Письмо ГНАУ N 4686/7/16-1517 от 18.02.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 18.02.2011 г. N 4686/7/16-1517

Государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе


О налоге на добавленную стоимость

Письмо отозвано
(согласно письму Государственной налоговой службы Украины
от 21 марта 2012 года N 8169/7/15-3417)

Государственная налоговая администрация Украины в связи с многочисленными запросами органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, а также с целью надлежащей организации администрирования налога на добавленную стоимость предоставляет методические рекомендации для подготовки налоговых консультаций плательщикам относительно порядка налогообложения строительно-монтажных работ во время строительства доступного жилья.

Согласно подпункту 197.15 статьи 197 раздела V Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. N 2755-VI (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по поставкам строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья и жилья, которое строится за государственные средства.

Механизм строительства доступного жилья определяется Законом Украины от 25.12.2008 г. N 800-VI "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства", с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 800).

Статьей 4 Закона N 800 определено, что доступное жилье - это построенные и те, которые строятся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры (пункт 1 статьи 4 Закона N 800), а также установлен перечень условий, которые должны быть соблюдены при строительстве доступного жилья, и которым должно отвечать жилье, относящееся к категории доступного жилья, а именно:

- адресность финансирования: государственная поддержка строительства доступного жилья заключается в уплате государством 30 % стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или предоставлении льготного ипотечного жилищного кредита в уполномоченном банке гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 4 Закона N 800);

- источник финансирования: государственная поддержка строительства (приобретения) доступного жилья осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов (пункт 7 статьи 4 Закона N 800);

- объемы государственной поддержки: государственная поддержка предоставляется из расчета не более чем 21 квадратный метр на одно лицо и дополнительно 10,5 квадратных метра общей площади жилья на семью. Остальную стоимость жилья оплачивает гражданин, заключивший договор о строительстве (приобретении) доступного жилья, за собственные средства (пункт 3 статьи 4 Закона N 800); государственная поддержка для строительства (приобретения) доступного жилья предоставляется семьям и одиноким гражданам лишь один раз. Право на получение такой поддержки считается использованным с момента получения гражданином такого жилья в собственность (пункт 6 статьи 4 Закона N 800);

- технические условия: доступное жилье должно отвечать архитектурно-планировочным и техническим требованиям, которые устанавливаются государственными строительными нормами с обязательным учетом требований к энергосбережению (пункт 9 статьи 4 Закона N 800);

- осуществление контроля: контроль за строительством и принятием в эксплуатацию объектов доступного жилья возлагается на Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации и центральный орган исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры (пункт 8 статьи 4 Закона N 800).

Кроме того, Законом N 800 предусмотрен ряд условий для создания условий для удешевления стоимости строительства доступного жилья (пункт 11 статьи 4 Закона N 800), которые предусматривают выполнение следующих условий:

- отдельные условия для выделения земельных участков под строительство: предоставление органами местного самоуправления в пользование застройщику земельного участка под строительство доступного жилья без проведения аукциона с установлением годового размера платы за пользование земельными участками на уровне размера платы за землю, которая устанавливается Налоговым кодексом Украины;

- установление срока для начала строительства: проектные и строительно-монтажные работы на таких земельных участках должны начаться не позднее чем за три года со дня предоставления земельного участка. В случае несоблюдения этого срока земельный участок возвращается в собственность органам местного самоуправления;

- уменьшение обязательных платежей: освобождение строительства жилья от паевого участия (взноса) на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов;

- технические условия: определение архитектурно-планировочных и технических норм и требований к доступному жилью; использование экономических и теплоэффективных проектов жилых домов массового применения на основе проектов повторного использования; использование местного сырья, материалов и изделий отечественного производства;

- удешевление ипотечных жилищных кредитов путем осуществления рефинансирования уполномоченных банков Национальным банком Украины или Государственным ипотечным учреждением под залог облигаций, эмитированных таким учреждением под государственную гарантию;

- уменьшение налоговой нагрузки на граждан через распространение механизма налогового кредита на расходы, понесенные ими для строительства (приобретения) доступного жилья;

- инновационные технологии: привлечение к выполнению работ технопарков, технополисов и зон инвестиционно-инновационного развития, созданных в регионах; применение рациональных конструктивных и инженерных решений, внедрение энергоэффективных инновационных технологий, в том числе нанотехнологий;

Порядок предоставления государственной поддержки для обеспечения граждан доступным жильем утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11.02.2009 г. N 140 "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки для обеспечения граждан доступным жильем", а постановлением Кабинета Министров Украины от 11.11.2009 г. N 1249 утверждена Государственная целевая социально-экономическая программа строительства (приобретения) доступного жилья на 2010 - 2017 годы.

При этом пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины от 11.11.2009 г. N 1249 Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям разработать и утвердить региональные программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010 - 2017 годы.

На выполнение этого пункта Министерством регионального развития и строительства Украины разработаны Методические рекомендации относительно порядка разработки таких региональных программ (письмо Минрегионстроя от 11.02.2010 г. N 12/19-2-8-14-1375). При этом одним из требований к таким региональным программам является необходимость их утверждения решениями сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов (соответственно для каждого региона), а также предусмотрена ежегодная отчетность о результатах выполнения таких программ перед Минрегионстроем в определенные им сроки по установленным им формам.

В приложениях к Методическим рекомендациям Минрегионстроя утверждено создание Паспорта региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья в соответствующем регионе (приложение 1), в котором указываются исполнители этой программы и прогнозные объемы финансирования в разрезе источников финансирования (государственный бюджет, местный бюджет, средства населения), а приложением 5 к данным рекомендациям предусмотрено создание Перечня земельных участков, выделенных под строительство доступного жилья в соответствующем регионе, в который должны быть включены все земельные участки, выделенные решением сессии соответствующего органа местного самоуправления под строительство доступного жилья.

Таким образом применять налоговую льготу относительно освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по поставкам строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья, установленную подпунктом 197.15 статьи 197 раздела V Кодекса, имеют право лишь те субъекты хозяйствования - плательщики налога на добавленную стоимость, которые являются застройщиками и определены исполнителями региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья в соответствующем регионе (указанные в паспорте такой программы) и непосредственно осуществляют строительно-монтажные работы. При этом земельные участки, на которых осуществляется такое строительство, должны быть включены в соответствующий перечень, а именно строительство должно отвечать всем перечисленным выше требованиям относительно финансирования, технических и других условий, определенных как Законом N 800, так и соответствующими нормативно-правовыми актами, разработанными на выполнение данного Закона.

Другие субъекты хозяйствования - плательщики налога на добавленную стоимость, выполняющие работы для обеспечения строительства доступного жилья по договорам субподряда с исполнителями региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья, права на использование льготы по налогообложению не имеют и предоставляют услуги исполнителям с начислением налога на добавленную стоимость по полной ставке по общеустановленным правилам.

При формировании налогового кредита плательщики налога на добавленную стоимость, получившие право применять налоговую льготу относительно освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по поставкам строительно-монтажных работ по строительству доступного жилья, установленную подпунктом 197.15 статьи 197 раздела V Кодексу, должны учитывать требования статьи 198 Кодекса, пунктом 198.4 которой определено, что в случае, если плательщик налога приобретет (изготовляет) товары/услуги и необоротные активы, которые предназначаются для их использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобождающихся от налогообложения, то суммы налога, оплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту отмеченного плательщика, а также статьи 199 Кодекса, которой определены правила пропорционального отнесения сумм налога в состав налогового кредита.

Заместитель Председателя Комиссии по проведению
реорганизации ГНА Украины
заместитель Председателя ГНА Украины



А. Н. Любченко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112