Письмо ГНАУ N 6082/5/10-1016 от 20.05.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 20.05.2011 г. N  6082/5/10-1016

Государственная налоговая администрация Украины по результатам рассмотрения запроса относительно разрешения расхождения между нормами пунктов 56.18 и 56.19 ст.56 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), направленного письмом Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 22.04.2011 г. N 04-39/10-321, сообщает следующее.

Общие сроки обращения в административный суд с иском относительно защиты прав, свобод и законных интересов лица установлены статьей 99 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАС Украины).

В соответствии с частью третьей статьи 99 КАС Украины для защиты прав, свобод и интересов лица данным Кодексом и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

Следовательно, Кодекс административного судопроизводства Украины предусматривает возможность установления другими законами специальных сроков обращения в административный суд, а также специального порядка исчисления таких сроков. Такие специальные сроки имеют преимущество в применении сравнительно с общим сроком обращения в административный суд, определенным частью второй статьи 99 данного Кодекса, а также сокращенными сроками, определенными, в частности, частями четвертой и пятой статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины.

В частности, абзацем первым пункта 56.18 статьи 56 Кодекса предусмотрено, что с учетом сроков давности плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.

В то же время в соответствии с п. 56.19 статьи 56 Кодекса в случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования.

С учетом того что предписаниями статьи 102 Кодекса установлены сроки давности в налоговых правоотношениях, в течение которых определяется денежное обязательство,обращения в суд плательщика налогов, предусмотренные п. 56.18 ст. 56, с требованием относительно устранения противоправности налогового уведомления-решения, ограничиваются 1095 днями с момента получения такого решения.

Поэтому п. 56.19 и п. 56.18 ст. 56 Кодекса устанавливают разные сроки для обращения плательщика налогов в суд: в одном случае этот срок установлен в течение 1095 дней, во втором - в течение месяца со дня завершения процедуры административного обжалования.

Следует отметить, что статьей 7 КАС Украины к принципам осуществления правосудия в административных судах отнесено - верховенство права, в соответствии с которым, в частности, человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства и законности (суд разрешает дела в соответствии с Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) и т. п.

Так, положениями п. 56.21 статьи 56 Кодекса установлено, что в случае если норма данного Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании данного Кодекса, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.

По поводу приведенного Высший административный суд Украины в письме от 10.02.2011 г. N 203/11/13-11 среди прочего разъяснил, что спорные пункты статьи 56 Кодекса содержатся в одном и том же нормативно-правовом акте, приняты одновременно и регулируют одни и те же отношения. Поэтому расхождение между ними не может быть разрешено за счет применения общепризнанных приемов толкования законодательных норм (предоставления преимущества норме, принятой позднее или являющейся специальной), а поскольку они допускают неоднозначную (множественную) трактовку содержания права плательщиков налогов на судебное обжалование решений о начислении денежных обязательств в части продолжительности и начала течения сроков для соответствующего обжалования, судам следует руководствоваться предписаниями п. 56.21 Кодекса, то есть отдавать преимущество в применении п. 56.18 как предусматривающему более продолжительный срок для обращения в суд.

С учетом приведенного и предписания части 2 статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Первый заместитель Председателя комиссии
по проведению реорганизации ГНА Украины,
заместитель Председателя ГНС Украины

А. Клименко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4