Письмо ВАСУ N 1503/12/13-12 от 15.06.2012 г. относительно порядка обжалования решений налоговых органов об отказе в приеме налоговых деклараций -Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 15.06.2012 г. N 1503/12/13-12

Председателям апелляционных административных судов


В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением норм Налогового кодекса Украины, которые регулируют порядок обжалования решений налоговых органов об отказе в приеме налоговых деклараций, на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

Порядок представления налоговой декларации в органы государственной налоговой службы регулируется статьей 49 Налогового кодекса Украины.

Согласно пункту 49.8 статьи 49 Налогового кодекса Украины приема налоговой декларации является обязанностью органа государственной налоговой службы.

Императивный характер приведенной нормы означает, что налоговый орган не имеет права не принять фактически полученную налоговую декларацию, представленную налогоплательщиком одним из способов, предусмотренных пунктом 49.3 статьи 49 Налогового кодекса Украины (лично или через представителя, по почте или средствами электронной связи).

Практическая реализация процедуры приема налоговой декларации определяется пунктами 49.8 и 49.9 статьи 49 Налогового кодекса Украины.

Как предусмотрено нормой абзаца первого пункта 49.9 статьи 49 Налогового кодекса Украины, при условии соблюдения налогоплательщиком требований этой статьи должностное лицо органа государственной налоговой службы, в котором находится на учете налогоплательщик, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения органом государственной налоговой службы.

Согласно пункту 49.8 статьи 49 Налогового кодекса Украины при приеме налоговой декларации уполномоченное должностное лицо органа государственной налоговой службы, в котором находится на учете налогоплательщик, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 этого Кодекса. Другие показатели, указанные в налоговой декларации налогоплательщика, при приеме проверке не подлежат.

Следовательно, процедура приема налоговой декларации заключается в совершении должностным лицом налогового органа фактических действий по: 1) проверке наличия и достоверности заполнения обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 Налогового кодекса Украины, 2) регистрации налоговой декларации в день ее получения органом государственной налоговой службы.

При этом, как установлено пунктом 49.10 статьи 49 Налогового кодекса Украины, отказ должностного лица органа государственной налоговой службы принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенным этой статьей, в том числе выдвижение любых не определенных этой статьей предпосылок такого приема (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т.п.), запрещается.

Одновременно Налоговым кодексом Украины предусмотрены специальные последствия подачи налогоплательщиком налоговой декларации, заполненной с нарушением требований пунктов 48.3 и 48.4 статьи 48 Налогового кодекса Украины. В таком случае на основании пункта 49.11 статьи 49 Налогового кодекса Украины орган государственной налоговой службы обязан предоставить налогоплательщику письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа.

В свою очередь, согласно пункту 49.12 статьи 49 Налогового кодекса Украины, в случае получения отказа органа государственной налоговой службы в приеме налоговой декларации налогоплательщик имеет право:

- подать налоговую декларацию и уплатить штраф в случае нарушения срока ее представления;

- обжаловать решение органа государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном статьей 56 этого Кодекса.

Согласно пункту 1 части второй статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины компетенция административных судов распространяется на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия.

Обязательным признаком нормативно-правового акта или правового акта индивидуального действия, а также соответствующих действий или бездеятельности субъекта властных полномочий является создание ими юридических последствий в форме прав, обязанностей, их изменение или прекращение.

Поскольку отказ в приеме представленной декларации приводит к возникновению юридических последствий для налогоплательщика в виде наложения на такого плательщика штрафа за несвоевременное представление декларации, такой отказ может быть предметом рассмотрения в административных судах Украины.

Ответчиком в случае обжалования в суде отказа налогового органа в приеме налоговой декларации является орган государственной налоговой службы, направивший соответствующее уведомление.

Согласно пункту 49.13 статьи 49 Налогового кодекса Украины в случае, если в установленном законодательством порядке будет установлен факт неправомерного отказа органом государственной налоговой службы (должностным лицом) в приеме налоговой декларации, последняя считается принятой в день ее фактического получения органом государственной налоговой службы.

Удовлетворение судом исковых требований относительно признания противоправным отказа принять налоговую декларацию означает, что соответствующее решение не создало никаких правовых последствий, а налоговая декларация подана вовремя на основании пункта 49.13 статьи 49 Налогового кодекса Украины. Поэтому в таком случае обязанность налогоплательщика относительно своевременного представления налоговой декларации является выполненной надлежащим образом, а его нарушенные права вполне восстановлены.

Резолютивная часть постановления административного суда об удовлетворении исковых требований по делу, предметом обжалования в котором является противоправность отказа налогового органа в приеме налоговой декларации должна содержать вывод о признании противоправным отказа налогового органа принять налоговую декларацию, а налоговой декларации такой, что представлена налогоплательщиком в день ее фактического получения органом государственной налоговой службы (с указанием даты).

Требования об обязательствах налогового органа принять налоговую декларацию, признании противоправными решения, действия, бездействия налогового органа, признание поданной декларации налоговой отчетности, признание налоговой декларации поданной следует рассматривать как требование о признании противоправным отказа в приеме налоговой декларации, представленной налогоплательщиком на определенную дату.

Соответствующие выводы суда могут быть изложены в мотивировочной части решения со ссылкой на абзац десятый части второй статьи 162 Кодекса административного судопроизводства Украины, которая дает право суду принять другое постановление, которое бы гарантировало соблюдение и защиту прав истца. В резолютивной части отображается собственно противоправность отказа в приеме налоговой декларации, представленной налогоплательщиком на определенную дату. Суды должны рассмотреть вопрос о противоправности отказа в приеме налоговой декларации, несмотря на то, в какой словесной форме сформулированы исковые требования истца, если из содержания таких требований следует, что они направлены на восстановление прав налогоплательщика, нарушенных в результате отказа.

В связи с этим у суда нет оснований для отказа в иске налогоплательщику или отказа в открытии производства (закрытии производства) в случае, если таким плательщиком были иначе сформулированы исковые требования, предметом которых является противоправность отказа в приеме налоговой декларации.

Это письмо предлагаем довести до сведения судей апелляционного и окружных административных судов соответствующего апелляционного округа для учета при осуществлении правосудия.

Заместитель Председателя суда

М. Цуркан

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30