Письмо ВАСУ N 1049/11/13-11 от 19.07.2011 г. «Об обеспечении одинакового применения административными судами статей 40, 42 Закона Украины от 9 июля 2003 года N 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 19.07.2011 г. N 1049/11/13-11

Председателям апелляционных административных судов


Во исполнение пункта 2 постановления Пленума Высшего административного суда Украины от 20 июня 2011 года N 4 и для обеспечения одинакового применения административными судами статей 40, 42 Закона Украины от 9 июля 2003 года N 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (далее - Закон N 1058-IV) Высший административный суд Украины считает необходимым обратить внимание на следующее.

Частью второй статьи 40 Закона N 1058-IV установлен порядок определения заработной платы (дохода) для исчисления пенсии. Пересчет пенсий в связи с увеличением, в частности страхового стажа, установлен частью четвертой статьи 42 указанного Закона.

Указанные нормы в течение 2006-2008 годов претерпевали изменения (сравнительные таблицы части второй статьи 40 и части четвертой статьи 42 Закона N 1058 в редакциях, действующих на протяжении 2007-2008 годов прилагаются), из-за чего у судов возникают трудности при их применении.

Так, частью второй статьи 40 Закона N 1058-IV установлена формула заработной платы (дохода) для исчисления пенсии.

В редакции Закона от 9 июля 2003 года N 1058-IV, которая вступила в силу 1 января 2004 года, указанная формула была следующей:

Зп = Зс х (Ск : К), где:

Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнях;

Зс - средняя заработная плата работников, занятых в отраслях экономики Украины, за календарный год, предшествующий году обращения за назначением пенсии;

Ск - сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + ... + Кзn);

К - количество месяцев страхового стажа, за которые рассчитаны коэффициенты заработной платы (дохода) застрахованного лица (абзацы второй - шестой части второй статьи 40 Закона N 1058-IV).

Частью четвертой статьи 42 указанного Закона в редакции Закона от 9 июля 2003 года N 1058-IV определено, что в случае, если застрахованное лицо после назначения пенсии продолжало работать, производится перерасчет пенсии с учетом страхового стажа после назначения пенсии.

Каждый последующий перерасчет пенсии производится не ранее чем через два года после предыдущего перерасчета с учетом страхового стажа после назначения пенсии.

Перерасчет пенсии осуществляется из заработной платы (дохода), с которой была исчислена пенсия, или за периоды страхового стажа, указанные в части первой статьи 40 этого Закона.

Анализ части четвертой статьи 42 Закона N 1058-IV гласит, что при пересчете пенсии применяется заработная плата (доход) пенсионера, которую он получал до назначения пенсии, или которую он получал за период работы, являющимся периодом страхового стажа.

Учитывая изложенное при пересчете пенсии в формуле Зп = Зс х (Ск : К) изменяются только показатели Ск и К. В частности, к величине Ск добавляются коэффициенты заработной платы (дохода) за каждый месяц страхового стажа, который стал основанием для перерасчета пенсии. Что же касается показателя К, то он увеличивается количеством дополнительных месяцев страхового стажа. Остальные показатели остаются без изменений.

Следовательно, анализ части четвертой статьи 42 Закона N 1058-IV показывает, что указанная норма не устанавливает ограничения возможности работающего пенсионера воспользоваться правом на перерасчет пенсии в любое время после ее назначения. Однако содержит оговорку, что следующий перерасчет пенсии может быть проведен не ранее чем через два года после осуществления предыдущего. При этом при перерасчете пенсии величина средней заработной платы (дохода) учитывается та, которая использовалась при назначении пенсии, то есть это - средняя заработная плата работников, занятых в отраслях экономики Украины, за календарный год, предшествующий году обращения за назначением пенсии (абзац четвертый части второй статьи 40 Закона N 1058-IV).

Согласно Закону Украины от 19 декабря 2006 года N 489-V "О Государственном бюджете Украины на 2007 год" действие части четвертой статьи 42 остановлено на 2007 год.

Подпунктом "б" подпункта 9 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28 декабря 2007 года N 107-V "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", который вступил в силу с 1 января 2008 года, абзац четвертый части второй статьи 40 Закона N 1058-IV был изложен в новой редакции:

"Зс (средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая соответственно этому Закону учитывается для исчисления пенсии, за календарный год, предшествующий году обращения за назначением пенсии. Порядок определения показателей указанной заработной платы утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральными органами исполнительной власти в области статистики, экономики, труда и социальной политики и финансов".

Этим же Законом (подпункт "б" подпункта 10 пункта 35 раздела II) часть четвертая статьи 42 изложена в следующей редакции: "В случае если застрахованное лицо после назначения пенсии продолжало работать, проводится перерасчет пенсии с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии независимо от перерывов в работе. Перерасчет пенсии осуществляется с заработной платы (дохода), с которой была исчислена пенсия. По желанию пенсионера перерасчет пенсии осуществляется с заработной платы за периоды страхового стажа, которые указаны в части первой статьи 40 этого Закона, с применением показателя средней заработной платы работников в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая в соответствии с этим Законом учитывается для исчисления пенсии, за календарный год, предшествующий году перерасчета пенсии. При этом с периода, за который учитывается заработная плата (доход) для перерасчета пенсии, период после назначения пенсии не подлежит исключению согласно абзацу третьему части первой статьи 40 этого Закона. В случае если застрахованное лицо после назначения (перерасчета) пенсии имеет менее 24 месяцев страхового стажа, перерасчет пенсии проводится не ранее чем через два года после назначения (предыдущего перерасчета) с учетом страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) с учетом заработной платы, с которой назначена (предварительно пересчитана) пенсия".

Таким образом, с 1 января 2008 года изменен показатель средней заработной платы (дохода) - одной из составляющих формулы заработной платы (дохода) для исчисления пенсии и установлено, что этим показателем должна быть средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы.

Также изменен порядок перерасчета пенсии лицам, которые после назначения пенсии продолжали работать.

Анализируя часть четвертую статьи 42 Закона N 1058-IV в редакции Закона от 28 декабря 2007 года N 107-V "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" можно выделить три категории застрахованных лиц, которые продолжали работать после назначения пенсий и имеют право на ее перерасчет.

К первой категории таких лиц относятся лица, которые после назначения или перерасчета пенсии продолжали работать и получили не менее 24 месяцев страхового стажа независимо от перерывов в работе. Эти пенсионеры имели право на перерасчет пенсии:

- только с учетом дополнительно приобретенного страхового стажа с заработной платы (дохода), с которой была исчислена пенсия.

- с учетом дополнительно приобретенного страхового стажа и заработной платы, которую они получали после назначения или предыдущего перерасчета пенсии. Такой перерасчет должен производиться в случае, если в заявлении о перерасчете пенсии указано, что лицо желает осуществить перерасчет по стажу и по заработной плате. В таком случае заработная плата должна рассчитываться по правилам части первой статьи 40 Закона N 1058-IV, а именно: за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года, независимо от перерывов, и за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года.

К второй категории относятся лица, проработавшие и получившие менее 24 месяцев страхового стажа. При таких обстоятельствах заявление о перерасчете пенсии должно было подаваться не ранее чем через два года после назначения (предыдущего перерасчета) с учетом страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) и заработной платы, с которой назначена (предварительно пересчитана) пенсия. То есть, в таком случае перерасчет производится исключительно по стажу.

К третьей категории относятся лица, которые при выходе на пенсию не имели трудового (страхового) стажа. Если лицо, выйдя на пенсию, имея неполный стаж, доработало необходимое количество лет, то оно имело право подать сведения о своем дополнительном стаже в любой момент. В таком случае перерасчет должен производиться не по зарплате, а только по стажу работы.

Решением Конституционного Суда Украины от 22 мая 2008 года N 10-рп/2008, в частности, положения подпункта "б" подпункта 9, подпункта "б" подпункта 10 пункта 35 раздела II Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" признаны не соответствующими Конституции Украины (неконституционными).

Таким образом, с 22 мая 2008 года возобновили действие положения части второй статьи 40 и части четвертой статьи 42 Закона N 1058-IV в его первичной редакции, и подлежат применению.

28 мая 2008 года Кабинетом Министров Украины принято постановление N 530 "Некоторые вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан", которым установлен порядок перерасчета пенсий лицам, которые после ее назначения продолжали работать, отличный от того порядка, который определен частью четвертой статьи 42 Закона N 1058 - IV в редакции Закона от 9 июля 2003 года.

Следовательно, исходя из общих принципов приоритетности законов над другими подзаконными нормативными актами, при рассмотрении и решении дел указанной категории применению подлежит закон N 1058-IV, а именно нормативные положения статьи 42 этого Закона, действовавшие в редакции до отмены изменений, внесенных Законом Украины от 28 декабря 2007 года N 107-VI "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", и были и остаются действующими на момент проведения перерасчета пенсии. Как отмечалось выше, из содержания этих положений следует, что при перерасчете пенсии величина средней заработной платы (дохода) учитывается та, которая использовалась при назначении пенсии.

Приложение


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к Закону Украины от 09.07.2003 г. N 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"

Абзацы первый - седьмой части второй статьи 40 "Порядок определения заработной платы (дохода) для исчисления пенсии"

В редакции Закона Украины от 09.07.2003 N 1058-IV, вступила в силу 01.01.2004 г.

В редакции Закона Украины от 28.12.2007 г. N 107-VI "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", вступила в силу 01.01.2008 г.

Изменения признаны не отвечающими Конституции Украины, с 22.05.2008 г.

Заработная плата (доход) для исчисления пенсии определяется по формуле:

Зп = Зс х (Ск : К), где:

Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнях;

Зс - средняя заработная плата работников, занятых в отраслях экономики Украины, за календарный год, который предшествует году обращения по назначению пенсии;

Ск - сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 +... + Кзn);

К - количество месяцев страхового стажа за которые рассчитаны коэффициенты заработной платы (дохода) застрахованного лица.

В случае отсутствия на момент назначения пенсии данных о средней заработной плате работников, занятых в отраслях экономики Украины, за предыдущий год для определения заработной платы (дохода) учитывается имеющаяся средняя заработная плата работников, занятых в отраслях экономики Украины, за месяцы предыдущего года с последующим перерасчетом заработной платы (дохода) для исчисления пенсии по получении данных о средней заработной плате работников, занятых в отраслях экономики Украины, за календарный год, который предшествует году обращения по назначению пенсии.

Заработная плата (доход) для исчисления пенсии определяется по формуле:

Зп = Зс х (Ск : К), где:

Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнях;

Зс - (средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой оплачены страховые взносы и которая в соответствии с этим Законом учитывается для исчисления пенсии, за календарный год, который предшествует году обращения по назначению пенсии. Порядок определения показателей отмеченной заработной платы утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральными органами исполнительной власти в отраслях статистики, экономики, труда и социальной политики и финансов;

Ск - сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 +... + Кзn);

К - количество месяцев страхового стажа за которые рассчитаны коэффициенты заработной платы (дохода) застрахованного лица.

В случае отсутствия на момент назначения пенсии данных о заработной плате (доходе), в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой оплачены страховые взносы и которая в соответствии с данным Законом учитывается для исчисления пенсии, за предыдущий год для определения заработной платы (дохода) учитывается имеющаяся заработная плата (доход), в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой оплачены страховые взносы и которая в соответствии с данным Законом учитывается для исчисления пенсии, за месяцы предыдущего года с последующим перерасчетом заработной платы (дохода) для исчисления пенсии по получении данных о заработной плате (доходе), в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой оплачены страховые взносы и которая в соответствии с данным Законом учитывается для исчисления пенсии, за календарный год, который предшествует году обращения по назначению пенсии.

изменения, внесенные подпунктом "б" подпункта 9 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 N 107-VI, признаны не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными), согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. N 10-рп/2008)

Часть четвертая статьи 42 "Индексация и перерасчет пенсий в связи с увеличением средней заработной платы работников, занятых в отраслях экономики Украины, прожиточного минимума и страхового стажа"

В редакции Закона Украины от 09.07.2003 г. N 1058-IV, вступила в силу 01.01.2004 г.

Остановлено на 2007 год согласно Закону Украины от 19.12.2006 г. N 489-V "О Государственном бюджете Украины на 2007 год"

В редакции Закона Украины от 28.12.2007 г. N 107-VI "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", вступила в силу 01.01.2008 г.

Изменения признаны не отвечающими Конституции Украины, с 22.05.2008 г.

Часть третья (с 12.01.2005 г. - часть четвертая) статьи 42:

В случае, если застрахованное лицо после назначения пенсии продолжало работать, осуществляется перерасчет пенсии с учетом страхового стажа после назначения пенсии.

Каждый следующий перерасчет пенсии осуществляется не раньше чем через два года после предыдущего перерасчета с учетом страхового стажа после назначения пенсии.

Перерасчет пенсии осуществляется с заработной платы (дохода), с которой была исчислена пенсия, или за периоды страхового стажа, отмеченные в части первой статьи 40 данного Закона.

действие части четвертой статьи 42 остановлено на 2007 год

В случае, если застрахованное лицо после назначения пенсии продолжало работать, осуществляется перерасчет пенсии с учетом не меньше чем 24 месяцев страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии независимо от перерывов в работе. Перерасчет пенсии осуществляется с заработной платы (дохода), с которой была исчислена пенсия. По желанию пенсионера перерасчет пенсии осуществляется с заработной платы за периоды страхового стажа, отмеченных в части первой статьи 40 данного Закона, с применением показателя средней заработной платы работников в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой оплачены страховые взносы и которая в соответствии с даным Законом учитывается для исчисления пенсии, за календарный год, который предшествует году перерасчета пенсии. При этом с периода, за который учитывается заработная плата (доход) для перерасчета пенсии, период после назначения пенсии не подлежит исключению согласно абзацу третьему части первой статьи 40 данного Закона.

В случае, если застрахованное лицо после назначения (перерасчета) пенсии имеет меньше чем 24 месяца страхового стажа, перерасчет пенсии осуществляется не раньше чем через два года после назначения (предыдущего перерасчета) с учетом страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) с учетом заработной платы, с которой назначена (предварительно перерасчитана) пенсия.

Если пенсионер, продолжая работать, приобрел стаж, достаточный для назначения пенсии в соответствии с частью первой статьи 28 данного Закона, то по заявлению пенсионера осуществляется соответствующий перерасчет пенсии, независимо от того, сколько времен прошло после назначения пенсии при неполном стаже, с учетом заработной платы, с которой назначена (предварительно перерасчитана) пенсия.

Исчисление страхового стажа, который дает право на перерасчет пенсии в соответствии с этой частью, осуществляется не раньше дня, следующего за днем, по который исчислен страховой стаж при назначении (предыдущем перерасчете) пенсии.

изменения, внесенные подпунктом "б" подпункта 10 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. N 107-VI, признаны не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными), согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. N 10-рп/2008

И.о. Председателя суда

Д. Липский

Комментарии 

 
+1 #27 Анатолий Данилович 05.02.2014 21:23
До введение ЗАКОНА о пенсионной реформе мне перерасчет пенсии как работнику прокуратуры производился с расчета 90%
месячной зарплаты, после принятия Закона размер пенсии перерасчитан с расчета 80% зарплаты, а согласно Конституции принимаемые новые Законы не должны ссуживать права граждан, поскольку такие Законы не имеют обратной силы.
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
+1 #26 Зоя 02.03.2013 17:41
Я выиграла районный суд 24 июня 2011 года. В августе ПФ подал на апелляцию .В течении трех месяцев мне выплатили некоторую сумму и перестали платить. Апелляционный суд был назначен на 13июня 2013. 14 февраля 2013 года я узнала что Апелляц суд 29мая 2012 года скасовал решение районного суда .Пф подал в районный суд иск об изъятии выплаченных денег .31 января 2013 года районный суд не удовлетворил просьбу Пф. Я обратилась в районный суд (узнав все это)в тот же день с заявлением о выдаче мне решения апелляционного суда Придя 22февраля ,в назначенное время, я решения не получила в связи с тем,что ПФ подал на апелляцию и все дела ушли в Днепропетровск. Так что же делать? Значит заберут то, что и выплатили .Подавать в Высший суд?Я же не видела решения Апелляционного суда. Tребовать решения Апелляционного и подавать в Высший по поводу перерачета пенсии или все бессмысленно Ответьте пожалуйста Это с меня только забирают А моей знакомой (вместе подавали в суд )до сих пор платят
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
0 #25 Вячеслав 03.05.2012 12:47
Выход один-голосовать не в пользу партии 'проффесора!
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
+4 #24 Леди 14.04.2012 15:22
Я считаю, что необходимо объединяться и действовать. Каждому отказали,но все сидят и чего-то ждут. Липского надо привлечь к ответственности , может даже к уголовной.Писать надо коллективно в законодательные органы, ведь в новом Законе работающих пенсионеров реально обделили. Но молчать и ждать нельзя. Кто за?
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
+1 #23 Leo 07.04.2012 12:08
В 2004, 2006, 2008 гг мне осуществляли перерасчёт пенсии по действовавшему Закону.В 2011 г я через суд заставил Фонд сделать перерасчёт. Апеляционный Севастопольский отменил в августе месяце решение районного суда только потому ,что "господин" Липский "изобрёл" и подписал письмо ВАСу.Может липские вообще отменят все перерасчёты моих пенсий?!
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
+2 #22 Rudmila 28.02.2012 13:26
Не нужно сотрясать воздух, действовать надо и всем вместе, для этого нужен грамотный юрист и координатор,
чтобы отбить свою пенсию и наказать нарушителей закона. А вообще начинать надо сввластей гнать их в шею.
Цитировать | Пожаловаться модератору
 
 
+5 #21 натали 07.02.2012 18:43
суд ссылается на закон №1058-15 в редакции 2003 года,а этих редакций было около 53.в редакции закона №1058 от22.07.2009 и последующих редакциях написано что берется при перерасчете год предшествующий году перерасчета.Липский совершил умышленный обман который тянет на ст.192 УКУ,cт.376 УКУ
Цитировать | Пожаловаться модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4