Высший административный суд Украины обращает внимание на такое.

1. Судам следует учитывать, что производство по делам, возбужденных по представлению налоговых органов, поданных на основании статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, является отдельным видом судебного производства, отличающимся от общего (искового). Сторонами такого производства, как следует из части седьмой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, является заявитель (орган государственной налоговой службы, внесший представление), и ответчик - налогоплательщик, относительно которого такое представление внесено.

Учитывая это общие нормы Кодекса административного судопроизводства Украины, регулирующие процедуру искового производства, при производстве на основании представления налогового органа могут применяться только в части не противоречащей специальным нормам статьи 1833 этого Кодекса. Поэтому стороны в процессе рассмотрения представления налогового органа пользуются всеми правами, которые имеют истец и ответчик согласно нормам Кодекса административного судопроизводства Украины, за исключением тех, которые не могут быть реализованы по содержанию статьи 1833 отмеченного Кодекса.

2. Статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины установлен перечень особых требований, предъявляемых к представлению налогового органа, и особый перечень процессуальных действий суда, которые могут производится в процессе рассмотрения такого представления.

В то же время в части, не урегулированной статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, требования к представлению определяются общими нормами, в частности статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Украины.

Так пунктом пятым части первой статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрено, что в исковом заявлении в случае необходимости отмечаются ходатайства о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств; о вызове свидетелей; заявление о возобновлении срока обращения в административный суд и тому подобное. Исходя из того, что статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины не определено другое, заявитель имеет право прилагать соответствующие ходатайства к своему представлению.

3. Согласно части третьей статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Украины субъект властных полномочий при представлении административного иска обязан приобщить к исковому заявлению доказательство направления ответчику и третьим лицам копии искового заявления и приложенных к нему документов. Поскольку статьей 1833 этого Кодекса не установлено другое, отмеченное правило распространяется и на случаи обращения налогового органа с соответствующим представлением.

4. Согласно части третьей статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины в случае несоблюдения требований части второй этой статьи относительно формы и содержания представления суд сообщает об этом заявителю и предоставляет ему срок, но не более 24 часов, для устранения недостатков. Невыполнение требований суда в установленный срок влечет за собой возвращение заявителю представления и приобщенных к нему документов.

При этом, согласно пункту пятому части второй статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, в представление налогового органа должен включаться перечень документов и других материалов, которые прилагаются. Таким образом, перечень документов, которые должны прилагаться к представлению, не является исчерпывающим.

Учитывая отмеченное, недостатком представления является также несоблюдение тех требований статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Украины, выполнение которых не противоречит особенностям, определенным статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

Поэтому у суда есть основания для возвращения заявителю представления также в том случае, если им не выполнены (с учетом предоставленного судом срока) требования относительно предоставления доказательств направления ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов.

5. В соответствии с частью третьей статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Украины к исковому заявлению прилагается также документ об уплате судебного сбора, кроме случаев, когда его не надлежит уплачивать.

В то же время Декрет Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N 7-93 "О государственной пошлине" не предусматривает размер ставки пошлины, взимаемой при обращении с представлениями в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

Ввиду изложенного, государственная пошлина при обращении налоговых органов с представлением на основании статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины не уплачивается.

6. Согласно части второй статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины представление подается в суд первой инстанции в течение 24 часов с момента установления обстоятельств, предопределяющих обращение в суд.

Учитывая изложенное, суды должны требовать у заявителя доказательств, подтверждающих факт и время возникновения обстоятельств, обусловивших обращение с представлением.

Например, в соответствии с пунктом 91.4 статьи 91 Налогового кодекса Украины, в случае, если налогоплательщик, который имеет налоговый долг, препятствует исполнению налоговым управляющим полномочий, определенных этим Кодексом, такой налоговый управляющий составляет акт о препятствии налогоплательщиком исполнению таких полномочий в порядке и по форме, устанавливаемых центральным органом государственной налоговой службы.

7. Сроки обращения заявителя с представлением, предусмотренные частями второй и третьей статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, являются разновидностями срока специального обращения в суд, предусмотренного частью третьей статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины. Указанная норма устанавливает, что Кодексом административного судопроизводства Украины могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, чем шестимесячный общий срок.

При этом статья 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины не предусматривает специальных последствий пропуска сроков обращения в суд, определенных этой нормой. Поэтому несоблюдение заявителем сроков обращения в суд, определенных статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, влечет за собой применение предписаний статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Украины. С учетом изложенного представление налогового органа, внесенное по окончании сроков, установленных статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, остается без рассмотрения, если суд по заявлению лица, которое его внесло, не найдет оснований для возобновления срока, о чем выносится постановление.

Отсутствие заявления о возобновлении пропущенного срока обращения с представлением, в свою очередь, должно расцениваться судом как недостаток представления, для устранения которого может быть предоставлен срок в пределах 24 часов, как определено частью третьей статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

8. Согласно пункту 1 части четвертой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины суд постановлением отказывает в принятии представления в случае, если заявлено требование, не предусмотренное частью первой этой статьи.

Отмеченная норма применяется также в случае, если в представлении требование, предусмотренное частью первой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, соединено с другими требованиями, которые могут рассматриваться исключительно в общем порядке искового производства.

Приведенное объясняется тем, что Кодексом административного судопроизводства Украины не предусмотрена возможность одновременного рассмотрения дела как в порядке искового, так и в порядке особого производства, установленного статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины. Также Кодекс административного судопроизводства Украины не предусматривает возможность разъединения требований, которые подлежат рассмотрению в порядке разных видов производства.

Так, согласно подпункту 20.1.16 статьи 20 Налогового кодекса Украины орган государственной налоговой службы обращается в суд относительно остановки расходных операций на счетах налогоплательщика и обязательствах такого налогоплательщика выполнить законные требования налогового управляющего, предусмотренные этим Кодексом. Реализация предписаний отмеченного подпункта Налогового кодекса Украины невозможна путем внесения представления с одновременными требованиями и относительно остановки расходных операций на счетах налогоплательщика, и относительно обязательства выполнить требования налогового управляющего. При этом требование относительно обязательства выполнить требования налогового управляющего подлежит рассмотрению исключительно в порядке искового производства.

Поэтому в случае поступления такого представления суд, при наличии других требований, чем предусмотрены статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, своим постановлением отказывает в принятии представления в части неподобающих требований, а в остальных требованиях решает вопрос об открытии производства.

9. В соответствии с пунктом 2 части четвертой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины суд постановлением отказывает в принятии представления в случае, если из поданных в суд материалов усматривается спор о праве.

Спор о праве в контексте рассматриваемой нормы имеет место в случае, если предметом спора являются правоотношения, существование которых является предпосылкой возникновения оснований для применения специальных мер, перечисленных в статье 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

В частности, спор о праве имеется в случае, когда налогоплательщик выражает несогласие с решением налогового органа, которое было основанием для возникновения обстоятельств для внесения соответствующего представления. Например, налогоплательщиком обжаловано в суде решение о применении административного ареста (пункт 94.11 статьи 94 Налогового кодекса Украины); обжаловано налоговое уведомление-решение, которое положено в основу налогового долга, взыскиваемого путем внесения представления, и тому подобное. При этом несогласие налогоплательщика с решениями налоговых органов относительно применения специальных мер, упомянутых в статье 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, может подтверждаться не только обращением с соответствующим административным иском. Суд может установить наличие спора также по содержанию возражений налогоплательщика, в отношении которого внесено представление. В частности, налогоплательщик может отрицать размер налогового долга, который взимается, или факт согласования налоговых обязательств, по которым возник налоговый долг; состав имущества, в отношении которого применяется административный арест; отрицать наличие налогового долга, в связи с которым наложен административный арест , или законность проведения проверки, недопущение к которой привело к применению административного ареста и т.д..

10. От наличия спора о праве следует отличать отрицание обстоятельств, обусловивших обращение налогового органа с соответствующим представлением.

В частности, основаниями для обращения с представлением об остановке расходных операций налогоплательщика на счетах налогоплательщика является недопущение должностных лиц органов государственной налоговой службы к обследованию территорий и помещениям, определенным в подпункте 20.1.11 статьи 20 Налогового кодекса Украины (пункт 20.1.15.2 подпункта 20.1.15 статьи 20 Налогового кодекса Украины); в случае, если налогоплательщик препятствует исполнению налоговым управляющим полномочий, определенных Налоговым кодексом Украины (подпункт 20.1.16 Налогового кодекса Украины, часть вторая пункта 89.4 Налогового кодекса Украины, часть вторая пункта 91.4 Налогового кодекса Украины).

Подтверждение обоснованности административного ареста предусмотрено пунктом 94.10 статьи 94 Налогового кодекса Украины. Согласно отмеченной норме арест на имущество может быть наложен решением руководителя органа государственной налоговой службы (его заместителя), обоснованность которого в течение 96 часов должна быть проверена судом.

При этом проверка обоснованности наложения административного ареста предусматривает установление судом наличия оснований для применения административного ареста, определенных пунктом 94.2 статьи 94 Налогового кодекса Украины. Предметом проверки является соответствие решения руководителя налогового органа (его заместителя) о наложении административного ареста на имущество налогоплательщика условиям, из-за которых такое решение может быть принято.

11. В соответствии с пунктом 94.5 Налогового кодекса Украины административный арест может быть полным или условным. Решение о применении одного из двух видов административного ареста принимается руководителем налогового органа или его заместителем. При этом суды не лишены права во время проверки обоснованности наложения административного ареста имущества налогоплательщика дать правовую оценку выбора вида административного ареста, осуществленного налоговым органом. В то же время суды не имеют права подменять собой компетентный орган, уполномоченный определять вид административного ареста, и принимать решение относительно замены одного вида ареста на другой.

12. Налоговым кодексом Украины определен особый порядок наложения административного ареста на средства на счете налогоплательщика. Судам стоит иметь в виду, что применение административного ареста средств на счете налогоплательщика осуществляется исключительно на основании решения суда путем обращения органа государственной налоговой службы в суд (подпункт 94.6.2 статьи 94 Налогового кодекса Украины). В этом случае решение руководителя налогового органа или его заместителя не принимается. Поэтому реализация права налогового органа на применение административного ареста средств на счетах налогоплательщика может осуществляться исключительно путем непосредственного обращения в административный суд с иском о наложении ареста на средства на счете налогоплательщика. При таких обстоятельствах требования налогового органа о применении административного ареста средств на счетах налогоплательщика могут быть рассмотрены исключительно в общем порядке искового производства и не подлежат рассмотрению в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

13. Судам следует учитывать, что в Налоговом кодексе Украины различается процедура взыскания средств по налоговому долгу и процедура погашения всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

В соответствии с абзацем первым пункта 95.3 статьи 95 Налогового кодекса Украины взыскание средств со счетов налогоплательщика, в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, осуществляется по решению суда, которое направляется к исполнению органам государственной налоговой службы, в размере суммы налогового долга или его части.

Отмеченная норма Налогового кодекса Украины корреспондирует с пунктом третьим части первой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, в соответствии с которым производством по делам по обращению органов государственной налоговой службы при осуществлении ими предусмотренных законом полномочий осуществляется на основании представления таких органов относительно взыскания средств по налоговому долгу.

Таким образом, процедура взыскания налогового долга за счет средств на счете налогоплательщика может быть инициирована путем внесения представления в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

Согласно абзацу второму пункта 95.3 статьи 95 Налогового кодекса Украины орган государственной налоговой службы, в свою очередь, обращается в суд относительно предоставления разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге (Перевод «Профи Винс»). Решение суда о предоставлении разрешения на погашение налогового долга за счет имущества налогоплательщика выносится по результатам рассмотрения соответствующего иска налогового органа и не может быть принято в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

14. Согласно части седьмой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины в случае вынесения судом постановления об открытии производства по делу суд принимает в трехдневный срок, но не позднее, чем в течение 96 часов с момента установления обстоятельств, предопределяющих обращение заявителя в суд, постановление по сути заявленных требований, которое подлежит немедленному исполнению.

Рассмотрение представления происходит при участии органа государственной налоговой службы, который его внес, и налогоплательщика, относительно которого оно внесено.

Неявка сторон на судебное заседание не препятствует рассмотрению представления.

С учетом изложенного, при рассмотрении представления налогового органа в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины не может быть применен пункт 4 части первой статьи 155 Кодекса административного судопроизводства Украины. Поэтому неявка заявителя на судебное заседание не может расцениваться как основание для оставления без рассмотрения представления, внесенного на основании статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

При этом статья 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины не устанавливает особенности относительно порядка уведомления лица о времени и месте судебного заседания. Следовательно, применению подлежат общие правила, определенные главой 3 Кодекса административного судопроизводства Украины.

Согласно части третьей статьи 35 этого Кодекса повестка по делам, для которых установлены сокращенные сроки рассмотрения, должена быть вручена в срок, достаточный для прибытия в суд.

Учитывая то, что сроки рассмотрения представления налоговых органов согласно статье 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины являются сокращенными, судебная повестка заявителю и лицу, относительно которого внесено представление, должна вручаться в срок, достаточный для прибытия в суд.

Обязательность соблюдения судами норм Кодекса административного судопроизводства Украины, регулирующих порядок уведомления лица о времени и месте рассмотрения представления налоговых органов, заявленных в порядке статьи 1833 отмеченного Кодекса, установлена частью первой статьи 12 Кодекса административного судопроизводства Украины (принцип гласности и публичности административного процесса). В соответствии с отмеченной законодательной нормой, никто не может быть ограничен в праве на получение в административном суде информации о дате, времени и месте рассмотрения своего дела и принятых в нему судебных решений.

Нормы Кодекса административного судопроизводства, определяющие принцип гласности и открытости административного процесса, корреспондируют с принципом публичности судебного разбирательства, провозглашенным статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.

Ввиду изложенного, суды должны рассматривать представления налоговых органов, заявленные на основании статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, в сроки, установленные этой статьей, но при условии, что соблюдение соответствующих сроков не ограничивает право лица на получение информации о дате, времени и месте судебного разбирательства.

При этом, согласно подпункту 94.19.1 статьи 94 Налогового кодекса Украины, прекращение административного ареста имущества налогоплательщика осуществляется в связи с отсутствием в течение срока, отмеченного в пункте 94.10 (то есть 96 часов), решения суда о признании ареста обоснованным. Судам следует иметь в виду, что отмеченная норма не может быть применена в случае, если производство по соответствующему представлению налогового органа возбуждено, но соответствующее постановление суда об удовлетворении требований относительно признания административного ареста обоснованным не принято в течение 96 часов по объективным причинам в связи с необходимостью информировать лицо о времени и месте соответствующего судебного заседания.

15. Кодексом административного судопроизводства Украины не предусмотрено любых последствий превышения судом сроков рассмотрения дела, установленных статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины. При таких обстоятельствах постановление суда, принятое судом по результатам рассмотрения по существу представления, внесенного на основании статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, является законным и обоснованным и подлежит немедленному исполнению, как это предусмотрено частью седьмой отмеченной статьи Кодекса.

16. Статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины не предусмотрен отдельный порядок набирания законной силы постановления суда, принятого по результатам рассмотрения представления налогового органа. Поэтому отмеченное постановление набирает законную силу в общем порядке, установленном статьей 254 Кодекса административного судопроизводства Украины.

17. Согласно части восьмой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины в постановлении суда, принятом по результатам рассмотрения представления налогового органа, отмечаются, в частности, мотивы удовлетворения судом заявленных требований с ссылкой на закон.

Упомянутая норма не должна объясняться как ограничение права суда на рассмотрение обоснованности внесенного налоговым органом представления по сути или как обязанность суда во всех случаях принимать постановление лишь об удовлетворении изложенных в представлении требований.

Так, в соответствии с пунктом 94.10 Налогового кодекса Украины суд проверяет обоснованность решения налогового органа о применении административного ареста имущества налогоплательщика. Следовательно, проверка обоснованности должна завершаться соответствующим выводом суда, на основании которого суд принимает решение по сути поднятого в представлении вопроса.

Соответственно в случае, если суд по результатам рассмотрения придет к выводам о невозможности применения специальных мер, предусмотренных статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд может отказать в удовлетворении представления налогового органа с указанием мотивов неудовлетворения в постановлении.

18. Частью восьмой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины установлены требования к особенностям содержания постановления суда, которое принимается по результатам рассмотрения по сути представления налогового органа. В то же время общие требования к соответствующему постановлению суда определены статьей 163 Кодекса административного судопроизводства Украины, которая применяется при принятии судебных решений в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины в части не противоречащей последней. Поэтому, постановление суда по результатам рассмотрения по сути представления налогового органа должно содержать вступительную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.

19. Поскольку статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины не предусмотрено другое, на постановление по результатам рассмотрения по сути представления налогового органа распространяются правила, определенные статьями 160, 163 Кодекса административного судопроизводства Украины. В частности, в исключительных случаях в зависимости от сложности дела составление постановления в полном объеме может быть отложено на срок не более пяти дней со дня окончания рассмотрения дела, однако суд должен объявить на том же заседании, в котором закончилось рассмотрение дела, вступительную и резолютивную части постановления. Постановление суда, которое содержит вступительную и резолютивную части,перед объявлением должно быть подписано всем составом суда и присоединено к делу.

Это письмо предлагаем довести судьям местных и апелляционных административных судов для учета при осуществлении правосудия.

Председатель суда

А. Пасенюк

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112