Письмо ВАСУ N 571/11/13-11 от 22.04.2011 г. относительно особенностей производства дел по обращениям органов государственной налоговой службы-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 22.04.2011 г. N 571/11/13-11

Председателям апелляционных административных судов


В дополнение к информационному письму от 2 февраля 2011 года N 149/11/13-11 Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

1. В соответствии с частью первой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины путем внесения представления налогового органа может быть инициировано рассмотрение в административном суде вопроса о взыскании средств по налоговому долгу.

Судам следует иметь в виду, что взыскание средств по налоговому долгу является одним из видов процедур взыскания налогового долга, которые установлены Налоговым кодексом Украины.

Согласно пункту 87.2 статьи 87 Налогового кодекса Украины источниками погашения налогового долга налогоплательщика является любое имущество такого налогоплательщика с учетом ограничений, определенных этим Кодексом, а также другими законодательными актами.

При этом, в соответствии с пунктом 87.11 статьи 87 Налогового кодекса Украины, орган взыскания обращается в суд с иском о взыскании суммы налогового долга налогоплательщика - физического лица. Взыскание налогового долга по решению суда осуществляется государственной исполнительной службой в соответствии с законом об исполнительном производстве.

Таким образом, для взыскания налогового долга с налогоплательщика, который является физическим лицом, необходимо соответствующее решение суда. Отмеченное решение с учетом требований пункта 87.11 статьи 87 Налогового кодекса Украины подлежит исполнению государственной исполнительной службой.

При этом, как следует из анализа норм Налогового кодекса Украины, содержание требования о взыскании суммы налогового долга с физического лица не тождествено содержанию требования о взыскании средств по налоговому долгу, предусмотренному статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

Поэтому решение дел по иску налогового органа о взыскании налогового долга с налогоплательщика - физического лица должно осуществляться по общим правилам искового производства. Обратиться с представлением в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины в рассматриваемом случае налоговый орган не имеет права.

В случае предъявления органом государственной налоговой службы представления о взыскании налогового долга с налогоплательщика - физического лица в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины суд отказывает в принятии такого представления на основании части четвертой указанной статьи.

2. Порядок взыскания налогового долга с налогоплательщиков, кроме физических лиц, регулируется статьями 95 - 99 Налогового кодекса Украины.

Взыскание средств и продажа имущества налогоплательщика осуществляется не ранее чем через 60 календарных дней с момента направления такому плательщику налогового требования (пункт 95.2 статьи 95 Налогового кодекса Украины).

Следовательно, право на взыскание средств в счет погашения налогового долга возникает у контролирующего органа на следующий день по окончании 60 дней со дня направления налогоплательщику налогового требования.

При этом, в соответствии с пунктом 59.1 Налогового кодекса Украины, порядок направления налогоплательщику налогового требования является тождественным порядку направления налогового уведомления-решения.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 58.3 Налогового кодекса Украины, налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) юридическому лицу, если оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении.

В случае когда почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение или налоговые требования, или решение о результатах рассмотрения жалобы из-за отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказа принять налоговое уведомление-решение или налоговое требование, или решение о результатах рассмотрения жалобы, ненахождения фактического места расположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, налоговое уведомление-решение или налоговое требование, или решение о результатах рассмотрения жалобы считаются врученными налогоплательщику в день, отмеченный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

Соответственно представление органа государственной налоговой службы о взыскании средств по налоговому долгу в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины может быть внесено в течение двадцати четырех часов с момента истечения 60 дней, следующих за днем направления налогоплательщику налогового требования.

Для установления отмеченного факта и подтверждения обстоятельств, которые предопределяют внесение соответствующего представления, суды должны выяснять день отправки налогового требования налогоплательщику.

Согласно пункту четвертому части второй статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины представление налогового органа должно содержать, в частности, основания обращения с представлением, обстоятельства, подтверждающиеся доказательствами. (Перевод «Профи Винс»). Таким образом, налоговый орган обязан приобщить к представлению о взыскании средств по налоговому долгу доказательства направления налогового требования налогоплательщику, что является необходимым для правильного расчета срока в 60 дней, который должен пройти со дня направления соответствующего представления.

Срок в 24 часа, в течение которых согласно части второй статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины в суд должно быть внесено представление о взыскании средств по налоговому долгу, начинает ход с нуля часов дня, следующего за тем, в котором истекли 60 дней со дня направления налогового требования.

Представление о взыскании средств по налоговому долгу, внесенное ранее, чем истечет 60 дней со дня направления налогового требования налогоплательщику, подлежит оставлению без движения с предоставлением заявителю срока не более 24 часов для устранения недостатков, как это предусмотрено частью третьей статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

При этом невыполнение требований суда, то есть непредоставление налоговым органом доказательств истечения 60 дней со дня направления налогового требования, является основанием для возвращения представления заявителю согласно части третьей статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины. Отмеченное предопределено тем, что представление подлежит возвращению в случае несоблюдения заявителем требований части второй статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины, в том числе требований относительно наступления срока внесения представления, установленного этой частью рассматриваемой статьи.

Возвращение представления не является препятствием для повторного обращения с ним в суд после устранения его недостатков, но не позднее, чем в течение 48 часов с момента установления обстоятельств, предопределяющих обращение в суд. Срок в 48 часов следует рассчитывать со дня фактического возникновения соответствующих обстоятельств (то есть истечения 60 дней с момента направления налогового требования), независимо от даты внесения ранее возвращенного представления с тем же содержанием требований.

3. В случае оставления без рассмотрения представления налогового органа в результате отсутствия уважительных причин для возобновления установленного статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины срока налоговый орган не лишен права обратиться с соответствующим требованием в общем порядке искового производства.

4. Судам стоит иметь в виду, что в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины может быть внесено представление о взыскании средств по налоговому долгу, который возник в результате неуплаты как самостоятельно определенных налогоплательщиком денежных обязательств, так и денежных обязательств, определенных налоговым органом в соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Украины.

5. Согласно части четвертой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины суд постановлением отказывает в принятии представления в случае, если, в частности, из представленных суду материалов усматривается спор о праве.

Наличие спора о праве в отдельных случаях может быть выявлено также и после открытия производства по делу по соответствующему представлению. В таком случае судам необходимо закрывать производство по делу на основании пункта 1 части первой статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Украины, поскольку соответствующие требования не могут быть рассмотрены в порядке отдельного вида административного судопроизводства, которым является производство по предоставлению налогового органа.

При этом судам следует иметь в виду, что закрытие производства дела по предоставлению налогового органа не лишает заявителя права обратиться в суд с соответствующим требованием в общем порядке искового производства.

Закрывая производство дела по предоставлению налогового органа в связи с выявлением спора о праве суд, согласно части второй статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Украины, должен разъяснить истцу, к юрисдикции какого суда отнесено рассмотрение таких дел. Поэтому в постановлении о закрытии производства по делу в рассматриваемых случаях суд должен разъяснить, что соответствующие требования подлежат рассмотрению в административных судах Украины, и в общем порядке искового производства.

6. Поскольку статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины не предусмотрено другое, налоговый орган не лишен права увеличивать размер требований по внесенному им представлению, а также объединять в одном представлении несколько связанных между собой требований, то есть реализовывать права, предусмотренные статьями 51 и 116 Кодекса административного судопроизводства Украины. Единственным необходимым условием этого является принадлежность соответствующих требований к тем, которые подлежат рассмотрению в порядке статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины.

При этом судам необходимо учитывать, что увеличение требований в случае внесения представления о взыскании средств по налоговому долгу имеет место в том случае, когда увеличивается сумма заявленного к взысканию долга, возникшего в тот же налоговый период по тем же основаниям (например, по той же налоговой декларации или на основании того же налогового уведомления-решения).

Если же налоговым органом заявлены требования о взыскании средств по налоговому долгу, возникшему по разным основаниям (в разных налоговых периодах, на основании разных процедур согласования и тому подобное), в этом случае имеет место объединение однородных исковых требований.

Согласно части первой статьи 116 Кодекса административного судопроизводства Украины суд может своим постановлением объединить в одно производство несколько однородных исковых требований по искам одного и того же истца к тому же ответчику или к разным ответчикам или по исковым заявлениям разных истцов к одному и тому же ответчику, а также разъединить одно или несколько соединенных в одно производство исковых требований в самостоятельные производство, если их общее рассмотрение усложняет или замедляет решение дела.

Следовательно, несколько однородных требований могут быть объединены в одном представлении и рассмотрены судом в одном производстве в том случае, если это не приводит к замедлению решения дела, в частности, за счет необходимости дополнительного ознакомления сторон с материалами дела и тому подобное.

Это письмо предлагаем довести судьям местных и апелляционных административных судов для учета при осуществлении правосудия.

Председатель суда

А. Пасенюк

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112