Письмо ВАСУ N 1500/12/13-12 от 14.06.2012 г. относительно обращения руководителей органов государственной налоговой службы по искам о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 14.06.2012 г. N 1500/12/13-12

Председателям апелляционных административных судов


В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением подпункта 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины относительно обращения руководителей органов государственной налоговой службы по искам о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен, на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

Подпунктом 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины предусмотрено право органов государственной налоговой службы обращаться с иском к налогоплательщику относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен.

Согласно пункту 20.2 статьи 20 Налогового кодекса Украины право, предусмотренное подпунктом 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 этого Кодекса, предоставляется председателям государственных налоговых администраций и начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям.

При решении вопроса о наличии у органов государственной налоговой службы в лице их руководителей права обращаться с 1 января 2011 года до 1 января 2013 года по иску относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен судам следует исходить из следующего.

Согласно части второй статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры, в частности, относительно обращения субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом.

Норма подпункта 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины предоставляет органу государственной налоговой службы право обращаться с иском к налогоплательщику относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен.

Одновременно при реализации указанного права необходимо учитывать корреспондирование предписаний подпункта 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины с другими нормами, а именно с содержанием статей 39, 54 и 58 Налогового кодекса Украины.

Согласно пункту 39.15 статьи 39 Налогового кодекса Украины определенные с применением обычных цен база, объект налогообложения и другие показатели налогового учета используются органами государственной налоговой службы для проведения расчета налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности по результатам проведения проверки.

По результатам этой проверки принимается соответствующее налоговое уведомление-решение. В случае если налогоплательщик начинает процедуру обжалования этого налогового уведомления-решения, или неуплаты соответствующей суммы, определенной в таком налоговом уведомлении-решении, в течение сроков, установленных этим Кодексом, налоговое уведомление-решение считается отозванным. Руководитель органа государственной налоговой службы обязан обратиться в суд с иском о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности.

Из содержания приведенной законодательной нормы видится последовательный алгоритм действий органа государственной налоговой службы по определению налогоплательщику налоговых обязательств с применением обычных цен. Этот алгоритм предусматривает следующие обязательные этапы, как проведение проверки и вынесение по ее результатам отдельного налогового уведомления-решения, в котором определяется сумма денежных обязательств вследствие использования обычных цен.

В случае обжалования указанного налогового уведомления-решения налогоплательщиком или неуплаты указанной в нем суммы такое уведомление-решение считается отозванным. И только после этого руководитель органа государственной налоговой службы обращается с иском к налогоплательщику о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности.

Исходя из изложенного, обращение руководителя органа государственной налоговой службы по приведенному иску является завершением законодательно установленной последовательности действий налогового органа по применению обычных цен. При этом обязательным условием для обращения с рассматриваемым иском является отзыв налогового уведомления-решения, вынесенного налоговым органом на основании пункта 39.15 статьи 39 Налогового кодекса Украины.

Следовательно, право органов государственной налоговой службы, определенное подпунктом 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины, может быть реализовано исключительно как заключительный этап общей процедуры по определению налогоплательщику налогового обязательства с применением обычных цен и только в случае отзыва налогового уведомления решения, вынесенного в порядке пункта 39.15 статьи 39 Налогового кодекса Украины.

Поэтому обращение руководителя налогового органа с иском о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен отдельно от порядка, урегулированного статьей 39 Налогового кодекса Украины, невозможно.

Вместе с тем согласно пункту 1 раздела XIX Налогового кодекса Украины статья 39 Налогового кодекса Украины вступает в силу с 1 января 2013 года.

Зато с 1 января 2011 года являются действующими другие нормы Налогового кодекса Украины, которые регулируют порядок определения контролирующим органом денежных обязательств налогоплательщику.

Так, согласно пункту 54.3 статьи 54 Налогового кодекса Украины контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение (увеличение) отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, предусмотренных этим Кодексом или другим законодательством, если, в частности, данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, которые заявлены в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах (подпункт 54.3.2 пункта 54.3 статьи 54 Налогового кодекса Украины).

Как следует из содержания приведенной нормы, в случае выявления при проведении налоговых проверок каких-либо нарушений правил ведения налогового учета контролирующий орган (в частности, орган государственной налоговой службы) обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика, оставшуюся неотраженной налогоплательщиком из-за выявленных нарушений, независимо от причин таких нарушений.

Реализация обязанности контролирующего органа по определению налогоплательщику соответствующих денежных обязательств осуществляется путем вручения (направления) плательщику налогового уведомления-решения. Действительно, согласно пункту 58.1 статьи 58 Налогового кодекса Украины в случае, если сумма денежного обязательства налогоплательщика, предусмотренного налоговым или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, рассчитывается контролирующим органом в соответствии со статьей 54 этого Кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) налогоплательщику налоговое уведомление-решение.

Приведенные нормы статей 54 и 58 Налогового кодекса Украины являются императивными. Поэтому контролирующий орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление-решение в любом случае, когда выявлены нарушения норм налогового и другого законодательства, контролирующегося соответствующим органом.

Не составляют исключение и случаи выявления нарушения правил применения обычных цен.

Таким образом, в силу предписаний статей 54 и 58 Налогового кодекса Украины налоговый орган должен направить налогоплательщику налоговое уведомление-решение, в котором будет определена сумма денежных обязательств, подлежащая уплате в результате нарушения правил применения обычных цен в налоговом учете.

При этом из-за недействительности предписаний статьи 39 Налогового кодекса Украины налоговое уведомление-решение, вынесенное в отношении налогоплательщика по результатам применения обычных цен, не может быть отозвано в случае его обжалования. Следовательно, такие налоговые уведомления-решения могут сохранить свое действие после процедуры административного обжалования или судебного разбирательства. Соответственно может быть подтверждена действительность сумм, определенных налогоплательщику таким налоговым уведомлением-решением. Эти суммы подлежат обязательной уплате в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины.

Дополнительное обращение в таких условиях руководителя налогового органа с иском о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен может привести к двойному выполнению того самого налогового долга.

При этом императивность норм статей 54 и 58 Налогового кодекса Украины исключает применение налоговым органом способа определения денежных обязательств вследствие применения обычных цен на свое усмотрение - либо путем направления (вручения) налогового уведомления-решения, либо путем непосредственного обращения с иском на основании подпункта 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины.

Поэтому налоговое уведомление-решение обязательно должно быть направлено (вручено) налогоплательщику в случае нарушения им правил применения обычных цен.

Со вступлением в силу 1 января 2013 статьи 39 Налогового кодекса Украины двойное побуждение к выполнению налогоплательщиком того самого налогового долга (двойной уплаты сумм, определенных в результате того же нарушения правил применения обычных цен) невозможно, поскольку в случае обжалования налогового уведомления-решения контролирующего органа которое при этом выносится, является отозванным. Поэтому решение вопроса об определении суммы налогового обязательства в этом случае будет происходить только по результатам рассмотрения в суде иска налогового органа, предъявленного на основании подпункта 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины.

Учитывая изложенное, до 1 января 2013 года у налоговых органов в лице их руководителей отсутствует право обращаться с иском к налогоплательщику относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен.

Зато в соответствии с пунктом 8 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины в случаях, предусмотренных этим Кодексом, до вступления в силу статьи 39 этого Кодекса применяется пункт 1.20 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

Поэтому определение налоговых обязательств с применением обычных цен должно осуществляться в общем порядке. Налоговый орган при установлении нарушений налогоплательщиком правил применения обычных цен должен направить (вручить) такому налогоплательщику налоговое уведомление-решение, как это предусмотрено статьями 54 и 58 Налогового кодекса Украины. В случае неуплаты суммы денежного обязательства, определенного в уведомлении-решении и согласованного в установленном порядке, соответствующая сумма подлежит взысканию как налоговый долг в соответствии с нормами главы 9 Налогового кодекса Украины.

При этом процедура, предусмотренная нормами статьи 39 и подпункта 20.1.38 пункта 20.1 статьи 20 Налогового кодекса Украины, может применяться только после 1 января 2013 года.

В случае предъявления органом государственной налоговой службы в период с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года иска к налогоплательщику относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен суд отказывает в открытии производства на основании пункта 1 части первой статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Украины, а открытые производства подлежат закрытию в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 157 этого Кодекса.

Это письмо предлагаем довести до сведения судей апелляционного и окружных административных судов соответствующего апелляционного округа для учета при осуществлении правосудия.

Заместитель Председателя суда

М. Цуркан

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30