logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 12.03.2018 г. N 6-29-794

Относительно порядка проведения проверок

Исполнительная дирекция Фонда социального страхования Украины (далее - Фонд) рассмотрела обращение относительно порядка проведения плановой проверки и сообщает.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании" (далее - Закон N 1105) одной из основных задач Фонда является осуществление контроля за использованием работодателями и застрахованными лицами средств Фонда.

Проверки страхователей по средствам Фонда осуществляются в части правильности их использования на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, у субъектов малого предпринимательства, использующих труд наемных работников.

Порядок проведения проверок страхователей регулируется Инструкцией о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, принятия решений по их результатам и процедуре обжалования, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 22.12.2010 г. N 29 (далее - Инструкция N 29).

Также, с целью проведения профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предупреждения несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью работников, вызванных условиями труда, введены проверки страхователей страховыми экспертами, которые действуют в соответствии с Положением о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 20.12.2011 г. N 63 (далее - Положение N 63).

Порядок планирования и проведения страховым экспертом проверок состояния условий и безопасности труда и профилактической работы у субъектов хозяйствования определяется разделами V и VI Положения N 63. Плановые проверки осуществляются по графику проведения проверок в соответствии с годовыми и квартальными планами работы страховых экспертов. Периодичность проведения плановых проверок устанавливается по критериям, указанным в пункте 6.6 Положения N 63.

Вопрос: в каких случаях возможен перенос сроков проведения плановой проверки?

Ответ: перенос сроков проведения плановой проверки Инструкцией N 29 не предусмотрен. В то же время, в случае, если страхователь не может принять проверяющих по объективным причинам (болезнь, отпуск, командировка) руководителя или уполномоченных лиц, ответственных за использование средств Фонда, то в таком случае страхователь должен направить письмо в орган Фонда с просьбой перенести срок проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

Согласно пункту 5.7 Положения N 63 по уважительным причинам страховому (главному страховому) эксперту разрешается переносить срок исполнения отдельных запланированных работ по согласованию с руководителем рабочего органа исполнительной дирекции Фонда.

Вопрос: если о проверке предприятие узнало в день прихода инспекторов (уведомление направлялось Фондом, но не было получено на почте), руководитель в командировке: возможен перенос проверки?

Ответ: согласно пункту 3.4 Инструкции N 29 плановая проверка проводится при условии письменного уведомления страхователя не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения такого мероприятия. Уведомление направляется страхователю заказным письмом или телефонограммой или предоставляется под расписку руководителю или главному бухгалтеру этого страхователя или уполномоченному руководителем лицу. Фонд получает почтовое уведомление о вручении предприятию или предпринимателю такого заказного письма, в котором указана дата его получения.

В соответствии с разделом III Положения N 63 - страховые эксперты наделены правом, в частности: беспрепятственно и в любое время посещать предприятия для проверки состояния условий и безопасности труда и проведения профилактической работы по этим вопросам; вносить работодателям обязательные для исполнения представления о нарушении законодательства об охране труда, а центральному органу исполнительной власти, реализующиму государственную политику в сфере охраны труда, - представление о применении административных взысканий или привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения, а также о запрете дальнейшей эксплуатации рабочих мест, участков и цехов, работа на которых угрожает здоровью или жизни работников.

Вопрос: какова ответственность за недопуск к проведению плановой проверки?

Ответ: согласно пункту 3.5 Инструкции N 29, в случае если страхователь отказывается от проведения плановой или внеплановой проверки, должностными лицами органа Фонда составляется акт об отказе от допуска к проверке в произвольной форме, который вручается руководителю или главному бухгалтеру (бухгалтеру) или уполномоченному руководителем лицу под расписку или направляется заказным письмом. На основании пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 1105 Фонд имеет право останавливать выплаты из Фонда в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки, выявления фактов предоставления им Фонду недостоверных сведений или нарушения порядка использования работодателем средств Фонда.

Вопрос: действительно ли в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" Фонд не является органом государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности?

Ответ: с 1 января 2015 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда" от 28.12.2014 г. N 77, которым Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании" от 23.09.99 г. N 1105 изложен в новой редакции.

Согласно статье 4 Закона N 1105 Фонд социального страхования Украины является органом, который осуществляет руководство и управление общеобязательным государственным социальным страхованием от несчастного случая, в связи с временной утратой трудоспособности и медицинским страхованием, проводит аккумуляцию страховых взносов, контроль за использованием средств обеспечивает финансирование выплат по этим видам общеобязательного государственного социального страхования и осуществляет другие функции в соответствии с утвержденным уставом.

В соответствии со статьей 54 Закона N 1105 государственный надзор в сфере социального страхования осуществляет уполномоченный Кабинетом Министров Украины центральный орган исполнительной власти и другие органы, определенные законом.

Кроме этого, частью второй статьи 12 Закона N 1105 определено, что на отношения в сфере осуществления контроля за своевременностью представления и достоверностью представленных работодателем сведений о получении средств Фонда и соблюдения порядка их использования не распространяется действие Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".

Следовательно, согласно действующему законодательству Фонд не является органом государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Вопрос: может ли субъект хозяйствования осуществлять видеофиксацию процесса проверки Фондом?

Ответ: законодательством Украины о социальном страховании и другими нормативно-правовыми документами Фонда видеофиксация процесса проверки не предусмотрена.

Директор

Е. Баженков

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 2246-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3