Информационное письмо ГНСУ N 7 от 20.03.2020 г. «Карантинные нововведения для бизнеса. Какие нюансы нужно знать?»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 20.03.2020 г. N 7

Карантинные нововведения для бизнеса. Какие нюансы нужно знать?

НА КАКИЕ ИМЕННО ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА?

Законом Украины от 17 марта 2020 года N 533-IX "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)" (далее - Закон N 533) внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее - Кодекс), предусматривающие освобождение от штрафных санкций за нарушение налогового законодательства*, совершенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 года, кроме санкций за:

• нарушение требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности страхования дополнительной пенсии;

• отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;

• нарушение правил учета, производства и обращения топлива или спирта этилового на акцизных складах, применяются на общих основаниях;

• нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.

То есть, закон не освобождает плательщиков от применения к ним финансовой ответственности контролирующими органами за:

• непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности по НДС, неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по НДС,

• непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности по акцизному налогу, неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по акцизному налогу,

• осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации топлива или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога;

• нарушение правил учета, производства и обращения топлива или спирта этилового на акцизных складах, нарушение правил перемещения и/или хранения топлива или спирта этилового, неподтверждение целевого использования субъектами хозяйствования спирта этилового, биоэтанола, легких и тяжелых дистиллятов, нефтепродуктов, полученных в качестве сырья для производства в химической промышленности, веществ, используемых в качестве компонентов моторных топлив, бензинов авиационных или топлива для реактивных двигателей.

• нарушение требований другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

В период с 1 марта по 31 мая 2020 года не действуют санкции за следующие нарушения, связанные с электронным администрированием НДС и акцизного налога:

1) за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;

2) за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных.

Вместе с тем, обращаем внимание на то, что нарушение требований Кодекса относительно регистрации налоговой накладной по НДС/расчета корректировки к ней негативно влияет на право контрагента налогоплательщика воспользоваться правом на начисление налогового кредита по НДС. А нарушения проведения в регистрации акцизной накладной/расчета корректировки к ней - приводит к нарушениям в процедуре подтверждения легальности получения топлива у контрагента.

* Примечание: Налоговое законодательство Украины это:

1. Конституция Украины;

2. Налоговый кодекс и Таможенный кодекс,

3. Законы по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с обложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины;

4. Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено ВР Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения;

5. Нормативно-правовые акты, принятые на основании и во исполнение НКУ и законов по вопросам таможенного дела;

6. Решения ВР АР Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным НКУ.

ПРИМЕНЯЮТСЯ ЛИ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО НАЧИСЛЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, В СЛУЧАЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРИОДА 31 МАРТА ПО 31 МАЯ 2020 ГОДА?

В случае погашения налогового обязательства в период с 1 марта по 31 мая 2020 года в связи с нарушением сроков уплаты налоговых обязательств, определенных статьей 57 Кодекса, штрафные санкции в соответствии с требованиями статьи 126 Кодекса не применяются.

Это означает, что если срок уплаты согласованной суммы денежного обязательства приходится на указанный период, и этот срок нарушен, то уплата указанной суммы плательщиком налога происходит без применения указанных штрафных санкций. Такое освобождение не распространяется на случаи нарушения сроков уплаты согласованной суммы денежного обязательства по налогу на добавленную стоимость, акцизному налогу, рентной плате.

ПРИМЕНЯЮТСЯ ЛИ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА ЗАНИЖЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ?

Если налогоплательщик допустит занижение налоговых обязательств в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года штрафные санкции предусмотренные пунктом 123.1 статьи 123 Кодекса не применяются кроме санкций за занижение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость акцизному налогу и рентной плате.

ПРИМЕНЯЮТСЯ ЛИ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАТЬИ 50 КОДЕКСА ОТНОСИТЕЛЬНО НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ШТРАФА В СЛУЧАЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРОШЛЫХ ПЕРИОДОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УТОЧНЯЮЩИХ РАСЧЕТОВ В ПЕРИОД С 1 МАРТА ПО 31 МАЯ 2020 ГОДА?

Если во время проверки налоговой отчетности налоговый орган выявит невыполнение налогоплательщиком условия для самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность, подававшуюся в период с 1 марта по 31 мая 2020 года с начислением штрафных санкций определенных статьей 50 Кодекса штрафные санкции в соответствии с требованиями пункта 120.2 статьи 120 Кодекса применяться не будут.

БУДЕТ ЛИ НАЧИСЛЯТЬСЯ ПЕНЯ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В ПЕРИОД С 1 МАРТА ПО 31 МАЯ 2020 ГОДА?

Законом N 533 внесены изменения в Кодекс согласно которым в период с 1 марта по 31 мая 2020 года налогоплательщикам не начисляется пеня а начисленная но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию.

Это значит, что пеня не будет начисляться на любые суммы денежного обязательства определенного контролирующим органом по результатам налоговых проверок по любым налогам за указанный период (в том числе при проведении в этом периоде административного и/или судебного обжалования). Начисленная но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию.

НА КАКОЙ ПЕРИОД ВВЕДЕН МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК? СМОГУТ ЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ К ПРОВЕРКАМ, ЗАВЕРШИВШИМСЯ ДО ВВЕДЕНИЯ МОРАТОРИЯ?

Законом N 533 внесены изменения в Кодекс согласно которым вводится мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по 31 мая 2020 года, кроме документальных внеплановых проверок по основаниям определенным подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 этого Кодекса.

Действие моратория не распространяется на проверки завершенные по 17 марта 2020 года включительно согласно соответствующим приказам на их проведение. По результатам таких проверок контролирующим органом обеспечивается оформление актов (справок) проверок и направление (вручение) налогоплательщикам налоговых уведомлений-решений с соблюдением порядка и сроков определенных Кодексом.

Следует учитывать что введение моратория на проведение проверок не лишает налогоплательщика права подавать в соответствии с пунктом 86.7 статьи 86 Кодекса возражения к актам проверок завершенных до введения моратория и оспаривать принятые по их результатам налоговые уведомления-решения.

Вместе с тем налогоплательщикам желающим принять участие в рассмотрении возражений к такому акту проверки или жалобе на налоговые уведомления-решения, с целью обсуждения установленных во время проверки нарушений предоставления дополнительных объяснений налогоплательщика при таком рассмотрении следует учесть необходимость выполнения контролирующим органом и всеми гражданами Украина мер безопасности, направленных на предотвращение распространения на территории Украины коронавируса COVID-19, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 года N 211 "О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19". На время проведения карантинных мероприятий контролирующим органам и налогоплательщикам необходимо осуществлять общение с соблюдением профилактических мероприятий в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения.

Поэтому налогоплательщикам целесообразно рассмотреть возможность предоставления дополнительных доказательств и информации по почте или в электронном виде.

БУДУТ ЛИ ПРОВОДИТЬСЯ КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ПЕРИОД МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК?

Законом N 533 внесены изменения в Кодекс согласно которым вводится мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года кроме документальных внеплановых проверок по основаниям определенным подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса.

Пунктом 76.1 статьи 76 Кодекса установлено, что камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления на ее проведение.

Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.

Таким образом изменения, внесенные Законом N 533, не предусматривают ограничений относительно проведения камеральных проверок. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность налогоплательщиков сплошным порядком за каждый отчетный (налоговый) период.

БУДУТ ЛИ ПРОВОДИТЬСЯ НЕВЫЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ ПО ВОПРОСАМ ДОСТОВЕРНОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ СУММ БЮДЖЕТНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ПЕРИОД МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК?

Введенный Законом N 533 мораторий не распространяется на проведение выездных документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

Статьей 79 Кодекса предусмотрена возможность проведения выездной проверки при наличии оснований для проведения документальной проверки определенных статьей 78 Кодекса. Выполнение условий пункта 79.2 статьи 79 Кодекса предоставляет должностным лицам контролирующего органа право приступить к проведению документальной невыездной проверки.

Право основания и сроки проведения документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость регламентированы пунктом 78.1 статьи 78 и пунктом 11 статьи 200 Кодекса.

Плательщики налога, имеющие право на бюджетное возмещение, получают такое бюджетное возмещение в случае согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки в случаях определенных Кодексом, - по результатам документальной проверки.

Такая документальная невыездная проверка осуществляется на основании указанных в подпункте 75.1.2 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса документов и данных предоставленных плательщиком налога в определенных Кодексом случаях или полученных другим способом предусмотренным законом.

Учитывая необходимость выполнения контролирующим органом и всеми гражданами Украины мер безопасности направленных на предупреждение распространения на территории Украины коронавируса COVID-19, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 года N 211 "О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19" на время проведения карантинных мер контролирующим органам и налогоплательщикам необходимо осуществлять общение с соблюдением профилактических мероприятий в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения.

Поэтому налоговые органы рассматривают возможность информирования налогоплательщиков о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения выездных документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по почте или в электронном виде в том числе через Электронный кабинет плательщика.

БУДУТ ЛИ ПРОВОДИТЬСЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПЛАНОМ-ГРАФИКОМ?

Если плановые проверки должны были начаться в период с 18 марта по 31 мая в соответствии с планом-графиком, но на день вступления в силу Закона N 533 не были начаты, то сроки их проведения должны быть скорректированы путем переноса в плане-графике на будущие периоды, после окончания моратория.

Государственной налоговой службой подготовлены и направлены территориальным органам задачи относительно организации и осуществления не позднее 20 марта 2020 года такой корректировки. Обновленный план-график будет обнародован на официальном веб-портале ГНС до 30 марта 2020 года.

В случаях, когда до 18 марта 2020 года в соответствии с пунктом 77.4 статьи 77 или пунктом 79.2 статьи 79 Кодекса для организации документальных плановых или невыездных документальных проверок налогоплательщикам уже были направлены (вручены) письменные уведомления и копии приказов на проверки проведения которых приходятся на период действия моратория, сроки проведения таких проверок также будут перенесены на время после окончания действия моратория о чем будут уведомлены такие плательщики.

ЧТО БУДЕТ С ПРОВЕРКАМИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ НАЧАТЫ ДО 18 МАРТА 2020 ГОДА, НО НЕ ЗАВЕРШЕНЫ?

Согласно изменениям, внесенным в Кодекс Законом N 533 документальные и фактические проверки, которые начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены по состоянию на эту дату, временно останавливаются на период до 31 мая 2020 года. Такая остановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений (приказов) контролирующим органом.

При этом на период с 18 марта по 31 мая 2020 года останавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Кодекса.

Территориальным органам рекомендовано направить налогоплательщикам, проверки которых остановлены в связи с введением моратория письма-уведомления о такой остановке и о восстановлении таких проверок с 1 июня 2020 года. Кроме того о такой остановке будет отмечаться во вступительной части актов (справок) указанных проверок.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НОРМА ЗАКОНА N 533 О ТОМ, ЧТО НА ПЕРИОД С 18 МАРТА ПО 31 МАЯ 2020 ГОДА ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТЕЧЕНИЕ СРОКА ДАВНОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 102 КОДЕКСА?

Закон N 533 внес в Кодекс норму, предусматривающую, что на период с 18 марта по 31 мая 2020 года останавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Кодекса.

Это означает, что сроки давности, определенные статьей 102 Кодекса течение которых заканчивается в период с 18 марта по 31 мая 2020 года, увеличиваются на 75 календарных дней которые налогоплательщики вправе учесть в сроках представления уточняющих расчетов к ранее поданной налоговой отчетности.

Например, если 1095 календарный день для подачи уточняющей декларации за прошлые периоды приходится на 20 марта 2020 года, предельный день подачи уточняющей декларации переносится на 2 июня 2020 года.

Налоговый долг, возникший в связи с отказом в самостоятельном погашении такого денежного обязательства, может быть взыскан в течение следующих 1095 календарных дней со дня возникновения налогового долга. То есть течение срока давности (1095 дней) для взыскания налогового долга налогоплательщика приостанавливается на период проведения мероприятий направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусного заболевания (COVID-19) - на 73 дня, по истечении которых он будет возобновлен.

ОТНОСИТЕЛЬНО СРОКОВ ПОДАЧИ ГОДОВОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ОБ ИМУЩЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ И ДОХОДАХ

В соответствии с изменениями введенными Законом N 533, граждане и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность для которых установлены сроки представления годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах (далее - декларация) подпунктом 49.18.4 пункта 49.18 статьи 49 Кодекса имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 года до 1 июля 2020 года. То есть последний день подачи декларации - 30 июня 2020 года.

Налоговые обязательства, определенные физическими лицами в таких декларациях должны быть уплачены до 1 октября 2020 года.

В то же время физические лица, заявляющие право на налоговую скидку в соответствии со статьей 166 Кодекса имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 год до 31 декабря 2020 года.

КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ?

Изменения которые Закон N 533 вносит в Кодекс предусматривают что не начисляется и не уплачивается за период с марта по 30 апреля 2020 года плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды физических или юридических лиц и используемые ими в хозяйственной деятельности.

По требованиям Кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год.

Налоговые декларации по плате за землю 2020 года уже представлены налогоплательщиками. Однако изменениями, которые вносит Закон N 533 предусмотрено, что для уменьшения налоговых обязательств по плате за землю за период с марта по 30 апреля 2020 года плательщики имеют право подать уточняющую налоговую декларацию в которой должны отразить изменения налогового обязательства по уплате платы за землю за соответствующие месяцы. Таким образом уменьшение налоговых обязательств по плате за землю за март - апрель 2020 года для юридических лиц будет осуществляться исключительно путем представления налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций.

ФЛП в части начисления и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности приравнены в правовом статусе к юридическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности. Если физические лица - предприниматели имеют правоустанавливающие документы на земельный участок, такие лица также самостоятельно исчисляют размер платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) путем подачи налоговой декларации.

Учитывая указанное, если право на земельный участок оформлено в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины на физическое лицо - предпринимателя, то такое лицо имеет право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отразить изменения налогового обязательства по уплате платы за землю за март - апрель 2020 года.

Освобождение не распространяется на физических лиц - граждан, не субъектов предпринимательской деятельности, поскольку нормы, которые вносит Закон N 533 в Кодекс, предусматривают, что освобождение касается только участков, используемых в хозяйственной деятельности.

КАКИМ ОБРАЗОМ ОТКОРРЕКТИРОВАТЬ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ОТЛИЧНОЕ ОТ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ЗА ПЕРИОД 31 МАРТА ПО 30 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА?

Законом N 533 добавляет в Кодекс норму, согласно которой объекты нежилой недвижимости, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом обложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии со статьей 266 этого Кодекса в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года.

Относительно плательщиков налога - юридических лиц

Нормы, которые вносит Закон N 533 предусматривают, что плательщики налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (кроме физических лиц), которые в соответствии с Кодексом подали налоговую декларацию по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, вправе подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отразить изменения налогового обязательства за соответствующие месяцы.

Следовательно, уменьшение налоговых обязательств по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (кроме физических лиц) за март - апрель 2020 года будет осуществляться исключительно путем представления налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций к налоговой декларации 2020 года.

В уточняющих налоговых декларациях налогоплательщики имеют право уменьшить сумму налоговых обязательств за I и II кварталы 2020 года (март 2020 является третьим месяцем квартала, апрель 2020 - первым месяцем II квартала) на сумму пропорциональную одному месяцу квартала.

Например, если в налоговой декларации 2020 года сумма налоговых обязательств по налогу определена в размере 720 тыс. грн. (соответственно, 180 тыс. грн за каждый квартал, плательщик налога, желающий уменьшить налоговые обязательства за период март и апрель 2020 года, имеет право подать уточняющую налоговую декларацию по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка 2020 года, в которой за I и II кварталы 2020 года уменьшить начисленные налоговые обязательства на 60 тыс. грн. (за каждый из двух кварталов).

Относительно плательщиков налога - физических лиц

В 2020 году контролирующие органы начисляют физическим лицам - плательщикам налога налог на недвижимое имущество отличное от земельного участка за 2019 налоговый (отчетный) год.

Поэтому, требования относительно освобождения от налогообложения, предусмотренные Законом N 533 будут учтены при начислении контролирующими органами налога физическим лицам - плательщикам за объекты нежилой недвижимости в 2021 году за 2020 налоговый (отчетный) год.

ОТНОСИТЕЛЬНО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ОТ НАЧИСЛЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО ВЗНОСА НА ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Закон N 533 также вносит ряд изменений в Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - Закон о ЕСВ).

Так, за периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года временно освобождаются от начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос) только за себя:

• физические лица - предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения;

• лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получающие доход от этой деятельности;

• члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию на других основаниях.

При этом, такие плательщики единого взноса по своему усмотрению решают вопрос относительно применения предусмотренного освобождения от единого взноса.

Они могут принять решение о начислении, исчислении и уплате единого взноса за указанные периоды в размерах и порядке, определенных Законом о ЕСВ. В таком случае информация об уплаченных суммах отмечается в отчетности о начислении единого взноса за отчетный период, определенный для таких лиц этим Законом.

Подчеркиваем, что самостоятельное определение плательщиком единого взноса (из указанных категорий плательщиков базы начисления единого взноса за отчетные периоды с по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года в "Отчете о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса" (далее - Отчет) будет свидетельствовать о принятии плательщиком решения о начислении, исчислении и уплате единого взноса за указанные периоды в размерах и порядке, определенных Законом о ЕСВ.

Если плательщик уже осуществил уплату взносов за март и апрель 2020 года, до вступления в силу Закона N 533, такие суммы будут зачисляться налоговыми органами (без каких-либо заявлений плательщиков единого взноса) в счет будущих платежей (при условии отсутствия у такого плательщика сумм недоимки штрафных санкций и/или пени по этому взносу в соответствии с Законом о ЕСВ, кроме случаев самостоятельного определения таким плательщиком базы начисления единого взноса за отчетный период в Отчете.

Дополнительно отмечаем что особенности включения в страховой стаж периодов с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года, за которые вышеуказанные плательщики единого взноса не уплачивают взносы, определены изменениями, внесенными Законом N 533 в Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" N 1058-IV от 9 июля 2003 года. Разъяснение этих особенностей относится к компетенции Пенсионного фонда.

ОТ КАКИХ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ О ЕСВ, ОСВОБОЖДАЮТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКИ ЕДИНОГО ВЗНОСА?

Закон N 533 вносит изменения в Закон о ЕСВ, согласно которым временно штрафные санкции по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование не применяются за следующие нарушения, совершенные относительно периодов с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля 2020 года:

• несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) единого взноса;

• неполная уплата или несвоевременная уплата суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей);

• несвоевременное представление отчетности, предусмотренной этим Законом, в налоговые органы.

В течение периодов с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля 2020 года плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.

БУДУТ ЛИ ПРОВОДИТЬСЯ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО ВЗНОСА?

Закон N 533 вносит изменения в Закон о ЕСВ, которыми устанавливается мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса на период с 18 марта по 18 мая 2020 года. В свою очередь, в соответствии с Законом о ЕСВ проверки проводятся в порядке, установленном Кодексом.

Следовательно, документальные проверки по вопросу правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены временно останавливаются на период до 18 мая 2020 года.

В случае направления (вручения) налогоплательщикам письменных уведомлений и копий приказов о проведении документальных плановых проверок с указанием даты начала проверки в период с 18 марта 2020 по 18 мая 2020 года контролирующими органами, налоговые органы проинформируют плательщиков о введении моратория на проведение проверок и об изменении в связи с этим даты начала такой проверки. При этом, сроки проведения таких проверок будут скорректированы налоговыми органами на будущие периоды после окончания моратория.

При этом обращаем внимание, что действие моратория не распространяется на камеральные проверки отчетности по единому взносу.

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ СРОКИ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РРО?

До 1 августа 2020 года перенесено введение в действие норм законодательства относительно внедрения программных регистраторов расчетных операций в качестве альтернативы классическим РРО. Также до 1 августа 2020 года продлена возможность не применять регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций плательщиками единого налога второй - четвертой групп (физическими лицами - предпринимателями) независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает лимит в 1 000 000 гривен кроме тех, которые осуществляют:

• реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

• реализацию лекарственных средств изделий медицинского назначения.

При этом предоставление платных услуг в сфере здравоохранения исключено из указанного перечня. Такие услуги можно будет предоставлять в пределах указанного лимита до 1 января 2021 года.

С 1 января 2021 года до 1 апреля 2021 года продлена возможность не применять регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций плательщиками единого налога второй - четвертой групп (физическими лицами - предпринимателями), объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривен независимо от избранного вида деятельности, кроме тех, которые осуществляют:

• реализацию товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет;

• реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

• реализацию лекарственных средств изделий медицинского назначения и предоставление платных услугу сфере здравоохранения;

• реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;

• розничную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);

• деятельность ресторанов кафе, ресторанов быстрого обслуживания если такая деятельность является отличной, чем определенная пунктом 11 статьи 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг";

• деятельность туристических агентств, туристических операторов;

• деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);

реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

До 1 января 2021 года продлен период, в течение которого санкции, определенные пунктом 1 статьи 17 Закона Украины от 6 июля 1995 года N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг", будут применяться в уменьшенных размерах, а именно:

• 10 % стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (работ, услуг) - за нарушение, совершенное впервые;

• 50 % стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (работ, услуг) - за каждое последующее совершенное нарушение.

Также на 1 января 2021 года перенесено внедрение процедуры "КЭШ БЕК".

До 1 июля 2020 года продлен срок, отведенный Кабинетом Министров Украины министерствам и другим центральным органам исполнительной власти на разработку нормативно-правовых документов и приведение в соответствие действующих актов по вопросам применения РРО.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Законом Украины от 17 марта 2020 года N 530-IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусного заболевания (COVID-19)" установлено, что со дня объявления карантина останавливается течение сроков обращения за получением административных и других услуг и сроков предоставления этих услуг, определенных законом. Со дня прекращения карантина течение этих сроков продолжается с учетом времени, прошедшего до его остановки.

Во исполнение указанной выше нормы Государственной налоговой службой Украины и ее территориальными органами останавливается отсчет течения сроков обращения налогоплательщиков по предоставлению, в том числе, административных услуг, предусмотренных Законом Украины от 19 декабря 1995 г. N 481/95-ВР "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива" и, соответственно, останавливается отсчет сроков предоставления этих услуг контролирующим органом.

Информация, указанная в этом Информационном письме может быть уточнена с учетом практических ситуаций налогоплательщиков.

Это письмо носит информационный характер и не является индивидуальной налоговой консультацией, поскольку не базируется на особенностях фактических обстоятельств операций конкретного плательщика налога. Информационное письмо основывается на положениях действующего законодательства Украины и практики его применения, которые могут измениться в будущем. Каждый плательщик налога в порядке ст. 52 - 53 НКУ может обратиться в контролирующий орган с указанием фактических обстоятельств операций и предоставлением соответствующих материалов для получения индивидуальной налоговой консультации.

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3