logo
Украинский (UA)Русский (RU)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

ПИСЬМО

от 01.03.2010 г. N 1/5-135/06

О предоставлении разъяснений

На неоднократные обращения руководителей территориальных отделений Фонда о предоставлении разъяснений относительно проведения проверок сообщаем следующее.

Вопрос 1. К какому типу относятся невыездные проверки: плановые или внеплановые? Если к плановым, то с учетом п. 4, необходимо ли включать в квартальные планы работ, отправлять уведомление о проведении проверок? Если к внеплановым, то как понимать п. 5, поскольку он касается только выездных проверок? Если осуществление внеплановой невыездной проверки возможно, должен ли по ее результатам составляться акт, в соответствии с п. 11 Порядка проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. N 70?

Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. N 70 (с изменениями), который определяет, что отделение Фонда по приказу его руководителя может проводить плановые и внеплановые, выездные и невыездные проверки.

По времени осуществления проверки, которые проводятся отделениями Фонда, разделяются на плановые и внеплановые.

Плановой считается проверка работодателя, которая предусмотрена в плане работы отделения Фонда.

Внеплановой считается проверка работодателя, которая не предусматривается в плане работы отделения Фонда. Внеплановыми проверками считаются все виды проверок за исключением плановых и камеральных.

По месту проведения проверки, которые осуществляются отделениями Фонда, разделяются на выездные и невыездные.

Выездной проверкой считается проверка, которая осуществляется по местонахождению работодателя или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении отделения Фонда.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в рабочее время работодателя, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

Невыездные проверки проводятся на основании отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Невыездной проверкой считается документальная проверка, которая проводится в помещении отделения Фонда на основании поданных отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и других документов, связанных с начислением и уплатой, административно-хозяйственных санкций, независимо от способа их подачи.

Невыездная проверка осуществляется уполномоченным лицом отделения Фонда путем запроса и получения от объекта контроля необходимых документов, их рассмотрения и анализа.

Исходя из вышеприведенного, если уполномоченному лицу отделения Фонда понадобятся другие документы, связанные с начислением и уплатой административно-хозяйственных санкций, то для объективного изучения ситуации, которая сложилась, они могут запросить у работодателя документы, определенные в пункте 8 Порядка проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. N 70 (с изменениями)

По результатам проведения невыездных, выездных плановых и внеплановых проверок работодателей относительно соблюдения ими требований статей 19 и 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" оформляется акт.

Уполномоченное должностное лицо отделения Фонда отмечает в акте состояние соблюдения работодателем законодательства, а в случае несоблюдения - детальное описание обнаруженного нарушения со ссылкой на соответствующий закон.

В случае выявления фактов невыполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподачи отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов уполномоченное должностное лицо, которое проводило проверку, составляет протокол об административном правонарушении.

Акт - служебный документ, который утверждает факт проведения невыездной документальной или выездной плановой или внеплановой проверки работодателя относительно соблюдения ими требований статей 19 и 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" и является носителем доказательной информации об обнаруженных нарушениях или о не установлении фактов нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования.

Вопрос 2. Должны ли все составляющие Критериев иметься в деятельности предприятий для отнесения их к соответствующей степени риска?

Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 31.01.2007 г. N 70 (с изменениями), определяет, что плановые выездные проверки проводятся не чаще одного раза в календарный год в соответствии с квартальными планами работ, которые утверждаются приказом руководителя отделения Фонда до 25 числа месяца, который предшествует месяцу, в котором будет проводиться проверка, с учетом критериев распределения работодателей по степени риска их деятельности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 03.12.2009 г. N 1288 (далее - Постановление N 1288).

Так Постановление N 1288 определяет, что критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, которые должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, являются:

выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

представление отделению Фонда социальной защиты инвалидов (далее - Фонд) отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов;

полнота начисления и уплаты административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

выполнение условий договора о предоставлении отделениями Фонда целевой ссуды, финансовой помощи и дотации субъектам хозяйствования.

Ст. 5 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора {контроля} в сфере хозяйственной деятельности" отмечает, что в зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

Пункт 3 Постановления N 1288 определяет, что к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска принадлежат те, что:

не насчисляют и не платят административно-хозяйственные санкции и пеню за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеют просроченную задолженность по их уплате;

не подают отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов;

не выполняют условие договора о предоставлении отделениями Фонда целевой ссуды, финансовой помощи и дотации субъектам хозяйствования.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за выполнением норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляются относительно субъектов хозяйствования высокой степени риска - один раз в год.

Исходя из вышеприведенного, если работодатель подпадает хотя бы под один признаков критериев определенных для субъектов хозяйствования с высокой степенью риска, то отделение Фонда в соответствии с действующим законодательством проводит плановые проверки.

Пункт 4 Постановления N 1288 определяет, что к субъектам хозяйствования со средней степенью риска принадлежат те, что:

несвоевременно и не в полном размере платят административно-хозяйственные санкции и пеню за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

несвоевременно подают отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, допускают в нем ошибки, которые приводят к неуплате суммы административно-хозяйственных санкций и пени или уплаты их не в полном объеме.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за выполнением норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляются относительно субъектов хозяйствования средней степени риска - один раз в два года.

Исходя из вышеприведенного, если работодатель подпадает хотя бы под один из признаков критериев определенных для субъектов хозяйствования средней степени риска, то отделение Фонда в соответствии с действующим законодательством проводит плановые проверки.

Пункт 5 Постановления N 1288 определяет, что к субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска принадлежат те, что не отнесены к субъектам хозяйствования высокой и средней степени риска.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за выполнением норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляются относительно субъектов хозяйствования незначительной степени риска - один раз в пять лет.

Вопрос 3. Значит ли сентенция "не насчисляют и не платят" то, что данное положение критериев имеет место тогда, когда, заполняя Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма N 10-ПИ), субъекты хозяйствования, которые подпадают под действие ст. 19, 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине", в случае невыполнения норматива, не отмечают сумму административно-хозяйственных санкций?

Пункт 3 Постановления N 1288 определяет, что к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска принадлежат те, которые имеют такой признак как "не насчисляют и не платят административно-хозяйственные санкции и пеню за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеют просроченную задолженность по их уплате", что позволяет соответствующему отделению фонда проводить плановую проверку относительно соответствующего работодателя, который подпадает под действие ст. 19, 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине". Заполняя Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма N 10-ПИ), такие работодатели, в случае невыполнения норматива, не отмечают сумму административно-хозяйственных санкций или если имеют просроченную задолженность по уплате административно-хозяйственных санкций и пени.

Вопрос 4. Возможно ли отнесение субъектов хозяйствования к той или другой степени риска на основании информации за 2008 год и другие прошлые годы, учитывая, что Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора {контроля} в сфере хозяйственной деятельности" от 05.04.2007 г., постановление Кабинета Министров Украины N 502 от 21.05.2009 г., а постановление Кабинета Министров Украины N 1288 от 03.12.2009 г.?

В теории права, когда возникают продолжающиеся факты (правонарушения) и необходимо определить, какой нормативный акт нужно применять, то общий принцип в таком случае - это принцип немедленного действия. Новый нормативный акт разделяет продолжающиеся правонарушения. Поэтому все факты, которые возникли после вступления нового акта в силу, подпадают под действие данного акта.

Принцип немедленного действия не исключает того, что в некоторых случаях нормативный акт возвращает назад, то есть действуя немедленно, он в то же время распространяется на факты и порожденные ими последствия, которые существовали еще до его издания.

Вопрос 5. Если вывод о степени риска субъектов хозяйствования будет делаться на основании данных за 2009 год, то возможна ситуация, при которой сроки привлечения к административной ответственности относительно определенного количества работодателей могут быть пропущены, поскольку придется дождаться окончания сроков самостоятельной уплаты административно-хозяйственных санкций? Означает ли это, что невозможно будет осуществлять плановые проверки субъектов  хозяйствования в течение почти всего I квартала 2010 года?

Нужно отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 1881 КпАП Украины, определенное административное правонарушение является продолжающимся правонарушением. То есть отмеченный срок исчисляется со дня выявления правонарушения (письмо Минюста от 26.09.2008 г. N 9784-0-33-08-22, письмо Фонда от 01.10.2008 г. N 1/5-1002/06).

Кроме того, нужно отметить, что в соответствии с Порядком проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г N 70 (с изменениями), можно проводить внеплановые проверки.

Внеплановая выездная проверка проводится независимо от количества ранее проведенных проверок по решению суда, в случае обращения физических и юридических лиц о нарушении работодателем требований законодательства, по желанию работодателя и в случае неподачи работодателем отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов или представлении такого отчета с ошибками, которые привели к неуплате суммы административно-хозяйственных санкций или уплаты их в неполном объеме.

Первый заместитель директора

А. Мельник

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3