Письмо ГНАУ N 5451/6/17-0715 от 18.03.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 18.03.2011 г. N 5451/6/17-0715

Государственная налоговая администрация Украины согласно ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) в пределах компетенции рассмотрела письмо относительно перечня вопросов участников ювелирного рынка касательно применения налогового законодательства во время осуществления отдельных видов операций с драгоценными металлами и сообщает.

1. Относительно уплаты налога на доходы физических лиц

Статьям 715 и 716 параграфа 6 Гражданского кодекса Украины определено, что каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который она продает в обмен, и покупателем товара, который она получает взамен, а к договору мены применяются общие положения о купле-продаже.

Подпунктом 14.1.56 Кодекса определено, что доход с источником его происхождения из Украины это любой доход, полученный резидентами или нерезидентами, в том числе от продажи движимого и недвижимого имущества.

В соответствии с подпунктом 165.1.25 Кодекса в общий месячный (годовой) облагаемый налогом доход плательщика налога не включаются сумма, полученная плательщиком налога за сданное (проданное) им вторичное сырье и бытовые отходы, за исключением утиля черных и цветных металлов.

Во время выплаты доходов за сданный плательщиком налога утиль черных и драгоценных металлов лицо, которое его закупает, считается налоговым агентом и обязано удержать налог с суммы такой выплаты по ставке, установленной пунктом 167.1 статьи 167 этого Кодекса, - 15 % (17 %).

2. Относительно уплаты налога на прибыль предприятий

2.1. Подпунктом 135.4.1 пункта 135.4 статьи 135 Налогового кодекса Украины определены доходы, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения это, в частности, доход от реализации товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, в том числе вознаграждения комиссионера (поверенного, агента и тому подобное); особенности определения доходов от реализации товаров, выполненных работ, предоставленных услуг для отдельных категорий налогоплательщиков или доходов от отдельных операций устанавливаются положениями этого раздела.

Таким образом, при изготовлении ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней/обручальных колец по индивидуальному заказу для определения объекта налогообложения учитываются все доходы, полученные от предоставленных услуг (в т.ч. бытовых) или реализации товаров (в т.ч. ювелирных изделий).

2.2. Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) определяется согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. N 246, 16 "Расходы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 19.01.2000 г. N 318, 30 "Биологические активы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 18.11.2005 г. N 790, в части, не противоречащей положениям Налогового кодекса Украины.

3. Относительно уплаты налога на добавленную стоимость

3.1. Налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по обмену ювелирных изделий на утиль драгоценных металлов.

В соответствии с пунктом 185.1 статьи 185 Кодекса объектом налогообложения НДС являются операции плательщиков налога по поставкам товаров и услуг, место поставок которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со статьей 186 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 14.1.191 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса поставкой товаров является любая передача права в распоряжение товарами как владелеца, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставки товаров по решению суда.

Обмен ювелирных изделий на утиль драгоценных металлов отвечает определению поставки товаров, поэтому операции по обмену ювелирных изделий на утиль драгоценных металлов будут объектом налогообложения НДС в соответствии с пунктом 185.1 статьи 185 Кодекса.

При этом база налогообложения НДС определяется в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 Кодекса, а именно: в случае поставки товаров/услуг без оплаты, с частичной оплатой их стоимости средствами, в пределах бартерных операций, натуральных выплат в счет оплаты труда физическим лицам, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком налога, поставки товаров/услуг в пределах баланса плательщика налога для непроизводственного использования, а также в случае постаки товаров/услуг связанному с поставщиком лицу, субъекту хозяйствования, который не зарегистрирован как плательщик налога, или физическому лицу база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 Кодекса.

Таким образом, базой налогообложения НДС при осуществлении операций по обмену ювелирных изделий на утиль драгоценных металлов физических лиц является полная стоимость таких ювелирных изделий.

3.2. Включение в базу налогообложения НДС операций по поставкам товаров сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование по продаже ювелирных изделий.

В соответствии с общим правилом определения базы налогообложения, база налогообложения НДС операций по поставкам товаров/услуг определяется, исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 Кодекса, с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, который используется производителями - субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств.

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг (пункт 188.1 статьи 188 Кодекса).

То есть, суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по продаже ювелирных изделий будут считаться суммой средств, которая включается в состав договорной (контрактной) стоимости.

С учетом изложенного, с 1 января 2011 года суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по продаже ювелирных изделий включаются в базу налогообложения налогом на добавленную стоимость.

3.3. - 3.4. Налогообложение НДС операций плательщика налога - эмитента по обмену собственных корпоративных прав на движимое имущество физических лиц.

Операции по обмену корпоративных прав на движимое имущество отвечают определению поставок товаров, поэтому операции по обмену корпоративных прав на движимое имущество будут объектом налогообложения НДС в соответствии с пунктом 185.1 статьи 185 Кодекса.

То есть, плательщик НДС (эмитент корпоративных прав) при осуществлении операций по обмену корпоративных прав на движимое имущество должен определить налоговые обязательства по НДС в соответствии со статьей 187 Кодекса.

Что касается налогового кредита, то в соответствии с пунктом 198.3 статьи 198 Кодекса налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (оплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с: приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их последующего использования в облагаемых налогом операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога.

Таким образом, в случае обмена корпоративных прав предприятия - плательщика НДС на движимое имущество физических лиц - неплательщиков НДС, предприятием - плательщиком НДС (эмитентом корпоративных прав) налоговый кредит по полученному движимому имуществу не может быть сформирован, так как движимое имущество поставляется неплательщиками НДС.

3.5. - 3.6. Комиссионная продажа товаров, полученных от другого плательщика налога.

В соответствии с пунктом 189.4 статьи 189 Кодекса дата увеличения налоговых обязательств и налогового кредита плательщиков налога, осуществляющих поставку/получение товаров/услуг в пределах договоров комиссии (консигнации), поруки, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров и без права собственности на такие товары/услуги, определяется по правилам, установленным статьями 187 и 198 этого Кодекса.

При этом к операциям, которые осуществляются в пределах договоров комиссии, поручения, поруки, доверительного управления, первое событие по которым состоялась до 01.01.2011 года, необходимо применять нормы Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", а по тем операциям, которые начали осуществляться в 2011 году (даже, если договора заключены до 2011 года), налоговые обязательства и налоговый кредит должны определяться в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины.

При осуществлении комиссионером в 2011 году переоценки товаров в сторону увеличения их стоимости определения налоговых обязательств из суммы дооценки осуществляется на дату такой дооценки по правилам определения налоговых обязательств, установленных Кодексом

4. Относительно уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

В соответствии с пунктом 267.1 статьи 267 Кодекса плательщиками сбора за осуществление некоторых видов деятельности являются субъекты хозяйствования (юридические и физические лица - предприниматели) их обособленные подразделения, которые получают в установленном этой статьей порядке торговые патенты и осуществляют деятельность по предоставлению платных бытовых услуг.

Подпунктом 14.1.151 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса определено, что платные услуги для целей раздела XII Кодекса – деятельность, связанная с предоставлением бытовых услуг для удовлетворения личных потребностей заказчика за наличные, а также с использованием других расчетов, включая платежные карточки.

Перечень платных бытовых услуг, на осуществление деятельности по предоставлению которых будет приобретаться торговый патент, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины N 1258 от 29 декабря 2010 г. "Об утверждении перечня платных бытовых услуг, на осуществление деятельности по предоставлению которых будет приобретаться торговый патент".

В отмеченный перечень включены услуги по изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней/обручальных колец по индивидуальному заказу (код 01.100.01 - 01.100.06), обмен лома драгоценных металлов на ранее изготовленные ювелирные изделия (код 01.100.12), услуги по ремонту ювелирных изделий (код 01.110.01 - 01.110.09).

То есть предприятию, которое предоставляет услуги по изготовлению ювелирных изделий с обменом их на утиль, необходимо приобретать торговый патент на осуществление деятельности по предоставлению платных бытовых услуг.

5. Относительно применения регистраторов расчетных операций или приходных кассовых ордеров

5.1. В соответствии со статьей 2 Закона Украины от 06.07.95 г. N 265 "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли_ общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265) фискальный отчетный чек - документ установленной формы, напечатанный регистратором расчетных операций, содержащий данные дневного отчета, во время печатания которого информация об объеме выполненных расчетных операций заносится в фискальную память.

Согласно пункту 14 постановления Кабинета Министров Украины от 18.02.2002 г. N 199 "Об утверждении требований относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных областей применения" (далее - постановление N 199) чеки всех отчетов регистратора расчетных операций должны содержать такие общие реквизиты: название и адрес хозяйственной единицы; индивидуальный номер плательщика, перед которым печатаются большие буквы "ПН". (Перевод «Профи Винс»). В случае, когда субъект предпринимательской деятельности не зарегистрирован как плательщик НДС, вместо индивидуального номера плательщика должен быть напечатан идентификационный код согласно ЕГРПОУ (для юридических лиц) или идентификационный номер согласно НДФЛ (для физических лиц), а вместо букв "ПН" - буквы "ТД"; фискальный номер регистратора, перед которым печатаются большие буквы "ФН"; заводской номер регистратора; логотип производителя.

В пункте 17 постановления N 199 определено, что фискальный отчетный чек (Z-отчет) должен дополнительно содержать такие данные (все итоги и суммы исчисляются за смену):

- итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги) по каждой ставке НДС отдельно;

- литерные обозначения и соответствующие ставки НДС в процентах, а также даты их последнего занесения (если такое занесение проводилось в день печатания данного фискального отчетного чека);

- суммы НДС по каждой ставке;

- итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги), продажа которых не подлежит обложению НДС;

- общий итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги) с разбивкой по формам оплаты;

- итог расчетных операций и суммы НДС в соответствии с абзацами вторым, четвертым, пятым, шестым этого пункта по суммам средств, выданным покупателям (потребителям услуг), если такой итог не равняется нулю;

- суммы наличности по операциям "служебного внесения" и "служебной выдачи";

- количество кассовых чеков (квитанций), выданных за смену, отдельно по реализованным товарам (предоставленным услугам) и выданным средствам;

- номер, дату и время печатания фискального отчетного чека;

- сообщение об обнулении регистров дневных итогов оперативной памяти и действительности фискального отчетного чека.

Следовательно, фискальный кассовый чек (Z-отчет) должен содержать обязательные реквизиты, определенные в пунктах 14 и 17 постановления N 199.

Статьей 9 Закона N 265 определен исчерпывающий перечень случаев освобождения субъектов хозяйствования от применения регистраторов расчетных операций и расчетных книжек при проведении расчетов.

Освобождение субъектов хозяйствования на общей системе налогообложения при продаже ювелирных изделий статьей 9 Закона N 265 не предусмотрено.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 9 Закона N 265 предусмотрено, что проведение расчетов в кассах предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и без применения регистраторов расчетных операций и расчетных книжек разрешается субъектам хозяйствования лишь при осуществлении торговли продукцией собственного производства, кроме предприятий торговли.

5.2. В соответствии со статьей 2 Закона N 265 расчетная операция - прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное на месте реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу).

Расчетный документ - документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция и тому подобное), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, получения (возврата) средств, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом N 265, и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную.

Следовательно, в случае обмена ювелирного изделия на лом (утиль), субъект хозяйствования обязан в соответствии с Законом N 265 выдать расчетный документ, подтверждающий факт такой операции (кассовый чек, товарный чек, расчетную квитанцию и тому подобное).

6. Относительно применения упрощенной системы налогообложения

6.1. - 6.3. В соответствии со ст. 1 Указа Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 3 июля 1998 года N 727/98 с изменениями и дополнениями (далее - Указ) субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица, которые перешли на упрощенную систему налогообложения по единому налогу, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчетов средствами.

В случае нарушения требований, установленных статьей 1 Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала).

Поскольку осуществление операции, отмеченной в подпункте 1.1 письма Ассоциации ювелиров Украины (обмен драгоценного металла (утиля) на предварительно изготовленные ювелирные изделия, тождественные весу отмеченного драгоценного металла (утиля), не предусматривает полный расчет за выполненные работы наличными или безналичными средствами, то субъекты малого предпринимательства, осуществляющие отмеченный вид деятельности, не имеют права на применение упрощенной системы налогообложения.

6.4. Глава 1 раздела XIV "Специальные налоговые режимы" Кодекса, которая в проекте Налогового кодекса предусматривала реформирование упрощенной системы учета и отчетности, в принятом Верховной Радой Украины варианте Кодекса - исключена.

То есть Указ продолжает действовать в 2011 году до внесения изменений в раздел XIV "Специальные налоговые режимы" Кодекса с учетом особенностей, установленных подразделом 8 раздела XX "Переходные положения" Кодекса.

Согласно Указу физическое лицо - плательщик единого налога уплачивает налог в фиксированном размере, который устанавливается местными советами по месту государственной регистрации этого плательщика в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. в месяц, и размер единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности (дохода, убытков или отсутствия деятельности) при условии, что объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 500 тыс. грн. в календарный год.

Указом (статьей 1) установлено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

То есть сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности - плательщиком единого налога на расчетный счет или (и) в кассу, считается выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг), и согласно положения Указа не должна превышать в течение календарного года предусмотренный Указом годовой объем выручки (500 тыс. грн.), который является лишь критерием определения возможности именно физического лица - предпринимателя находиться на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.

Таким образом, с целью реализации права пребывания на упрощенной системе налогообложения субъекты малого предпринимательства должны учитывать все поступления средств, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (работ, услуг).

7. Относительно оформления первичных документов

В соответствии с пунктом 119.3 статьи 119 Кодекса оформление документов, которые содержат информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, кроме случаев, определенных пунктом 119.2 этой статьи, - влечет за собой наложение штрафа в размере 170 гривен.

Заместитель Председателя Комиссии по
проведению реорганизации ГНА Украины
заместитель Председателя ГНС Украины

С. Лекарь

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112