Письмо ГНАУ N 7273/7/16-1517 от 16.03.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 16.03.2011 г. N 7273/7/16-1517


Государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе

Относительно налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость

Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что в целях обеспечения применения пункта 201.15 статьи 201 раздела V Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) приказом ГНА Украины от 25.01.2011 г. N 41 "Об утверждении форм и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 16.02.2011 г. N 197/18935 (далее - Приказ N 41) утверждены формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее - Порядок N 41).

Кроме того, признаны утратившими силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 166 "О Порядке заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 г. за N 250 / 2054 (далее - Приказ N 166) и приказы, которыми в него вносились поправки.

Согласно приказу N 41 налоговой отчетностью по налогу на добавленную стоимость являются:

налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация);

налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (сокращенная) (далее - декларация (сокращенная));

налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (специальная) (далее - декларация (специальная));

налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (перерабатывающего предприятия) (далее - декларация (перерабатывающего предприятия));

уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (к декларации);

уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (по деятельности согласно статье 209 Кодекса) (к декларации (сокращенной));

уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (по деятельности согласно пункту 209.18 статьи 209 Кодекса) (к декларации (специальной));

уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (по деятельности в соответствии с пунктом 1 подраздела 2 раздела ХХ "Переходные положения" Кодекса) (к декларации (перерабатывающего предприятия));

копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде;

расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным в качестве плательщика НДС, поставляемых нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, которые не зарегистрированы плательщиками налога, на таможенной территории Украины.

Приказ N 41 вступил в силу 4 марта 2011 года (опубликован в "Официальном вестнике Украины" N 14).

Таким образом, начиная с 1 апреля 2011 года налоговая отчетность по НДС подается в органы государственной налоговой службы по новым формам, утвержденным Приказом N 41.

Форма декларации содержит три листа, состоит из четырех разделов и имеет 8 приложений из которых 3 приложения новых:

- Справка (Д6) (приложение 6);

- Расчет (перерсчет) доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам, необоротным активам между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциям (Д7) (приложение 7);

- Заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушение им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) (Д8) (приложение 8).

Плательщики, осуществляющие операции, которые не являются объектом налогообложения, и/или операции по поставке услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено в соответствии с пунктами за пределами таможенной территории Украины, и/или операции, которые освобождены от налогообложения заполняют и подают приложение Д6 (заполняют Таблицу 1, Таблицу 2, Таблицу 3 соответственно).

Кроме того, приложение Д6 подают ежемесячно предприятия (организации) инвалидов, которые в Таблице 4 осуществляют расчеты:

- Процента инвалидов, которые имеют на предприятии (организации), основанном общественными организациями инвалидов, основное место работы, в течение предыдущего отчетного (налогового) периода от среднесписочной численности штатных работников учетного состава такого предприятия (организации);

- Процента фонда оплаты труда инвалидов в течение отчетного периода от суммы общих расходов по оплате труда, входящих в состав расходов;

- Процента суммы расходов по переработке (обработке, других видов преобразования) сырья, комплектующих изделий, составных частей, других покупных товаров/услуг, используемых при изготовлении таких товаров/услуг, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения предприятием (организацией), основанном общественными организациями инвалидов, относительно цены поставок таких изготовленных товаров/услуг.

Приложение Д7 заполняется плательщиками, которые приобретенные и/или изготовленные товары/услуги используют частично в налогооблагаемых операциях, а частично в не облагаемых.

В случае отказа поставщика предоставить налоговую накладную или нарушения им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных для получения права на формирование налогового кредита плательщик к декларации может предоставить Заявление с жалобой об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (перевод «Профи Винс») (нарушение им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) по форме согласно приложению (Д8), о чем сделать соответствующую отметку в определенном поле декларации. К Заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

Плательщики, которые подают налоговую отчетность в электронном виде, копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", подтверждающих факт получения таких товаров/услуг подают отдельно в порядке, определенном для представления налоговой отчетности в бумажном виде.

Утвержденная приказом N 41 форма декларации не претерпела существенных изменений по сравнению с формой, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 166 (зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 09.07.99 г. за N 250/2054) (с учетом изменений и дополнений).

Новшеством является поле для новой категорий плательщиков "договор об управлении имуществом", а также колонка декларации "Код приложения". В случае заполнения плательщиком соответствующей строки декларации, в колонке "Код приложения" которой определен код приложения, обязательным является предоставление такого приложения.

Кроме того, форма декларации дополнена новыми полями для отметки о признаке поставок в рамках соглашений о разделе продукции и о признаке предприятия (организации) инвалидов.

Обращаем внимание, что в отличие от предыдущей формы декларации в строке 8 и строке 16 предусмотрена возможность корректировки налоговых обязательств и налогового кредита только по четко определенным в таких строках перечням оснований, а корректировка в результате самостоятельно выявленных ошибок или по другим основаниям может быть отображена только в соответствующих строках уточняющих расчетов.

В утвержденной налоговой отчетности изменен порядок отражения в налоговой отчетности самостоятельно выявленных плательщиком ошибок, предусматривающий обязательность декларирования числовых значений показателей, которые уточняются, уточненных показателей и разницы (суммы ошибки).

Согласно статье 50 Кодекса в случае, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 102 раздела II Кодекса) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им декларации, он обязан подать уточняющий расчет к такой декларации по форме, установленной на дату предоставления уточняющего расчета. Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

При этом, плательщик налогов, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:

а) либо предоставить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере трех процентов от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета;

б) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

Учитывая указанные нормы приказом N 41 утверждена форма уточняющего расчета, который может подаваться как отдельным документом, так и приложением к декларации.

В случае, если плательщик отражает самостоятельно выявленные ошибки в уточняющем расчете как отдельном документе, он заполняет такой расчет, делает отметку в специальном поле "2 - самостоятельный документ" и погашает сумму недоимки и штрафа в размере трех процентов от суммы недоплаты.

В случае, если плательщик отражает самостоятельно выявленные ошибки в составе декларации за любой следующий налоговый период, он заполняет уточняющий расчет, делает отметку в специальном поле "1 - приложение к декларации" и погашает сумму недоимки и штрафа в размере пяти процентов от суммы недоимки, а также делает отметку в декларации об одновременном представлении декларации уточняющего расчета.

В таком же порядке отражаются самостоятельно выявленные плательщиками ошибки задекларированных данных в декларации (сокращенной), декларации (специальной), декларации (перерабатывающего предприятия), для которых тоже введены соответствующие формы уточняющих расчетов.

Уточняющие расчеты независимо от выбранной формы (как отдельный документ или как приложение к заявлению) отражаются в учете органом государственной налоговой службы как отдельный документ. При этом значение графы 6 по строкам 20.1, 23.1 23.2, 25 и 26 уточняющих расчетов заносится в личную карточку плательщика независимо от результатов расчетов с бюджетом, определенных в декларации за отчетный (налоговый) период.

В случае исправления значения строки 24 декларации, которое в будущих отчетных периодах не повлияло на значение строки 25 или 23 (23.1 или 23.2), подается один уточняющий расчет за тот отчетный период, в котором допущена ошибка. На значение колонки 6 строки 24 уточняющего расчета уменьшается значение строки 24 декларации за отчетный (налоговый) период, в котором подан такой уточняющий расчет.

В случае исправления значения строки 24 декларации, которое в будущих отчетных периодах повлияло на значение строки 25 или строки 23, уточняющий расчет подается за каждый отчетный период, в котором значение строки 24 декларации повлияло на значение строки 25 или строки 23.

Значения строк 8.5 и 8.6 Уточняющих расчетов налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок по форме, утвержденной Приказом N 166, которые были поданы в феврале или марте 2011 года, и не включались в строку 23.3 декларации за февраль 2011 года, со знаком плюс или минус, соответственно, учитываются при заполнении строки 24 декларации за март 2011 года.

Значение строки 22.2 и строки 26 декларации за февраль 2011 года включается в строку 21.1 и строку 21.2 соответственно декларации за март 2011 года.

В случае исправления самостоятельно выявленных ошибок в строках декларации по форме, утвержденной Приказом N 166, уточняющий расчет подается по форме, утвержденной Приказом N 41. При этом соответствующие строки уточняющего расчета заполняются на основе содержания (названия) соответствующей строки декларации. Например, при исправлении самостоятельно выявленной ошибки при заполнении строки 22.2 декларации по форме, утвержденной Приказом N 166, в уточняющем расчете по форме, утвержденной Приказом N 41заполняются колонки в строке 20.2.

Особенности заполнения приложения Д7.

Расчет доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам и/или необоротным активам между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциям (далее - доля использования) осуществляется согласно Таблице 1 Приложения Д7.

Такой расчет доли использования осуществляется плательщиками по объемам поставок за предыдущий календарный год, а плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года отсутствовали необлагаемые операции, и такие необлагаемые операции начали осуществляться в отчетном периоде, а также вновь созданные плательщики налога расчет доли использования осуществляют по объемам поставкок первого отчетного налогового периода, в котором задекларированы облагаемые и необлагаемые операции.

При расчете объема поставок за предыдущий календарный год учитывается общий объем поставок как сумма значений строки 6 (строки 5 декларации по форме утвержденной Приказом N 166) и строки 8 колонки А декларации за предыдущий календарный год и всех уточняющих расчетов, которыми плательщиком осуществлены исправления самостоятельно выявленных ошибок за отчетные (налоговые периоды) предыдущего календарного года.

При расчете налогооблагаемых операций за предыдущий календарный год учитывается сумма значений строк 1, 2.1, 2.2, 8.1, 8.2 колонки А декларации за предыдущий календарный год и всех уточняющих расчетов, которыми плательщиком осуществлены исправления самостоятельно выявленных ошибок за предыдущий календарный год.

Расчет доли использования по объемам поставок за предыдущий год (заполнение Таблицы 1 приложения Д7) осуществляется один раз в год и подается вместе с декларацией за последний отчетный период такого предыдущего года (в 2011 году - за март 2011 года (1 квартал 2011 года)).

В случае, если у плательщика налога в течение предыдущего календарного года отсутствовали необлагаемые операции, а такие необлагаемые операции начали осуществляться в отчетном периоде, Расчет доли использования (заполнение Таблицы 1 приложения Д7) осуществляется по объемам поставок первого отчетного налогового периода, в котором задекларированы облагаемые и необлагаемые операции и подается вместе с декларацией за такой первый отчетный период.

Определенная доля использования (колонка 5 Таблицы 1 приложения Д7) отражается плательщиком в специальном поле строки 15.1 декларации и применяется им в течение следующего календарного года для определения налогового кредита при заполнении строки 15.1 декларации.

15

Д5, Д7

Приобретение (изготовление, строительство, сооружение, создание, ввоз) с налогом на добавленную стоимость товаров/услуг и необоротных активов, которые частично используются в облагаемых налогом операциях, а частично - в операциях, которые не являются объектом налогообложения (статья 196 раздела V Кодекса), и/или освобождены от налогообложения (статья 197 раздела V Кодекса, подраздел 2 раздела XX Кодекса, международные договора (соглашения)), и/или не облагаются налогом (поставки услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено в соответствии с пунктами 186.2, 186.3 статьи 186 раздела V Кодекса за пределами таможенной территории Украины):

200

х

15.1


часть*, включаемая в состав налогового кредита

ЧВ - значение колонки 5 таблицы 1 Д7

71

142

28

15.2


часть*, не включаемая в состав налогового кредита

58

х

По итогам календарного года плательщиками производится перерасчет доли исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых и необлагаемых операций (в случае снятия с учета плательщика налога, в том числе по решению суда, перерасчет доли осуществляется исходя из фактических объемов облагаемых и необлагаемых операций, проведенных с начала текущего года до даты снятия с учета).

Такие результаты перерасчета сумм налогового кредита отражаются в налоговой декларации за последний отчетный период года (при снятии с учета плательщика налога, в том числе по решению суда, корректировка отражается плательщиком налога в налоговой декларации последнего налогового периода, когда произошло снятие с учета).

При этом перерасчет доли исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых и необлагаемых операций осуществляется в порядке и по форме согласно Таблице 2 "Перерасчет доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциям" приложение Д7 .

По необоротным активам перерасчет доли осуществляется по результатам 12, 24 и 36 месяцев их использования в порядке и по форме согласно таблице 3 "Пересчет доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) необоротным активам между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциям" приложение Д7.

В случае применения плательщиками кассового метода определения налоговых обязательств и налогового кредита в соответствии с пунктом 187.10 статьи 187 раздела V Кодекса такие плательщики осуществляют распределение сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) в связи с получением товаров/услуг, при поставке которых применяются одновременно и кассовый метод, и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита пропорционально объему поставок в отчетном периоде товаров/услуг по кассовому методу к общему объему поставок товаров/услуг и по форме согласно таблице 4 "Расчет распределения сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) в связи с получением товаров/услуг, при поставке которых применяются одновременно кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита" (Д7) (приложение 7) .

Обращаем внимание, что Приказом N 41 утверждена новая форма отчета по НДС Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным в качестве плательщика НДС, поставляемых нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, которые не зарегистрированы плательщиками налога, на таможенной территории Украины (далее - Расчет).

Расчет подается получателем услуг, не зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в случае наличия таких операций, как отдельный документ без подачи декларации.

Значение строки 8 Расчета отражается в учете по этому налогу органом государственной налоговой службы.

Копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде, которые являются неотъемлемой частью декларации, представляются плательщиком в орган государственной налоговой службы ежемесячно вместе (одновременно) с декларацией.

Плательщики, применяющие квартальный отчетный период Копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде подают без декларации но ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц).

Приказом N 41 утверждены три приложения к Порядку N 41:

- Заявление о выборе квартального отчетного (налогового) периода (приложение 1);

- Уведомление о делегировании филиалам (структурным подразделениям) права выписки налоговых накладных и ведения части реестра полученных и выданных налоговых накладных (приложение 2);

- Акт о результатах камеральной проверки данных, задекларированных в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (приложение 3).

Уведомление о делегировании филиалам (структурным подразделениям) права выписки налоговых накладных и ведения части реестра полученных и выданных налоговых накладных подается плательщиками в случае наличия у них филиалов (структурных подразделений) и при условии делегирования им права выписки налоговых накладных и ведения части реестра полученных и выданных налоговых накладных вместе с декларацией за первый отчетный период года и в дальнейшем вместе с декларацией за тот отчетный период, в котором произошли изменения в перечне филиалов (структурных подразделений) или в делегировании им права выписки налоговых накладных и ведения части реестра полученных и выданных налоговых накладных.

Учитывая особенности предоставления отчетности по налогу на добавленную стоимость по новым формам в 2011 году первое представление уведомления в 2011 году происходит вместе с декларацией за март 2011 года (1 квартал 2011 года).

Что касается новой формы Акта о результатах камеральной проверки данных, задекларированных в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее - Акт), то его составление предусмотрено в случаях: непредставления (несвоевременного представления) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость или обнаружения ошибок (нарушений) в представленной плательщиком налога отчетности по налогу на добавленную стоимость.

При этом следует учитывать, что согласно подпункту 75.1.1 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налога.

В случае, если по результатам проверки налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость не установлено нарушений, делается соответствующая запись в разделе IV декларации и Акт не составляется.

Государственная налоговая администрация Украины обязывает довести это письмо до сведения органов государственной налоговой службы и плательщиков налога и обеспечить контроль за правильным его применением.

Заместитель Председателя Комиссии по
проведению реорганизации ГНА
Украины, заместитель Председателя



А. Н. Любченко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 2000 от 15.09.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3