Приказ ГНАУ N 190 от 01.04.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 1 апреля 2011 года N 190

Об утверждении Методических рекомендаций относительно составления плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования

(Извлечение)

С целью усовершенствования организации работы относительно формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации относительно составления плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования (далее - Методические рекомендации) (прилагаются).

...

5. Признать утратившими действие приказы ГНА Украины от 27.07.2010 г. N 548 "Об утверждении Методических рекомендаций относительно составления плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования", от 23.11.2010 г. N 890 "О внесении изменений в Методические рекомендации относительно составления плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования".

...

Председатель комиссии по проведению
реорганизации ГНА Украины
Председатель ГНС Украины

В. Захарченко

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Государственной налоговой администрации Украины
01.04.2011 г. N 190


Методические рекомендации относительно составления плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования

(Извлечение)

1. Общие положения

Методические рекомендации относительно составления плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью обеспечения единого порядка ежеквартального формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования (далее - план-график).

Формирование квартального плана-графика региональных органов ГНС осуществляется в соответствии с стратегическими направлениями контрольно-проверочной работы, определенными на календарный год, и порядка, установленного в разделе 4 "Отбор субъектов хозяйствования для проверки" данных Методических рекомендаций.

Формирование и коррекция планов-графиков осуществляется средствами АИС "Учет налогов и платежей".

Согласованные в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. N 1234 "Об утверждении Порядка координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов" с органами финансового контроля проекты планов-графиков на следующий квартал подаются региональными органами ГНС в ГНА Украины на утверждение с 20 до 25 числа последнего месяца текущего квартала (согласно доведенного графика представления проектов), в виде экспортного файла из данных региональных органов ГНС.

После окончательного согласования электронных баз проектов планов-графиков региональные органы ГНС предоставляют департаментам налогового контроля юридических лиц, обслуживания крупных налогоплательщиков, налогообложения физических лиц, контроля за финансовыми учреждениями и операциями в сфере ВЭД бумажный вариант плана-графика с соответствующими приложениями с соблюдением требований по направлению документов с грифом "ДСП" и при необходимости обоснования оснований включения налогоплательщика в план-график.

В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются налогоплательщики, которые имеют риск относительно неуплаты налогов и сборов, невыполнения другого законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы.

Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется степенью риска в деятельности таких налогоплательщиков, который разделяется на высокий, средний и незначительный.

Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года, средним - не чаще, чем раз в два календарных года, высоким - не чаще одного раза в календарный год.

Налогоплательщики - юридические лица, отвечающие критериям, определенным пунктом 154.6 статьи 154 Налогового кодекса Украины, и в которых сумма оплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость составляет не менее 5 процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, а также самозанятые лица, сумма оплаченных налогов которых составляет не менее 5 процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года. Отмеченная норма не распространяется на таких налогоплательщиков в случае нарушения ими статей 45, 49, 50, 51, 57 Налогового кодекса Украины.

При этом ответственность за соблюдение требований относительно периодичности включения налогоплательщиков в план-график возлагается на региональный орган ГНС по основному месту учета налогоплательщика.

Кроме того, необходимо учитывать требования п. 102.1 ст. 102 главы 9 Налогового кодекса Украины в части предельных сроков определения налогового обязательства налогоплательщика.

2. Определение стратегических направлений контрольно-проверочной работы

Определение стратегических направлений контрольно-проверочной работы относительно проверок отраслей экономики и/или финансово-промышленных групп (дальше - ФПГ) на следующий календарный год осуществляется Департаментом налогового контроля юридических лиц на основании предложений структурных подразделений ГНА Украины.

С этой целью до 1 сентября отчетного года департаменты и управления ГНА Украины определяют основные стратегические отрасли экономики или ФПГ и предоставляют Департаменту налогового контроля юридических лиц обоснованные предложения относительно необходимости включения этих отраслей в план проверок.

Департамент налогового контроля юридических лиц обобщает предложения и с учетом собственных расчетов до 1 октября отчетного года предоставляет предложения руководству ГНА Украины относительно стратегических направлений контрольно-проверочной работы на следующий год с определением тех или других отраслей экономики или ФПГ, которые будут проверяться в течение каждого квартала, и подает их на утверждение Председателю ГНС Украины.

Основаниями для включения в стратегические направления контрольно-проверочной работы могут быть:

несоответствие показателей макроэкономического развития экономики Украины или отдельного региона соответствующим показателям определенной отрасли или совокупности предприятий в составе ФПГ;

несоответствие роста валовых расходов валовым доходам предприятий отрасли;

уменьшение поступлений в бюджет в целом или части отдельных налогов по отрасли или ФПГ региона, в том числе уменьшение средне отраслевого или средне групового уровня налоговой отдачи;

увеличение количества убыточных предприятий или с низким уровнем налоговой отдачи среди предприятий, которые принадлежат к определенной отрасли экономики или ФПГ;

невыполнение финансовых планов предприятиями-монополистами в части расчетов с бюджетом;

выплата заработной платы ниже размера среднемесячной заработной платы по отрасли и в регионе (по показателям ф. N 1ДФ);

наличие информации о возможном применении схем минимизации уплаты налогов и тому подобное.

Утвержденные Председателем ГНС Украины стратегические направления контрольно-проверочной работы на следующий календарный год доводятся до региональных органов ГНС до 1 ноября текущего года.

На протяжении года по согласованию с Председателем ГНС Украины в стратегические направления контрольно-проверочной работы могут вноситься изменения.

3. Структура плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования

План-график проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования (приложение 1) состоит из трех разделов:

Раздел I. Документальные плановые проверки субъектов хозяйствования - юридических лиц, в т.ч. тех, которые находятся на учете в СГНИ (ответственные: подразделения налогового контроля юридических лиц)

Раздел разделяется на подразделы А, Б и В:

А. Налогоплательщики, которые принадлежат к отраслям экономики и/или ФПГ, определенных стратегическими направлениями контрольно-проверочной работы, а также субъекты хозяйствования, связанные с ними осуществлением финансово-хозяйственной деятельности.

Этот подраздел плана-графика распределяется на две группы:

I группа - основные предприятия, которые входят в основные отрасли экономики и/или ФПГ:

II группа - крупнейшие контрагенты, через которых осуществляются товарно-денежные операции (включая посреднические структуры, экспортеров, импортеров, филиалов, других субъектов хозяйствования - юридических лиц).

Б. Налогоплательщики, которые имеют риски неуплаты налогов и планируются к проверкам по поручению ГНА Украины.

Этот подраздел плана-графика распределяется на две группы:

I группа - основные предприятия;

II группа - крупнейшие контрагенты, через которых осуществляются товарно-денежные операции (включая посреднические структуры, экспортеров, импортеров, филиалов, других субъектов хозяйствования - юридических лиц).

В. Налогоплательщики, которые отбираются на региональном уровне по результатам анализа основных показателей деятельности, кроме включенных в подразделы А и Б.

Этот подраздел плана-графика распределяется на две группы:

I группа - основные предприятия;

II группа - крупнейшие контрагенты, через которых осуществляются товарно-денежные операции (включая посреднические структуры, экспортеров, импортеров, филиалов, других субъектов хозяйствования - юридических лиц).

В каждой из отмеченных групп распределение субъектов хозяйствования - юридических лиц осуществляется по таким категориям:

крупные налогоплательщики (в соответствии с пп. 14.1.24 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины);

субъекты малого предпринимательства (в соответствии со ст. 1 Закона Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства", ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины);

другие налогоплательщики.

Раздел II. Документальные плановые проверки финансовых учреждений, постоянных представительств и представительств нерезидентов (ответственные: подразделения контроля за финансовыми учреждениями и операциями в сфере ВЭД)

Раздел II разделяется на подразделы:

I. Банковские учреждения.

II. Страховщики.

III. Торговцы ценными бумагами.

IV. Другие небанковские учреждения.

V. Постоянные представительства и представительства нерезидентов.

При формировании раздела II плана-графика одновременно с юридическими лицами подлежат обязательному включению все имеющиеся обособленные подразделения (независимо от формы уплаты налога на прибыль и времени регистрации вновь созданного обособленного подразделения).

Финансовые учреждения, отобранные в подразделы I, II, III и IV, должны быть сгруппированы по категориям: "крупные налогоплательщики" и "другие налогоплательщики" в соответствии с Налоговым кодексом Украины и с распределением на юридических лиц и обособленные подразделения.

Постоянные представительства и представительства нерезидентов относятся к категории "другие налогоплательщики".

Раздел III. Документальные плановые проверки субъектов хозяйствования - физических лиц (ответственные: подразделения налогообложения физических лиц)

Критерием распределения плательщиков - физических лиц на группы и подгруппы являются данные налоговых деклараций (от осуществления предпринимательской деятельности, другие виды доходов налогоплательщиков - физических лиц), Отчета субъекта малого предпринимательства - физического лица и данные налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за прошлый год.

Группа 1. Крупные налогоплательщики (общий облагаемый (валовой) налогом доход или объемы реализации по НДС свыше 500 тыс. грн.):

1. декларируют нулевые значения годового чистого дохода или обязательства по НДС;

2. декларируют позитивные суммы годового чистого дохода или обязательства по НДС.

Группа 2. Средние налогоплательщики (общий облагаемый (валовой) налогом доход или объемы реализации по НДС от 50 до 500 тыс. грн.):

1. декларируют нулевые значения чистого облагаемого налогом дохода за год;

2. сумма чистого облагаемого налогом дохода за год составляет 50 тыс. грн. и более;

3. сумма чистого облагаемого налогом дохода за год составляет менее 50 тыс. гривен;

4. плательщики единого налога, зарегистрированные как плательщики НДС, не включенные в группу 1.

Группа 3. Малые налогоплательщики (общий облагаемый (валовой) налогом доход или объемы реализации по НДС до 50 тыс. грн.):

1. декларируют нулевые значения чистого облагаемого налогом дохода за год;

2. сумма чистого облагаемого налогом дохода за год составляет 10 тыс. грн. и более;

3. сумма чистого облагаемого налогом дохода за год составляет менее 10 тыс. гривен;

4. плательщики единого налога, зарегистрированные как плательщики НДС, не включенные в группы 1, 2.

4. Отбор субъектов хозяйствования для проверки

4.1. Порядок отбора в план-график субъектов хозяйствования - юридических лиц

В план-график (приложение 4) включаются предприятия реального сектора экономики (выгодоприобретатели), которые используют схемы минимизации налоговых обязательств и уклонения от налогообложения, ведут финансово-хозяйственную деятельность, должны уплачивать налоги и по регистрационным данным имеют признаки "0" - "налогоплательщик по основному месту учета", "4" - "возбуждено производство по делу о банкротстве", "30" - "в состоянии перехода в другую ГНИ", "36" - "основной плательщик до конца года".

При этом, при планировании на I квартал следующего года учитываются показатели по результатам деятельности предприятий за 9 месяцев текущего года, на II и III кварталы - за год, на IV квартал - за первое полугодие текущего года.

Отбор предприятий в подраздел А, которые принадлежат к стратегическим направлениям контрольно-проверочной работы и имеют объемы валовых доходов (в том числе доходы от операций с ценными бумагами) более 5 млн. грн. (в расчете на год), осуществляется ежеквартально на уровне ГНА Украины по данным последней налоговой отчетности, загруженной на сервер ГНА Украины.

Также отбираются их основные контрагенты (общий налоговый кредит или налоговое обязательство основного предприятия с контрагентом за предыдущие 4 квартала составляет свыше 100 тыс. гривен).

Структурные подразделения ГНА Украины предоставляют до 5 числа второго месяца текущего квартала предложения для учета при формировании плана проверок рисковых налогоплательщиков определенных отраслей экономики или ФПГ с обоснованием необходимости включения, а также перечни других рисковых налогоплательщиков.

Сформированный перечень налогоплательщиков не позднее 10 числа второго месяца текущего квартала направляется в региональные органы ГНС для использования при формировании плана-графика на следующий квартал.

На уровне региональных и районных органов ГНС по данным информационных ресурсов органов ГНС и из других источников с учетом требований абзаца второго п. 4.1 этого раздела проводится дополнительный отбор предприятий, которые принадлежат к стратегическим направлениям контрольно-проверочной работы, а также определяются рисковые контрагенты, через которых осуществляются товарно-денежные операции (включая посреднические структуры, экспортеров и импортеров, других субъектов хозяйствования - юридических лиц), в том числе и те, которые находятся на учете в других органах государственной налоговой службы.

При этом, по основным предприятиям отрасли и/или ФПГ и их контрагентам, которые совместно с основным предприятием находятся на налоговом учете в пределах одного регионального органа ГНС, определяются критерии рисков согласно п. 4.2 этого раздела, в т.ч. по данным автоматизированной системы "Отбор налогоплательщиков - юридических лиц и определение первоочередных для включения в план-график".

При отборе предприятий в подраздел А органам ГНС необходимо установить наличие структурных подразделений, дочерних предприятий, которые входят в инфраструктуру налогоплательщиков - главных предприятий, и направить их перечни в органы ГНС, на учете которых находятся указанные подразделения, для организации контрольно-проверочных мероприятий, в т.ч. путем включения их в план-график в периоды, на которые запланированы проверки главных предприятий.

Подразделения налогообложения физических лиц подают подразделениям налогового контроля юридических лиц предложения относительно включения в план-график проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, которых необходимо проверить в квартале, который планируется, по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога с доходов физических лиц и по другим вопросам, принадлежащим к компетенции Департамента налогообложения физических лиц.

При представлении подразделениям налогового контроля юридических лиц предложений относительно включения юридических лиц (по налогу с доходов физических лиц и по другим вопросам) в план-график следует учитывать, что первоочередным проверкам подлежат предприятия, учреждения и организации, которые имеют широкие возможности выплачивать дополнительные и специфические виды доходов.

На основании анализа налоговой информации, в частности сведений налоговых расчетов по форме N 1-ДФ (относительно сумм дохода, начисленного (оплаченного) в интересах плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога), налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц и лицевых счетов форм N 6 и N 15 (относительно учета поступлений по налогу с доходов физических), осуществляется отбор предприятий, которые в течение двух последних лет неравномерно или вообще не перечисляли налог с доходов физических лиц.

Ответственность за полноту охватывания проверками филиалов и структурных подразделений налогоплательщика, который консолидированно уплачивает налог на прибыль, возлагается на региональный орган ГНС по основному месту учета налогоплательщика.

Сформированные перечни предприятий отраслей экономики или ФПГ и их контрагенты до 1 числа последнего месяца текущего квартала направляются региональными органами ГНС в ГНА Украины.

На уровне ГНА Украины осуществляется анализ наличия рисков неуплаты налогов по этим предприятиям и обоснований относительно не включения основных предприятий в план-график.

После этого уточненные перечни предприятий подраздела А не позднее 10 числа последнего месяца текущего квартала направляются региональным органам ГНС для включения в план-график.

В случае не включения в план-график отдельных предприятий из перечня предоставляется письменное объяснение причин не включения за подписью председателя регионального органа ГНС.

При выявлении в ходе проверок новых контрагентов предприятий подраздела А региональными органами ГНС осуществляются мероприятия по организации их проверок путем проведения коррекции плана-графика, внеплановых проверок при наличии обстоятельств, определенных статьей 78 Налогового кодекса Украины, или включение в план проверок на следующий квартал.

Формирование перечня субъектов хозяйствования - юридических лиц для отбора в подраздел V плана-графика проводится на уровне районного органа ГНС не менее чем за месяц до начала следующего квартала по критериям рисков согласно п. 4.2 данных Методических рекомендаций, в т.ч. по данным автоматизированной системы "Отбор налогоплательщиков - юридических лиц и определение первоочередных для включения в план-график".

При отсутствии критериев рисков неуплаты налогов, определенных в п. 4.2 данных Методических рекомендаций, не подлежат включению в план-график добросовестные плательщики налога на прибыль, перечни которых предоставляются Департаментом администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) в Департамент налогового контроля юридических лиц не позднее 5 числа второго месяца текущего квартала.

В случае необходимости уточненные перечни добросовестных налогоплательщиков предоставляются Департаментом администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) не позднее 5 числа третьего месяца текущего квартала.

4.2. Критерии отбора субъектов хозяйствования - юридических лиц

4.2.1. Высокой степени риска

1) уровень роста налогов не отвечает уровню роста валовых доходов или уровень уплаты налогов не отвечает уровню уплаты налогов по соответствующей отрасли.

Налоговая отдача по налогу на прибыль определяется по формуле:

г. 12.а

ПВ ПП =

____________

х 100 %,

г. 3.а

где г. 12.а - показатель колонки А р. 12 декларации по налогу на прибыль;

г. 3.а - показатель колонки А р. 3 декларации по налогу на прибыль.

Налоговая отдача по налогу на добавленную стоимость определяется по формуле:

((г. 9.б - г. 6.б) + (г. 2.1.а + г. 2.2.а) х 20 % - г. 17.б)

ПВ НДС =

______________________________________________________________

х 100,

((г. 9.б - г. 6.б) * 5 + (г. 2.1.а + г. 2.2.а))

где г. 9.б - показатель колонки Б г. 9 декларации по НДС "Всего налоговых обязательств";

г. 6.б - показатель колонки Б г. 6 декларации по НДС "Импорт товаров в течение отчетного периода, уплата НДС по которым была отсрочена путем оформления налогового векселя;

г. 2.1.а - показатель колонки А р. 2.1 декларации по НДС "Экспортные операции";

г. 2.2.а - показатель колонки А р. 2.2 декларации по НДС "Другие операции, облагаемые налогом по нулевой ставке";

г. 17.б - показатель колонки Б г. 17 декларации по НДС "Всего налогового кредита";

2) декларирование отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль в течение 2 налоговых периодов;

3) объемы операций с связанными лицами или неплательщиками налога на прибыль превышают 20 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

4) представление налогоплательщиком уточняющих расчетов налоговой отчетности по налогу на прибыль и НДС в сторону значительного уменьшения налоговых обязательств (более 100 тыс. грн.);

5) декларирование остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода, в сумме свыше 100 тыс. грн.;

6) наличие расхождений у налогоплательщика согласно Системе автоматизированного сопоставления налогового обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов на уровне ГНА Украины (занижение налогового обязательства/завышение налогового кредита) в сумме свыше 100 тыс. грн.;

7) наличие отношений с контрагентами, которые согласно регистрационным данным находятся в розыске, не отчитываются, обанкротились и тому подобное, у которых объемы взаимоопераций более 500 тыс. грн.;

8) наличие информации правоохранительных органов, подразделений налоговой милиции, юридических подразделений органов государственной налоговой службы относительно взаимоотношений с субъектами хозяйствования:

имеющие признаки фиктивности;

соучастниками конвертационных центров;

регистрация которых отменена в судебном порядке;

относительно которых возбуждено уголовное дело;

относительно которых заведено оперативно-розыскное дело;

9) декларирование налогоплательщиком значительных оборотов (свыше 100 млн. грн. - сумма значений показателей любых строк 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1. 6.2, 7.1, 7.2 приложения К3) с одновременным декларированием отрицательного значения финансового результата предыдущего года и/или убытка от операций с ценными бумагами и/или без фактического получения позитивного финансового результата с целью налогообложения на общих основаниях (или получение позитивного финансового результата в размерах, которые не отвечают уровню доходов по операциям с ценными бумагами).

Показатель соответствия определяется по формуле:

ПЗоЦП

ПВ =

____________

х 100 %,

д

где ПВ рассчитывается как соотношение прибыли от операций с ценными бумагами - (ПЗоЦП) (ряд. 01.4 приложения К3) к доходу отчетного периода (Д) (строки 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.1 и 7.1 приложения К3).

Уровень показателя соответствия менее 1 процента свидетельствует о деятельности налогоплательщика, направленной на минимизацию налоговых платежей.

4.2.2. Средней степени риска

1) сумма других расходов превышает 10 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

2) объем налоговых льгот по налогу на прибыль превышает 1 млн. гривен;

3) сумма заявленного к возмещению на счет плательщика в банке НДС в 10 раз превышает сумму начисленного налога на прибыль;

4) осуществление возмещения НДС на счет плательщика в банке по результатам камеральных проверок на протяжении промежутка времени, следующего за периодом, охваченным последней документальной плановой проверкой;

5) коррекция налогоплательщиком налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в объемах 10 или более процентов налоговых обязательств и/или налогового кредита;

6) зачисление отрицательного значения разницы текущего отчетного (налогового) периода на уменьшение суммы налогового долга по налогу на добавленную стоимость предыдущего периода в сумме свыше 100 тыс. грн.;

7) осуществление экспортных операций товаров, нетипичных основному виду деятельности предприятия (нетипичный экспорт), в объемах более 100 тыс. грн.;

8) представление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за отчетный налоговый период, составленной с учетом налоговых накладных, выписанных в другом, чем отчетный, налоговом периоде (более 100 тыс. грн.);

9) отклонение свыше 10 процентов между задекларированным в декларации по НДС общим объемом поставки и задекларированными в декларациях по налогу на прибыль доходами от продажи товаров (работ, услуг);

10) наличие взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и являются руководителями, учредителями или сотрудниками этого предприятия;

11) наличие информации подразделений налоговой милиции об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения и (или) своевременного погашения налогового долга;

12) наличие информации подразделений борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Государственной службы финансового мониторинга Украины;

13) наличие информации подразделений налогообложения юридических лиц об установлении нарушений порядка погашения векселей, авалированных банком (налоговых расписок), которые выдаются до получения спирта этилового и биоэтанола, легких и тяжелых дистиллятов;

14) наличие систематических нарушений требований Законов Украины от 4 декабря 1990 года N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине", от 6 июля 1995 года N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли_ общественного питания и услуг", от 1 июня 2000 года N 1775-III "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", от 19 декабря 1995 года N 481/95-ВР "О государственной регуляции производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года N 637;

15) наличие у налоговых органов информации об отсутствии у субъектов хозяйствования торговых патентов и лицензий;

16) осуществление внешнеэкономических операций через нерезидентов (нерезидентов - учредителей), зарегистрированных в офшорных зонах или странах с упрощенным режимом налогообложения;

17) выплата доходов (проценты, роялти, лизинг) нерезидентам, зарегистрированным в офшорных зонах или зонах с упрощенным режимом налогообложения.

4.2.3. Незначительной степени риска

1) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

2) несвоевременное начисление и уплата налога на добавленную стоимость;

3) адрес субъекта хозяйствования принадлежит к адресам, которые при государственной регистрации отмечаются как местонахождение многими юридическими лицами;

4) увеличение суммы налогового кредита (ряд. 17 декларации по НДС) отчетного налогового периода в сравнении с суммой налогового кредита предыдущего отчетного налогового периода на 10 млн. грн. или более чем в 2 раза и задекларированная сумма всего налогового кредита составляет 1 млн. грн. и более;

5) увеличение суммы налогового кредита (ряд. 17 декларации по НДС) первого отчетного налогового периода больше или на уровне 50 процентов суммы уставного фонда для новообразованного плательщика налога на добавленную стоимость;

6) повторная регистрация субъекта хозяйствования плательщиком налога на добавленную стоимость в случае аннулирования свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость по инициативе налогового органа;

для субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчеты в сфере наличного обращения, такие критерии:

1) превышение (по данным субъекта хозяйствования) суммы расходов за отчетный период сумме продажи на 10 процентов;

2) значительное отклонение сумм выторгов хозяйственного объекта в сравнении с другими хозяйственными объектами субъектов хозяйствования, которые работают на одной территории, занимаются одинаковым видом деятельности и имеют одинаковые условия получения дохода;

3) негативная динамика выторгов, тенденция к спаду, значительное уменьшение сумм продажи в сравнении с предыдущими периодами;

4) превышение субъектами хозяйствования предельного размера годового объема расчетных операций по продаже товаров, установленных постановлением Кабинета Министров Украины от 23 августа 2000 года N 1336 "Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли_ общественного питания и услуг";

5) представление отчетности об использовании регистраторов расчетных операций с отсутствием выторгов по ним более, чем за два отчетных периода;

6) проведение в течение месяца более трех ремонтов одного регистратора расчетных операций, не связанных с плановым техническим обслуживанием.

4.3. Порядок отбора в план-график финансовых учреждений

В план-график включаются финансовые учреждения, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность, должны уплачивать налоги и по регистрационным данным имеют признаки "0" - "налогоплательщик по основному месту учета", "4" - "возбуждено производство по делу о банкротстве", "30" - "в этапе перехода в другую ГНИ", "36" - "основной плательщик до конца года", а также хотя бы один из критериев рисков.

Первичный отбор финансовых учреждений осуществляется на уровне ГНА Украины. Перечень отобранных финансовых учреждений не позднее 10 числа второго месяца текущего квартала направляется в региональные органы ГНС для обязательного включения в проект плана-графика на следующий квартал.

Региональными органами ГНС с учетом предоставленного перечня определяется дополнительный перечень рисковых налогоплательщиков, которые предлагаются для включения в проект плана-графика.

При этом, региональные органы ГНС направляют дополнительный перечень рисковых налогоплательщиков, которые предлагаются для включения в проект плана-графика, районным органам ГНС, на учете которых находятся указанные подразделения, для организации контрольно-проверочных мероприятий, в частности путем включения в план-график в периоды, на которые запланированы проверки главных финансовых учреждений.

Ответственность за полноту охватывания проверками отделенных подразделений налогоплательщиков, в том числе тех, которые консолидированно уплачивают налог на прибыль, возлагается на региональный орган ГНС по основному месту учета налогоплательщика.

Сформированные таким образом перечни финансовых учреждений региональными органами ГНС не позднее 20 числа второго месяца текущего квартала направляются в ГНА Украины.

На уровне ГНА Украины осуществляется анализ предоставленных региональными органами ГНС перечней финансовых учреждений, которые предлагаются для включения в план-график.

Окончательно сформированные перечни финансовых учреждений не позднее 5 числа третьего месяца текущего квартала направляются в региональные органы ГНС для обязательного включения в проект плана-графика.

При формировании проекта коррекций планов-графиков проверок финансовых учреждений необходимо до 1 числа месяца, в котором планируется формирование коррекций плана-графика, уведомить ГНА Украины о намерениях провести коррекцию.

Ответственность за полноту охватывания коррекцией обособленных подразделений налогоплательщика, в том числе тех, которые консолидированно уплачивают налог на прибыль, возлагается на региональный орган ГНС по основному месту учета налогоплательщика.

4.3.1. Критерии отбора банковских учреждений

4.3.1.1. высокой степени риска:

1) декларирование отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль в течение двух налоговых (отчетных) периодов;

2) сумма увеличения страхового резерва за счет валовых расходов составляет более 50 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

3) превышение прибыли до налогообложения в финансовом учете над прибылью, подлежащей налогообложению в налоговом учете;

4) наличие информации от структурных подразделений органов государственной налоговой службы, правоохранительных органов, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины относительно взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые имеют признаки фиктивности, являются участниками конвертационных центров, регистрация которых отменена в судебном порядке, относительно которых возбуждено уголовное дело, заведено оперативно-розыскное дело, находятся в розыске, не отчитываются, признаны банкротами;

5) наличие расхождений у налогоплательщика согласно Системе автоматизированного сопоставления налогового обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов на уровне ГНА Украины (занижение налогового обязательства/завышение налогового кредита).

4.3.1.2. средней степени риска:

1) уровень налоговой отдачи по налогу на прибыль банковского учреждения меньше среднего показателя налоговой отдачи по Украине;

Налоговая отдача по налогу на прибыль банковских учреждений определяется по формуле:

НСПП

ПВБ1 =

____________

х 100 %,

ВД

где ПВБ 1 рассчитывается как соотношение начисленной суммы налога на прибыль (НСПП) (строка 12) к валовому доходу (далее - ВД) (строка 03) декларации по налогу на прибыль банка.

При этом, при планировании на I квартал в следующем году учитываются показатели по результатам деятельности 9 месяцев текущего года, на II и III кварталы - за год, на IV квартал - за первое полугодие текущего года;

2) уровень роста налогов не отвечает уровню роста валовых доходов;

3) наличие информации подразделений борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Государственной службы финансового мониторинга Украины;

4) декларирование значительных оборотов по операциям по купле-продаже ценных бумаг свыше 100,0 млн. грн. (приложение К.2 к декларации по налогу на прибыль банка) и отрицательного финансового результата предыдущего налогового (отчетного) периода;

5) коррекция налогоплательщиком налоговой отчетности по налогу на прибыль в сторону уменьшения налоговых обязательств.

4.3.1.3. незначительной степени риска:

1) наличие взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и являются руководителями, учредителями или сотрудниками банковского учреждения;

2) участие в схемах минимизации или уклонения от уплаты налогов и схемах оттока валютных средств за пределы Украины;

3) сумма других расходов превышает 20 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

4) выплата доходов (проценты, роялти, лизинг) нерезидентам, зарегистрированным в офшорных зонах или зонах с упрощенным режимом налогообложения;

5) осуществление внешнеэкономических операций с нерезидентом, зарегистрированным в офшорных зонах или странах с упрощенным режимом налогообложения.

4.3.2. Критерии отбора небанковских учреждений

4.3.2.1. высокой степени риска:

1) уровень налоговой отдачи небанковских учреждений (кроме неприбыльных учреждений и организаций) является менее 1 процента:

а) уровень налоговой отдачи небанковских учреждений (кроме страховщиков) определяется по формуле:

НСП

РПВНУ =

____________

х 100 %,

СВД

где РПВНУ рассчитывается как соотношение начисленной суммы налога (НСП) (ряд. 12 декларации по налогу на прибыль предприятия) к откорректированному валовому доходу (СВД) (ряд. 3 декларации по налогу на прибыль предприятия);

б) уровень налоговой отдачи страховщика определяется по формуле:

НСПС

РПВС =

____________

х 100 %,

СВВ

где РПВС рассчитывается как соотношение начисленной суммы налога по ставке 3 процента (НСПС) (ряд. 6 декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика) к сумме валовых взносов (СВВ), полученных плательщиком или начисленных в его пользу по договорам страхования и перестрахования (ряд. 1 декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика);

2) страховщики, уровень перестрахования которых составляет от 80 до 100 процентов.

Уровень перестрахования определяется по формуле:

СВВС

РП =

____________

х 100 %,

СВВ

где РП рассчитывается как соотношение суммы валовых взносов, оплаченных плательщиком по договорам перестрахования с резидентами (СВВС) (ряд. 2 декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика), к сумме валовых взносов, полученных плательщиком или начисленных в его пользу по договорам страхования и перестрахования (СВВ) (ряд. 1 декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика).

При планировании проверок небанковских учреждений на I квартал в следующем году показатели для расчета налоговой отдачи и уровня перестрахования определяются на основании данных декларации по налогу на прибыль предприятия и декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика за 3 квартала текущего года, а для II III. IV кварталов - по данным годовых деклараций:

3) декларирование небанковскими учреждениями значительных объемов операций с ценными бумагами (свыше 100 млн. грн. - сумма значений показателей любых строк 1.1, 1.2. 2.1. 2.2. 3.1, 3.2. 4.1, 4.2, 5.1, 5.2. 6.1, 6.2. 7.1. 7.2 (приложение К 3 к строке 01.4 декларации по налогу на прибыль предприятия или сведения К 2 к строке 1.3 приложения К 1 к декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика) с одновременным декларированием отрицательного значения финансового результата предыдущего года и/или убытка от операций с ценными бумагами и/или без фактического получения прибыли от операций с ценными бумагами (или получение прибыли от операций с ценными бумагами в размере, который не отвечает уровню полученных доходов по операциям с ценными бумагами).

Показатель соответствия определяется по формуле:

ПвоЦП

ПВ =

____________

х 100 %,

Д

где ПВ рассчитывается как соотношение прибыли от операций с ценными бумагами - (ПвоЦП) (ряд. 01.4 приложения К3 или ряд. 1.3 сведения К2) к доходу отчетного периода от операций с ценными бумагами (Д) (строки 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.1 и 7.1 приложения К 3 или сведения К2).

Уровень показателя соответствия менее 1 процента свидетельствует о возможности минимизации учреждением прибыли от операций с ценными бумагами;

4) декларирование небанковскими учреждениями отрицательного значения объекта налогообложения в течение двух налоговых периодов;

5) наличие информации правоохранительных органов, подразделений налоговой милиции, юридических подразделений органов государственной налоговой службы о взаимоотношениях с субъектами хозяйствования, которые имеют признаки фиктивности, являются участниками конвертационных центров, регистрация которых отменена в судебном порядке, относительно которых возбуждено уголовное дело, заведено оперативно-розыскное дело, установлен факт неподачи налоговой отчетности, находятся в розыске, признаны банкротами.

4.3.2.2. средней степени риска:

1) уровень налоговой отдачи небанковского учреждения является менее 3 процентов:

2) страховщики, уровень перестрахования которых составляет от 60 до 80 процентов;

3) декларирование страховщиками отрицательного значения объекта налогообложения от деятельности другой, чем страховая (ряд. 8 приложения К1 к строке 14 декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика;

4) декларирование небанковскими учреждениями объемов операций с ценными бумагами свыше 5 - 10 млн. грн. и отрицательного финансового результата предыдущего налогового (отчетного) периода;

5) представление страховщиками уточняющих расчетов налоговых обязательств в связи с исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок к декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика, в которых сумма коррекции ряд. 01 декларации (сумма валовых взносов) равняется ряд. 02 декларации (сумма валовых взносов, оплаченных по договорам перестрахования);

6) наличие информации подразделений борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Государственной службы финансового мониторинга Украины;

7) выплата доходов нерезидентам без удержания и внесения в бюджет налога на доходы нерезидентов или с применением нулевых ставок налогообложения;

8) проведение деятельности по предоставлению финансовых услуг без внесения сведений в Государственный реестр финансовых учреждений и наличия соответствующих лицензий;

9) декларирование неприбыльными учреждениями и организациями доходов из других источников, подлежащих налогообложению, которые равняются или приближены к расходам, которые прямо связаны с получением доходов из других источников, но не выше сумм таких доходов;

10) наличие информации специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регуляции рынков финансовых услуг относительно установленных нарушений.

4.3.2.3. незначительной степени риска:

1) уровень налоговой отдачи небанковского учреждения является более 3 процентов;

2) страховщики, уровень перестрахования которых составляет до 60 процентов;

3) страховщики, которые получают доходы от деятельности другой, чем страховая и не осуществляют расчет части валовых расходов, уменьшающих объект налогообложения (сведения К 3 к строке 4 приложения К 1 к декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика);

4) отсутствие у неприбыльных учреждений и организаций других доходов, подлежащих налогообложению.

4.3.3. Порядок отбора в план-график субъектов хозяйствования - постоянных представительств и представительств нерезидентов

Региональными ГНС в проект плана-графика отбираются рисковые субъекты хозяйствования - постоянные представительства нерезидентов (далее - постоянные представительства), которые ведут финансово- хозяйственную деятельность, представительства нерезидентов (далее - представительства) и имеют по регистрационным данным признак состояния плательщика "0" - "налогоплательщик по основному месту учета".

При отборе постоянных представительств и представительств необходимо произвести их инвентаризацию.

Сформированные перечни постоянных представительств и представительств региональными органами ГНС не позднее 20 числа второго месяца текущего квартала направляются в ГНА Украины.

На уровне ГНА Украины осуществляется анализ предоставленных региональными органами ГНС перечней постоянных представительств и представительств, которые предлагаются для включения в план-график.

Окончательно сформированные перечни постоянных представительств и представительств не позднее 5 числа третьего месяца текущего квартала направляются в региональные органы ГНС для обязательного включения в проект плана-графика.

4.3.4. Критерии отбора субъектов хозяйствования - постоянных представительств и представительств нерезидентов

4.3.4.1. высокой степени риска:

1) уровень роста налогов не отвечает уровню роста валовых доходов или уровень налоговой отдачи менее 3 процентов;

Налоговая отдача по налогу на прибыль представительств определяется по формуле:

НСПП

ПВБ1 =

____________

х 100 %,

ВД

где ПВБ 1 рассчитывается как соотношение начисленной суммы налога на прибыль (НСПП) (строка 12) к валовому доходу (строка 03) декларации по налогу на прибыль;

2) заявлены к возмещению суммы НДС:

декларирование остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 26 декларации по НДС), в сумме свыше 100 тыс. грн.;

3) наличие информации правоохранительных органов, подразделений налоговой милиции, юридических подразделений органов государственной налоговой службы относительно взаимоотношений с субъектами хозяйствования:

регистрация которых отменена в судебном порядке;

относительно которых возбуждено уголовное дело;

относительно которых заведено оперативно-розыскное дело.

4.3.4.2. средней степени риска:

1) декларирование вспомогательного вида деятельности при значительных объемах доходов и большой численности работающих;

2) при значительных объемах валового дохода не зарегистрировано плательщиком налога на добавленную стоимость;

3) наличие сомнительных или значительных финансово-хозяйственных операций;

4) заявлены к возмещению суммы НДС: декларирование остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 26 декларации по НДС), в сумме от 10 тыс. грн. до 100 тыс. грн.;

5) одноразовое декларирование сумм НДС к возмещению в значительных объемах (более 100 тыс. грн.);

6) наличие информации подразделений налоговой милиции об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения и (или) своевременное погашение налогового долга;

7) наличие информации подразделений борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Государственной службы финансового мониторинга Украины.

4.3.4.3. незначительной степени риска:

1) предоставление другими структурными подразделениями органа ГНС информации о фактах нарушения налогового законодательства, схемы минимизации и уклонения, которые использовались таким налогоплательщиком, и возможные потери бюджета в результате неуплаты налогов.

4.4. Порядок отбора в план-график субъектов хозяйствования - физических лиц

В план-график (приложения 4 а и 4 б) отбираются субъекты хозяйствования - физические лица, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность, уплачивают налоги и по регистрационным данным имеют признак состояния плательщика "0" - "налогоплательщик по основному месту учета".

При отборе в план-график субъектов хозяйствования - физических лиц следует учитывать налоговую информацию, которая используется для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы, а также другую предоставленную в установленном законом порядке информацию.

4.4.1. Критерии отбора субъектов хозяйствования - физических лиц

4.4.1.1. высокой степени риска:

1) имеют работников, количество которых не отвечает виду деятельности, заявленному субъектом хозяйствования, и/или количеству зарегистрированных РРО и/или приобретенных торговых патентов;

2) осуществляют сомнительные или значительные финансово-хозяйственные операции;

3) имеют уровень налоговой отдачи менее 0,48 процента. При этом налоговая отдача определяется по формуле:

среднемесячная сумма налога с доходов физических лиц, которая подлежит уплате по результатам осуществления хозяйственной деятельности за период с начала года до последнего отчетного периода или предыдущий календарный год (в зависимости от того, в каком периоде налоговая отдача меньше, чем критерий отбора), который предшествует составлению плана-графика

П. н. =

_________________________________________________________________________________________

х 100 %,

среднемесячный общий облагаемый (валовой) налогом доход, полученный от осуществления хозяйственной деятельности с начала года до последнего отчетного периода (в зависимости от того, в каком периоде налоговая отдача меньше, чем критерий отбора), который предшествует составлению плана-графика

4) получили общий облагаемый (валовой) налогом доход за предыдущий год и/или в отчетном году на время составления плана-графика более 10 млн. гривен;

5) задействованы в схемах уклонения от налогообложения и/или минимизируют налоговые обязательства;

6) имеют расхождения (занижение налогового обязательства/завышение налогового кредита) согласно Системе автоматизированного сопоставления налогового обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов на уровне ГНА Украины;

7) имеют отношения с контрагентами, которые имеют признаки фиктивности, находятся в розыске, не отчитываются, обанкротились и тому подобное;

8) наличие информации от подразделений борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, поступление обобщенных материалов от Государственной службы финансового мониторинга Украины, а также информации от подразделений налоговой милиции относительно уклонения субъекта хозяйствования - физического лица от налогообложения;

9) имеют расхождения между задекларированным общим облагаемым (валовым) налогом доходом и/или суммой полученного дохода согласно отчету РРО и расчетным книжкам и/или объемам импортно-экспортных операций и другой имеющейся налоговой информацией;

10) наличие нарушений, обнаруженных во время проведения фактических проверок;

11) декларируют налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость менее или на уровне налогового кредита.

4.4.1.2. средней степени риска:

1) имеют взаимоотношения с предприятиями, в которых выступают руководителями или учредителями;

2) занимаются внешнеэкономической деятельностью;

3) постоянно декларируют отрицательное значение суммы налоговых обязательств по НДС;

4) декларируют остаток отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 26 декларации по НДС), в сумме свыше 50 тыс. грн.;

5) несвоевременно насчитывают и уплачивают НДС;

6) имеют взаимоотношения субъектов хозяйствования - юридических лиц с субъектами хозяйствования - физическими лицами, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и являются руководителями, учредителями или работниками этого предприятия.

4.4.1.3. незначительной степени риска:

1) изменяют направления возмещения НДС;

2) утратили право на налоговые льготы;

3) подают налоговые декларации по НДС за отчетный налоговый период, составленные с учетом налоговых накладных, выписанных в другом, чем отчетный, налоговом периоде.

Особое внимание необходимо уделить тем субъектам, которые имеют наибольшее количество указанных рисков и возможность скрывать доходы.

...

6. Выполнение плана-графика документальных плановых проверок

Утвержденные планы-графики являются обязательными для выполнения всеми подразделениями органов государственной налоговой службы.

Началом выполнения плана-графика в части проведения каждой документальной плановой проверки считается начало проведения этой проверки.

При этом необходимо обеспечить равномерную нагрузку на работников подразделений в части сроков начала проверок на протяжении месяца.

Изменения в план-график проводятся по предоставлению региональных ГНС согласно регламенту подачи проектов коррекций плана-графика, вносятся в АИС "Аудит" после утверждения руководством ГНА Украины. О внесенных изменениях информируются органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. N 1234 "Об утверждении Порядка координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов".

...

Директор Департамента налогового
контроля юридических лиц

В. Андрухив

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112