logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 06.11.2017 г. N 2524/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

О порядке обложения НДС

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно порядка обложения НДС операций по ликвидации (списанию) товарно-материальных ценностей и готовой продукции в связи с пожаром и, руководствуясь статьей 52 раздела II Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), сообщает.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами НКУ (пункт 1.1 статьи 1 раздела I НКУ).

Согласно нормам действующего законодательства плательщики налога обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять сущность и соответствие осуществляемых ими операций тем, которые перечислены НКУ.

При этом пунктом 44.1 статьи 44 раздела II НКУ определено, что для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Правовые основы обложения НДС установлены разделом V и подразделом 2 раздела XX НКУ.

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 185.1 статьи 185 раздела V НКУ объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых в соответствии со статьей 186 раздела V НКУ находится на таможенной территории Украины.

В соответствии с подпунктом 14.1.191 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ под поставкой товаров понимается любая передача права на распоряжение товарами как собственнику, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда.

При этом не являются поставкой товаров случаи, когда основные производственные средства или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, а также в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога, в том числе в случае хищения необоротных активов, или когда плательщик налога предоставляет контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании необоротных активов другим способом, вследствие чего необоротный актив не может использоваться по первоначальному назначению.

Пунктом 189.9 статьи 189 раздела V НКУ определено, что в случае если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются по самостоятельному решению плательщика налога, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка таких основных производственных или непроизводственных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

Норма пункта 189.9 статьи 189 раздела V НКУ не распространяется на случаи, когда основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога, в том числе в случае хищения основных производственных или непроизводственных средств, что подтверждается в соответствии с законодательством или когда плательщик налога подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.

Под понятием "основные средства" понимаются материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 6000 гривен, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), которые назначаются плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, стоимость которых превышает 6000 гривен и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционного цикла, если он более года) (подпункт 14.1.138 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ).

Под понятиями "непроизводственные основные средства", "непроизводственные нематериальные активы" понимаются основные средства, нематериальные активы, не предназначенные для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога (подпункт 138.3.2 пункта 138.3 статьи 138 раздела III НКУ).

Документами об уничтожении, разрушении разборке, хищении или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению для целей применения плательщиком налога пункта 189.9 статьи; 189 раздела V НКУ при списании необоротных активов (основных средств), в результате их ликвидации (уничтожения, разрушения, разборки, хищения или преобразования) могут быть, но не исключительно:

акт, удостоверяющий факт пожара, составленный в соответствии с положениями Порядка учета пожаров и их последствий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 декабря 2003 года N 2030, подписываемый комиссией, в состав которой входит не менее трех человек, в том числе представитель территориального органа ГСЧС Украины, представитель администрации (собственник) объекта, потерпевший;

сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, подтверждающий факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора);

данные (извлечение) из соответствующего реестра о прекращении права собственности на основные средства в случае их полного уничтожения в соответствии с порядком, определенным статьей 349 Гражданского кодекса Украины;

заявление об уголовном правонарушении, зарегистрированное в едином реестре досудебных расследований, в случае хищения основных средств.

Правила определения даты возникновения налоговых обязательств по НДС установлены статьей 187 раздела V НКУ.

В соответствии с пунктом 187.1 статьи 187 раздела V НКУ датой возникновения налоговых обязательств по НДС по операции по поставке товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:

а) дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в оплату товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные средства - дата оприходования средств в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой - дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;

б) дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров - дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг - дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Таким образом, операции по ликвидации основных средств или непроизводственных средств приравнены к операциям по поставке товаров, являющихся объектом обложения НДС, и соответственно облагаемых налогом в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов. При этом база обложения НДС по таким операциям определяется в соответствии с пунктом 189.9 статьи 189 раздела V НКУ, а именно по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

В то же время, уничтожение, разборка или преобразование основных производственных или непроизводственных средств другим способом действия обстоятельств непреодолимой силы (в том числе в связи с пожаром), вследствие чего они не могут использоваться по первоначальному назначению, не будет считаться для целей обложения НДС (в том числе для начисления и уплаты налоговых обязательств по НДС) поставкой товаров, в частности, при условии, что плательщик налога предоставит контролирующему органу соответствующий подтверждающий документ о возникновении таких обстоятельств, предоставленный плательщику налога компетентным органом.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3