logo
Украинский (UA)Русский (RU)
  Опубликован: "Офіційний вісник України", 2010, N 80 (29.10.2010), ст. 2839

 

Об утверждении Критериев риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

Приказ Государственного комитета финансового мониторинга Украины
от 3 августа 2010 года N 126

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
11 октября 2010 г. за N 909/18204

Приказ утратил силу
(согласно приказу Министерства финансов Украины
от 8 июля 2013 года N 584)

В соответствии с частью третьей статьи 6, статьи 11, пункта 21 части второй статьи 18 Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации {отмыванию} доходов_ полученных преступным путем_ или финансированию терроризма" и с целью определения критериев риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Критерии риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, которые прилпгпются.

2. Департаменту взаимодействия и координации системы финансового мониторинга (Ковальчук А. Т.) совместно с Юридическим управлением (Гаевский И. Н.) обеспечить представление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Этот приказ вступает в силу через 20 дней с даты его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением этого приказа возложить на заместителя Председателя Государственного комитета финансового мониторинга Украины Сахненко А. Н.

Председатель

С. Г. Гуржий

СОГЛАСОВАНО:

 

Председатель Государственной комиссии по ценным
бумагам и фондовому рынку


Д. Н. Тевелев

Министр транспорта
и связи Украины


К. Ефименко

Министр экономики Украины

В. П. Цушко

Председатель Государственной
комиссии по регуляции рынков
финансовых услуг Украины



В. А. Волга

Первый заместитель
Министра финансов Украины


В. А. Копилов

Заместитель Председателя
Национального банка Украины


И. В. Соркин

Председатель Государственного комитета
Украины по вопросам регуляторной
политики и предпринимательства



М. Бродский

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Государственного комитета финансового мониторинга Украины
03.08.2010 г. N 126

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины
11 октября 2010 г. за N 909/18204

Критерии риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

1. Эти Критерии риска разработаны в соответствии с Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации {отмыванию} доходов_ полученных преступным путем_ или финансированию терроризма" (далее - Закон) с целью исполнения субъектами первичного финансового мониторинга законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма относительно осуществления ими классификации своих клиентов с учетом Критериев риска.

2. Критерии риска используют в своей деятельности такие субъекты первичного финансового мониторинга (далее - субъекты), их отдельные подразделения:

банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;

платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;

товарные, фондовые и другие биржи;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

компании по управлению активами;

операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;

филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;

субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги во время осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества;

субъекты хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равняется или превышает сумму 150000 гривен или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 150000 гривен;

субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;

нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги (за исключением лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений), в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 Закона;

другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Все субъекты, определенные в этом пункте, принимают меры относительно классификации своих клиентов с учетом Критериев риска.

Субъекты, кроме отмеченных в абзацах  девятом - двенадцатом этого пункта, обеспечивают в своей деятельности управление рисками относительно легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. Субъекты, кроме отмеченных в абзацах девятом - двенадцатом пункта 2 Критериев риска, разрабатывают собственные критерии риска с учетом этих Критериев риска и в соответствии с видом финансовых или других услуг, которые предоставляются субъектами.

4. В этом нормативно-правовом акте термины употребляются в таком значении:

критерий риска - показатель, признак, характеристика или их совокупность, по которым осуществляется оценка риска;

надежные источники - официальные средства раскрытия информации (включая интернет-страницы) Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, органов исполнительной власти Украины, международные, межправительственные организации, задействованные в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

новейшие технологии - технологические решения, которые обеспечивают проведение операций и/или предоставление услуг без непосредственного контакта с клиентом и не обеспеченные средствами защиты информации на сменных носителях информации;

оценка риска - результат анализа имеющихся сведений и информации о своих клиентах и их деятельности, по которым определяется уровень риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Оценка риска осуществляется относительно всех клиентов, которым предоставляются финансовые или другие услуги;

уровень риска - степень меры риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установленный субъектом относительно клиента, который может приобретать значения "низкий", "средний" и "высокий".

Другие термины употребляются в значении, приведенном в Законе.

5. Оценка риска осуществляется по соответствующим критериям, в частности по типу клиента, географическому расположению страны регистрации клиента или учреждения, через которую он осуществляет передачу (получение) активов, и вида товаров и услуг.

В первый раз уровень риска определяется и фиксируется субъектом во время установления деловых отношений с клиентом. В случае, если клиент подпадает хотя бы под один из этих Критериев риска, уровень риска такого клиента не может определяться как "низкий".

Установленный относительно клиента уровень риска пересматривается субъектом не реже одного раза в год.

В случае установления клиенту среднего уровня риска и выявления тенденции относительно его роста (включая достижение высокого уровня риска) у клиента возникает повышенный риск проведения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

6. Оценка риска по географическому расположению страны регистрации клиента или учреждения осуществляется по отношению к клиенту или учреждению страна происхождения и/или регистрации которых, страна поступления или перевода средств которым (которыми), страна расположения банка контрагента которых, страна происхождения, регистрации контрагента которых является страной, о которой из надежных источников известно, что она:

не выполняет или неподобающим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

отнесена Кабинетом Министров Украины к перечню офшорных зон;

поддерживает международную террористическую деятельность.

7. С целью осуществления мероприятий по классификации клиентов при оценке риска по географическому расположению страны регистрации клиента или учреждения, через которую он осуществляет передачу (получение) активов, субъект может составлять собственный список рисковых стран.

8. Оценка риска по типу клиента осуществляется по таким критериям, если клиент:

является публичным деятелем или связанным с ним лицом;

является клиентом, относительно которого существуют сомнения в достоверности поданных им документов или ранее предоставленных идентификационных данных;

предоставляет неправдивые идентификационные данные;

не предоставляет субъекту сведений, предусмотренных законодательством и соответствующими внутренними документами субъекта;

не отвечает требованиям к рейтингам финансовой надежности (стойкости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов, которые устанавливаются Государственной комиссией по регуляции рынков финансовых услуг Украины;

является неприбыльной или благотворительной организацией (кроме благотворительных организаций, которые действуют под эгидой международных организаций);

предоставляет услуги по обмену валют и/или переводу денежных средств (кроме банковских учреждений);

является субъектом хозяйствования, который проводит лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;

имеет структуру, которая усложняет процесс идентификации настоящего владельца или выгодополучателя;

является акционерным обществом, которое осуществило выпуск акций на предъявителя;

является иностранным предприятием, контроль и руководство которым осуществляется по доверенности;

является предприятием, о котором из надежных источников известно, что оно не находится по месту государственной регистрации, не предоставляет предусмотренную законодательством отчетность и стоимость его чистых активов является меньше уставного капитала.

Высокий уровень риска имеет клиент, который включен в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, который формируется Госфинмониторингом, и клиенты, относительно которых у субъекта возникают подозрения, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма.

9. Оценка риска по виду товаров и услуг осуществляется по таким критериям:

существенное увеличение остатка на счете клиента, который регулярно снимается наличностью через кассу непосредственно клиентом или его доверенным лицом;

регулярное получение со счета(ов) клиента(ов) средств в наличной форме, которые поступают в безналичном виде от третьего(их) лица(лиц) при условии, что полученные в наличной форме средства составляют 75 - 100 % от суммы, которая поступила в безналичной форме;

безосновательное превышение клиентом - юридическим лицом или физическим лицом - предпринимателем установленной законодательством предельной суммы снятия наличных средств (то есть если документы, предоставленные клиентом субъекту, могут свидетельствовать, что клиент не имеет права получать наличные средства сверх установленных лимитов);

перевод средств за границу как предоплата за импорт, если страна банка бенефициара и страна резидентности бенефициара - разные;

осуществление предоплаты за импорт товаров с последующей их перепродажей без пересечения таможенной границы Украины;

не связанное прямо с деятельностью клиента (лица) существенное увеличение сальдо (остатка) на счете, которое впоследствии переводится другому субъекту или используется для покупки иностранной валюты (с последующим переводом в интересах нерезидента) или ценных бумаг на предъявителя;

погашение кредита клиента за счет средств из не отмеченных клиентом или неизвестных источников погашения;

существенное увеличение части наличности, которая поступает на счет лица, если обычными для основной деятельности лица являются расчеты в безналичной форме;

размещение на счете значительной суммы наличных средств лицом, которое по уровню дохода или сфере деятельности не может осуществлять финансовую операцию на такую сумму;

регулярное представление чеков, эмитированных банком-нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если такая деятельность не отвечает деятельности лица, известной субъекту;

настояние лица провести операцию по правилам, отличающимся от установленных законодательством и внутренними документами субъекта относительно таких операций по содержанию или по срокам ее проведения;

внесение лицом в ранее согласованную схему проведения операции (операций) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, которые особенно касаются напрямую движения денежных средств или другого имущества, в том числе неоднократное изменение банковских реквизитов бенефициара после предоставления первого поручения на перевод средств или индоссацию платежных документов, предоставление поручения на перечисление средств бенефициару через два и более счета других лиц;

взаимозачет требований по экспортно-импортным операциям;

получение клиентом услуг с использованием новейших технологий без непосредственного контакта с ним;

представление лицом информации, которого невозможно проверить;

невозможность установления контрагентов лица, прием субъектом средств (платежных документов к их оплате) от лица, которое направляет средства в адрес другой стороны гражданско-правового соглашения, в результате чего такие средства возвращаются без выполнения финансовой операции в связи с ненахождением такой другой стороны или в связи с ее отказом относительно их приема;

регулярное заключение лицом срочных соглашений или использование других производных финансовых инструментов, особенно таких, которые не предусматривают поставки базового актива, по финансовым операциям с одним или несколькими контрагентами, результатом чего есть постоянная прибыль или постоянные убытки лица;

отсутствие связи между характером и родом деятельности лица с услугами, за которыми лицо обращается к субъекту;

зачисление на счет лица значительного количества платежей от физических лиц на сумму, которая не превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 Закона, в том числе через кассу субъекта, если деятельность лица не связана с предоставлением услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

разовая продажа (покупка) лицом большого пакета эмиссионных ценных бумаг, которые не включены в биржевой список;

передача лицом поручения об осуществлении финансовой операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение лица без установления прямого (личного) контакта с субъектом;

приобретение права собственности на пакет ценных бумаг, суммарная нарицательная стоимость которых превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 Закона, по договорам дарения или мены;

взаимозачет требований по операциям с ценными бумагами на внебиржевом рынке;

приобретение ценных бумаг за счет средств, которые предварительно были внесены наличностью в кассу профессионального участника рынка ценных бумаг или наличности, которая была переведена на счет профессионального участника рынка ценных бумаг через банковское учреждение, платежную систему;

операции с долговыми финансовыми инструментами с низким значением рейтинговой оценки по Национальной рейтинговой шкале;

регулярное осуществление лицом финансовых операций с векселями, если лицо не является профессиональным участником рынка ценных бумаг;

проведение финансовых операций относительно внесения в уставные фонды хозяйственных обществ ценных бумаг в размерах, которые превышают 50 % уставного фонда предприятия, которое регистрируется;

покупка на внебиржевом рынке лицами-резидентами пакетов акций украинских эмитентов у лиц-нерезидентов по ценам, которые превышают их нарицательную стоимость;

регулярное и циклическое осуществление финансовых операций по купле-продаже активов (кроме биржевых операций) без фактической поставки активов между участниками операции;

операции с ценными бумагами, о которых из надежных источников известно, что они имеют высокий риск быть использованными для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

уплата резидентом нерезиденту неустойки (пени, штрафа) за невыполнение договора поставки товаров (выполнение работ, предоставления услуг) или за нарушение условий договора, если размер неустойки превышает 10 % от суммы непоставленных товаров (невыполненных работ, непредоставленных услуг);

регулярное возвращение страховых платежей клиенту по договору страхования;

регулярное возвращение страховых платежей на счет клиента по договору страхования при избыточном перечислении;

очевидное несоответствие входных/исходных платежей действительному назначению платежа;

досрочное расторжение договора страхования с перечислением средств в интересах третьего лица;

уплата страховых платежей лицом, которое не является страхователем;

регулярная уплата страховых платежей по одному договору страхования с разных банковских счетов;

увеличение страховых взносов, особенно если они не предусмотрены страховым договором;

уплата страховых платежей в большем размере, чем предусмотрено страховым договором;

операция по выплате электронного перевода, в котором отсутствует полная информация об инициаторе или получателе;

неоднократное предоставление кредитным союзом председателю и членам наблюдательного совета, ревизионной комиссии, кредитного комитета и правления кредитного союза кредитов в большом размере с уплатой процентов за них меньше, чем это установлено кредитным союзом;

заключение договора поручительства с лицом об уплате за кредит в другом кредитном учреждении, в случае, если это лицо неоднократно заключало или имело попытки заключить такие договора при условии внесения им этому кредитному союзу (поручителю) средств для зачисления на депозитный счет и наличии непогашенного кредита в другом кредитном учреждении;

погашение просроченной задолженности по кредитному договору, если условия деятельности лица и информация, которой владеет субъект относительно этого лица, не дают возможность установить источники происхождения средств для погашения задолженности;

неоднократное получение кредитов от имени членов кредитного союза и досрочное их погашение;

регулярное получение финансовой помощи, в том числе от нерезидентов, или предоставление финансовой помощи нерезидентам;

открытие счета с внесением на него средств в интересах третьего лица;

размещение в ломбарде ценностей, в частности драгоценных металлов и драгоценных камней, на сумму, определенную частью первой статьи 15 Закона;

операции с необработанными брильянтами, страна происхождения/нахождения которых не принимает участие в процессе Кимберли;

попытка клиента осуществить операции с недвижимым имуществом, на которое наложен арест;

осуществление операций с недвижимым имуществом ниже рыночной цены;

приобретение физическим лицом ювелирных или бытовых изделий из драгоценных металлов, и/или драгоценных камней (однотипных изделий), и/или сертифицированных драгоценных камней на значительную сумму средств.

Директор Департамента
взаимодействия и координации системы
финансового мониторинга



А. Т. Ковальчук

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 9000

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2