logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 14 сентября 2010 года N 701

Об утверждении Методических рекомендаций относительно порядка погашения в 2010 году задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе

(Выдержка)

С целью обеспечения выполнения статьи 21 Закона Украины от 24 апреля 2010 года N 2154-VI "О Государственном бюджете Украины на 2010 год", статьи 17 Бюджетного кодекса Украины и Закона Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации относительно порядка погашения в 2010 году задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе (далее - Методические рекомендации) (прилагаются).

Председатель

А. Папаика

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Государственной налоговой администрации Украины
14.09.2010 г. N 701

Методические рекомендации относительно порядка погашения в 2010 году задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе

Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 21 Закона Украины от 27 апреля 2010 года N 2154-VI "О Государственном бюджете Украины на 2010 год", статьей 17 Бюджетного кодекса Украины и Закона Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон N 2181), которыми установлен порядок погашения в государственный бюджет обязательств должника по уплате соответствующей суммы средств в порядке и сроки, определенные кредитным соглашением, в том числе пени, процентов за пользование займами, предоставленными за счет средств, привлеченных государством, и платы за предоставление гарантий и ссуд, полученных за счет средств, привлеченных государством и/или под государственные гарантии (далее - задолженность) субъектов хозяйствования перед государством за средства, выделенные должнику государством, привлеченные государством или под государственные гарантии на условиях кредитного соглашения (далее - кредиты), бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, а также особенности производства по делам о банкротстве таких субъектов хозяйствования.

1. Субъекты погашения задолженности

1.1. Мероприятия по погашению задолженности субъекта хозяйствования, который получил кредит на определенных кредитным соглашением условиях (далее - должник), осуществляются органами государственной налоговой службы (далее - органы взыскания), а также в пределах компетенции органами государственной исполнительной службы.

1.2. Взыскание задолженности должника осуществляется путем:

направления налоговых требований;

регистрации налогового залога;

принятия решения о взыскании средств и продажи других активов должника в счет погашения его задолженности;

осуществления комплекса мер, направленных на взыскание задолженности должника во внесудебном порядке, определенных Законом N 2181;

исполнительного производства для выполнения решения о взыскании с должника задолженности;

выполнения других функций, определенных законом.

2. Определение суммы задолженности и оформление представления на ее взыскание

2.1. Сумма задолженности должника определяется Министерством финансов Украины или банком, который на основании агентского договора или по поручению государственных органов согласно законодательству от своего имени предоставил должникам кредиты, ведет учет погашения задолженности и осуществляет их обслуживание (далее - банк-агент), на основании договора или других предусмотренных законодательством оснований, в соответствии с которыми должник получил кредит (далее - кредитное соглашение) с учетом информации Государственного казначейства Украины о поступлении платежей в счет погашения этой задолженности.

2.2. По месту регистрации должника как налогоплательщика насчитывается денежная сумма, которую должник должен оплатить в случае нарушения им обязательства по кредитному соглашению, которое исчисляется в процентах от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки выполнения обязательства (далее - пеня) и оформляется представление на взыскание с должника в государственный бюджет суммы задолженности в национальной валюте по официальному обменному курсу Национального банка Украины, установленного на день оформления представления, и начисленной пени, которое направляется органу взыскания для осуществления соответствующих мер взыскания.

Представление оформляется согласно пункту 2 и дополнению 2 к Порядку зачисления в государственный бюджет сумм, взысканных в бесспорном порядке с юридических лиц Украины - заемщиков для погашения задолженности по иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Украины, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 30.04.96 г. N 88, изданного на выполнение постановления Кабинета Министров Украины от 14 декабря 1995 года N 1002 "О порядке возмещения убытков государственного бюджета, которые возникли в результате наступления гарантийных случаев по иностранным кредитам, полученным юридическими лицами Украины под гарантии Правительства Украины", и содержит отдельную информацию относительно задолженности перед государственным бюджетом по кредитам и суммах начисленной за просрочку платежа пени и соответствующих реквизитов бюджетных счетов.

3. Направление налоговых требований

Налоговые органы направляют должникам, которые имеют задолженность, налоговые требования в соответствии со статьей 6 Закона N 2181 и приказом ГНА Украины от 03.07.2001 г. N 266 "Об утверждении Порядка направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых требований налогоплательщикам", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 16.07.2001 г. за N 595/5786.

4. Применение налогового залога

4.1. Активы должника, который имеет задолженность, могут передаваться в налоговый залог.

Право налогового залога возникает согласно Закону N 2181 в случае наличия у должника задолженности, подтверждением наличия которой является представление соответствующего органа о взыскании с должника согласованной суммы задолженности в соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 этих Методических рекомендаций.

4.2. Налоговый залог в пределах суммы задолженности должника распространяется на любые активы, которые находятся в собственности (хозяйственном ведении) должника на день возникновения налогового залога, а также на любые другие активы, на которые должник приобретет право собственности в будущем, до момента полного погашения обязательств перед государством по кредитным соглашениям в результате принятия контролирующими органами, органами государственной налоговой службы и органами государственной исполнительной службы предусмотренных законодательством мер или самостоятельной уплаты должником соответствующей суммы средств (далее - погашение задолженности).

4.3. Порядок возникновения налогового залога, распоряжения залоговыми активами и освобождения из налогового залога осуществляется в соответствии с Законом N 2181, приказом ГНА Украины от 28.08.2001 г. N 338 "Об утверждении Порядка применения налогового залога органами государственной налоговой службы", постановлением Кабинета Министров Украины от 29 ноября 2001 года N 1608 "Об утверждении перечня документов, являющихся основанием для освобождения активов налогоплательщика из-под налогового залога и его исключения из государственных реестров залогов движимого или недвижимого имущества".

5. Порядок погашения неуплаченных сумм задолженности

В случае неуплаты должником суммы задолженности в установленные сроки орган взыскания:

принимает решение о взыскании с должника задолженности;

в соответствии с Законом N 2181 и постановлением Кабинета Министров Украины от 15 апреля 2002 года N 538 "Об утверждении Порядка взыскания средств и продажи других активов налогоплательщика, которые находятся в налоговом залоге" осуществляет меры по взысканию с должника суммы задолженности во внесудебном порядке;

подает в суды иски о взыскании задолженности за счет имущества должника (если меры взыскания в соответствии с Законом N 2181 не привели к полному погашению задолженности).

6. Особенности производства по делам о судебном взыскании с должника суммы задолженности (в том числе в процедурах банкротства)

6.1. При отсутствии у должника активов, на которые может быть обращено взыскание в соответствии с законом, орган взыскания обращается в хозяйственный суд с заявлением о взыскании суммы задолженности в судебном порядке или о возбуждении дела о банкротстве должника в порядке, предусмотренном Законом Украины от 14 мая 1992 г N 2343-XII "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".

6.2. Заявление в хозяйственный суд о возбуждении дела о банкротстве должника или заявление с требованиями к должнику, а также предусмотренные законодательством документы, их подтверждающие, орган взыскания готовит вместе с контролирующим органом в соответствии с компетенцией с учетом информации Государственного казначейства Украины относительно начисленной пени на сумму задолженности.

Орган взыскания вместе с контролирующим органом в соответствии с компетенцией осуществляет представительство интересов государства в производстве по делу о взыскании задолженности или о банкротстве должника.

При этом органы государственной налоговой службы Украины обязаны обжаловать решения всех судебных инстанций, принятые не в интересах государства, до принятия окончательного решения Верховным Судом Украины.

7. Ограничения относительно списания и реструктуризации задолженности

7.1. Не могут быть удовлетворены требования по погашению задолженности должника путем:

списания пени, начисленной в результате невыполнения субъектом хозяйствования обязательств по кредиту, кроме пени, начисленной в результате невыполнения субъектом хозяйствования обязательств по таким кредитам, на реструктуризированную во время санации сумму задолженности, а также пеню, начисленную на сумму погашенной просроченной свыше трех лет задолженности по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе (безнадежной задолженности по пене);

списания задолженности должников по кредитам, кроме задолженности должников, признанных в установленном порядке банкротами, требования относительно погашения задолженности которых не были удовлетворены в связи с недостаточностью активов и относительно которых проведена государственная регистрация прекращения юридического лица в связи с признанием его банкротом, а также кроме задолженности должников, относительно взыскания которой судом принято решение не в интересах государства, набравшее законную силу, и/или взыскание которой в судебном порядке является невозможным или нецелесообразным, и кроме задолженности юридических лиц, которые на основании агентских договоров или по поручению государственных органов согласно законодательству от своего имени осуществляли закупку товаров, работ (услуг) иностранного происхождения за счет кредитов и их поставку субъектами хозяйствования по соответствующим договорам (далее - государственные агенты), по получению, использованию и погашению кредитов, привлеченных под государственные гарантии для закупки импортной сельскохозяйственной техники, которая в соответствии с решением органов власти поставлялась этими государственными агентами получателям-предприятиям всех форм собственности, в пределах задолженности этих получателей, признанных в установленном порядке банкротами, требования относительно погашения задолженности которых перед государственными агентами за полученную импортную технику не были удовлетворены в связи с недостаточностью их активов и относительно которых проведена государственная регистрация прекращения юридического лица в связи с признанием его банкротом, уменьшенной на остаточную стоимость этой техники (безнадежной задолженности по кредиту);

рассрочки уплаты во время санации такого субъекта хозяйствования без участия инвестора, который принимает на себя солидарные обязательства относительно погашения такой задолженности в срок не более чем на три года на основании договора, заключенного между таким субъектом хозяйствования, инвестором и органом взыскания задолженности.

7.2. Определение задолженности и/или просроченной задолженности должника, признанного в установленном порядке банкротом, требования относительно погашения просроченной задолженности которого не были удовлетворены в связи с недостаточностью его активов (далее - безнадежная задолженность), и ее списание осуществляется в разработанном Министерством финансов Украины порядке.

После списания безнадежной задолженности должника налоговый орган уведомляется об осуществленной операции списания и отсутствии у данного должника задолженности.

До получения такого уведомления, в случае поступления в налоговый орган представления о взыскании безнадежной задолженности должника, такие представления не подлежат возврату,а подшиваются к делу должника.

Директор Департамента
погашения просроченных
налоговых обязательств



Н. Чмерук

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3