Письмо ГНСУ N 28040/7/99-00-18-04-02-07 от 20.12.2021 г. относительно правовых оснований для использования (применения) норм п. 133.4 ст. 133 НКУ к государственным унитарным предприятиям и внесения их в Реестр неприбыльных учреждений и организаций-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 20.12.2021 г. N 28040/7/99-00-18-04-02-07

Главным управлениям ГНС в областях и г. Киеве
Межрегиональному управлению ГНС по работе с крупными налогоплательщиками


Государственная налоговая служба Украины с целью контроля за ведением контролирующими органами Реестра неприбыльных учреждений и организаций (далее - Реестр) относительно правовых оснований для использования (применения) норм п. 133.4 ст. 133 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) к государственным унитарным предприятиям и внесения их в Реестр сообщает следующее.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются НКУ.

Особенности обложения налогом на прибыль предприятий и включения неприбыльных организаций в Реестр определены пунктом 133.4 статьи 133 НКУ.

Перечень неприбыльных организаций, отвечающих требованиям пункта 133.4 статьи 133 НКУ и не являющихся плательщиками налога на прибыль предприятий, определен подпунктом 133.4.6 пункта 133.4 статьи 133 НКУ.

Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июля 2016 года N 440, с изменениями и дополнениями (далее - Порядок).

Согласно пункту 7 Порядка контролирующий орган осуществляет включение неприбыльной организации в Реестр при условии соответствия такой организации требованиям, определенным подпунктом 133.4.1 пункта 133.4 статьи 133 НКУ.

НКУ и Порядком не предусмотрены особенности включения предприятий, учреждений, организаций в Реестр согласно их организационно-правовой формы, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований.

Правовые основы хозяйственной деятельности (хозяйствования) устанавливает Хозяйственный кодекс Украины (далее - ХКУ).

Согласно части первой статьи 62 ХКУ предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных нужд путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном ХКУ и другими законами.

Согласно части четвертой статьи 63 ХКУ унитарное предприятие создается одним учредителем, выделяющим необходимое для этого имущество, формирующим в соответствии с законом уставный капитал, не разделенный на доли (паи), утверждающим устав, распределяющим доходы, непосредственно или через назначаемого (избираемого) руководителя.) учредителем (наблюдательным советом такого предприятия в случае его образования), руководящим предприятием и формирующим его трудовой коллектив на основе трудового найма, решающим вопросы реорганизации и ликвидации предприятия. Унитарными являются государственные, коммунальные, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности учредителя.

Особенности осуществления хозяйственной деятельности государственными унитарными предприятиями определены статьями 73 - 77 ХКУ.

При этом абзацем пятым части шестой статьи 73 ХКУ установлено, что особенности управления государственным унитарным предприятием определяются Законом Украины "Об управлении объектами государственной собственности" (далее - Закон N 185).

Согласно части первой статьи 73 ХКУ государственное унитарное предприятие образуется компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли и входит в сферу его управления.

Наименование государственного унитарного предприятия должно содержать слова "государственное предприятие" (часть четвертая статьи 73 ХКУ).

Согласно части девятой статьи 73 ХКУ государственные унитарные предприятия действуют как государственные коммерческие или казенные предприятия.

Основным плановым документом государственного коммерческого предприятия и казенного предприятия является финансовый план, согласно которому предприятие получает доходы и осуществляет расходы, определяет объем и направление средств для выполнения своих функций в течение года в соответствии с учредительными документами.

Согласно статьям 75 и 77 ХКУ распределение прибыли (дохода) государственных коммерческих предприятий и казенных предприятий осуществляется в соответствии с утвержденным финансовым планом с учетом требований ХКУ и других законов.

В финансовом плане утверждаются суммы средств, направляемые государству как собственнику и зачисляемые в Государственный бюджет Украины.

Особенности отчисления государственными унитарными предприятиями и их объединениями части прибыли (дохода) в Государственный бюджет Украины установлены статьей 111 Закона N 185.

В частности, согласно части первой статьи 111 Закона N 185 государственные унитарные предприятия (кроме государственных предприятий, определенных этой частью статьи 111 Закона N 185) и их объединения обязаны направить часть чистой прибыли (дохода) в Государственный бюджет Украины в размере не менее 30 процентов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Учитывая изложенное, направление государственным унитарным предприятием в Государственный бюджет Украины части чистой прибыли (дохода) в соответствии со статьей 111 Закона N 185 является распределением прибыли (дохода) в пользу государства как собственника.

Кроме того, в соответствии с частью третьей статьи 73 ХКУ имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Следовательно, собственником имущества, закрепляемого за государственными унитарными предприятиями, остается государство.

Таким образом, в случае образования государственного унитарного предприятия в порядке, определенном ХКУ и Законом N 185, таким предприятием не могут быть соблюдены требования, установленные подпунктом 133.4.1 пункта 133.4 статьи 133 НКУ, относительно одновременного соответствия требованиям образования государственного унитарного предприятия в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность такого предприятия, и запрету в учредительных документах распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников в понимании Гражданского кодекса Украины) и передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида, другим юридическим лицам, осуществляющим негосударственное пенсионное обеспечение в соответствии с законом (для негосударственных пенсионных фондов) или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования).

В то же время сообщаем, что Министерство финансов Украины, являющееся главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию единой государственной налоговой политики, письмом от 23.10.2021 г. N 11210-09-62/32268 (вх. ГНС N 1501/4 от 25.10.2021 г.) сообщило, что позиция Минфина по указанному вопросу, изложенная в письме от 23.09.2016 г. N 31-23010-04-10/26953, остается неизменной, а именно, для нахождения государственных унитарных предприятий в Реестре отсутствуют правовые основания поскольку такими предприятиями не могут быть соблюдены требования, установленные подпунктом 133.4.1 пункта 133.4 статьи 133 НКУ.

Главным управлениям ГНС в областях, г. Киеве и межрегиональным управлениям ГНС по работе с крупными налогоплательщиками довести указанное письмо к сведению плательщиков налога и подчиненных подразделений с целью использования в работе, в частности, разместить на информационных стендах в центрах обслуживания плательщиков, и обеспечить учет во время проведения контрольно-проверочной работы.

Заместитель Председателя

Татьяна КИРИЕНКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины N 1928-ІX «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 02.12.2021 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6