Письмо ГНАУ N 2337/7/23-7017/125 от 28.01.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 28.01.2011 г. N 2337/7/23-7017/125

Об отдельных вопросах проведения фактических проверок

В связи с введением в действие с 01.01.2011 г. Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) и внесением изменений в Закон Украины от 06.07.95 г. N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли_ общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265) Государственная налоговая администрация Украины в части отдельных вопросов осуществления фактических проверок сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 75.1 статьи 75 Кодекса органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

При этом, согласно подпункту 75.1.3 пункта 75.1 статьи 75, фактической считается проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).

Общие требования к порядку организации и проведения фактических проверок предусмотрены нормами статьи 80 Кодекса.

Так, фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 80.2 статьи 80.

При этом в приказе рекомендуется учитывать обязательные реквизиты, предусмотренные для направления на проведение проверки согласно пункту 81.1 статьи 81 Кодекса. Такой приказ составляется отдельно на каждого субъекта хозяйствования с учетом (указанием перечня) его хозяйственных объектов (в случае наличия), подлежащих проверке, с указанием должностей и фамилий должностных лиц, которые будут проводить проверку.

Допуск должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению фактической проверки осуществляется согласно статье 81 Кодекса.

Одновременно следует отметить, что в отличие от приказа на проведение проверки, направление с указанием реквизитов, предусмотренных абзацем первым пункта 81.1 статьи 81 Кодекса, составляется отдельно по каждому субъекту или объекту, подлежащего проверке согласно приказа, а также отдельно на каждого проверяющего.

Непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением требований установленных абзацем первым пункта 81.1 статьи 81, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению документальной выездной или фактической проверки. Отказ налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) от допуска к проверке по другим основаниям не допускается.

В случае отказа налогоплательщика (его должностных (служебных) лиц, представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) в допуске к проведению проверки составляется акт удостоверяющий факт отказа.

При предъявлении направления налогоплательщику и/или должностным (служебным) лицам налогоплательщика (его представителям или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) такие лица расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

В случае отказа налогоплательщика (его должностных (служебных) лиц, представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) расписаться в направлении на проверку составляется акт удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки.

Что касается особенностей проведения фактической проверки, то такая проверка, в соответствии с пунктом 80.7 статьи 80 Кодекса, проводится двумя и более должностными лицами органа государственной налоговой службы в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Одновременно, согласно пункту 80.4 статьи 80 Кодекса перед началом фактической проверки, по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций может быть проведена контрольная расчетная операция. При этом товары, которые были получены должностными лицами органов государственной налоговой службы во время проведения контрольной расчетной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде.

С целью установления реальных показателей относительно деятельности налогоплательщика, которая осуществляется на соответствующем месте ее осуществления, во время проведения проверки должностными лицами, осуществляющими такую проверку может проводиться хронометраж хозяйственных операций, по результатам которого составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы и должностными лицами субъекта хозяйствования или его представителя и/или лицами, которые фактически осуществляют хозяйственные операции.

Длительность фактической проверки не должна превышать 10 суток, с правом продления сроком до 5 суток при основаниях, определенных пунктами 82.3.1 и 82.3.2 Кодекса.

Результаты фактической проверки оформляются актом (справкой) в порядке, определенном п. 86.5 Кодекса, с учетом рекомендованного перечня вопросов, которые необходимо отображать в акте проверки, согласно приложению к этому письму. Справка о результатах проведения хронометража является неотъемлемой частью (дополнением) акта (справки) о результатах фактической проверки.

С целью обеспечения реализации прав налогоплательщика в Кодексе предусмотрена обязанность контролирующего органа принять налоговое уведомление-решение в четко установленные сроки, а именно в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки в порядке, предусмотренном статьей 58 этого Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки принимается с учетом вывода о результатах рассмотрения возражений к акту проверки - в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

Учитывая отмеченное, для недопущения нарушения сроков принятия налоговых уведомлений-решений по результатам фактических проверок в случае, если хозяйственный объект субъекта хозяйствования, который проверялся, имеет другое территориально-административное расположение чем такой субъект, ГНА Украины обязывает акты проверок хозяйственных объектов не позднее следующего дня за днем их регистрации в органе ГНС, который проводил проверку, направлять в орган ГНС по месту регистрации субъекта хозяйствования для принятия соответствующего решения одновременно средствами почтовой связи (оригинал) и электронной или факсовой связи (сканированная заверенная копия).

Что касается изменений в Законе N 265, то среди основных следует выделить либерализацию системы штрафных санкций, предусмотренную пунктом 1 статьи 17 данного Закона, и внедрение с 01.01.2012 г. электронной контрольной ленты РРО и модемов предназначенных для передачи копии сформированных регистратором расчетных операций расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи.

Государственная налоговая администрация Украины направляет это письмо для сведения и использования в работе и обязывает довести его содержание до подчиненных налоговых органов.

Заместитель Председателя

И. Носачева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112