Письмо ГНСУ N 25745/7/99-00-04-01-01-07 от 19.11.2021 г. относительно особенностей возникновения налоговых обязательств по экологическому налогу размещения отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах за операции по обращению с навозом-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 19.11.2021 г. N 25745/7/99-00-04-01-01-07

Главным управлениям ГНС в областях, г. Киеве
Межрегиональным управлениям ГНС по работе с крупными налогоплательщиками


Государственная налоговая служба Украины руководствуясь подпунктами 4 - 5 пункта 5 Положения о Государственной налоговой службе Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06 марта 2019 года N 227, с целью эффективного налогового администрирования экологического налога в части отнесения операций по размещению навоза к объекту обложения экологическим налогом за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (далее - Экологический налог) предоставляет для использования в работе следующую информацию.

При взимании Экологического налога за отходы плательщики руководствуются требованиями Закона Украины от 05 марта 1998 года N 187/98-ВР "Об отходах" (далее - Закон N 187). Однако этот Закон терминологически не определил понятие "навоза", в связи с чем у налогоплательщиков, совершающих операции с таким веществом, возникает вопрос относительно наличия оснований считать навоз отходами в понимании Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), а также вопросы относительно отнесения операции обращения с навозом к таким, при которых возникает объект обложения Экологическим налогом.

Кодексом определено, что к объекту обложения Экологическим налогом относятся объемы размещенных отходов (подпункт 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса).

Отходы, признаваемые объектом обложения Экологическим налогом, согласно пункту 5.3 статьи 5 Кодекса, идентифицируются в соответствии с определением термина "отходы" в Законе N 187:

(1) любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления,

(2) товары (продукция), полностью или частично утратившие свои потребительские свойства и не имеющие дальнейшего использования по месту их образования или обнаружения от которых владелец отходов избавляется, намерен или должен избавиться путем утилизации или удаления (абзац второй статьи 1 Закона N 187).

При этом Закон N 187 определил, что операциями по удалению отходов, например их размещению, следует считать любые операции по обращению с отходами, за исключением операций по утилизации отходов, заключаемых в использовании отходов в качестве вторичного материального или энергетического ресурса (абзацы одиннадцатый - двенадцатый статьи 1 Закона N 187).

Кодекс возлагает обязанности плательщика Экологического налога, в частности, на субъектов хозяйствования, которые во время осуществления деятельности на территории Украины осуществляют размещение отходов (подпункт 240.1.3 пункта 240.1 статьи 240 Кодекса).

Кодексом определено содержание термина "размещение отходов" как операций по "захоронению отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т.п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов" (подпункт 14.1.223 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса), согласованный с абзацами одиннадцатым - двенадцатым ст. 1 Закона N 187.

Закон установил требование к операциям по "захоронению отходов", согласно которому долгосрочное вредное влияние захороненных в специально отведенных местах отходов на окружающую среду и здоровье человека должно не превышать установленные нормативы (абзац четырнадцатый статьи 1 Закона N 187).

Кодекс не возлагает обязанности плательщика Экологического налога, в частности, на таких субъектов хозяйствования, в хозяйственной деятельности которых существует период, в котором отдельные виды (классы) отходов размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов только в качестве вторичного сырья (пункт 240.5 статьи 240 Кодекса), то есть размещение таких отходов, для которых существуют технологии, производственно-технологические и(или) экономические предпосылки утилизации или переработки в Украине (абзац двадцатый статьи 1 Закона N 187).

Вместе с тем, отходы как "любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления", а также "товары (продукция), полностью или частично потерявшие свои потребительские свойства и не имеющие дальнейшего использования по месту их образования или выявления", но признанные субъектом хозяйствования вторсырьем подлежат оприходованию таким субъектом как запасы в понимании п. 6 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20 октября 1999 года N 246, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 2 ноября 1999 года за N 751/4044, с соблюдением соответствующих предписаний этого положения относительно определения учетной стоимости и безвозмездности поступления такого сырья.

После вступления Кодекса в силу, в 2015 году для регулирования деятельности в сфере животноводства принят специальный Закон Украины от 07 апреля 2015 года N 287-VIII "О побочных продуктах животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком" (далее - Закон N 287), определяющий организационные и правовые основы деятельности физических и юридических лиц, связанной с образованием, сбором, перевозкой, хранением, обработкой, переработкой, утилизацией, удалением побочных продуктов животного происхождения, не предназначенных или признанных непригодными для потребления человеком, продуктов обработки, переработки побочных продуктов животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком.

Состоялась идентификация отдельной группы объектов, а именно побочных продуктов животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком (далее - Побочные продукты), к которым относятся "туша или части туш убитых, погибших животных, сырье и неназначенные продукты животного происхождения или признанные непригодными к потреблению человеком" (пункт 13 статьи 1 Закона N 287).

В то же время установлено, что обращение с Побочными продуктами может предусматривать "действия, направленные на образование, сбор, перевозку, хранение, обработку, переработку, обезвреживание, утилизацию, удаление, ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины, транзит через территорию Украины побочных продуктов животного происхождения" (пункт 13 статьи 1 Закона N 287). Поскольку содержание операций по обращению с Побочными продуктами в части их удаления, например путем операций по захоронению, не отличается от операций, из определенного Законом N 187, размещения отходов для объектов неживотного происхождения, то не усматривается оснований для исключения из объекта обложения Экологическим налогом тех Побочных продуктов, относительно которых их владельцем принято решение о захоронении, в его значении подпункта 14.1.223 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса - "захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, комплексах, сооружениях, участках недр и т.п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов.

Особое внимание следует обратить на совокупность веществ, которые Законом N 287 идентифицируется под термином "навоз" - "любые экскременты и/или моча сельскохозяйственных животных, кроме рыбы, с подстилкой или без нее" (пункт 2 части первой статьи 1 Закона N 287).

Особенность ситуации определяется тем, что в пункте 111 части первой статьи 1 Закона N 287 при определении термина "органические удобрения и улучшители почвы" непосредственно указано, относительно таких удобрений могут включаться "компостированный или переработанный навоз".

Таким образом, "навоз", хранящийся в специально отведенных для этого местах, на которые получены соответствующие разрешения, а также оприходованный как вторичное сырье для:

(1) самостоятельного, с соблюдением выбранных технологических процессов и стандартов, производства компоста или другого вида самостоятельной переработки "навоза" или

(2) реализации "навоза" для производства компоста или другого вида переработки навоза другими лицами,

то такие объемы "навоза" не будут включаться в объект обложения Экологическим налогом.

Согласно Разделу 3 Закона N 287, все побочные продукты животного происхождения классифицируют по трем категориям, в зависимости от степени риска для здоровья человека и животного, причин гибели, наличия заболеваний и соответственно определены возможные способы обращения с каждой категорией таких продуктов.

В частности, навоз отнесен к побочным продуктам животного происхождения, относящимся к категории II, обращение с которыми предусматривает, кроме использования и обработки путем стерилизации под давлением, переработки в соответствии с технологиями, необходимыми для производства продукции, на органические удобрения, компостирование или преобразование в биогаз после обработки путем стерилизации под давлением с постоянной маркировкой полученного материала. Побочные продукты животного происхождения, относящиеся к категории II, могут быть удалены путем сжигания непосредственно без предварительной обработки или после такой обработки путем стерилизации под давлением с постоянной маркировкой полученного материала (статья 15 Закона N 287).

Осуществление любых технологических операций предусматривает утверждение субъектом хозяйствования соответствующего технологического регламента (карты), определяющего основные параметры технологического процесса, методы контроля, требования безопасности и требования охраны окружающей среды. Например, согласно Регламенту ЕС N 1069/2009 Европейского парламента и совета "Об установлении медицинских правил побочных продуктов животного происхождения и производных продуктов, не предназначенных для потребления человеком", переработка побочных продуктов животного происхождения "стерилизация под давлением" должна производиться при температуре не менее 133° С в течение 20 минут без перерыва при абсолютном давлении не менее 3 бар и размер частиц должен составлять не более 50 мм.

Процесс обработки и переработки побочных продуктов животного происхождения - это осуществление любых технологических операций, связанных с изменением физических или биологических свойств побочных продуктов животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком, в том числе путем стерилизации под давлением.

Продуктами обработки, переработки побочных продуктов животного происхождения являются продукты, полученные в результате одной или более обработок, преобразований или этапов обработки побочных продуктов животного происхождения, в том числе с получением кормов животного происхождения, удобрений, улучшителей почвы, ветеринарных, лекарственных, медицинских препаратов, средств, приспособлений.

Перевозка побочных продуктов животного происхождения (транспортировка побочных продуктов животного происхождения) из мест их образования или хранения в места и/или мощности (объекты) по их обработке, переработке, утилизации или удалению осуществляется на основании сопровождающих документов.

Документация, сопровождающая побочные продукты животного происхождения или продукты обработки, переработки побочных продуктов животного происхождения во время перевозки, должна включать информацию о происхождении, пункте назначения, количестве и категории таких продуктов, их описание и маркировку в соответствии с законодательством.

К мощностям (объектам) по обработке, переработке побочных продуктов животного происхождения относятся территория, сооружения или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и другие средства, в том числе транспортные средства, используемые в процессе сбора, перевозки, хранения, обработки, переработки, обезвреживания, утилизации и удаления побочных продуктов животного происхождения.

Размещение мощностей (объектов) по обработке, переработке побочных продуктов животного происхождения должно осуществляться с соблюдением всех требований планирования и застройки, санитарно-защитных зон в соответствии с законодательством. Ветеринарно-санитарные требования к мощностям (объектам) по обработке, переработке побочных продуктов животного происхождения устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной аграрной политики.

К продуктам переработки побочных продуктов животного происхождения относятся, в частности, органические удобрения и улучшители почвы - продукты животного происхождения, используемые для обеспечения или улучшения питания растений и/или физических, химических свойств, биологической активности почвы и которые могут включать навоз, неминерализованное гуано, содержание пищеварительного тракта и остатки биологической переработки.

Органические удобрения и улучшители почвы, образованные в результате обработки, переработки побочных продуктов животного происхождения могут быть размещены на рынке и/или использоваться при условии, что они получены из побочных продуктов животного происхождения, относящихся, в частности, к категории II, произведенных с соблюдением требований, предусмотренных статьей 15 Закона N 287, на зарегистрированных в установленном порядке мощностях (объектах) по обработке, переработке побочных продуктов животного происхождения. Могут быть размещены на рынке и использованы в качестве органических удобрений или улучшителей почвы также остатки, образованные в результате преобразования побочных продуктов животного происхождения в биогаз или компост.

Следовательно, навоз после периода выдерживания, предусмотренного утвержденным субъектом хозяйствования технологическим регламентом (картой), может быть преобразован в удобрение животного или растительного происхождения, идентифицируемое по коду 3101 УКТ ВЭД (далее - Удобрение), которое должно быть взято на бухгалтерский учет как в количественном, так и стоимостном значении, как для целей реализации, так и внесения в собственные сельхозугодия.

В то же время требования стандартов к территории систем подготовки к использованию, обработке, хранению и об«»араживанию Удобрений предусматривают обеспечение надежной гидроизоляции, исключающей фильтрацию жидкой части Удобрений и сточных вод в грунтовые воды, а также инфильтрацию грунтовых вод в сооружения. При этом максимальный объем хранилищ определяется в зависимости от принятой технологии компостирования, времени выдерживания в буртах, хранения и реализации удобрений, установленных в соответствии с соответствующими стандартами.

Таким образом, субъект хозяйствования должен соблюдать такие обязательные условия, как выполнение операций, предусмотренных технологическим регламентом (картой), соблюдение соответствующих стандартов, в частности, ВНТП-АПК-09.06 "Системы удаления, обработки, подготовки и использования навоза" и ДСТУ 7527:2014 "Послед птицы. Технологии биологической переработки. Общие требования", и обеспечение бухгалтерского учета операций по реализации Удобрения (код 3101 УКТ ВЭД) в объемах, соответствующих разработанному технологическому регламенту (карте).

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что технологии компостирования и переработки "навоза" устанавливают предельные сроки его использования для получения компостной массы или гранулированного последа, не превышающего одного года.

При этом, объемы "навоза", потерявшего свои потребительские свойства в качестве сырья для изготовления органических удобрений в случае их захоронения приобретают признаки объекта обложения Экологическим налогом, как такие отходы, которые согласно Государственному классификатору отходов ДК 005-96, утвержденному и введенному в действие приказом Госстандарта Украины от 29.02.1996 г. N 89, образованные в результате выращивания животных и производства продукции животноводства и птицеводства, включены в группу отходов 01, классификационную группировку 012, коды 0121.2.6.03 "Экскременс) от скота" и 0124.2.6.03 "Послед птичий", что подтверждает принадлежность навоза к отходам, а за размещение отходов предусмотрено взимание экологического налога.

При исчислении налоговых обязательств по Экологическому налогу за указанные объемы "навоза" как отходов, относящихся к IV классу опасности отходов, следует применять ставку Экологического налога с учетом соответствующего уровня опасности, установленную статьей 246 Кодекса.

Кодексом предусмотрено, что в случае размещения отходов на свалках, не обеспечивающих полное исключение загрязнения атмосферного воздуха или водных объектах, ставки экологического налога увеличиваются втрое.

Кроме того, предусмотрено применение к ставкам коэффициента, устанавливаемого в зависимости от места (зоны) размещения отходов в окружающей среде (в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от таких пределов ставки экологического увеличиваются втрое).

Директор Департамента
налогового администрирования

Максим КРИШТОПА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины N 6000 «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 15.12.2021 г.

Закон Украины N 1082-ІX «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2