Письмо ГНАУ N 2598/7/15-0817 от 01.02.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 01.02.2011 г. N 2598/7/15-0817

Государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе

Об особенностях администрирования сбора за специальное использование лесных ресурсов в условиях действия Налогового и Бюджетного кодексов Украины

Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что в связи с принятием Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) с 1 января 2011 года нормы относительно взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов, установленные разделом XVII Кодекса, несколько изменились.

1. Изменено название сбора, а именно из названия сбора изъяты слова "пользование земельными участками лесного фонда".

2. Расширено определение плательщиков сбора. Если раньше обязанности по уплате сбора были возложены на юридических и физических лиц, которым предоставлены в постоянное или временное пользование земельные участки лесного фонда, то с 1 января 2011 года (согласно статье 329 Кодекса) плательщиками сбора определены лесопользователи - юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы с источников их происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, физические лица (кроме физических лиц, имеющих право безвозмездно без выдачи специального разрешения использовать лесные ресурсы в соответствии с лесным законодательством), а также физические лица - предприниматели, осуществляющие специальное использование лесных ресурсов на основании специального разрешения (лесорубного билета или лесного билета) или в соответствии с условиями договора долгосрочного временного пользования лесами.

3. До 01.01.2011 г., в соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Украины, в порядке специального использования возможно было осуществлять заготовку древесины лишь в порядке рубок главного пользования. Однако в соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Украины от 20 января 1997 года N 44 " Об утверждении ставок на древесину лесных пород, отпускаемую на корню, и на живицу ", с изменениями и дополнениями (далее Постановление N 44), ставки на древесину лесных пород применялись во время отпуска любым заготовителям древесины лесных пород на корне как в порядке рубок главного пользования, так и сплошных санитарных и лесовосстановительных рубок, рубок, не связанных с ведением лесного хозяйства (расчищение земельных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог и тому подобное).

Подпунктом 330.1.2 пункта 330.1 статьи 330 Кодекса законодательно урегулирован вопрос отнесения к объектам налогообложения древесины, заготовленной во время проведения мероприятий:

а) относительно улучшения качественного состава лесов, их оздоровления, усиления защитных свойств (в древостоях возрастом свыше 40 лет - рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, выборочные лесовосстановительные рубки, рубки, связанные с реконструкцией, ландшафтные рубки и рубки переформировки; независимо от возраста древостоев - сплошные санитарные и сплошные лесовосстановительные рубки);

б) по расчищению лесных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, путей и тому подобное.

Кроме отмеченной древесины к объектам налогообложения сбором отнесены:

- древесина, заготовленная в порядке рубок главного пользования (подпункт 330.1.1 пункт 330.1 статьи 330 Кодекса);

- второстепенные лесные материалы (заготовка живицы, пней, луба и коры, древесной зелени, древесных соков и других второстепенных лесных материалов, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства) (подпункт 330.1.3 пункта 330.1 статьи 330 Кодекса);

- побочные лесные пользования (заготовка сена, выпас скота, заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, сбор лесной подстилки, заготовка камыша и других побочных лесных пользований, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства) (подпункт 330.1.4 пункта 330.1 статьи 330 Кодекса);

- использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ (подпункт 330.1.5 пункта 330.1 статьи 330 Кодекса).

4. Ставки сбора за заготовку древесины основных и неосновных лесных пород установлены статьей 331 Кодекса. В сравнении с действующими в 2010 году ставками, которые были установлены Постановлением N 44, ставки увеличены в 1,185 раза.

Определены полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов относительно установления ими ставок сбора за заготовку второстепенных лесных материалов, осуществление побочных лесных пользований и использование полезных свойств лесов (пункт 331.11 статьи 331 Кодекса).

Вместе с этим пунктом 5 раздела XIX "Заключительные положения" Кодекса поручено Кабинету Министров Украины ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в Кодекс относительно ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, в частности, сбора за специальное использование лесных ресурсов, с учетом индекса потребительских цен.

5. Порядок исчисления и уплаты сбора остался почти неизменным.

Субъекты лесных отношений, которые выдают специальные разрешения, до 10 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом, должны направлять органам государственной налоговой службы перечень лесопользователей, которым выданы лесорубные билеты и лесные билеты, по форме, установленной центральным органом государственной налоговой службы по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства.

Сумма сбора исчисляется субъектами лесных отношений, которые выдают специальные разрешения, и отмечается в таких разрешениях.

Сумма сбора, отмеченная в лесорубном и в лесном билетах, подлежит перерасчету субъектом лесных отношений, который выдает специальные разрешения, в случае, если:

а) общее количество фактически заготовленной древесины во время ее отпуска с учетом по площади превышает отмеченную в лесорубном билете и количество более чем на 10 процентов;

б) фактический объем использования лесных ресурсов превышает отмеченный в лесном билете на весь объем такого превышения.

Основанием для перерасчета являются специальные разрешения и акты осмотра мест использования лесных ресурсов.

6. Базовый налоговый (отчетный) период для сбора равняется календарному кварталу.

Лесопользователи ежеквартально составляют расчет сбора нарастающим итогом с начала года по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 24.12.2010 г. N 1019, в котором отдельной строкой отмечается сумма сбора, оплаченная до получения лесорубных и лесных билетов в кассы субъектов лесных отношений, которые их выдают, и подают его органу государственной налоговой службы по месту нахождения лесного участка в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода (в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (подпункт 49.18.2 пункта 49.18 статьи 49 Кодекса)), за исключением:

- лесопользователей, которыми до получения лесорубных и лесных билетов сбор вносится в кассы субъектов лесных отношений, которые их выдают:

а) физических лиц, а также физических лиц - предпринимателей, которым выданы лесорубные и лесные билеты;

б) лесопользователей (кроме физических лиц, а также физических лиц - предпринимателей, которым выданы лесные билеты), у которых сумма сбора в лесорубном или лесном билетах не превышает 50 процентов одной минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января года, в котором платится сбор (с 01.01.2011 года Законом Украины от 23 декабря 2010 г. установлена в размере 941 грн.);

- лесопользователей из другой области, уплачивающих сбор полностью до выдачи им специального разрешения по местонахождению лесного участка, на котором осуществляется заготовка древесины.

О поступлении суммы сбора в кассу субъекта лесных отношений, который выдает специальные разрешения, в специально заведенной книге делается запись и лесопользователю выдается квитанция. Одновременно в лесорубных и лесных билетах делается отметка об уплате сбора в кассу (отмечаются номер и дата квитанции об уплате).

Лесопользователи уплачивают сбор в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода, а именно в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации (пункт 57.1 статьи 57 Кодекса).

Сбор уплачивается лесопользователями ежеквартально равными частями от суммы сбора, отмеченной в специальных разрешениях, выданных в соответствующем календарном году, кроме сумм сбора, оплаченных до получения лесорубных и лесных билетов в кассы субъектов лесных отношений, которые их выдают.

При получении разрешения в текущем году (или доначислении суммы сбора) после дежурного срока уплаты сбора лесопользователи уплачивают все суммы сбора по срокам, которые прошли.

Так, предельным сроком представления налогового расчета сбора за I квартал 2011 года является 10 мая 2011 года, а последним днем уплаты сбора - 20 мая 2011 года; за полугодие с. г., соответственно, 9 августа 2011 года и 19 августа 2011 года; за 3 квартала п. г. - 9 ноября 2011 года и 18 ноября 2011 года; за 2011 год - 9 февраля 2012 года и 17 февраля 2012 года.

7. До внесения изменений в раздел XIV Кодекса в части налогообложения субъектов малого предпринимательства Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года N 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (с последующими изменениями) и абзацы шестой - двадцать восьмой пункта 1 статьи 14 раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" применяются с учетом особенности, что плательщики единого налога не являются плательщиками, в частности, сбора за специальное использование лесных ресурсов (подраздел 8 "Особенности взимания единого налога и фиксированного налога" раздела XX "Переходные положения" Кодекса).

8. Верховной Радой Украины 2 декабря 2010 года принят Закон Украины N 2756-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины" (далее - Закон N 2756-VI), которым внесены изменения, в частности, в:

- Лесной кодекс Украины (пункт 5 Закона N 2756-VI) относительно исключения из обязанностей постоянных лесопользователей обязанности своевременно вносить плату за специальное использование лесных ресурсов, исключения из полномочий Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений установления порядка и нормативов платы за использование лесных ресурсов и отнесения заготовки древесины к специальному использованию лесных ресурсов. Статья 77 "Сбор за специальное использование лесных ресурсов" изложена в новой редакции;

- Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" (пункт 10 Закона N 2756-VI) в части дополнения статьи 3 "Основные принципы охраны окружающей природной среды" пунктом "л" относительно установления, в частности, сбора за специальное использование лесных ресурсов, в соответствии с Налоговым кодексом Украины. Также исключена компетенция Кабинета Министров Украины в отрасли охраны окружающей природной среды относительно установления порядка определения сбора и его предельных размеров за пользование природными ресурсами и изложена в новой редакции статья 43 "Лимиты использования природных ресурсов".

9. С 01.01.2011 года вступил в силу Бюджетный кодекс Украины от 8 июля 2010 года N 2456-VI (с изменениями и дополнениями), согласно пункту 2 части второй статьи 29 которого к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины принадлежит, в частности, 50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования. К доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежит, в частности, 50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования, которые зачисляются в городские бюджеты городов Киева и Севастополя (пункт 2 части первой статьи 64 Бюджетного кодекса Украины), а к доходам бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежит, в частности, 50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования (пункт 2 части первой статьи 66 Бюджетного кодекса Украины).

К доходам общего фонда местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежит, в частности, сбор за специальное использование лесных ресурсов (кроме сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования). Такие платежи зачисляются в бюджеты местного самоуправления по местонахождению (месту расположения) соответствующих природных ресурсов (пункт 3 части первой статьи 69 Бюджетного кодекса Украины).

10. В связи с принятием Налогового кодекса Украины Кабинет Министров Украины постановлением от 27 декабря 2010 г. N 1236 определил такими, что утратили действие, акты Кабинета Министров Украины, в частности:

постановление Кабинета Министров Украины от 20 января 1997 г. N 44 "Об утверждении ставок на древесину лесных пород, отпускаемую на корню, и на живицу";

постановление Кабинета Министров Украины от 6 июля 1998 г. N 1012 "Об утверждении Порядка взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда";

пункты 3 - 8 изменений, которые вносятся в постановления Кабинета Министров Украины, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 26 октября 2001 г. N 1426;

постановление Кабинета Министров Украины от 6 ноября 2003 г. N 1735 "О проведении индексации нормативов платы (сбора) за использование природных ресурсов";

постановление Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2006 г. N 174 "О плате за использование лесных ресурсов".

Обязываем довести это письмо до сведения и использования в работе органам ГНС и плательщикам сбора за специальное использование лесных ресурсов и осуществить контроль за соблюдением отмеченного законодательства.

Заместитель Председателя

А. Н. Любченко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 2000 от 15.09.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6