Письмо ГНАУ N 24050/7/09-0017 от 08.11.2010 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 08.11.2010 г. N 24050/7/09-0017

О проведении экспертиз и исследовании доказательств при расследовании налоговых преступлений

В порядке информирования, для проработки личным составом следственных подразделений направляю информацию относительно решения отдельных вопросов, возникающих при назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований.

Порядок назначения судебных экспертиз и экспертных исследований (далее - экспертизы и исследования) судебным экспертам научно-исследовательских институтов судебных экспертиз Министерства юстиции Украины и аттестованным судебным экспертам, не работающим в государственных специализированных учреждениях (далее - эксперты), их обязанности, права и ответственность, организация проведения экспертиз и оформление их результатов определяются Уголовно-процессуальным (далее – УПК), Гражданским процессуальным, Хозяйственным процессуальным кодексами Украины, Кодексом Украины об административных правонарушениях, Таможенным кодексом Украины, Законами Украины "О судебной экспертизе", "Об исполнительном производстве", другими нормативно-правовыми актами по вопросам судебной экспертизы и Инструкцией о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 08.10.98 г. N 53/5, в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 30.12.2004 г N 144/5, с изменениями и дополнениями.

Инструкцией также детально определены основные виды экспертиз, основания и сроки их проведения, материально-техническое обеспечение выполнения экспертиз, дан ориентировочный перечень решаемых вопросов, на которые может ответить эксперт.

В ходе расследования уголовных дел о налоговых преступлениях могут устанавливаться факты создания служебными лицами налогоплательщиков документальной видимости осуществления хозяйственной деятельности путем составления соответствующих договоров. Реальность таких договоров возможно опровергнуть выявленными в ходе досудебного следствия фактическими данными, которые доказывают факт безтоварности проведенных операций. Такие фактические данные необходимо закрепить процессуальными документами, которые в последующем дадут возможность при назначении экспертизы поставить вопрос о правильности заключений ревизоров при условии, что досудебным следствием доказана безтоварность операций и экспертное заключение следует дать с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела, установленных в ходе досудебного следствия.

При назначении и проведении судебно-экономической экспертизы необходимо учитывать, что показания свидетелей о фактическом отсутствии движения товаров по оформленным документально соглашениям должны учитываться экспертом вместе с другими доказательствами, которые подтверждают безтоварность проведенных операций.

Фактические данные о безтоварности операциях налогоплательщика должны устанавливаться в результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и осмотром компьютерной техники и дисков, которые содержат данные бухгалтерского учета предприятий и других электронных носителей информации. Анализ данных, полученных в результате проведения таких следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, необходимо конкретно изложить в постановлении о назначении соответствующей экспертизы, ведь экспертам запрещено самостоятельно собирать материалы, которые подлежат исследованию, а также выбирать исходные данные для проведения экспертизы, даже если они неоднозначно отображены в предоставленных ему материалах.

Обязанность проведения предусмотренных действующим законодательством мероприятий по доказыванию вины служебных лиц налогоплательщика в совершении преступления в сфере налогообложения возложена на следователя, а поэтому при отсутствии у налогоплательщика бухгалтерских документов именно следователь обязан провести все предусмотренные действующим законодательством мероприятия и установить такие документы. Эксперт не должен и не может проводить ревизионную работу. На основании документов и других доказательств, добытых в ходе досудебного следствия, должна назначаться и проводиться проверка соблюдения плательщиком налогов налогового законодательства, а эксперт может лишь подтвердить или опровергнуть заключения такой проверки.

В исключительных случаях, когда объект исследования не может быть представлен эксперту, экспертиза может проводиться по фотоснимкам и другим копиям объекта, его описаниями и другими материалами, приобщенными к делу в установленном законом порядке. О проведении экспертизы по таким материалам должно быть указано в постановлении о ее назначении.

В части второй ст. 65 УПК Украины приведен исчерпывающий перечень процессуальных источников доказательств. Только фактические данные (сведения о фактах), определенные в этих источниках, могут использоваться в уголовном процессе как доказательства. Доказательством может быть и решение суда по гражданскому делу относительно вопросов, которые исследуются по уголовному делу. Вместе с этим наличие или отсутствие такого решения суда не означает отсутствие оснований для привлечения служебных лиц субъекта хозяйствования к уголовной ответственности за совершение преступления в сфере налогообложения, ведь никакие доказательства не имеют заранее установленной силы и суд, прокурор или следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, которое основывается на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности, руководствуясь законом. Эксперт не может оценивать решения суда, ведь этот правовой вопрос, который не относится к компетенции эксперта. Если следователь в постановлении о назначении экспертизы ссылается на такое решение суда как на документ, в котором есть фактические данные, необходимые для проведения экспертизы, то в этом случае эксперт при даче заключения может сослаться на такое решение суда и рассматривает изложенные в нем данные на уровне с другими заданными следователям исходными данными для проведения экспертизы.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Украины "О судебной экспертизе" проведение судебных экспертиз в уголовных и административных делах государственными специализированными учреждениями осуществляется за счет средств, которые целевым назначением выделяются этим экспертным учреждениям из Государственного бюджета Украины. В государственных экспертных учреждениях НДИСЕ экспертизы проводятся бесплатно.

От надлежащего взаимодействия между следователем и экспертом зависят выбор эксперта для проведения экспертизы, сроки ее проведения и возможность назначения судами повторных экспертиз. С целью избежания промедления в проведении экспертиз и надлежащего выполнения экспертами своих функций, необходимо перед вынесением постановления о назначении экспертизы, согласовать с экспертом вопросы,которые ставятся на его рассмотрение. В последующем необходимо должным образом осуществлять сопровождение судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения.

И. о. заместителя начальника
налоговой милиции - начальник
Следственного управления налоговой
милиции ГНА Украины
полковник налоговой милиции





А. Яковинец

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Апрель 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 3012345