Письмо ФСС по ВУТ N 01-16-590 от 21.03.2011 г. «О предоставлении разъяснений относительно применения отдельных положений Закона N 2464 и других законодательных актов»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ УТРАТЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

ПИСЬМО

от 21.03.2011 г. N 01-16-590

О предоставлении разъяснений относительно применения отдельных положений Закона N 2464 и других законодательных актов

1. С 01.01.2011 года Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетными и государственными целевыми фондами" утратил действие. Данным Законом и другими нормативно-правовыми актами был предусмотрен порядок направления контролирующими органами представлений в органы налоговой службы относительно погашения задолженности по уплате обязательных платежей, а также порядок списания безнадежной задолженности. Статьей 41 Налогового кодекса Украины определен исчерпывающий перечень контролирующих органов, к которым относятся органы государственной налоговой службы и таможенные органы. Просим предоставить разъяснения какими нормативно-правовыми актами руководствоваться в последующей работе по вопросам списания безнадежного долга и погашения задолженности по уплате обязательных платежей?

На данное время Исполнительной дирекцией Фонда разработан проект Порядка относительно списания безнадежной дебиторской задолженности по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, который будет вынесен на рассмотрение дежурного заседания правления Фонда, а также направлено обращение в Государственную налоговую администрацию с целью получения разъяснения относительно возможности списания безнадежного долга по средствам Фонда и взыскания просроченной задолженности, которая возникла до 01.01.2011 года, с помощью органов государственной налоговой службы.

2. Считаем целесообразным законодательно урегулировать процедуру взаимозачета в случае предоставления заявки-расчета страхователем, который имеет задолженность перед Фондом, до полного погашения такой задолженности.

Финансирование страхователей - работодателей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 21 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами_ обусловленными погребением" от 18.01.2001 года N 2240 (далее - Закон N 2240) и Порядком финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденного постановлением правления Фонда от 22.12.2010 г. N 26, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 25 января 2011 г. N 111/18849 (далее - Порядок).

В соответствии с требованиями Закона N 2240 и Порядком для зачисления страховых средств Фонда страхователь-работодатель должен открыть отдельный счет в банке в порядке, установленном Национальным банком Украины (Государственным казначейством Украины).

Финансирование страхователей на эти счета осуществляется рабочими органами отделений Фонда в течение десяти рабочих дней в соответствии с заявлениями-расчетами, которые содержат информацию о начисленных застрахованными лицами суммах материального обеспечения по их видам.

Страховые средства, зачтенные на отдельный счет, могут быть использованы страхователем исключительно на предоставление материального обеспечения застрахованным лицам.

Считаем нецелесообразным применять принцип взаимозачета в условиях единого взноса.

3. Для более рационального использования средств Фонда предлагаем урегулировать возможность проведения взаимозачета в случае наличия задолженности за страхователем состоянием на 01.01.2011, которая еще не перечислена органами Фонда, а также наличия примененных к страхователю и признанных суммах финансовых санкций.

При обнаружении нарушений законодательства в сфере общеобязательного государственного социального страхования по временной утрате трудоспособности в период до 01.01.2011 г. сумму начисленных финансовых (штрафных) санкций, примененных к страхователю за этот период, можно засчитывать в счет погашения задолженности за Фондом. Разъяснения предоставлены письмом Исполнительной дирекции Фонда от 11.03.2011 г. N 01-16-466.

Отдельно сообщаем, что отмеченный вопрос урегулирован постановлением правления Фонда от 18.01.2011 г. N 4 "Об утверждении Порядка формирования и представления страхователями отчетности по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением" (далее - Порядок формирования и представления отчетности), которое на данное время находится на регистрации в Министерстве юстиции Украины.

4. На сегодня при проведении контрольных функций, работники Фонда руководствуются Инструкцией N 38, которой также утвержден бланк решения о применении финансовых санкций. В условиях изменений в законодательстве отмеченный бланк нуждается в коррекции, это также касается бланков протоколов об административных правонарушениях и постановлений. Предлагаем предоставить право отделениям Фонда самостоятельно вносить изменения в существующие документы в случае изменения в законодательстве до принятия Фондом новых нормативно-правовых актов.

В связи с тем, что нормативно-правовой акт Фонда относительно порядка проведения контрольных мероприятий органами Фонда находятся на государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, целесообразно согласиться с предложением относительно предоставления права отделениям Фонда самостоятельно вносить изменения в Решение о применении и зачислении в бюджет Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, отображения в отчете (Ф 4-ФСС по ВУТ) сумм финансовых (штрафных) санкций, неправомерных расходов, доначисленных сумм взносов и пени за нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании (приложение N 1 к Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденной постановлением правления Фонда от 19.09.2001 N 38), которые не противоречат Законам N 2240 и "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" от 01.01.2011 N 2464, до принятия Фондом отмеченного нормативного акта по контрольным мероприятиям.

5. Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда в некоторых случаях делает невозможным проведение своевременного расчета работодателей с уволенными работниками. Для решения этого вопроса предлагаем инициировать внесение изменений в КЗоТ Украины или предоставить разрешение страхователям проводить выплату материального обеспечения за счет собственных средств, с последующим их возмещением органами Фонда.

В соответствии со статьей 116 Кодекса законов о труде Украины при увольнении работника выплата всех сумм, принадлежащих ему от предприятия, учреждения, организации, осуществляется в день увольнения.

Согласно статьи 35 Закона N 2240 помощь по временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, выплачивается Фондом застрахованным лицам, начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией инвалидности (установления другой группы, подтверждения ранее установленной группы инвалидности), независимо от увольнения застрахованного лица в период утраты трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством.

Следовательно, застрахованное лицо при увольнении должно получить все суммы, которые принадлежат ему от предприятия. Поскольку суммы материального обеспечения застрахованное лицо получает от Фонда и за счет средств Фонда, то в данном случае нарушение статьи 116 КЗоТ Украины отсутствует.

6. До принятия постановления правления Фонда об утверждении отчетности по средствам Фонда, становится вопрос относительно предоставления отчетов на письменных носителях страхователями, которые снимаются с учета. Предлагаем применять имеющуюся форму отчетности до введения в действие новой, с последующим занесением отчетных данных в электронном виде работниками рабочих органов Фонда.

До введения в действие новой формы отчетности, утвержденной постановлением правления Фонда от 18.01.2011 г. N 4, считаем возможным при снятии с учета страхователей принимать форму отчетности, которая применялась до 01.01.2010 г., и на ее основании выдавать справку об отсутствии задолженности.

7. В форме заявки-расчета не предусмотрено внесение данных на финансирование расходов, возникающих в случае установления недоимок по пособиям застрахованным лицам за более ранние периоды. Предлагаем предусмотреть внесение таких данных в произвольной форме.

Финансирование страхователей для выплаты пособий, доначисленных за прошлые годы, осуществляется рабочими органами Фонда в соответствии с заявлением-расчетом. В случае установления страхователем недоимки помощи по временной нетрудоспособности, беременности и родам предлагаем эти суммы отмечать в заявлении-расчете отдельной строкой с указанием номера листка нетрудоспособности и суммы, которую необходимо доплатить.

8. В случае самостоятельного выявления страхователем переплат по пособиям, неуплаты взносов до 01.01.2011 года, становится вопрос относительно их зачисления в бюджет Фонда. Отображение в отчете предусмотрено в Порядке N 123, который действует на сегодня, в новом порядке заполнения отчета, но перечисление таких средств не предусмотрено положениями Закона Украины N 2240. Предлагаем, в соответствии со статьей 22 Закона Украины N 2240 разработать и принять соответствующий порядок, в котором предусмотреть отмеченный вопрос с установлением сроков оплаты, также в нем необходимо предусмотреть срок перечисления страхователем в Фонд частичной оплаты за санаторно-курортную путевку.

Считаем нецелесообразным осуществлять разработку отдельного порядка, поскольку Порядком формирования и представления отчетности предусмотрен механизм исправления ошибок в отчетности страхователя.

Относительно срока перечисления страхователем в Фонд частичной оплаты за санаторно-курортную путевку, то отмеченные предложения будут проработаны при подготовке проекта изменений к постановлению правления Фонда от 25.02.2009 г. N 12 "Об утверждении Порядка получения застрахованными лицами и членами их семей санаторно-курортного лечения, которое оплачивается за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности".

Директор

Э. Д. Ушаков

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112