Приказ ГНАУ N 213 от 14.04.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 14 апреля 2011 N 213

Об утверждении Методических рекомендаций относительно порядка организации и проведения проверок налогоплательщиков и внесении изменений в приказ ГНА Украины от 27.05.2008 г. N 355

Согласно нормам статей 75 - 86 раздела II Налогового кодекса Украины и статьи 8 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", в целях обеспечения единого порядка организации проверок налогоплательщиков приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации о порядке организации и проведения проверок налогоплательщиков (приложение 1, прилагается).

2. Внести изменения в Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом ГНА Украины от 27.05.2008 г. N 355, с изменениями (приложение 2, прилагается).

3. ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе обеспечить доведение этого приказа до сведения подчиненных налоговых органов.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины, заместителя Председателя ГНА Украины Носачеву И. В.

Председатель Комиссии по проведению
реорганизации ГНА
Председатель государственной
налоговой службы Украины




В. Ю. Захарченко

Приложение 1
к приказу ГНА Украины 14.04.2011 р. N 213


Методические рекомендации

о порядке организации и проведения проверок налогоплательщиков

Методические рекомендации о порядке организации и проведения проверок налогоплательщиков (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) и Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" для применения должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы при организации документальных проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы (далее - органы ГНС), а также фактических проверок относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Действие данных Методических рекомендаций не распространяется на проведение фактических проверок структурными подразделениями, в функции которых входит осуществление контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

1. Организация и проведение проверок налогоплательщиков

1.1. Согласно пункту 77.4 статьи 77, пункту 78.4 статьи 78, пункту 79.2 статьи 79 и пункту 80.2 статьи 80 раздела II Кодекса о проведении документальной плановой, внеплановой и фактической проверки соответствующим руководителем органа государственной налоговой службы принимается решение (с указанием оснований для проведения проверки, даты ее начала и продолжительности), которое с учетом требований Кодекса оформляется приказом:

1.1.1. Председателя ГНС Украины - для проведения документальных плановых и внеплановых проверок налогоплательщиков с привлечением работников органов ГНС любого уровня.

При этом к проведению документальных плановых и внеплановых проверок плательщиков, которые проводятся по решению руководителей других органов ГНС, могут привлекаться работники органов ГНС любого уровня с письменного разрешения заместителя Председателя ГНС Украины, который согласно распределению обязанностей обеспечивает координацию работы подразделений, осуществляющих документальные проверки налогоплательщиков.

1.1.2. Председателя ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе - для проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок налогоплательщиков с привлечением работников органов ГНС этого региона.

При этом к проведению документальных плановых и внеплановых или фактических проверок налогоплательщиков, которые проводятся по решению руководителя органа ГНС, на учете в котором находятся такие налогоплательщики, работники органов ГНС этого региона могут привлекаться с письменного разрешения (согласования) Председателя ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе.

1.1.3. Руководителя органа ГНС, на учете в котором находятся налогоплательщики, для проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок налогоплательщиков с привлечением работников этого органа ГНС (при условии отсутствия решений руководителей органов ГНС высшего уровня о проведении проверки такого налогоплательщика по этим вопросам).

1.2. В случае получения органами ГНС до или во время проведения документальной плановой или внеплановой выездной проверки налогоплательщика информации о направлении уведомления центрального органа ГНС о включении такого налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков с указанием нового места налогового учета, к проведению такой проверки могут привлекаться должностные (служебные) лица органа ГНС, определенного в уведомлении центрального органа ГНС как новое место налогового учета налогоплательщика.

При этом обращение руководителя (заместителя руководителя) органа ГНС, определенного в уведомлении центрального органа ГНС как новое место налогового учета налогоплательщика, является основанием для обязательного привлечения должностных (служебных) лиц такого органа ГНС к проведению проверки соответствующего налогоплательщика.

1.3. Обоснованные предложения о необходимости проведения документальной внеплановой или фактической проверки оформляются докладной запиской (заключением) за подписью руководителя структурного подразделения, который в соответствии с функциональными обязанностями располагает информацией, что может служить основанием для проведения документальной внеплановой или фактической проверки в соответствии с действующим законодательством.

Докладная записка (заключение) предоставляется на рассмотрение руководителя органа ГНС, который принимает решение о целесообразности проведения такой проверки и определяет подразделение, которое будет проводить (возглавлять) эту проверку, отвечать за ее организацию и координацию действий привлеченных работников других структурных подразделений, а также реализацию материалов.

Решение (приказ) о проведении проверки, осуществляемой в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины, принимается руководителем органа ГНС на основании решения суда (постановления суда) о назначении проверки или постановления органа дознания, следователя, прокурора.

1.4. Подразделение органа ГНС, возглавляющее документальную проверку в соответствии с планом-графиком или осуществляющее (возглавляющее) документальную внеплановую проверку или фактическую проверку, обеспечивает проведение допроверочного анализа деятельности налогоплательщика. Допроверочный анализ является неотъемлемой частью процесса подготовки к проведению документальных проверок соблюдения налогового, валютного и иного законодательства и фактических проверок и осуществляется на основании информации, полученной от соответствующих структурных подразделений, а также другой имеющейся в органе ГНС информации относительно налогоплательщика, полученной как из внутренних, так и внешних источников.

1.4.1. При организации документальных проверок допроверочный анализ осуществляется с обработкой:

а) общих регистрационных данных;

б) показателей финансовой (при наличии) и налоговой отчетности (при выявленных расхождениях проанализировать причины);

в) информации о связанных лицах;

г) информации, полученной из ГКЦБФР, о заключенных сделках с ценными бумагами;

д) информации, полученной от других подразделений;

е) информации о проведенных операциях с нерезидентами;

є) информации из открытых источников (СМИ, Интернета и т.д.);

ж) информации о взаимоотношениях с любыми контрагентами;

з) информации о применении налогоплательщиком схем уклонения от налогообложения или схем минимизации (при наличии);

і) другой информации о налогоплательщике, которая может быть использована при проведении допроверочного анализа, с целью определения возможных рисков нарушений налогоплательщиком действующего законодательства и вопросов, подлежащих первоочередной проверке.

1.4.2. При фактических проверках подразделение органа ГНС, осуществляющее (возглавляющее) такую проверку, обеспечивает проведение допроверочного анализа деятельности плательщика с обработкой информации, приведенной в подпунктах а, б, д, є, ж, з, і подпункта 1.4.1 этого пункта.

1.5. Для проведения документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки налогоплательщика выписывается направление на проверку в 1 экземпляре отдельно на каждое должностное (служебное) лицо, которое будет проводить проверку (образец формы направления приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, прилагается).

Направление на проведение документальной плановой или внеплановой выездной или фактической проверки подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС, возглавляющим такую проверку и принявшим решение (приказ) о проведении, и скрепляется гербовой печатью этого органа (в том числе в случае привлечения к проверке работников других органов ГНС).

Факсимильное воспроизведение подписи руководителя (заместителя руководителя) на направлении на проведение документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки не допускается.

1.6. Направление на проведение проверки регистрируется в органе ГНС, выписавшем его, в специально заведенном для этих целей едином прошнурованном, пронумерованном и скрепленном печатью органа ГНС Журнале учета выдачи направлений на проверку должностным лицам органа ГНС.

Такой журнал ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС по форме согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям (прилагается). (Перевод «Профи Винс»). Вместе с тем, внесение информационных данных в этот журнал, а также другие журналы регистрации, определенные этими Методическими рекомендациями, осуществляется работниками структурного подразделения органа ГНС, осуществляющего (возглавляющего) проверку.

При отсутствии единого территориального размещения в отдельных органах ГНС допускается ведение нескольких журналов учета выдачи направлений - по соответствующим территориям.

В журнале в обязательном порядке указываются тип проверки, основания для проведения (соответствующий подпункт, пункт и статья Кодекса), дата начала и продолжительность (число рабочих дней или суток (для фактической проверки)).

1.7. Условия допуска должностных (служебных) лиц к проведению документальных плановых или внеплановых выездных и фактических проверок определены статьей 81 раздела II Кодекса.

1.8. В случае, если при организации документальной плановой и внеплановой или фактической проверки установлено отсутствие налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей) по месту жительства), в тот же день составляется акт (произвольной формы) относительно не установления местонахождения налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей).

Акт регистрируется в специальном журнале регистрации актов, который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС, по форме согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям (прилагается). Такой журнал прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью органа ГНС.

В акте на первом листе в левом верхнем углу указываются дата регистрации и номер акта, который состоит из порядкового номера Специального журнала регистрации актов, кода структурного подразделения, его составившего, и кода ЕГРПОУ налогоплательщика (регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов - физического лица или номера и серии паспорта (для физических лиц, которые из-за религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте)).

При этом подразделением органа ГНС, установившем отсутствие налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей) по месту жительства), не позднее следующего рабочего дня после составления этого акта передается подразделению налоговой милиции органа ГНС, на учете в котором находится налогоплательщик, запрос на установление местонахождения налогоплательщика.

Кроме того, соответствующими структурными подразделениями принимаются другие меры, предусмотренные актами ГНС Украины относительно порядка взаимодействия между структурными подразделениями органов ГНС по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков, а также о порядке организации взаимодействия подразделений налоговой милиции с другими структурными подразделениями органов ГНС для установления местонахождения налогоплательщиков .

1.9. В случае, если налогоплательщик отказывается при наличии определенных Кодексом оснований от проведения проверки (не допускает к проверке), должностными (служебными) лицами органа ГНС принимаются меры, предусмотренные пунктом 81.2 статьи 81 и статьей 94 раздела II Кодекса.

1.10. В случае невозможности начать документальную проверку в связи с непредставлением документов для проверки сотрудником подразделения, который возглавляет или участвует в проверке, составляется акт в произвольной форме.

В акте излагаются причины невозможности начать проверку с даты, указанной в направлении и приказе, и совершается соответствующая запись об осуществлении указанной проверки после устранения причин, приведших к невозможности проведения. Этот акт регистрируется в специальном журнале регистрации актов в порядке, предусмотренном пунктом 1.8 этого раздела.

1.11. При проведении в предусмотренных пунктами 1.8 - 1.10 этого раздела случаях документальной плановой выездной проверки после определенных в плане-графике сроков проведения уведомление и приказ о проведении проверки налогоплательщику повторно не направляются, а выписывается новое направление и издается приказ о проверке с указанием новой даты начала с соблюдением продолжительности проведения, определенной в соответствии с планом-графиком в предыдущих документах. При этом в акте проверки обязательно излагаются обстоятельства, приведшие к нарушению сроков проведения такой проверки, определенных в оставленных налогоплательщику уведомлении и приказе о проведении проверки.

При проведении в указанных случаях документальной внеплановой выездной и фактической проверки после сроков, определенных в приказе и направлениях на проведение, издается новый приказ и новые направления на проведение проверки с указанием новой даты начала проверки и соблюдения продолжительности, определенной предварительным документом. При этом в приказе указываются причины изменения сроков проведения проверки.

1.12. В случае возникновения при проведении документальной выездной или фактической проверки необходимости внести изменения (замене или дополнительном привлечении) в состав проверяющих выписывается направление на проверку, в котором указываются данные о привлеченном должностном (служебном) лице, которое будет продолжать проверку с соответствующей даты, и аннулируется направление, выписанное на замененного работника.

Такое направление на проверку должностными (служебными) лицами органа ГНС предъявляется налогоплательщику (должностным лицам налогоплательщика или его законным (уполномоченным) представителям), о чем налогоплательщик (приведенные лица) расписывается в направлении (в месте, предусмотренном в образце формы направления) с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

При этом в акте проверки делается соответствующая запись.

Основанием для замены в составе проверяющих и выписки (аннулировании) соответствующих направлений является докладная записка руководителя структурного подразделения органа ГНС, осуществляющего (возглавляющего) такую проверку, на имя руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа ГНС с изложением объективных причин необходимости изменения или дополнительного привлечения в состав проверяющих других работников органа ГНС (значительные объемы операций, проведенных налогоплательщиком в проверяемом периоде; возникновение других вопросов, относящихся к компетенции органов ГНС; длительная болезнь или увольнение работника органа ГНС, которые произошли во время проведения проверки, т.п.).

При этом, в случае поступления от органа дознания или следователя, по постановлениям которых назначена проверка, служебной записки с указанием обоснованных предложений о необходимости замены в персональном составе проверяющих, такая записка подлежит обязательному рассмотрению.

При необходимости дополнительного привлечения к проверке работников других органов ГНС издается приказ о внесении изменений в состав проверяющих, основанием для принятия которого является соответствующее письменное разрешение заместителя Председателя ГНС Украины, предоставленное согласно требованиям абзаца второго подпункта 1.1.1 пункта 1.1 этого раздела, или решение (разрешение) руководителя ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, принятое с соблюдением требований пп. 1.1.2 п. 1.1 этого раздела.

1.13. Продление сроков проведения документальных и фактических проверок осуществляется в соответствии со статьей 82 раздела II Кодекса по решению (приказу) руководителя органа ГНС, которым была назначена такая проверка. Количество решений (приказов) о продлении сроков проверки не ограничивается при условии соблюдения определенной статьей 82 раздела II Кодекса продолжительности проверки и обеспечения предоставления налогоплательщику (должностным лицам налогоплательщика или его законным (уполномоченным) представителям) копии указанного приказа и предъявления направления с отметкой о продлении проверки.

Решение (приказ) о продлении сроков проведения проверки принимается на основании докладной записки руководителя подразделения органа ГНС, осуществлявшего (возглавлявшего) такую проверку, с изложением оснований и объективных причин необходимости такого продления.

При принятии решения (приказа) о продлении сроков проведения документальной выездной проверки новые направления на проверку не выписываются. О продлении сроков проверки указывается в направлениях, которые выписывались на проведение проверки, с указанием основных реквизитов приказа и количества рабочих дней (суток), на которые продлена проверка.

В случае продления сроков проведения документальной проверки, назначенной в соответствии с решениями (постановлениями) суда или постановлениями органа дознания, следователя, прокурора, вынесенных ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве, о таком продлении орган ГНС, осуществляющий (возглавляющий) проверку не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения (приказа) уведомляет орган (лицо), назначивший проверку.

1.14. По решению руководителя органа ГНС, которым была назначена проверка, проведение документальной плановой или внеплановой выездной проверки крупного налогоплательщика может быть приостановлена на срок, определенный в п. 82.4 ст. 82 Раздела II Кодекса, с последующим возобновлением проведения на неиспользованный срок, о чем издается соответствующий приказ с указанием срока приостановления и обстоятельств, повлекших такую приостановку.

Решение (приказ) о приостановлении документальной плановой или внеплановой выездной проверки принимается на основании докладной записки руководителя подразделения органа ГНС, который организовал (возглавлял) такую проверку, с изложением объективных причин необходимости такого приостановления.

Копия приказа руководителя органа ГНС о приостановлении проверки не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику (должностным лицам плательщика или его законному (уполномоченного) представителю) под расписку.

При необходимости руководитель органа ГНС, который принимал решение о приостановлении проверки, может принять решение о возобновлении документальной плановой или внеплановой выездной проверки до истечения срока, на который она была приостановлена. Такое решение (приказ) принимается по письменному представлению (докладной записке) руководителя подразделения органа ГНС, который организовал (возглавлял) проверку, в случае устранения (окончания действия) обстоятельств, послуживших основанием для такой приостановки. В таком случае орган ГНС может возобновить проверку не ранее следующего рабочего дня со дня вручения налогоплательщику копии приказа о возобновлении проверки.

В случае остановки проведения документальной выездной проверки крупного плательщика, назначенной в соответствии с решением (постановлением) суда или постановлением органа дознания, следователя, прокурора, вынесенных ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве, о таком приостановлении орган ГНС, который осуществляет (возглавляет) проверку не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения (приказа) уведомляет орган (лицо), назначивший проверку.

1.15. В случае, если при проведении документальной проверки в орган ГНС по месту учета от налогоплательщика поступило сообщение об утрате, повреждении или досрочном уничтожении документов или документы были изъяты правоохранительными и другими органами, в связи с чем дальнейшее проведение проверки невозможно, лицами, осуществляющими проверку, составляется акт произвольной формы.

В акте излагаются причины невозможности продолжать проверку в сроки, указанные в направлении и приказе, и делается соответствующая запись об осуществлении указанной проверки после устранения причин, приведших к невозможности проведения. Этот акт регистрируется в специальном журнале регистрации актов в порядке, предусмотренном пунктом 1.8 этого раздела.

На основании этого акта руководителем органа ГНС, которым была назначена проверка, издается приказ о переносе сроков проведения такой проверки на срок, определенный в соответствии с пунктом 44.5 статьи 44 и пунктом 85.9 статьи 85 раздела II Кодекса, копия которого вручается налогоплательщику (должностным лицам налогоплательщика или его законным (уполномоченным) представителям). Новый приказ на проведение проверки не издается и новые направления на проведение проверки не выписываются.

В случае изъятия документов правоохранительными или другими органами подразделение, которое проводит (возглавляет) проверку, обеспечивает подготовку и направление в тот же день письменного запроса в соответствующий орган о предоставлении органу ГНС копий указанных документов или обеспечении доступа к проверке таких документов.

В запросе указываются: информация о перечне изъятых документов, данные протокола (иного документа), на основании которого были изъяты документы, ссылки на пункт 85.9 статьи 85 раздела II Кодекса об обязанности соответствующего органа обеспечить в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса предоставление органу ГНС копий документов или доступа его должностным (служебным) лицам к проверке таких документов.

1.16. При возникновении спорных вопросов в пределах сроков проведения документальной проверки по представлению ответственного за проведение проверки подразделения такие вопросы выносятся на рассмотрение постоянных комиссий при соответствующих органах ГНС, заседания которых организуются до подписания акта проверки должностными лицами налогоплательщика или его законными (уполномоченными) представителями (далее - постоянные комиссии).

В состав постоянных комиссий должны входить опытные специалисты соответствующих подразделений органов ГНС, в функции которых отнесено осуществление налогового контроля, администрирование налогов и сборов, рассмотрение жалоб налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения органов ГНС и сопровождение дел в судах.

Состав комиссий утверждается приказом руководителя органа ГНС.

В случае рассмотрения спорных вопросов, возникающих при проведении проверок налогоплательщиков - юридических лиц, возглавлять такую комиссию должен заместитель руководителя органа ГНС, который согласно распределению обязанностей осуществляет руководство работой подразделений, в функции которых входит обеспечение налогового контроля юридических лиц, а при рассмотрении спорных вопросов, возникающих при проведении проверок налогоплательщиков - физических лиц, - заместитель руководителя органа ГНС, который согласно распределению обязанностей осуществляет руководство работой подразделений, в функции которых входит обеспечение налогового контроля физических лиц.

По результатам рассмотрения на заседании постоянной комиссии спорных вопросов, возникших в ходе проведения проверки, принимается обоснованное заключение относительно решения по каждому спорному вопросу до подписания акта проверки, в том числе при вынесении таких спорных вопросов на рассмотрение комиссии, созданной при органе государственной налоговой службы высшего уровня .

При этом, по результатам рассмотрения спорных вопросов составляется протокол, который подписывается всеми членами комиссии. (Перевод «Профи Винс»). В протоколе должен быть четко определен каждый спорный вопрос, а именно: суть вопроса, перечень документов, предоставленных налогоплательщиком при проведении проверки, нормы налогового и другого законодательства, которые регулируют этот вопрос, результаты обсуждения и позицию каждого из членов комиссии, участвовавших в заседании, заключение комиссии по суммам рассчитанных занижений налоговых обязательств и выявленных проверкой нарушений законодательства.

Протокол заседания постоянной комиссии в день подписания регистрируется в Журнале регистрации протоколов, составленных по результатам проведенных заседаний постоянных комиссий (далее - журнал регистрации протоколов), который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС, по форме согласно приложению 4 к Методическим рекомендациям (прилагается).

Такой журнал прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью органа государственной налоговой службы.

При этом в протоколе на первом листе в левом верхнем углу указываются дата составления протокола заседания постоянной комиссии и номер протокола, который состоит из порядкового номера журнала регистрации протоколов, кода структурного подразделения, ответственного за проведение проверки, кода ЕГРПОУ налогоплательщика (регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов или номера и серии паспорта (для физических лиц, которые из-за религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте).

Выводы комиссии по составленному протоколу в обязательном порядке учитываются при составлении акта (справки) проверки.

1.17. По результатам документальной плановой, документальной внеплановой и фактической проверки составляется акт (справка) проверки, который подписывается, регистрируется и вручается (направляется) налогоплательщику (должностным лицам (уполномоченным представителям) налогоплательщика) с соблюдением требований относительно порядка оформления и реализации материалов проверок, установленных статьей 86 раздела II Кодекса и соответствующими нормативно-правовыми актами ГНС Украины соответственно для налогоплательщиков юридических и физических лиц.

При этом акт (справка) документальной плановой или внеплановой или фактической проверки составляется на бланке органа ГНС, который принял решение (приказ) о проведении проверки и выписал направление на такую проверку.

1.18. В случае несогласия налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей с выводами акта (справки) документальной проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке), и предоставления им возражений к акту (справке) проверки такие возражения рассматриваются соответствующими подразделениями органа ГНС, совершавшавшими (возглавлявшими) такую проверку. Руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа ГНС обязательно определяется уполномоченное лицо, ответственное за рассмотрение возражений, а также структурные подразделения, которые привлекаются к их рассмотрению. В обязательном порядке к рассмотрению возражений привлекаются работники подразделения органа ГНС, которым сделаны заключения, которые обжалуются налогоплательщиком.

При поступлении возражений к заключению акта (справке) проверки, проведенной по постановлениям следственных органов или органа дознания налоговой милиции, уполномоченное лицо, определенное ответственным за рассмотрение возражений, не позднее следующего рабочего дня уведомляет инициатора проверки.

Указанные возражения могут быть вынесены на рассмотрение постоянных комиссий, состав и деятельность которых предусмотрены в п. 1.16 данных Правил.

В случае предоставления налогоплательщиком или его законными (уполномоченными) представителями в орган ГНС, в котором он находится по основному месту учета возражений к акту (справке) проверки, которую осуществляли (возглавляли) работники другого органа ГНС, такие возражения направляются для рассмотрения в этой орган ГНС. Указанный орган ГНС информирует о поступлении возражений и направляет заключения об их рассмотрении в орган ГНС по основному месту учета такого налогоплательщика.

Составленное по результатам рассмотрения возражений заключение в день утверждения руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС регистрируется в едином Журнале регистрации заключений, составленных по результатам рассмотрения возражений налогоплательщика к акту (справке) проверки (далее - журнал регистрации заключений), который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС, по форме согласно приложению 5 к Методическим рекомендациям (прилагается).

1.19. В случае установления по результатам проверки нарушений требований налогового, валютного и иного законодательства, по рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС, на учете в котором состоит налогоплательщик, принимаются и направляются налогоплательщику налоговые уведомления-решения по форме, определенной приказом ГНА Украина от 22.12.2010 г. N 985 "Об утверждении Порядка направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.12.2010 г. за N 1440/18735.

Если нарушение было установлено в ходе проверки, которую осуществляли (возглавляли) работники органа ГНС иного, нежели орган ГНС, где на учете состоит налогоплательщик, орган ГНС, работники которого осуществляли (возглавляли) такую проверку, обеспечивает составление и предоставление такому органу ГНС материалов проверки , а также заключение в произвольной форме по суммам налогов, подлежащих доначислению по результатам проверки (уменьшению (увеличению) сумм заявленного бюджетного возмещения или отрицательной разницы между суммой налоговых обязательств и налогового кредита по НДС, или уменьшению (увеличению) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль). Указанное заключение является обязательным для учета при принятии соответствующих налоговых уведомлений-решений.

В случае обжалования налогоплательщиком принятых по результатам проверки налоговых уведомлений-решений в административном или судебном порядке орган ГНС, осуществлявший (возглавлявший) проверку, обеспечивает предоставление органу ГНС, на учете в котором состоит налогоплательщик, обоснованных заключений для учета при подготовке решений о результатах рассмотрения жалоб и принятия других мер по согласованию (в том числе судебному), определенных проверкой денежных обязательств.

В случае установления нарушений требований налогового, валютного и иного законодательства по результатам проверки, назначенной в соответствии с уголовно-процессуальным законом или законом об оперативно-розыскной деятельности, налоговые уведомления-решения по результатам такой проверки не принимаются до дня вступления в законную силу соответствующего решения (приговора) суда. Материалы проверки вместе с заключениями органа государственной налоговой службы не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем составления, передаются в орган, назначивший проверку.

1.20. Если по результатам проверки уменьшены к возмещению (доначислены) суммы налога на добавленную стоимость, выявлены нарушения требований налогового, валютного и иного законодательства, по которым сумма нанесенного государству ущерба или покушение на причинение вреда является достаточной для привлечения к уголовной ответственности, подразделение, проводившее проверку, обязано в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия налогового уведомления-решения, письменно уведомить об этом подразделение налоговой милиции и передать материалы проверки для принятия решения согласно ст. ст. 97, 112 УПК Украины независимо от обжалования в административном или судебном порядке уменьшенных к возмещению (доначисленных) сумм указанного налога.

При решении вопроса о передаче материалов проверки в подразделения налоговой милиции следует иметь в виду, что для норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV кодекса для соответствующего года. Одновременно подпункт 169.1.1 следует применять с учетом абзаца 8 пункта 1 Заключительных положений Кодекса, согласно которому до 31 декабря 2014 года в целях применения этого подпункта налоговая социальная льгота предоставляется в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного на 1 января отчетного налогового года, - для любого налогоплательщика.

Кроме того, согласно действующего уголовного законодательства Украины, незаконное возмещение НДС (заявление к возмещению НДС из бюджета) при наличии предусмотренных законом оснований может квалифицироваться по статье 191 "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением" Уголовного кодекса Украины. Уголовная ответственность по частям 1 - 3 этой статьи УК Украины может наступить при наличии предусмотренных указанными нормами обстоятельств, в случае нанесения ущерба, который превышает 0,2 необлагаемого минимума доходов граждан. Это обусловлено тем, что ответственность за присвоение, растрату имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, предусмотренную ст. 191 УК Украины, следует разграничивать от административной ответственности за мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, ответственность за которые предусмотрена ст. 51 КУоАП. Хищение чужого имущества считается мелким, если стоимость такого имущества не превышает 0,2 необлагаемого минимума доходов граждан.

К списку материалов, передаваемых в подразделение налоговой милиции, включаются копии:

акта документальной плановой и внеплановой проверки плательщика налогов;

расчетов доначисленных сумм налогов и сборов, а также уменьшения заявленных к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость и объекта налогообложения налогом на прибыль в разрезе налоговых периодов;

соответствующих налоговых уведомлений-решений, направленных налогоплательщику;

отчетных документов налогоплательщика (налоговых деклараций, расчетов), в которых плательщиком отражены ложные данные;

документов, подтверждающих наличие фактов нарушений налогового, валютного и иного законодательства;

предоставленных в ходе проверки объяснений налогоплательщика (должностных лиц плательщика или его законных (уполномоченных) представителей) о выявленных нарушениях и/или причинах непредоставления первичных и других документов, подтверждающих установленные нарушения;

письменных возражений к акту проверки, документов об обжаловании налогоплательщиком налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки (при наличии);

других материалов, подтверждающих наличие фактов нарушений налогового, валютного и иного законодательства.

1.21. В случае осуществления проверки работниками нескольких структурных подразделений подразделение, возглавлявшее проверку, производит распределение ее результатов. Результаты проверки засчитываются в актив подразделения, установившего нарушение налогового, валютного и иного законодательства, что привело к финансовому результату, согласно решению, согласованному руководителями подразделений органа ГНС, проводивших проверку, либо решения руководителя органа ГНС, возглавлявшего проверку (лица, исполняющего его обязанности).

Распределение результатов проверки между подразделениями органа ГНС, участвовавших в проверке, проводится согласно справке о распределении по форме согласно приложению 6 к Методическим рекомендациям (прилагается). Приложение 6 заполняется одновременно с формированием налоговых уведомлений-решений и может корректироваться после прохождения процедуры административного и судебного обжалования как по сумме доначислений, так и количеству работников органа ГНС, между которыми осуществляется распределение результатов проверки.

Если к проведению проверки привлечены специалисты других органов ГНС данного региона или других органов ГНС, распределение результатов проверки между специалистами проводится в определенном выше порядке. Один экземпляр указанного распределения после согласования налоговых обязательств в 3-х дневный срок направляется в соответствующий орган ГНС (при привлечении к проверке работников из других органов ГНС) для отражения в отчете "О результатах контрольно-проверочной работы" ("Аудит-1") .

2. Особенности организации и проведения документальных плановых и документальных невыездных проверок налогоплательщиков

2.1. Подразделение органа ГНС, возглавляющее документальную плановую проверку в соответствии с планом-графиком, направляет заказным письмом с уведомлением о вручении (или вручает под расписку) налогоплательщику (должностному лицу налогоплательщика или его законному (уполномоченного) представителю) не позднее 10 календарных дней до начала документальной плановой проверки:

копию приказа о проведении документальной плановой проверки;

письменное уведомление о проведении проверки (с оставлением копии в органе ГНС).

В уведомлении о проведении документальной плановой проверки в обязательном порядке указываются: основание для проведения проверки и дата начала (образец формы уведомления приведен в приложении 7 к Методическим рекомендациям, прилагается).

Уведомление подписывается руководителем (или заместителем руководителя) органа ГНС, заверяется гербовой печатью этого органа и регистрируется в едином журнале регистрации уведомлений о проведении проверок налогоплательщиков, который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС, по форме согласно приложению 8 к Методическим рекомендациям (прилагается).

Факсимильное воспроизведение подписи руководителя (заместителя руководителя) на уведомлении о проведении документальной проверки не допускается.

2.2. Подразделение органа ГНС, возглавляющее документальную плановую проверку, за 10 календарных дней до начала проверки обеспечивает информирование других контролирующих органов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года N 1234 "Об утверждении Порядка координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов", при условии одновременного проведения проверки.

2.3. При организации документальных плановых и внеплановых невыездных проверок необходимо учитывать особенности проведения, определеные статьей 79 раздела II Кодекса.

Так, документальная плановая и внеплановая невыездная проверка осуществляется на основании приказа о проведении, оформленного с соблюдением требований, предусмотренных разделом I данных Методических рекомендаций, и при наличии обстоятельств для проведения документальной проверки, определенных статьей 77 и 78 раздела II Кодекса.

2.4. Подразделение органа ГНС, возглавляющее осуществление документальной внеплановой невыездной проверки, обеспечивает направление налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручение (должностному лицу или законному (уполномоченному) представителю) под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменное уведомление о дате начала и месте проведения такой проверки по форме согласно приложению 9 к Методическим рекомендациям (прилагается).

Указанное уведомление подписывается руководителем (или заместителем руководителя) органа ГНС, заверяется гербовой печатью этого органа и регистрируется в едином журнале регистрации уведомлений о проведении проверок налогоплательщиков в порядке, определенном пунктом 2.1 этого раздела.

3. Особенности организации и проведения документальных и фактических проверок налогоплательщиков, имеющих филиалы (обособленные подразделения)

3.1. Особенности организации и проведения документальных проверок налогоплательщиков, имеющих филиалы (обособленные подразделения).

3.1.1. При организации документальной проверки налогоплательщика, имеющего филиалы (обособленные подразделения), принимаются меры по одновременному проведению проверки такого налогоплательщика - юридического лица и его неснятых с учета обособленных подразделений.

Если юридическое лицо и его обособленные подразделения находятся на учете в различных органах ГНС (основное место учета) или это лицо (его подразделения) состоит на учете в других органах ГНС по месту расположения (регистрации) его подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые производится деятельность, организацию взаимодействия соответствующих органов при проведении проверки осуществляет тот орган ГНС, который проводит (возглавляет) проверку юридического лица.

В таком случае подразделения органов ГНС, возглавляющие проверку налогоплательщика - юридического лица, не позднее чем за 12 рабочих дней до начала проведения информируют средствами электронной связи органы ГНС:

по основному месту учета, в котором находится этот налогоплательщик (в случае проведения проверки другим органом ГНС);

по основному месту учета, в котором находятся филиалы (обособленные подразделения) такого налогоплательщика;

по неосновному месту учета, в которых такой налогоплательщик находится по месту расположения (регистрации) подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые производится деятельность.

При этом подразделения органа ГНС, возглавляющие проверку налогоплательщика - юридического лица, обеспечивают его уведомление в порядке, предусмотренном разделом 2 Методических рекомендаций, а также направление (вручение) копии приказа в установленных Кодексом случаях.

Органы ГНС, в которых по основному и неосновному месту учета находятся филиалы и обособленные подразделения налогоплательщика, обеспечивают их уведомления (независимо от формы уплаты налога на прибыль и НДС) о начале документальной плановой проверки, а также соблюдение других требований Кодекса об организации документальных проверок, а также информирование органа ГНС, осуществляющего проверку налогоплательщика - юридического лица, о начале проверки филиалов.

3.1.2. При проведении проверки налогоплательщика, имеющего филиалы и обособленные подразделения (независимо от формы уплаты налогов) или находящегося по основному и неосновному месту учета в различных органах ГНС, орган ГНС, осуществляющий проверку налогоплательщика - юридического лица, обеспечивает координацию других органов ГНС относительно одновременного проведения проверки юридического лица, его неснятых с учета обособленных подразделений, а также проверки налогоплательщика по вопросам полноты и своевременности уплаты отдельных налогов и сборов, на учете которых он находится.

В случае проведения проверки налогоплательщика, имеющего филиалы (обособленные подразделения) и уплачивающего налог на прибыль и/или налог на добавленную стоимость консолидированно, орган ГНС, осуществляющий проверку налогоплательщика - юридического лица, не позднее трех рабочих дней со дня начала проверки направляет органам ГНС, в которых на учете состоят филиалы и обособленные подразделения, сведения о данных показателях отчетности по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль за каждый отчетный период, а также информацию об основных вопросах и возможных нарушениях, выявленных допроверочным анализом или при проверке и подлежащим исследованию при проведении проверки обособленного подразделения.

Органы ГНС, на учете в которых находятся филиалы и обособленные подразделения налогоплательщика, не позднее трех рабочих дней со дня начала их проверки направляют органа ГНС, осуществляющий проверку налогоплательщика - юридического лица:

- информацию о данных показателей отчетности по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль за каждый отчетный период (в случае если налогоплательщик состоит на консолидированной уплате налогов);

- информацию об установленных или возможных нарушениях, выявленных допроверочным анализом или при проверке филиала и подлежащих исследованию при проведении проверки юридического лица или других обособленных подразделений (независимо от формы уплаты налогов).

Органы ГНС, на учете в которых находятся филиалы и обособленные подразделения (независимо от формы уплаты налогов) или у которых юридическое лицо находится по неосновному месту учета (по месту расположения движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые производится деятельность), обеспечивают проведение проверок обособленных подразделений такого налогоплательщика или проверки по вопросам соблюдения этим налогоплательщиком требований законодательства относительно полноты и своевременности уплаты отдельных налогов и сборов, на учете по уплате которых он находится в таком органе ГНС. (Перевод «Профи Винс»). Эти же органы ГНС обеспечивают своевременное информирование и предоставление материалов такой проверки до окончания проверки налогоплательщика - юридического лица органу ГНС, которое проводит его проверку, в определенный этим органом срок, но не позднее, чем за 3 дня до завершения проверки.

3.1.3. В случае возникновения необходимости остановить проверку филиала (обособленного подразделения) или продлить срок проведения такой остановки (продления) осуществляется по обязательному письменному согласованию с органом ГНС, который проводит проверку юридического лица.

В случае остановки проверки налогоплательщика - юридического лица или ее продления орган ГНС, осуществляющий такую проверку, в день принятия соответствующих решений обеспечивает уведомление об этом органы ГНС, осуществляющих проверки филиалов (обособленных подразделений) такого налогоплательщика.

3.1.4. В случае допущения органами ГНС, осуществляющих проверки филиалов (обособленных подразделений) или в которых юридическое лицо находится по неосновному месту учета, нарушений требований пунктов 3.1.1 - 3.1.3 этого раздела орган ГНС, осуществляющий проверку налогоплательщика - юридического лица, инициирует перед органом ГНС высшего уровня вопрос о привлечении к ответственности в установленном порядке должностных лиц органов ГНС, допустивших нарушения.

3.2. Особенности организации и проведения фактических проверок налогоплательщиков, имеющих филиалы (обособленные подразделения) или другие объекты, где осуществляется деятельность.

3.2.1. При организации фактической проверки налогоплательщика органом ГНС по месту, которое указано в свидетельстве о государственной регистрации, и в случае если такой налогоплательщик имеет филиалы (обособленные подразделения) или другие объекты, где осуществляется деятельность и расположены за пределами его государственной регистрации, указанной в свидетельстве, и основного места учета, орган ГНС, который проводит (возглавляет) проверку такого плательщика, может инициировать организацию проведения проверки таких филиалов (обособленных подразделений) или других объектов по их фактическому местонахождению.

В таком случае подразделение органа ГНС, возглавляющее проверку, не позднее 10 рабочих дней до начала проведения средствами электронной связи предоставляет в орган ГНС, на территории которого осуществляет деятельность филиал (обособленное подразделение) или другой объект, запрос о проведении проверки хозяйственного объекта такого налогоплательщика вместе с перечнем вопросов, которые необходимо отразить в акте проверки, и обстоятельств для проведения проверки.

3.2.2. В случае если налогоплательщик (его обособленные подразделения) осуществляет деятельность не по месту, которое указано в свидетельстве о государственной регистрации такого субъекта, орган ГНС, на территории которого осуществляет деятельность такой плательщик (его обособленные подразделения), может инициировать проведение проверки такого налогоплательщика (его обособленных подразделений), при этом предоставляет запрос в орган ГНС, на учете в котором находится такой плательщик, по вопросам предоставления наличия обстоятельств для проведения проверки.

3.2.3. Акт проверки не позднее следующего рабочего дня после регистрации направляется в орган ГНС по месту государственной регистрации налогоплательщика. Копия акта проверки с отметкой о регистрации в журнале регистрации актов проверки хранится в органе ГНС, проводившем проверку.

Директор Департамента
налогового контроля
юридических лиц



В. М. Андрухив

Приложение 2
к приказу ГНА Украины 14.04.2011 р. N 213

Изменения

к Методическим рекомендациям относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом ГНА Украины от 27.05.2008 г. N 355

1. В разделе 1 "Взаимодействие подразделений органов ГНС при проведении плановых и внеплановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей)" пункты 1.1 - 1.3, 1.5 - 1.9, 1.11 - 1.20, 1.24 - 1.27, 1.29 - 1.31, 1.40 и 1.41 исключить, соответственно пункт 1.4 считать пунктом 1.1, 1.10 - 1.2, 1.21 - 1.3, 1.22 - 1.4, 1.23 - 1.5, 1.28 - 1.6, 1.32 - 1.39 считать 1.7 - 1.14, 1.42 - 1.15.

2. В пункте 1.2 слова и цифры "в соответствии с п. 10.6 ст.10 Закона Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" с изменениями и дополнениями исключить.

3. Разделы 2 "Взаимодействие подразделений органов ГНС при проведении невыездных документальных проверок налогоплательщиков" и 3 "Взаимодействие подразделений органов ГНС при проведении проверок относительно контроля за осуществлением субъектами хозяйствования расчетных операций в наличной и/или безналичной форме, а также сделок купли-продажи иностранной валюты и кассовых операций, наличием свидетельств о государственной регистрации, патентов и лицензий" исключить.

4. Приложения 1 - 10 исключить.

Директор Департамента
налогового контроля
юридических лиц



В. М. Андрухив

Комментарии 

 
0 #1 ольга 29.12.2013 21:15
скажите пожалуйста если приказ на продление плановой проверки составлен с ошибками , не верно указан код окпо, проверяемый период.имеет ли право налогоплательщи к не допустить налоговиков к проверке.
Цитировать | Пожаловаться модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4