logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 17.08.2010 г. N 4157/0350-5

21 августа 2010 года вступает в силу Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации {отмыванию} доходов, полученных преступным путем" от 18.05.2010 г. N 2258-VI (далее - Закон).

С целью обеспечения реализации требований Закона специально определенными субъектами первичного финансового мониторинга Государственный комитет финансового мониторинга Украины направляет разъяснение об отдельных нововведениях в сфере противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма.

Вышеуказанные разъяснения просим довести членам Аудиторской палаты Украины и разместить на вашем официальном сайте.

Искренне надеемся на понимание и плодотворное сотрудничество.

Заместитель Председателя

А. Сахненко

Дополнение
к письму

Госфинмониторинг
информирует об отдельных нововведениях в сфере противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма

21 августа 2010 года в новой редакции вступает в силу Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации {отмыванию} доходов_ полученных преступным путем_ или финансированию терроризма".

Необходимость принятия этого Закона связана с приведением в соответствие международным стандартам национальной системы борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма.

Среди внесенных изменений существенным является тот факт, что субъектами первичного финансового мониторинга стали представители нефинансовых учреждений и профессий, а именно: нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, которые предоставляют бухгалтерские услуги, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги, торговцы драгоценными металлами и камнями, риэлторы, физические и юридические лица, которые осуществляют наличные операции на сумму, превышающую 150 тыс. грн.

Все эти субъекты отнесены к категории специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга и обязанности для них Закон определил с учетом специфики их деятельности.

Общие положения

Для всех вышеназванных субъектов и лиц, которые по определенным критериям обязаны стать на учет в Госфинмониторинг и получить статус субъекта первичного финансового мониторинга Закон предусматривает обязанность осуществлять идентификацию и изучение клиентов, обеспечивать выявление и регистрацию финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, предоставлять на запрос Госфинмониторинга дополнительную информацию по поводу финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга хранить документы относительно идентификации лиц в течение 5 лет и тому подобное. Все эти обязанности являются нормами прямого действия и определены в статье 6 Закона.

Когда и как стать на учет в Государственном комитете финансового мониторинга?

Для того, чтобы стать на учет в Госфинмониторинга, необходимо заполнить форму учета субъектов первичного финансового мониторинга (N 1-ФМ), которая после утверждения в установленном порядке будет размещена на сайте Госфинмониторинга www.sdfm.gov.ua. и направить в Госфинмониторинг. При этом следует учитывать, что для каждого вида специально определенных субъектов будет отдельная упрощенная форма.

По получении должным образом заполненной формы учета Госфинмониторинг сообщает субъекту первичного финансового мониторинга о взятии его на учет и присвоении ему учетного идентификатора.

Для того, чтобы стать на учет, не нужно приходить в Госфинмониторинг или покупать любой бланк. Необходимо лишь распечатать бланк, заполнить и направить по почте в Госфинмониторинг.

В отличие от финансовых учреждений, обязанность стать на учет в Госфинмониторинг, например, для риэлторов наступает со дня заключения при их участии договора купли-продажи недвижимости на сумму, которая равняется или превышает 400 тыс. грн., а для тех, кто осуществляет торговлю за наличные - со дня осуществления такой операции на сумму, которая равняется или превышает 150 тыс. грн.

Что касается адвокатов, нотариусов, аудиторов аудиторских фирм, лиц, которые предоставляют юридические услуги физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют бухгалтерские услуги то они обязаны стать на учет лишь в том случае, если они принимают участие в подготовке и осуществлении сделок, исключительный перечень которых определен Законом. Такими сделками являются купля-продажа недвижимости, управление активами клиента, образование юридических лиц, купля-продажа юридических лиц, управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах и тому подобное (статья 8 Закона).

Если же услуги, которые предоставляют отмеченные выше лица, не связанные с такими сделками, то и обязанности стать на учет в Госфинмониторинг у таких субъектов не возникает.

Какой порядок представления информации?

Для специально определенных субъектов Закон предусматривает особенности и для представления информации Госфинмониторинга.

Нет автоматической отчетности. Если сумма операции за наличные превышает 150 тыс. грн., необходимо идентифицировать клиента (фактически снять копию паспорта и идентификационного кода). Только если операция подозрительна - сообщить в ГКФМУ.

Такие субъекты подают информацию относительно осуществленных операций и/или оформленных сделок в случаях, если есть основания считать, что они являются подозрительными или такими, которые могут быть причастными к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Вместе с тем, если к субъекту обращается лицо, которое есть в перечне лиц, причастных к терроризму, а такой перечень доводится Госфинмониторинга ко всем субъектам первичного финансового мониторинга, в таком случае информация подается немедленно всеми субъектами без исключения.

Для отдельных лиц Закон учитывает специальное законодательство, которое они используют в своей деятельности.

Так, нотариусы не сообщают Госфинмониторингу о своих подозрениях относительно финансовых операций, если такая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом тайны совершаемых нотариальных действий, кроме оформления договоров купли-продажи недвижимости на сумму свыше 400 тыс. грн.

Адвокаты, лица, которые предоставляют юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, также не сообщают о своих подозрениях, если информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом их адвокатской или профессиональной тайны когда они исполняют свои обязанности относительно защиты клиента, представляют его интересы в судах и по делам досудебного урегулирования споров.

Обратите внимание, что любая информация, которая предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, является конфиденциальной. Обязанности относительно предотвращения разглашения такой информации и ответственность Законом определена как для субъектов первичного финансового мониторинга, так и для специально определенного органа, которым является Госфинмониторинг.

Отдельные особенности для субъектов первичного финансового мониторинга, которые осуществляют деятельность без образования юридического лица

Для специально определенных субъектов финансового мониторинга, которые осуществляют свою деятельность единолично (адвокаты, нотариусы, бухгалтера, аудиторы, юристы), и тех, которые осуществляют операции за наличные, Закон предусмотрел упрощенный механизм осуществления финансового мониторинга.

Такие субъекты не устанавливают правила, не разрабатывают программу проведения финансового мониторинга, не назначают ответственных работников за проведение финансового мониторинга, как это предусмотрено для всех других субъектов.

Кроме того, все специально определенные субъекты освобождены от обязанности разрабатывать критерии риска и осуществлять управление ими, осуществлять отслеживание (мониторинг) финансовых операций клиента, операции которого стали объектом финансового мониторинга.

Какой государственный орган осуществляет регуляцию и надзор?

Государственная регуляция и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относительно аудиторов, аудиторских фирм, физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, торговцев драгоценными металлами и камнями, субъектов хозяйствования, которые проводят любые лотереи или азартные игры, осуществляет Министерство финансов Украины.

Государственным регулятором для нотариусов и адвокатов является Министерство юстиции Украины, для риэлторов и тех, кто осуществляет операции за наличные - Госфинмониторинг.

Регуляция и надзор осуществляются в соответствии с нормами и правилами, предусмотренными Законом и нормативно-правовыми актами, которые государственные регуляторы разрабатывают и утверждают.

Это в первую очередь касается положения об организации финансового мониторинга, порядка проведения проверок, применения финансовых санкций, привлечения к административной ответственности, утверждения критериев риска и тому подобное.

С даты вступления в силу новой редакции Закона N 249 (с 21 августа) в вопросах проведения финансового мониторинга нефинансовыми субъектами стало яснее: появились подзаконные акты Кабмина, Госфинмониторинга и соответствующие разъяснения Госфинмониторинга.

В частности, в письме от 20.08.2010 г. N 4256/0340-7-2 Госфинмониторингом были предоставлены ответы на некоторые вопросы, которые возникли у адвокатов в связи с возложением на них обязанностей специально определенных субъектов первичного финмониторинга. В комментируемом письме это ведомство внесло некоторую ясность в права и обязанности других "новообязанных".

Теперь вполне понятно, что все субъекты первичного мониторинга обязаны стать на учет в Госфинмониторинг, только для каждого из них есть свои сроки. Например, адвокаты, нотариусы, аудиторы, бухгалтера-предприниматели в соответствии с п. 6 Порядком N 747 должны стать на учет в течение трех рабочих дней с даты установления деловых отношений с клиентом, который намеревается осуществить одну из сделок, определенных частью первой ст. 8 Закона N 249. Для этого в адрес Госфинмониторинга следует направить почтовое отправление с заполненной формой учета субъектов финансового мониторинга (N 1-ФМ).

Следующий важный момент, который разъясняет Госфинмониторинга - это объем обязанностей, которые возлагаются на "спецопределенных". Дело в том, что отсылочные положения отдельных статей Закона N 249 вносят путаницу, что проявилось в их некотором разночтении независимыми специалистами.

Благодаря разъяснениям Госфинмониторинга теперь вполне понятно, что спецопределенные лица осуществляют внутренний мониторинг (ст. 16 Закона N 249). Такими заданиями являются:

• идентифицировать клиента (получить и документально зафиксировать информацию о лице) (п. 2 части второй ст. 6 Закона N 249);

• обнаружить финансовую операцию, которая подлежит финмониторингу (п. 3 части второй ст. 6 Закона N 249);

• зарегистрировать финансовую операцию (п. 5 части второй ст. 6 Закона N 249, п. 12 - 20 Порядка N 747);

• сообщить о финансовых операциях в Госфинмониторинг лишь при наличии достаточных оснований для подозрений в их "запятнанности" (п. 6 "б" части второй ст. 6 Закона N 249), причем решение о сообщении принимается самостоятельно в соответствии с внутренними процедурами, предусмотренными правилами ст. 16 Закона N 249.

Примечательно, что в ст. 16 Закона N 249 указываются признаки, которые дают возможность оценить определенную финансовую операцию как "подозрительную". Их явно не достаточно, чтобы неопытным спецопределенным субъектам определиться сообщать или не сообщать о такой операции в Госфинмониторинг. Впрочем, Госфинмониторинг приглашает пройти учебу, и, видимо, учитывая меру ответственности, определенную ст. 23 Закона N 249, такое приглашение стоит принять.

Тогда увеличится уверенность в правильности своих действий как субъекта первичного финмониторинга, ведь за организационными моментами стоит имидж аудитора, адвоката и нотариуса - профессий, которые предусматривают определенное доверие со стороны клиентов. В этой части названные профессионалы отдельными нормами Закона N 249 поставлены в достаточно неудобное положение, и это принуждает их находиться на "лезвии бритвы" между профессиональным достоинством и законопослушностью. Ведь требование о выполнении долга относительно предоставления информации противоречит требованиям хранить ими профессиональную тайну, предусмотренную специальным законодательством. Госфинмониторинг, поднимая в письме и эту проблему, не решает ее, а просто повторяет то, что указано в Законе N 249.

Напомним, что частями четвертой и пятой ст. 12 названного Закона с "спецопределенных" снимается ответственность за передачу информации в Госфинмониторинг (примечательно, что в спецзаконодательстве ничего подобного нет). В то же время хранить профессиональную тайну относительно операций клиента им разрешается лишь тогда, когда такая информация поступает во время защиты клиента и представительства его интересов в суде и в процессе досудебного урегулирования.

Но услуги юристов и аудиторов не исчерпываются лишь защитой клиентов в судебных органах. В деятельности, скажем, предприятий существуют услуги юристов и аудиторов иного порядка: проведение аудиторских проверок, составление проектов договоров, сопровождение сделок и т.д. В перечне операций (ст. 8 Закона N 249), которые потенциально подлежат финмониторингу, упоминаются сделки в контексте обеспечения деятельности юридических лиц. Все согласятся: понятие достаточно широкое, под "обеспечение" можно подвести и аудиторскую проверку, и юридическое сопровождение сделки и составление проекта договора. Надеемся, что вскоре и этот аспект прояснится.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3