Письмо ВАСУ N 203/11/13-11 от 10.02.2011 г. относительно одинакового применения отдельных предписаний Налогового кодекса Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 10.02.2011 г. N 203/11/13-11

Председателям апелляционных административных судов Украины


1 января 2011 года вступил в силу Налоговый кодекс Украины (пункт 1 раздела XIX "Заключительные положения" отмеченного Кодекса).

С целью одинакового применения административными судами отдельных предписаний Налогового кодекса Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины Высший административный суд Украины обращает внимание на такое.

Статьей 102 Налогового кодекса Украины урегулирован вопрос применения сроков давности определения налоговых обязательств, которые составляют 1095 дней.

Пунктом 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины установлено, что с учетом сроков давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент по получении такого решения.

Из содержания отмеченной законодательной нормы, с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Украины, вытекает, что налогоплательщик может обращаться в суд с требованием относительно противоправности налогового уведомления-решения в течение 1095 дней с момента получения такого решения.

Вместе с этим абзацем вторым пункта 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что в случае, когда налогоплательщиком до представления искового заявления проводилась процедура административного обжалования, срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически прошел с даты обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.

При этом, согласно абзацу четвертому пункта 56.18 статьи 56 отмеченного Кодекса, процедура административного обжалования считается досудебным порядком решения спора.

Таким образом подпунктом 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины непосредственно урегулировано применение сроков обжалования налогового уведомления-решения в суде, а именно:

- определена длительность срока обращения в суд с требованием относительно противоправности налогового уведомления-решения (1095 дней);

- определен момент начала хода срока обращения в суд с требованием относительно противоправности налогового уведомления-решения (с момента получения такого решения);

- определено основание и пределы продления длительности отмеченного срока в случае применения налогоплательщиком досудебного урегулирования спора в виде процедуры административного обжалования (на срок, который фактически прошел с даты обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы).

В соответствии с частью третьей статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины для защиты прав, свобод и интересов лиц этим Кодексом и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административнвый суд, которые, если не установлено другое, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

Следовательно Кодекс административного судопроизводства Украины предусматривает возможность установления другими законами специальных сроков обращения в административный суд, а также специальный порядок исчисления таких сроков. Такие специальные сроки имеют преимущество в применении в сравнении с общим сроком обращения в административный суд, определенный частью второй статьи 99 этого Кодекса, а также сокращенными сроками, определенными, в частности частями четвертой и пятой статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины.

С учетом изложенного предписания пункта 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины являются нормой, которая регулирует вопрос применения сроков обращения в административный суд с исками о признании противоправными налоговых уведомлений-решений.

При таких обстоятельствах срок для обращения налогоплательщика с иском в административный суд составляет 1095 дней и исчисляется со дня получения налогоплательщиком обжалуемого решения. Отмеченный срок продлевается на время досудебного урегулирования спора - процедуры административного обжалования соответствующего решения в контролирующем органе (со дня подачи жалобы до момента получения решения контролирующего органа по результатам его рассмотрения).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 56.19 статьи 56 Налогового кодекса Украины в случае, когда до представления искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, наступающего за днем окончания процедуры административного обжалования, в соответствии с пунктом 56.17 этой статьи.

Отмеченный пункт Налогового кодекса Украины устанавливает месячный срок для обжалования налоговых уведомлений-решений, который, по содержанию этой нормы, начинает ход со дня, наступающего за днем окончания процедуры административного обжалования.

При этом пункт 56.19 статьи 56 Налогового кодекса Украины регулирует те же правоотношения, что и абзац второй пункта 56.18 этой же статьи. Прямое сравнение содержания абзаца второго пункта 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины с содержанием пункта 56.19 этой же статьи свидетельствует, что оба правила должны применяться в случае, когда до представления искового заявления проводилась процедура административного обжалования.

В то же время пункт 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины определяет, что срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически прошел с даты обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы. Зато пункт 56.19 статьи 56 этого же Кодекса определяет, что месячный срок для обжалования в суде налогового уведомления-решения начинает ход лишь со дня окончания процедуры административного обжалования. То есть в соответствии с пунктом 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины срок судебного обжалования продлевается на время процедуры административного обжалования, в то время как согласно пункту 56.19 этот срок во время соответствующей процедуры еще не начал ход.

Кроме того, если норма пункта 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины определяет срок судебного обжалования налоговых уведомлений-решений путем отсылки к срокам давности, установленным статьей 102 Налогового кодекса Украины, то пункт 56.19 статьи 56 этого Кодекса прямо предусматривает, что соответствующий срок составляет один месяц.

Таким образом, два отмеченных предписания Налогового кодекса Украины по-разному регулируют те же правоотношения и при этом противоречат друг другу. При таких обстоятельствах пункты 56.18 и 56.19 статьи 56 Налогового кодекса Украины не могут применяться судами одновременно, при этом преимущество должно быть предоставлено одной из этих законодательных норм.

При решении рассматриваемой законодательной коллизии суды должны исходить из такого.

Пункты 56.18 и 56.19 статьи 56 Налогового кодекса Украины содержатся в одном и том же нормативно-правовом акте, приняты одновременно и регулируют те же отношения. Поэтому противоречие между ними не может быть решено за счет применения общепризнанных приемов толкования законодательных норм (предоставление преимущества норме, которая принята позднее или которая является специальной). Следовательно, они допускают неоднозначную (множественную) трактовку содержания права налогоплательщиков на судебное обжалование решений о начислении денежных обязательств в части длительности и начала хода сроков для соответствующего обжалования.

В этой ситуации судам следует руководствоваться пунктом 56.21 статьи 56 Налогового кодекса Украины. Этой нормой установлено, что в случае, когда норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в интересах как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в интересах налогоплательщика.

В соответствии с приведенным при принятии искового заявления от налогоплательщиков об обжаловании налоговых уведомлений-решений и других решений о начислении денежных обязательств суды должны решать вопрос в интересах налогоплательщика и применять пункт 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины, который предусматривает более длительный срок для обращения в суд (1095 дней), чем пункт 56.19 этой же статьи (один месяц).

Срок обращения в суд с иском об обжаловании решения контролирующего органа исчисляется со дня получения налогоплательщиком обжалуемого решения, как это предусмотрено пунктом 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины. В соответствии с этим пунктом отмеченный срок продлевается на время досудебного урегулирования спора - процедуры административного обжалования соответствующего решения в контролирующем органе (со дня подачи жалобы до момента получения решения контролирующего органа по результатам ее рассмотрения).

При таких обстоятельствах норма пункта 56.19 статьи 56 Налогового кодекса Украины не может использоваться при исчислении сроков обращения налогоплательщика в суд, поскольку ее применение противоречит правилам пункта 56.21 этой же статьи, которая требует принятия решений в интересах налогоплательщиков. Поэтому срок для обжалования в суде налогового уведомления-решения начинает ход в соответствии с пунктом 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины - со дня получения налогоплательщиком этого уведомления-решения.

Относительно сроков обращения налоговых органов с требованием о взыскании налогового долга с налогоплательщиков, судам следует иметь в виду следующее.

В соответствии с пунктом 102.1 статьи 102 Налогового кодекса Украины контролирующий орган, кроме случаев, определенных пунктом 102.2 этой статьи, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных этим Кодексом, не позднее окончания 1095 дня, наступающего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позднее - за днем ее фактического представления. Если в течение отмеченного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается освобоженным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

При этом пунктом 102.2 статьи 102 Налогового кодекса Украины определен перечень случаев, когда денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в части первой этой статьи.

Согласно пункту 102.4 статьи 102 Налогового кодекса Украины в случае, если денежное обязательство начислено контролирующим органом до окончания срока давности, определенного в пункте 102.1 этой статьи, налоговый долг, возникший в связи с отказом в самостоятельном погашении такого денежного обязательства, может быть взыскан в течение следующих 1095 календарных дней со дня возникновения налогового долга. Если платеж взыскивается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным.

Следовательно, приведенная законодательная норма устанавливает срок принудительного взыскания налогового долга - это 1095 дней со дня возникновения налогового долга.

Системный анализ пунктов 102.1, 102.2 и 102.4 статьи 102 Налогового кодекса Украины свидетельствует о том, что применение сроков давности, определенных статьей 102 Налогового кодекса Украины, распространяется и на случаи возбуждения производства по делу о взыскании соответствующего налога.

Соответственно исковые требования контролирующего органа, связанные с взысканием налогового долга с налогоплательщиков, должны предъявляться в течение 1095 дней со дня возникновения налогового долга.

Судам стоит учитывать, что Налоговым кодексом Украины различаются сроки, в течение которых налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика, и срок, в течение которого может взыскать налоговый долг.

Пункт 102.1 статьи 102 Налогового кодекса Украины определяет сроки для определения денежных обязательств налогоплательщиков. Следствием истечения этого срока является освобождение налогоплательщика от соответствующего денежного обязательства. При этом спор относительно соответствующей декларации и/или налогового уведомления, которые должны были быть основанием для определения денежного обязательства, не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

В свою очередь пункт 102.4 статьи 102 отмеченного Кодекса устанавливает сроки взыскания налогового долга, возникшего в связи с отказом в самостоятельном погашении такого денежного обязательства.

Рассматриваемые сроки (для определения денежных обязательств контролирующим органом и для взыскания налогового долга) исчисляются отдельно. При этом срок для взыскания налогового долга начинает свой ход со дня возникновения налогового долга, в то время как срок для определения денежного обязательства контролирующим органом отсчитывается со дня, наступающего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позднее - за днем ее фактического представления.

Так, если соответствующая налоговая декларация подлежала представлению до 20 января 2011 года, налоговый орган может определить денежное обязательство налогоплательщику в связи с этой декларацией, начиная с 21 января 2011 г в течение 1095 дней.

Сроки уплаты налоговых обязательств регулируются статьей 57 Налогового кодекса Украины.

Определенное контролирующим органом денежное обязательство (независимо от того, на какой из 1095 дней придется соответствующее определение) в случае его неуплаты налогоплательщиком приобретет статус налогового долга. Со дня возникновения налогового долга начинается отсчет срока длительностью 1095 дней для обращения налогового органа в суд с требованием, связанным с взысканием такого долга.

Порядок взыскания налогового долга регулируется главой 9 Налогового кодекса Украины.

В то же время судам следует иметь в виду, что применение сроков обращения в административный суд, определенных Налоговым кодексом Украины, возможно лишь относительно тех правоотношений, которые возникли после вступления в силу Налогового кодекса Украины. Соответственно новые сроки обжалования в суд налоговых уведомлений-решений распространяются на те налоговые уведомления-решения,которые получены плательщиком налога, начиная с 1 января 2011 года.

Аналогично срок длительностью 1095 дней для обращения контролирующего органа с требованием, связанным с взысканием налогового долга, распространяется лишь на налоговый долг возникший начиная с 1 января 2011 года.

Это письмо предлагаем довести судьям местных и апелляционных административных судов для учета при осуществлении правосудия.

И. о. председателя суда

М. Цуркан

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112