Постановленние Фонда социального страхования N 23 от 02.10.2020 г. «Об утверждении Порядка проверки правильности использования страхователями страховых средств Фонда социального страхования Украины и применения финансовых санкций за нарушение установленного порядка их использования»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

Опубликовано: "Урядовий кур’єр" N 198 от 10.10.2020 г.

ПРАВЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2020 года N 23

Об утверждении Порядка проверки правильности использования страхователями страховых средств Фонда социального страхования Украины и применения финансовых санкций за нарушение установленного порядка их использования

В соответствии со статьями 6, 7, пунктом 7 части первой, пунктом 6 части второй статьи 9, пунктом 3 части первой статьи 10, частью второй статьи 12, пунктом 3 части второй и частями пятой - восьмой статьи 15 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании", пунктом 7 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", с целью урегулирования порядка проведения проверок страхователей относительно правильности использования ими страховых средств Фонда социального страхования Украины и применения финансовых санкций, правление Фонда социального страхования Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок проверки правильности использования страхователями страховых средств Фонда социального страхования Украины и применения финансовых санкций за нарушение установленного порядка их использования (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 22.12.2010 г. N 29 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, принятия решений по их результатам и процедуре обжалования", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 25.03.2011 г. за N 393/19131.

3. Исполнительной дирекции Фонда социального страхования Украины довести данное постановление до сведения рабочих органов исполнительной дирекции Фонда и его отделений.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на исполнительную дирекцию Фонда социального страхования Украины.

5. Данное постановление вступает в силу со дня его обнародования.

Председатель правления

Е. Котик

УТВЕРЖДЕНО
Постановление правления Фонда социального страхования Украины
02 октября 2020 года N 23


Порядок
проверки правильности использования страхователями страховых средств Фонда социального страхования Украины и применения финансовых санкций за нарушение установленного порядка их использования

I. Общие положения

1.1. Данный Порядок разработан в соответствии с требованиями Законов Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании" (далее - Закон N 1105), "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - Закон N 2464) и "О предотвращения коррупции", предназначен для осуществления работниками рабочих органов исполнительной дирекции Фонда социального страхования Украины (далее - Фонд) и его отделений контроля за соблюдением порядка использования страхователями страховых средств Фонда.

1.2. Данный Порядок определяет основания, условия и процедуру проведения проверок правильности использования страхователями страховых средств Фонда, используемых для предоставления:

1) материального обеспечения в связи с временной утратой трудоспособности застрахованным лицам, предусмотренного статьей 20 Закона N 1105, по следующим видам:

пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);

пособие по беременности и родам;

пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве).

2) выплат пострадавшим на производстве, предусмотренных абзацем четвертым части третьей статьи 42 Закона N 1105, по следующим видам:

пособие по временной нетрудоспособности, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

выплата при временном переводе пострадавшего на более легкую, нижеоплачиваемую работу;

возмещение стоимости погребения пострадавшего и связанных с этим ритуальных услуг.

1.3. За Фондом также сохраняются полномочия относительно контроля за правомерностью выдачи и использования путевок на санаторно-курортное лечение застрахованными лицами и членами их семей, правильностью ведения их учета, своевременностью уплаты их частичной стоимости согласно законодательству в сфере общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, действовавшие до 01 января 2015 года.

1.4. На период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов по государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и общеобязательным государственным социальным страхованием от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 01 января 2011 года, в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01 января 2011 года не наступил, и соответствующих штрафных санкций за Фондом сохраняются полномочия относительно контроля за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применения финансовых санкций, которыми Фонд был наделен до вступления в силу Закона N 2464.

1.5. Данным Порядком устанавливаются требования к оформлению материалов проверок, порядок принятия решений по результатам проведения проверок и процедура обжалования решений, вынесенных по их результатам.

1.6. Термины используются в данном Порядке в значениях, приведенных в Законах N 1105 и N 2464.

II. Порядок организации и проведения проверок

2.1. Проверки проводятся с целью:

осуществления контроля за использованием страховых средств Фонда, обоснованности выплаты материального обеспечения, ведения и достоверности учета и отчетности относительно их поступлений и использования;

выявления и подтверждения неправомерно израсходованных сумм страховых средств и/или стоимости предоставленных социальных услуг, нецелевого использования средств, неиспользованных средств Фонда, обеспечения своевременного и полного возврата таких средств в бюджет Фонда.

2.2. Проверки осуществляются должностными лицами Фонда по местонахождению страхователя или в помещении рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (его отделения) по соглашению (письменному заявлению) страхователя и при условии предоставления им всех необходимых документов для проведения проверки.

2.3. К участию в проверках страхователей не должны привлекаться должностные лица Фонда, если обстоятельства свидетельствуют о наличии реального, потенциального конфликта интересов, который может повлиять на объективность или беспристрастность принятия ими решений, или на совершение или несовершение действий при выполнении определенных Законом N 1105 полномочий.

2.4. Согласно данному Порядку должностные лица Фонда имеют право проводить камеральные и документальные (плановые или внеплановые; выездные либо не выездные) проверки достоверности сведений, представленных страхователями для получения страховых средств Фонда, соблюдения порядка использования страхователями выделенных ему страховых средств Фонда и останавливать выплаты из Фонда в случае отказа или препятствования со стороны страхователя в проведении проверки, выявления фактов предоставления им в Фонд недостоверных сведений или нарушения порядка использования страхователем страховых средств Фонда.

Решение об остановки выплат из Фонда принимается руководителем рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, оформляемое соответствующим приказом.

Возобновление выплат из Фонда осуществляется на основании приказа руководителя рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, при условии устранения нарушений, которые привели к остановке таких выплат.

Уведомление о принятом решении об остановке (возобновлении) выплат из Фонда направляется страхователю заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения.

2.5. Камеральной согласно данному Порядку считается проверка использованных страхователями страховых средств Фонда, проводящаяся в помещении рабочего органа исполнительной дирекции Фонда или его отделения на основании данных информационно-аналитических систем Фонда, заявления-расчета и уведомления о выплате средств застрахованным лицам, представленных страхователем в бумажном или в электронном виде, и данных из реестра застрахованных лицах государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее - реестр застрахованных лиц), полученных в порядке информационного обмена между Пенсионным фондом Украины и Фондом.

Предметом камеральной проверки страхователя может быть своевременность представления отчетов, уведомлений о выплате средств застрахованным лицам, внесении исправлений в ранее поданные отчеты, заявления-расчеты, несвоевременность возврата или возврат не в полном объеме страховых средств Фонда, наличие задолженности по уплате страховых средств в Фонд исключительно на основании данных, хранящихся в соответствующих информационно-аналитических системах Фонда.

Камеральная проверка проводится должностными лицами Фонда без какого-либо специального решения руководителя рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (руководителя отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) или направления на ее проведение.

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется справка, подписываемая должностными лицами Фонда, проводившими проверку, с указанием данных о неправомерном использовании средств Фонда, и которая является основанием для проведения документальной внеплановой проверки или включения страхователя в план-график проведения документальных плановых проверок на следующий период. Форма справки утверждается приказом исполнительной дирекции Фонда.

2.6. Документальной плановой проверкой считается проверка соблюдения порядка использования страхователем страховых средств Фонда, проводящаяся по местонахождению страхователя, кроме случая подачи страхователем письменного заявления о проведении проверки в помещении рабочего органа исполнительной дирекции Фонда или его отделения, и предусмотренная в плане-графике проведения документальных плановых проверок в соответствии в планом работы рабочего органа исполнительной дирекции Фонда или его отделения.

Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проведения документальных плановых проверок.

План-график проведения документальных плановых проверок на следующий квартал формируется ежеквартально до 20 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому, который утверждается приказом рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда).

План-график проведения документальных плановых проверок рабочих органов исполнительной дирекции Фонда и его отделений на следующий квартал публикуется на региональных веб-страницах официального веб-портала Фонда не позднее следующего рабочего дня после регистрации соответствующего приказа.

При наличии у страхователя обособленных подразделений документальная плановая проверка такого страхователя может осуществляться одновременно во всех обособленных подразделениях в течение срока осуществления одного планового мероприятия.

2.7. В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются страхователи, у которых имеется хотя бы одно из следующих оснований:

1) рост количества оплаченных больничных листов и/или дней временной нетрудоспособности (беременности и родов), и/или сумм материального обеспечения на указанные цели в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

2) осуществление выплат материального обеспечения застрахованному лицу в пределах, близких к максимальным размерам в расчете на один день;

3) наличие расходов страховых средств Фонда при отсутствии уплаты страхователем единого взноса.

Страхователи, по которым имеются несколько оснований для проведения проверок, включаются в план-график проведения документальных плановых проверок на следующий квартал в первую очередь.

Документальная плановая проверка одного и того же страхователя проводится не чаще чем один раз в год.

Документальные плановые проверки страхователей, у которых отсутствуют основания для включения в план-график проведения документальных плановых проверок, проводятся не чаще чем один раз в три года.

Проверке подлежат документы за отчетные периоды текущего и предыдущих лет, за которые осуществлялась проверка.

При наличии акта об изъятии документов для уничтожения, не внесенных в Национальный архивный фонд предыдущих лет, проверке подлежат документы за все годы, не подлежавшие уничтожению по акту об изъятии.

2.8. Документальной внеплановой проверкой считается проверка страхователя, не предусмотренная в плане-графике проведения документальных плановых проверок рабочего органа исполнительной дирекции Фонда или его отделения и при наличии оснований, определенных пунктом 2.9 данного Порядка.

При проведении документальной внеплановой проверки рассматриваются исключительно те вопросы, которые стали основанием для ее проведения, и указаны в направлении на проведение такой проверки.

2.9. Документальные внеплановые проверки проводятся без предварительного уведомления страхователя при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) представление в течение месяца страхователем к оплате за счет средств Фонда листков нетрудоспособности по страховым случаям, наступившим в этом месяце и выданным 10 и более процентам застрахованных лиц, а для микропредприятий (не более 10 лиц) и малых предприятий (не более 50 лиц) 50 и более процентов от общего количества застрахованных лиц страхователя в этом периоде при условии отсутствия роста уровня заболеваемости;

2) выдача одним учреждением здравоохранения или врачом, проводящим хозяйственную деятельность по медицинской практике как физическое лицо - предприниматель, 30 и более процентов листков нетрудоспособности у страхователя;

3) увеличение в 1,1 и более раз расходов Фонда на материальное обеспечение по сравнению с предыдущим месяцем при условии отсутствия у страхователя аналогичного роста фонда оплаты труда;

4) выявление рабочим органом исполнительной дирекции Фонда или его отделением по результатам камеральной проверки данных о неправомерном использовании средств Фонда;

5) системные нарушения относительно использования страховых средств Фонда, в частности, по результатам двух предыдущих документальных проверок установлены нарушения использования страховых средств Фонда;

6) непредставление страхователем уведомления о выплате средств застрахованным лицам в течение трех месяцев со дня совершения финансирования Фондом сумм, указанных в заявлении-расчете;

7) представление страхователем письменного заявления о проведении проверки по его желанию;

8) начата процедура прекращения юридического лица в результате его реорганизации или ликвидации, а также в случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя или обособленного подразделения юридического лица, открытие производства по делу о банкротстве страхователя, получение от центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, сообщения о принятии страхователями, на которых не распространяется действие Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований", решения о снятии с учета плательщика единого взноса;

9) обращение застрахованного лица о нарушении страхователем законодательства в сфере общеобязательного государственного социального страхования;

10) представление возражений к акту проведенной проверки в случае, когда страхователь в своих возражениях ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения внеплановой проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования;

11) по требованию правоохранительных органов или по решению суда.

2.10. Документальной выездной проверкой считается проверка, проводящаяся по местонахождению страхователя.

2.11. Документальной невыездной проверкой считается проверка, проводящаяся в помещении соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда или его отделения по соглашению (письменному заявлению) страхователя на основании представленных им первичных, отчетных и других документов, связанных с использованием страховых средств Фонда.

Документальная невыездная проверка страхователя проводится должностными лицами Фонда на основании решения руководителя рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (руководителя отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда), оформленного приказом.

Документальная невыездная проверка осуществляется на основании данных мониторинга материального обеспечения и страховых выплат, указанных в заявлении-расчете, отчетных данных и других документах, предоставленных страхователем или полученных другим способом, в случае если их достаточно для осуществления объективного заключения по вопросам, являющимся предметом проверки.

2.12. О проведении документальной проверки руководителем рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (руководителем отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) принимается решение, оформляемое соответствующим приказом.

Приказ о проведении проверки должен содержать сведения о страхователе, основания для ее проведения, определенные данным Порядком, дате начала проверки и ее продолжительности, периоде деятельности, который будет проверяться.

2.13. На основании изданного приказа оформляется направление на проведение документальной проверки по форме, согласно приложению 1 к данному Порядку.

Направление на проведение документальной проверки выдается в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается под расписку руководителю или уполномоченному лицу страхователя, о чем делается соответствующая запись во втором экземпляре, который остается у должностного лица Фонда.

Направление на проведение документальной проверки действует только в течение указанного в нем срока осуществления документальной проверки.

2.14. Документальные выездные проверки осуществляются в рабочее время страхователя, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, с согласия руководителя или уполномоченного лица страхователя.

2.15. Право на проведение документальной плановой проверки страхователя предоставляется только в случае, если ему не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки вручено под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении письменное уведомление о проведении документальной плановой проверки с указанием даты начала проведения такой проверки по форме, согласно приложению 2 к данному Порядку.

Страхователь имеет право не допускать должностное лицо Фонда к осуществлению документальной плановой проверки в случае неполучения уведомления об осуществлении планового мероприятия.

2.16. Уведомление и направление на проведение документальной проверки регистрируются в Журнале учета уведомлений и направлений на проведение документальных проверок по форме, согласно приложению 3 к данному Порядку, который должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) и подписан руководителем рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (руководителем отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда).

2.17. Право приступить к проведению документальной проверки страхователя предоставляется должностным лицам Фонда при условии предъявления страхователю следующих документов:

направления на проведение документальной проверки;

служебного удостоверения должностного лица Фонда, указанного в направлении на проведение проверки.

В случае отказа руководителя или уполномоченного лица страхователя расписаться в направлении на проведение документальной проверки, должностным лицом Фонда во втором экземпляре делается соответствующая запись.

2.18. Продолжительность проведения документальной плановой проверки страхователя устанавливается с учетом объема работ, которые предстоит выполнить во время ее проведения и количества должностных лиц Фонда, проводящих проверку.

При этом срок проведения:

документальной плановой проверки страхователей не может превышать десяти рабочих дней, а страхователей - субъектов микро-, малого предпринимательства - пяти рабочих дней;

документальной внеплановой проверки страхователей не может превышать десяти рабочих дней, а страхователей - субъектов микро-, малого предпринимательства - двух рабочих дней.

Продление сроков проведения документальной проверки страхователей возможно не более чем на пять рабочих дней, а относительно страхователей - субъектов микро-, малого предпринимательства - не более чем на два рабочих дня по решению руководителя рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (руководителя отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда), оформляемому приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается руководителю или уполномоченному лицу страхователя под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

2.19. В случае отказа руководителя или уполномоченного лица страхователя в допуске должностных лиц Фонда к проведению документальной проверки должностными лицами Фонда по месту проведения такой проверки безотлагательно составляется в двух экземплярах акт произвольной формы, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных страхователем причин отказа, первый экземпляр которого вручается под расписку сразу после его составления руководителю или уполномоченному лицу страхователя, второй экземпляр остается у должностного лица Фонда.

Препятствование (отказ, недопущение) со стороны страхователя в проведении должностными лицами Фонда документальной проверки является основанием для привлечения должностных лиц страхователя к административной ответственности согласно статье 18823 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а также остановки выплат Фондом в соответствии со статьей 10 Закона N 1105.

Руководитель или уполномоченное лицо страхователя вправе предоставить письменные пояснения к составленному должностными лицами Фонда акту отказа в допуске к проведению документальной проверки.

В случае отказа руководителя или уполномоченного лица страхователя подписать акт отказа в допуске к проведению документальной проверки, должностными лицами Фонда во втором экземпляре делается соответствующая запись об отказе в подписании (получении) акта и/или предоставлении письменных пояснений к нему.

В случае отказа руководителя или уполномоченного лица страхователя от получения акта отказа в допуске к проведению документальной проверки рабочий орган исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) в течение трех рабочих дней направляет страхователю первый экземпляр акта отказа в допуске к проведению документальной проверки заказным письмом с уведомлением о вручении.

2.20. В случае выявления при проведении проверки страхователя нарушений порядка использования страховых средств Фонда, согласно которым возникает необходимость обращения в компетентные органы, проведения документальных проверок у других страхователей, приведения документов бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями действующего законодательства, документальная проверка может быть приостановлена.

Приостановление проведения документальной проверки оформляется приказом руководителя соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (руководителя отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда), копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается руководителю или уполномоченному лицу страхователя под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

При этом документальная проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий тридцати рабочих дней.

После получения данных, необходимость которых была основанием для приостановления документальной проверки страхователя, документальная проверка продолжается с учетом общих сроков проведения указанной проверки, о чем рабочий орган исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) уведомляет страхователя путем вручения руководителю или уполномоченному лицу страхователя под расписку или направления заказным письмом с уведомлением о вручении копии приказа о продолжении проведения документальной проверки и направления на проведение документальной проверки по форме согласно приложению 1 к данному Порядку.

2.21. В случае отсутствия документов бухгалтерского учета и отчетности относительно страховых средств Фонда, недопущения должностных лиц Фонда к проведению документальной проверки и непредоставления необходимых для проверки документов, препятствования в проведении проверки, наличия других объективных и независимых от рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) обстоятельств, делающих невозможным или препятствующих проведению документальной проверки (в том числе у страхователей, перерегистрированных на подконтрольную Украины территорию с временно оккупированных территорий Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, в связи с изъятием документов правоохранительными органами или по решению суда, хищением, другим неправомерным вмешательством и т.д.), должностными лицами Фонда, проводящими проверку, составляется в двух экземплярах акт произвольной формы с указанием таких фактов, первый экземпляр которого вручается под расписку сразу после его составления руководителю или уполномоченному лицу страхователя, или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Второй экземпляр остается у должностного лица Фонда.

При таких обстоятельствах проверка считается непроведенной и соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) имеет право повторно организовать и провести проверку такого страхователя, в частности плановую, в течение того же календарного периода.

На основании акта об отсутствии документов бухгалтерского учета и отчетности относительно средств Фонда рабочий орган исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) направляет страхователю письменное требование о принятии мер относительно приведения бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с нормами действующего законодательства.

Если по результатам принятых мер страхователем не предоставлено документального подтверждения правомерного и целевого использования страховых средств Фонда, соответствующим рабочим органом исполнительной дирекции Фонда (отделением рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) этот факт фиксируется в акте проверки и принимается решение о возврате страхователем страховых средств Фонда в соответствии с Законом N 1105.

2.22. Должностные лица Фонда, проводящие документальную проверку, вносят запись о проверке в журнал регистрации проверок (при его наличии у страхователя).

2.23. Во время документальных проверок страхователей проверяются:

осуществление страхователем мероприятий относительно устранения нарушений, выявленных предыдущими проверками;

состояние задолженности по средствам Фонда;

полнота и своевременность возврата страхователем страховых средств Фонда;

правомерность назначения и выплаты материального обеспечения застрахованным лицам и отдельных выплат пострадавшим на производстве;

правильность исчисления размера среднедневной заработной платы, с которой расчитываются суммы материального обеспечения застрахованным лицам и отдельные выплаты пострадавшим на производстве;

правомерность и обоснованность заявленных сумм финансирования и использования страховых средств, поступивших от рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда), в частности, наличие соответствующего количества выданных в установленном порядке листков нетрудоспособности (правильность их заполнения), актов расследования несчастных случаев, связанных с производством, или актов расследования хронических профессиональных заболеваний (отравлений) по установленным формам, заключений врачебно-консультационной комиссии или медико-социальной экспертной комиссии, подтверждающих документов для возмещения стоимости погребение потерпевшего, являющихся основанием для получения материального обеспечения и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет страховых средств Фонда согласно соответствующим заявлениям-расчетам;

правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности относительно средств Фонда и своевременность ее предоставления (в частности уведомлений о выплате средств застрахованным лицам) в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда или их отделений;

работа комиссии (уполномоченного) по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности (далее - комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию) предприятия, учреждения, организации;

правильность начисления, своевременность уплаты страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 01 января 2011 года, в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01 января 2011 года не наступил;

правомерность выдачи и использования путевок на санаторно-курортное лечение застрахованными лицами и членами их семей, правильность ведения их учета, своевременность уплаты их частичной стоимости согласно законодательству в сфере общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, действовавшего до 01 января 2015 года.

III. Оформления результатов документальных проверок

3.1. Результаты документальной проверки оформляются в форме акта документальной проверки соблюдения порядка использования страхователем страховых средств Фонда социального страхования Украины (далее - акт проверки) по форме согласно приложению 4 к данному Порядку.

Акт проверки является служебным двусторонним документом, который подтверждает факт проведения проверки, отражает ее результаты и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях в сфере общеобязательного государственного социального страхования.

Акт проверки должен соответствовать нормам деловой речи и официально-делового стиля, должен содержать систематизированное изложение выявленных в ходе проверки фактов нарушений порядка использования страховых средств Фонда.

3.2. В акте проверки излагаются все существенные обстоятельства деятельности страхователя, имеющие отношение к фактам выявленных нарушений порядка использования страховых средств Фонда. Факты выявленных нарушений излагаются четко, объективно и в полной мере, со ссылкой на соответствующее требование (норму) законодательства и первичные или другие документы, подтверждающие наличие указанных фактов.

3.3. Выявленные факты однотипных нарушений и нарушений, которые повторяются, должны быть сгруппированы и подробно описаны должностными лицами Фонда с указанием названия, даты и номера документа (заявления-расчета, уведомления о выплате средств застрахованным лицам), согласно которому осуществлено предоставление материального обеспечения застрахованным лицам и отдельных выплат пострадавшим на производстве со ссылкой на нормативно-правовые акты, положения которых нарушены.

Приложениями к акту проверки являются копии первичных или других документов, подтверждающих наличие таких фактов нарушений (например приказы, заявления работников, копии листков нетрудоспособности, протоколы заседаний комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию, сведения, согласно которым работники получают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, графики работы и т.п.), а в акте проверки указываются обобщенные данные. Указанные приложения должны быть подписаны должностными лицами Фонда, а также руководителем или уполномоченным лицом страхователя.

Для подтверждения фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, по требованию должностных лиц Фонда, проводящих проверку, страхователь обязан предоставить надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих соответствующие факты, и необходимые письменные пояснения, приобщаемые к материалам проверки.

В случае отказа страхователя в предоставлении копий документов, пояснений, должностные лица Фонда, проводящие документальную проверку, в акте проверки фиксируют этот факт, внося соответствующую запись об этом с указанием перечня документов, которые не предоставлены.

В случае выявления при проведении документальной проверки сумм материального обеспечения, начисленных страхователем с нарушением законодательства в сфере общеобязательного государственного социального страхования и включенных им в заявление-расчет, но еще не профинансированных рабочим органом исполнительной дирекции Фонда или его отделением в течение десяти рабочих дней после поступления указанного заявления-расчета, должностные лица Фонда в акте проверки фиксируют этот случай.

При этом заявление-расчет возвращается рабочим органом исполнительной дирекции Фонда или его отделением страхователю с соответствующими рекомендациями относительно устранения выявленных ошибок и/или недостоверных сведений.

Страхователь проводит соответствующие исправления в регистрах бухгалтерского учета и подает исправленное заявление-расчет в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда или его отделения.

3.4. Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами Фонда, проводившими документальную проверку, руководителем или уполномоченным лицом страхователя, главным бухгалтером (бухгалтером) и председателем комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию страхователя в последний день проверки на каждой странице с указанием на последней странице общего количества страниц.

Один экземпляр акта проверки вручается руководителю или уполномоченному лицу страхователя, а второй экземпляр с отметкой о получении хранится в рабочем органе исполнительной дирекции Фонда (отделении рабочего органа исполнительной дирекции Фонда), осуществившим документальную проверку.

В случае отказа руководителем или уполномоченным лицом страхователя от подписания и получения акта проверки должностные лица Фонда вносят в него соответствующую запись. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем окончания документальной проверки, один экземпляр акта проверки с отметкой об отказе от подписания и получения акта проверки направляется страхователю заказным письмом с уведомлением о вручении.

3.5. В случае несогласия страхователя с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, страхователь вправе представить свои возражения и/или дополнительные документы в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда), проводивший проверку, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем подписания (отказа от подписания) и/или получения акта.

Рабочий орган исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) рассматривает возражения и/или дополнительные документы к акту проверки в течение семи рабочих дней, следующих за днем их получения, и предоставляет на них письменный ответ, который вручается под расписку руководителю или уполномоченному лицу страхователя или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

3.6. Учет актов проверок ведется рабочим органом исполнительной дирекции Фонда (отделением рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) в журнале учета актов документальных проверок соблюдения порядка использования страхователями страховых средств Фонда социального страхования Украины по форме согласно приложению 5 к данному Порядку, который должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда) и подписан руководителем рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (руководителем отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда).

3.7. Если акт проверки подписан без пояснений, замечаний или возражений или в течение предусмотренного абзацем первым пункта 3.5 данного Порядка срока возражения и/или дополнительные документы к акту проверки не поступили или были отправлены с нарушением указанного срока, акт проверки считается согласованным.

IV. Принятие решений по результатам проверки

4.1. В случае нарушения порядка использования страховых средств страхователи возмещают Фонду в полном объеме неправомерно израсходованную сумму страховых средств и/или стоимость предоставленных социальных услуг, предоставлявшихся страхователям до 01 января 2015 года, и уплачивают штраф в соответствии с абзацем первым части шестой статьи 15 Закона N 1105.

Руководитель рабочего органа исполнительной дирекции Фонда или его заместитель принимает решение о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций за нарушение порядка использования страховых средств Фонда (далее - решение о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций) по форме согласно приложению 6 к данному Порядку в двух экземплярах.

Основанием для принятия решения о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций является акт проверки, которым задокументированы случаи нарушения страхователем порядка использования страховых средств Фонда.

В случае проведения документальной проверки отделением рабочего органа исполнительной дирекции Фонда акт проверки в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем вручения/получения страхователем акта проверки, а в случае представления им возражений к акту проверки в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем вручения или направления страхователю письменного ответа в соответствии с абзацем вторым пункта 3.5 данного Порядка направляется в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда.

Решение о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций принимается в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения/получения страхователем акта проверки, а в случае представления страхователем возражений и/или дополнительных документов к акту проверки, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения или направления страхователю письменного ответа в соответствии с абзацем вторым пункта 3.5 данного Порядка.

Первый экземпляр решения о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций вручается руководителю или уполномоченному лицу страхователя под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия такого решения.

Второй экземпляр решения о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций сохраняется в рабочем органе исполнительной дирекции Фонда в соответствии с номенклатурой дел.

Копия решения о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций направляется в соответствующее отделение рабочего органа исполнительной дирекции Фонда и вместе с актом проверки приобщается к личному делу страхователя.

4.2. Страхователь обязан оплатить (вернуть) определенную в решении о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций сумму средств в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения такого решения.

4.3. В случае несвоевременного возврата или возврата в не полном объеме страховых средств Фонда, согласно принятому рабочим органом исполнительной дирекции Фонда решению о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций, начисленных в соответствии с абзацем первым части шестой статьи 15 Закона N 1105, или в соответствии с результатами документальной проверки, которой задокументирован факт возврата страховых средств Фонда в более чем трехдневный срок, на страхователя налагается штраф и начисляется пеня в соответствии с абзацами вторым и третьим части шестой статьи 15 Закона N 1105.

Руководитель рабочего органа исполнительной дирекции Фонда или его заместитель принимает решение о применении финансовых санкций за несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств Фонда (далее - решение о применении финансовых санкций) по форме согласно приложению 7 к данному Порядку в двух экземплярах.

Основанием для принятия решения о применении финансовых санкций является справка, составляемая должностным лицом Фонда с учетом данных платежных документов о перечислении указанных средств, выписок банка о поступлении средств на счет рабочего органа исполнительной дирекции Фонда (его отделения) или акт проверки, которым задокументирован факт возврата страховых средств Фонда в более чем трехдневный срок. Форма справки утверждается приказом исполнительной дирекции Фонда.

Справка содержит данные о страхователе, информацию о выполнении им решения о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций, а также расчет финансовых санкций, в соответствии с абзацами вторым и третьим части шестой статьи 15 Закона N 1105.

В случае проведения документальной проверки отделением рабочего органа исполнительной дирекции Фонда справка за подписью руководителя отделения рабочего органа исполнительной дирекции Фонда в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока исполнения решения о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций, направляется в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда.

Решение о применении финансовых санкций принимается в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока, установленного для исполнения решения о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций.

Первый экземпляр решения о применении финансовых санкций вручается руководителю или уполномоченному лицу страхователя под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия такого решения.

Второй экземпляр решения о применении финансовых санкций сохраняется в рабочем органе исполнительной дирекции Фонда в соответствии с номенклатурой дел.

Копия решения о применении финансовых санкций направляется в соответствующее отделение рабочего органа исполнительной дирекции Фонда и приобщается к личному делу страхователя.

4.4. Страхователь обязан уплатить определенную в решении о применении финансовых санкций сумму средств в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения такого решения.

4.5. Учет принятых рабочим органом исполнительной дирекции Фонда решений ведется в журнале учета решений о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций за нарушение порядка использования страховых средств Фонда и решений о применении финансовых санкций за несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств Фонда по форме согласно приложению 8 к данному Порядку, который должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью рабочего органа исполнительной дирекции Фонда и подписан руководителем рабочего органа исполнительной дирекции Фонда.

V. Права и обязанности должностных лиц Фонда, осуществляющих документальную проверку

5.1. Должностные лица Фонда имеют право:

требовать от страхователя прекращения действий, препятствующих проведению документальной проверки;

получать от руководителя или уполномоченного лица страхователя письменные пояснения по вопросам, возникающим во время проверок;

получать заверенные в установленном порядке копии документов, справки, сведения, материалы, подтверждающие наличие фактов нарушений порядка использования страховых средств Фонда;

инициировать проведение проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам;

информировать руководство рабочего органа исполнительной дирекции Фонда или его отделения в случае выявления признаков злоупотреблений относительно использования страховых средств Фонда.

5.2. Должностные лица Фонда обязаны:

руководствоваться нормами законодательства в сфере общеобязательного государственного социального страхования;

соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с должностными лицами страхователей;

не разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию, которая становится доступной уполномоченным работникам Фонда при проведении документальных проверок;

в полном объеме, объективно и беспристрастно проводить документальную проверку и отображать результаты деятельности страхователей относительно соблюдения ими порядка использования страховых средств Фонда;

ознакомить руководителя или уполномоченного лица страхователя с результатами документальной проверки в сроки, предусмотренные данным Порядком;

предоставлять страхователям консультационную помощь по вопросам проведения документальной проверки.

VI. Права и обязанности страхователя во время осуществлении документальной проверки

6.1. Руководитель или уполномоченное лицо страхователя имеют право:

требовать от должностных лиц Фонда соблюдение требований законодательства в сфере общеобязательного государственного социального страхования;

проверять наличие у должностных лиц Фонда служебного удостоверения и получать один экземпляр направления на проведение документальной проверки;

присутствовать при осуществлении документальной проверки;

требовать неразглашения информации, являющейся коммерческой тайной и конфиденциальной информацией страхователя;

получить акт проверки и ознакомиться с его содержанием;

предоставлять в письменной форме свои пояснения, замечания и возражения к акту проверки;

обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия должностных лиц Фонда, решения, принятые рабочими органами исполнительной дирекции Фонда по результатам проведения документальных проверок;

получать консультационную помощь.

6.2. Руководитель или уполномоченное лицо страхователя обязаны:

допускать должностных лиц Фонда к осуществлению документальной проверки при условии соблюдения требований ее проведения, предусмотренных данным Порядком, и предоставлять необходимые для проведения документальной проверки документы;

предоставлять должностным лицам Фонда необходимые документы (заверенные в установленном порядке их копии), письменные пояснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим во время проверки;

безвозмездно создавать все необходимые условия для работы на предприятии должностных лиц Фонда;

подписать акт проверки или отказаться с указанием причин такого отказа;

получать экземпляр акта проверки, решение о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций и решение о применении финансовых санкций, принятое рабочими органами исполнительной дирекции Фонда по результатам проведения документальных проверок.

VII. Обжалование решений по результатам документальных проверок

7.1. Страхователь может обжаловать решение о возврате страховых средств Фонда и применении финансовых санкций или решение о применении финансовых санкций в судебном порядке или обратившись в специальную комиссию Фонда по вопросам разрешения споров (далее - комиссия), созданую при рабочем органе исполнительной дирекции Фонда.

Жалоба страхователя подается в комиссию в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения страхователем обжалуемого решения.

Решение комиссии по рассмотрению жалобы страхователя в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется страхователю и рабочему органу исполнительной дирекции Фонда.

7.2. Решение комиссии при рабочем органе исполнительной дирекции Фонда может быть обжаловано в комиссии, созданной при исполнительной дирекции Фонда, а решение последней - в правлении Фонда. Решения комиссий могут быть обжалованы в суде.

7.3. Жалоба на решение рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, поданная с соблюдением порядка и сроков, определенных пунктом 7.1 данного Порядка, приостанавливает сроки уплаты страховых средств и финансовых санкций до вынесения решения комиссией или до дня вступления судебного решения в законную силу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1