Письмо ГНАУ N 6584/7/23-4017/199 от 01.04.2010 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 01.04.2010 г. N 6584/7/23-4017/199

Об использовании в работе Методических рекомендаций относительно проверок достоверности формирования валовых расходов на оплату труда, удержания НДФЛ, установления фактов выплат зарплаты в "конвертах", выявления работников, трудовые отношения с которыми не оформлены должным образом

На сегодняшний день имеющийся круг рисков, связанных с порядком формирования валовых расходов на оплату труда, удержания налога с доходов физических лиц, которые имеют незаурядное влияние на правильность определения объекта налогообложения налога на прибыль, налога с доходов физических лиц - поэтому им следует уделять определенное внимание при проведении проверок.

В этой связи Государственная налоговая администрация Украины разработала и направляет для использования в работе Методические рекомендации относительно проверки достоверности формирования валовых расходов на оплату труда, удержания налога с доходов физических лиц, установления фактов выплат заработной платы в "конвертах", выявления работников, трудовые отношения с которыми не оформлены должным образом.

Заместитель Председателя

Н. Рубан

Приложение


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛОВЫХ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА, УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТОВ ВЫПЛАТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В "КОНВЕРТАХ", ВЫЯВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КОТОРЫМИ НЕ ОФОРМЛЕНЫ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ

Данныее Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 8 Закона Украины от 04.12.90 г. N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" для применения должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы Украины при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц, их филиалов, отделений и других обособленных подразделений (далее - субъекты хозяйствования, плательщики налога) относительно формирования расходов на оплату труда, удержания налога с доходов физических лиц, установления фактов выплат заработной платы в "конвертах", выявления работников, трудовые отношения с которыми не оформлены должным образом.

I. Проверка правильности отнесения в состав валовых расходов расходов на оплату труда и начислений на заработную плату предусмотренных законодательством

I.1 Отнесение в состав валовых расходов расходов на оплату труда

В ходе проведения проверки должностным лицам органов государственной налоговой службы следует использовать такие документы:

• штатное расписание;

• трудовые книжки;

• коллективный договор;

• трудовые договоры (контракты, соглашения), гражданско-правовые договора;

• договора о материальной ответственности (полные, коллективные (бригадные));

• расчетные сведения, платежные сведения;

• табели учета рабочего времени и тому подобное.

В соответствии с приказом Государственной налоговой администрации от 29.03.2003 г. N 143 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль предприятия и Порядка ее составления" расходы на оплату труда отображаются в строке 04.3 "Расходы на оплату труда".

Таблица 1

Вид расходов

Статья Закона N 334/94-ВР

Аналитические сведения финансового учета

Форма финансовой отчетности, код строки

1

2

3

4

Расходы на оплату труда

П. 5.6 ст. 5, кроме абзацев второго, третьего пп. 5.6.2 п. 5.6, пп. 7.8.7 п. 7.8 ст. 7

Ведомость аналитического учета расходов по Кт счетов 66, 671 в корреспонденции с Дт счетов 81, 85, 91, 92, 93, 94

Форма N 2, строка 240, 040, 070, 080, 090.
Форма N 2-м, строка 100, 130.

Особое внимание следует уделить сопоставлению информации, которая содержится в штатном расписании, трудовых книжках, в расчетных (платежных) сведениях формы N 1ДФ.

Также, должностным лицам органа ГНС целесообразно осуществлять сопоставление показателей соответствующих строк формы N 2 "Отчет о финансовых результатах" с показателями г. 04.3 декларации по налогу на прибыль (см. табл. 1).

Особенности определения состава расходов на оплату труда урегулированы положениями пп. 5.6.1 п. 5.6 ст. 5 Закона Украины в 28.12.94 г. N 334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (далее - Закон N 334/94-ВР), которым, в частности, установлено, что с учетом норм п. 5.3 данного Закона в состав валовых расходов относятся расходы на оплату труда физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с таким плательщиком налога, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, вознаграждений, возмещений стоимости товаров (работ, услуг), затраты на выплату авторских вознаграждений и выплат за выполнение работ (услуг), согласно договорам гражданско-правового характера, другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон.

При проверке определения валовых расходов, связанных с начислением заработной платы, следует учитывать следующие моменты.

Во-первых, рассматривая правильность отнесения расходов на оплату труда в состав валовых расходов, следует учитывать, что установлены определенные ограничения на возможность формирования валовых расходов.

Так, не включаются в состав валовых расходов:

• потребности, не связанные с ведением хозяйственной деятельности, а именно: на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретения и распространения подарков (пп. 5.3.1 п. 5.3 ст. 5 Закона N 334/94-ВР);

• выплаты вознаграждений или других видов поощрений связанным с таким плательщиком налога физическим или юридическим лицам в случае, если нет документальных доказательств, что такая выплата или поощрение были проведены как компенсация за фактически предоставленную услугу (отработанное время). При наличии отмеченных документальных доказательств отнесению в состав валовых расходов подлежат фактические суммы выплат (поощрений), но не больше, чем суммы, рассчитанные по обычным ценам (пп. 5.3.9 п. 5.3 ст. 5 Закона N 334/94-ВР);

• финансирование личных потребностей физических лиц, за исключением выплат, предусмотренных пунктами 5.6 и 5.7 статьи 5, и в других случаях, предусмотренных нормами Закона N 334/94-ВР (пп. 5.3.1 п. 5.3 ст. 5 Закона N 334/94-ВР);

• расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие улучшения основных фондов и затраты, связанные с добычей полезных ископаемых, а также с приобретением нематериальных активов, которые подлежат амортизации, согласно статьям 8 и 9 и пп. 7.9.4 п. 7.9 ст. 7 Закона N 334/94-ВР (пп. 5.3.2 п. 5.3 ст. 5 Закона N 334/94-ВР).

Во-вторых, не все выплаты физическим лицам, которые осуществляются согласно трудовому законодательству, могут быть отнесены к валовым расходам, а лишь расходы по лицам, которые находятся на момент выплаты в трудовых отношениях с плательщиком налога. Примером сумм, которые не относятся на валовые расходы, хотя и имеют признаки трудовых выплат, являются суммы выплат по регрессным искам лиц, которые уже не работают на предприятии.

Дополнительно к отмеченным выше расходам по оплате труда в состав валовых расходов плательщика налога включаются обязательные выплаты, а также компенсация стоимости услуг, которые предоставляются работникам в случаях, предусмотренных законодательством, а также взносы плательщика налога на обязательное страхование жизни или здоровья работников в случаях, предусмотренных законодательством.

Кроме того, к расходам на оплату труда согласно пп. 7.8.7 п. 7.8 ст. 7 Закона N 334/94-ВР приравниваются также расходы на выплату дивидендов в интересах физических лиц (в том числе нерезидентов) по акциям (другим корпоративным правам), которые имеют статус привилегированных или другой статус, предусматривающий выплату фиксированного размера дивидендов или суммы, являющейся больше, чем сумма расходов, рассчитанная на любую другую акцию (корпоративное право), эмитированную таким плательщиком налога.

Отмечаем, что в бухгалтерском учете затраты на оплату труда регулируются нормами ПБУ 16 "Расходы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. N 318. Согласно п. 23 этого ПБУ в состав элемента "Расходы на оплату труда" включаются: заработная плата по окладам и тарифам, премии и поощрения, материальная помощь, компенсационные выплаты, оплата отпусков и другого неотработанного времени, другие расходы на оплату труда.

В бухгалтерском учете начисление заработной платы осуществляется по Кт счета 661 "Расчеты по заработной плате", следовательно - именно эти обороты следует использовать в качестве базы для определения правильности формирования расходов по заработной плате. Однако из общего оборота по Кт 661 следует высчитывать обороты по проведениям относительно операций, отмеченных в п. 5.3 ст. 5 Закона.

Также следует высчитывать социальные выплаты за счет других источников, установленных законодательством (выплаты больничных Дт 652 - Кт 661; выплаты регрессных исков работникам Дт 654 "По индивидуальному страхованию" Кт 661), которые могут быть включены в валовые расходы (повторно, впервые - во время начисления таких социальных отчислений)

I.2 Отнесение в состав валовых расходов начислений на заработную плату предусмотренных законодательством

К данному виду валовых расходов относятся суммы взносов:

• на обязательное государственное пенсионное страхование, которые регулируются Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. за N 1058-IV и другими нормативными документами. В бухгалтерском учете начисления этого сбора согласно Плану счетов отображаются на счете 651 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

• на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности. Данный вид страхования регулируется Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами_ обусловленными погребением" от 18.01.2001 г. за N 2240-III; Инструкцией о порядке поступления, учета и расходования денежных средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденной постановлением Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 26.06.2001 г. N 16. В бухгалтерском учете начисления данного взноса согласно Плану счетов отображаются на субсчете 652 "Расчеты по социальному страхованию";

• на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы. Данный вид страхования регулируется Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. за N 1533-III и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.12.2000 г. за N 339. В бухгалтерском учете начисления этого взноса согласно Плану счетов отображаются на субсчете 653 "Расчеты по страхованию на случай безработицы";

• на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекшие утрату трудоспособности.

Данный вид страхования регулируется: Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания,  повлекшие утрату трудоспособности" от 23.09.99 г. за N 1105-XIV; Законом Украины "О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекшие утрату трудоспособности" от 22.02.2001 г. за N 2272-III и другие. В бухгалтерском учете начисления данного взноса отображаются на субсчете 656 "Расчеты по страхованию от несчастных случаев".

Отмечаем, что при отнесении к валовым расходам суммы сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и взносов на общеобязательное государственное социальное страхование следует учитывать ограничения, определенные в подразделе I.1 Методических рекомендаций.

Должностные лица органа ГНС осуществляют сопоставление показателей соответствующих строк формы N 2 (N 2-м) с показателями г. 04.4 декларации по налогу на прибыль (см. табл. 2).

Таблица 2

Вид расходов

Статья Закона N 334/94-ВР

Аналитические сведения финансового учета

Форма финансовой отчетности, код строки

1

2

3

4

Расходы на страховые сборы (взносы) в фонды государственного общеобязательного страхования

Пп. 5.7.1 п. 5.7 ст. 5

Ведомость аналитического учета расходов по Кт счетов 651, 652, 653, 656, 671 в корреспонденции с Дт счетов 23, 821, 85, 91, 92, 93, 949

Форма N 2, код строки 250, 040, 070, 080, 090. Форма N 2-м, строка 110

В соответствии с п. 24 ПБУ 16 в состав элемента "Отчисление на социальные мероприятия" включаются; отчисления на пенсионное обеспечение, отчисления на социальное страхование, страховые взносы на случай безработицы, отчисления на индивидуальное страхование персонала предприятия, отчисления на другие социальные мероприятия.

В ходе проверки следует учитывать следующие нормы действующего законодательства.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1 Закона Украины от 26.06.97 г. N 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются:

1) субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединения, бюджетные, общественные и другие учреждения и организации, объединения граждан и другие юридические лица, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые используют труд наемных работников;

2) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков налога, отмеченных в пункте 1 этой статьи, не имеющих статуса юридического лица, расположенных на территории другого, чем плательщик сбора, территориального общества.

Также статьей 2 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что объектом налогообложения является для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 вышеупомянутого Закона, которые имеют наемных работников, но не осуществляют расходы на оплату их труда - сумма средств, определяемая расчетно как произведение определенного законом минимального размера заработной платы на количество работников такого плательщика сбора, на которых осуществляется начисление заработной платы.

В случаях установления проверкой фактов начисления отмеченных сборов в размерах более низких, чем предусмотрены законодательством, работник подразделения, возглавляющего (осуществляющего) такую проверку, не позднее 10 дней со дня завершения проверки обеспечивает уведомление о таких фактах соответствующие органы Пенсионного фонда Украины - относительно сбора на обязательное государственное пенсионное страхование; органы фондов общеобязательного государственного социального страхования - относительно взносов на общеобязательное государственное социальное страхование

I.3 Определение суммы взносов на долгосрочное страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение

Согласно пп. 5.6.2 п. 5.6 ст. 5 Закона N 334/94-ВР в валовые расходы плательщика налога включаются взносы плательщика налога на обязательное страхование жизни или здоровья рабочих в случаях, предусмотренных законодательством.

Так, если в соответствии с договором долгосрочного страхования жизни или любого вида негосударственного пенсионного обеспечения плательщик этого налога уплачивает за собственный счет добровольные взносы на страхование (негосударственное пенсионное обеспечение) наемного им физического лица, то такой плательщик налога имеет право отнести в состав валовых расходов каждого отчетного налогового периода (нарастающим итогом) сумму таких взносов, которая совокупно не превышает 15 процентов от заработной платы, начисленной такому наемному лицу в течение налогового года, на который приходятся такие налоговые периоды.

При этом сумма таких платежей не может превышать размеры, определенные в пп. 6.5.1 п. 6.5 ст. 6 Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" в течение такого налогового периода, а именно: в пределах месячного прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1, 4 и округленного к ближайшим 10 гривням.

Должностные лица органа ГНС осуществляют сопоставление показателей соответствующих строк формы N 2 (N 2-м) с показателями г. 04.5 декларации по налогу на прибыль (см. табл. 3):

Таблица 3

Вид расходов

Статья Закона N 334/94-ВР

Аналитические сведения финансового учета

Форма финансовой отчетности, код строки

1

2

3

4

Расходы на долгосрочное страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение

Пп. 5.6.2 п. 5.6 ст. 5

Ведомость аналитического учета расходов по Кт счета 654 в корреспонденции с Дт счетов 23, 821, 85, 91, 92, 93, 949

Форма N 2, строка 250, 040, 070, 080, 090. Форма N 2-м, строка 110

В соответствии с п. 24 ПБУ 16 в состав элемента "Отчисление на социальные мероприятия" включаются взносы на индивидуальное страхование, которые учитываются на счете 654 "Расчеты по индивидуальному страхованию".

II. Рекомендации относительно действий при установлении фактов выплат заработной платы в "конвертах", оформления с наемными работниками официально трудовых отношений

С целью определения полноты начисления заработной платы, а также полноты декларирования налога с доходов физических лиц в обязательном порядке необходимо провести сравнительный анализ данных бухгалтерского и налогового учета, которые касаются фонда оплаты труда, размера заработной платы, численности работников и осуществить такие действия.

1. Определить удельный вес расходов на оплату труда в общей сумме валовых расходов (сравнить данные строки 400 баланса "Обеспечение расходов персонала", строки 240 отчета о финансовых результатах "Расходы на оплату труда" с данными налогового расчета сумм дохода, начисленного (оплаченного) в интересах плательщиков налога, и сумм налога с дохода физических лиц, удержанного с них по форме N 1ДФ. Удельный вес, ниже средней по отрасли, свидетельствует о наличии рисков выплаты зарплаты в "конвертах".

2. Составить список работников по копиям трудовых договоров (контрактов, соглашений), гражданско-правовых договоров, трудовых книжек с указанием дат приема и увольнения и сравнить его с данными формы N 1ДФ.

3. Провести анализ приказов относительно установления рабочего времени, в том числе сокращенного, сравнить с расчетными сведениями на заработную плату и сравнить с полученной от налоговой милиции по результатам проведенных опросов наемных работников информацией относительно фактического рабочего времени.

4. Провести анализ показателей: размер оклада (ставки), отмеченного в штатном расписании, трудовых договорах (контрактах, соглашениях) с законодательно установленным размером минимальной заработной платы, а также с фактически начисленным и выплаченным размером заработной платы, отмеченным в расчетных и платежных сведениях. (Перевод «Профи Винс»). В случае установления фактов несоответствия начисленной и выплаченной заработной платы вместе с привлеченными работниками налоговой милиции провести опрос наемных работников относительно причин несоответствия или относительно фактического размера полученной ими заработной платы.

При этом в ходе проведения проверки целесообразно руководствоваться следующими нормами действующего законодательства.

Законом Украины "Об оплате труда" термин "заработная плата" определенный как вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Как установлено статьей 3 данного Закона, минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ).

Согласно пп. 52 п. 5 ст. 38 Бюджетного кодекса Украины размер минимальной заработной платы определяется в Законе о Государственном бюджете на соответствующий год.

Следовательно, размер минимальной заработной платы устанавливается отдельными законами. В частности, на данное время размер минимальной заработной платы в сумме 869 грн. установлен Законом Украины "Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы" от 20.10.2009 г. N 1646-VI.

5. Проанализировать налоговые расчеты сумм дохода, начисленного (оплаченного) в интересах плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога по форме N 1ДФ, в частности доходы, которые одновременно насчитывались (платились) наемным работникам как по основному месту работы под признаком "01", так и по признаку "42" (доход в пределах предпринимательской деятельности). В случае выявления таких фактов необходимо принять меры по разрушению схемы уклонения от налогообложения путем признания ничтожности сделки (в частности, сбора доказательной базы о невозможности одновременного исполнения должностных обязанностей и предоставления услуг, как субъект предпринимательской деятельности, по которым выплачивался доход).

6. Осуществить осмотр административных, производственных помещений на предмет выявления работников, которые фактически приступили к работе, но трудовые отношения с которыми не оформлены.

В данном случае следует учитывать следующее.

Под "трудовым договором" в Кодексе законов о труде Украины понимается соглашение между работником и владельцем предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязывается выполнять работу, определенную этим соглашением, с соблюдением внутреннего трудового распорядка, а владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязывается выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимыми для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Особенности заключения трудового договора определены статьей 24 КЗоТ Украины, в соответствии с которой трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы является обязательным условием при заключении трудового договора с физическим лицом.

При этом трудовой договор считается заключенным и в случаях, когда приказ или распоряжение не было изданы, но работник фактически был допущен к работе (статья 24 КЗоТ Украины).

Отмечаем, что органы ГНС в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Украины от 04.12.90 г. N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" имеют право получать у налогоплательщиков (должностных лиц налогоплательщиков) объяснения по вопросам, возникающим во время проверок и касающимся реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных отмеченным и другими законами Украины.

III. Контролирующие и правоохранительные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства об оплате труда

Учитывая то, что к функциям органов ГНС относится контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, а вопрос соблюдения законодательства о труде не отнесен к компетенции налоговых органов, к одновременному проведению проверок налогоплательщиков целесообразно привлекать соответствующие органы, которые осуществляют контроль за соблюдением законодательства об оплате труда на предприятиях:

1. Государственный департамент надзора за союлюдением законодательства о труде (Госнадзортруда), действующий в составе Минтруда

Госнадзортруда, в соответствии с возложенными на него заданиями, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании в части обеспечения реализации прав и гарантий работников путем проведения проверок работодателей и рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Должностные лица Госнадзортруда, в соответствии с пунктом Положения о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением КМУ от 18.01.2003 г. N 50, имеют, в частности:

• право беспрепятственно в любое время без предварительного информирования с предъявлением служебного удостоверения посещать для проверки соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании административные и производственные помещения работодателей;

• составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и взыскивать административные штрафы согласно законодательству.

Должностные лица Госнадзортруда в случае нарушения установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплаты их не в полном объеме, а также других нарушений требований законодательства о труде имеют право привлекать винных лиц к административной ответственности согласно статье 41 Кодекса законов об административных правонарушениях.

2. Милиция

Правовая основа деятельности милиции основывается на нормах Закона Украины "О милиции". К основным обязанностям милиции согласно статье 10 Закона Украины "О милиции" принадлежит выявление, предотвращение, прекращение и раскрытие преступлений, проведение с этой целью оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, предусмотренных действующим законодательством; прием и регистрация заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях, своевременный прием решений по ним.

В случае, если представители этих контролирующих и правоохранительных органов не привлекались к одновременному проведению проверок, об установленных фактах нарушений необходимо сообщить в срок не позднее 10 дней со дня их установления.

3. Кроме того, об установленных фактах нарушений законодательства о труде необходимо уведомлять органы прокуратуры

В соответствии со статьей 1 Закона Украины "О прокуратуре" прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Советом министров Автономной Республики Крым, местными советами, их исполнительными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда (статья 12 Закона).

Предметом надзора, согласно статье 19 Закона Украины "О прокуратуре", является контроль за соблюдением и применением законов, касающихся экономических, междунациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

При этом, как определено частью второй этой статьи, проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, которые требуют прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.

Вместе с тем следует отметить, что нормами Уголовного кодекса Украины не предусмотрено применение ответственности за выплату заработной платы в "конвертах".

Директор Департамента налогового
контроля юридических лиц

И. Удачина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» N 2629-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 3112