Приказ ГНАУ N 306 от 24.05. 2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 24 мая 2011 года N 306

Об утверждении Методических рекомендаций относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость)

(Извлечение)

Приказ отменен
(согласно распоряжению Кабинета Министров Украины
 от 15 февраля 2012 года N 103-р)

С целью усовершенствования механизма администрирования возмещения налога на добавленную стоимость и налаживания эффективного контроля за состоянием и порядком организации проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 200 Налогового кодекса Украины приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость) (далее - Методические рекомендации), которые прилагаются;

1.2. образец формы Акта (справки, справки в форме заключения) о результатах камеральной проверки по вопросам достоверности начисления суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (приложение 1);

1.3. образец формы Акта (справки) внеплановой выездной (документальной) проверки по вопросам достоверности начисления суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (приложение 2);

2. Считать утратившими действие:

приказ ГНА Украины от 18.08.2005 г. N 350 "Об утверждении Методических рекомендаций относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость";

...

Председатель комиссии по
проведению реорганизации
ГНАУ, Председатель ГНСУ

В. Захарченко

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Государственной налоговой администрации Украины
24.05.2011 г. N 306


Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость)

1. Общие положения и основные термины

1.1. Данные Методические рекомендации разработаны согласно требованиям Налогового кодекса Украины (далее - Налоговый кодекс) и Закона Украины от 4 декабря 1990 года N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине", с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 509), для применения органами государственной налоговой службы при осуществлении контроля за достоверностью начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость субъектами хозяйствования - юридическими и физическими лицами.

1.2. Изложенные в Методических рекомендациях термины употребляются в таком значении:

1.2.1. ПЛАТЕЛЬЩИК НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (далее - плательщик НДС) - лицо, зарегистрированное плательщиком НДС в соответствии с требованиями раздела V Налогового кодекса, Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. N 978, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 29.12.2010 г. за N 1400/18695, и в декларации по НДС декларирует отрицательное значение этого налога, в том числе с самостоятельным принятием решения о зачислении суммы бюджетного возмещения НДС на уменьшение налоговых обязательств по этому налогу в последующих налоговых периодах или одновременным представлением расчета суммы бюджетного возмещения НДС по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 25.01.2011 г. N 41 "Об утверждении форм и порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость", зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.02.2011 г. за N 197/18935 (далее - приказ N 41);

1.2.2. КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС - в соответствии со статей 75, 76 Налогового кодекса проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, отмеченных в налоговых декларациях по НДС (расчетах) плательщика налога;

1.2.3. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА - проверка плательщика налога, проводящаяся в соответствии со статьей 77 Налогового кодекса и планом-графиком проверок;

1.2.4. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ВНЕПЛАНОВАЯ ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ СУММ БЮДЖЕТНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС - проверка плательщика НДС, проводящаяся в соответствии с пунктом 200.11 статьи 200 Налогового кодекса при наличии оснований, определенных постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года N 1238 "Об утверждении перечня достаточных оснований, предоставляющих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога" (далее - постановление N 1238);

1.2.5. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ВНЕПЛАНОВАЯ ВЫЕЗДНАЯ (НЕВЫЕЗДНАЯ) ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НДС - проверка плательщика НДС,  проводящаяся в соответствии с подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78, статьи 79 Налогового кодекса;

1.2.6. ВСТРЕЧНАЯ СВЕРКА - сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, проводящаяся в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса и постановлениями Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года N 1232 "Об утверждении Порядка проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок" (далее - постановление N 1232) и N 1245 "Об утверждении Порядка периодического представления информации органам государственной налоговой службы и получения информации отмеченными органами по письменному запросу" (далее - постановление N 1245) с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отображения в учете плательщика налога.

2. Прием и обработка деклараций с заявленным к бюджетному возмещению налога на добавленную стоимость

2.1. Представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация) предусмотрено статьями 46 - 51 Налогового кодекса.

2.2. Порядок заполнения и представления декларации регламентируется Налоговым кодексом и приказом N 41.

2.3. Порядок приема и компьютерной обработки налоговой декларации по НДС плательщиков налогов в государственных налоговых инспекциях районного уровня и специализированных государственных налоговых инспекциях по работе с крупными плательщиками налогов охватывает полный цикл приема и обработки документов налоговой отчетности, подающихся органам государственной налоговой службы субъектами хозяйствования, и регламентируется соответствующим приказом ГНА Украины относительно централизованного приема и компьютерной обработки налоговой отчетности налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы Украины.

2.4. Подразделения ведения и защиты налоговой отчетности не позднее предельного срока представления налоговой отчетности передают декларации по НДС с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС подразделениям, обеспечивающим контроль за правомерностью возмещения НДС в части администрирования налога, реестры таких деклараций (как основные, так и уточняющие) с приложениями и декларации (как основные, так и уточняющие) с приложениями в случае их поступления в органы государственной налоговой службы от плательщиков налога на бумажных носителях.

Передача деклараций оформляется реестром, о чем делается соответствующая запись в Едином специальном журнале передачи информации с указанием даты и ответственного лица, которое получает эти материалы.

Такой журнал может вестись в электронном виде с помощью специального программного обеспечения.

Соответственно реестр может предоставляться в бумажном или электронном виде (с наложением электронной цифровой подписи и доставкой через корпоративную почту).

Ответственными за ведение Единого специального журнала передачи информации являются подразделения, осуществляющие прием и обработку документов налоговой отчетности.

2.5. Одновременно копия реестра деклараций с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС предоставляется подразделениям налоговой милиции, которые:

2.5.1. в случае наличия, предоставляют подразделениям, обеспечивающим контроль за правомерностью возмещения НДС (администрирование НДС, налоговый контроль юридических лиц, контрольно-проверочную работу физических лиц соответственно), информацию, которая может свидетельствовать о безосновательном декларировании суммы бюджетного возмещения НДС и/или противоправный характер хозяйственных операций плательщика (возбуждено уголовное дело, информация об опросе ответственных лиц контрагентов относительно непричастности к созданию и деятельности таких субъектов хозяйствования, неподтвержденного фактического осуществления операций и тому подобное), для использования во время проведения проверок;

2.5.2. по отобранным для отработки декларациям по НДС осуществляют оперативное сопровождение и отработку информации относительно субъектов хозяйствования, которые заявили к возмещению из бюджета суммы НДС, в порядке, установленном действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.

Перечень отобранных для отработки деклараций по НДС служебной запиской предоставляется подразделениям налогообложения юридических лиц на протяжении 15 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации плательщика;

2.5.3. во время принятия решений, предшествующих возмещению НДС из бюджета, предоставляют обоснованные замечания относительно такого возмещения (в случае их наличия);

2.5.4. принимают участие в проведении документальных проверок в случае, если такие проверки связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных относительно таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков), которые находятся в их производстве;

2.5.5. по обнаруженным во время проработки нарушениям налогового законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, принимают решение в порядке ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины;

2.5.6. по отобранным для отработки декларациям по НДС согласовывают возмещение НДС из бюджета путем подписания справок "А1", "А2", образцы форм которых приведены в приложениях 1, 2 к данным Методическим рекомендациям.

3. Организация и проведение камеральной проверки декларации с заявленным к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость

3.1. Декларации с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС (с приложениями и реестром полученных налоговых накладных) подлежат проработке на соответствие критериям, определенным пунктом 200.19 статьи 200 Налогового кодекса (далее - критерии):

3.1.1. отбор плательщиков, которые отвечают критериям и имеют право на автоматическое бюджетное возмещение НДС, проводится в соответствии с Порядком определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНА Украины от 25.01.2011 г. N 42, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 31.01.2011 г. за N 136/18874 (далее - приказ N 42);

3.1.2. декларации плательщиков, которые одновременно отвечают критериям, определенным подпунктом 200.19 (право на получение автоматического бюджетного возмещения) статьи 200 Налогового кодекса, отбираются для первоочередной отработки.

3.2. Зарегистрированные в налоговой инспекции декларации с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС подлежат обязательной камеральной проверке, которая проводится:

на протяжении 20 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации плательщика, которая подлежит первоочередной отработке согласно подпункту 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций (в соответствии с абзацем вторым пункта 200.18 статьи 200 Налогового кодекса);

на протяжении 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком представления налоговой декларации плательщика, которая не подпадает под критерии, определенные подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций (в соответствии с пунктом 200.11 статьи 200 Налогового кодекса).

3.3. Камеральной проверке достоверности начисления суммы бюджетного возмещения НДС может предшествовать документальная внеплановая невыездная проверка законности декларирования отрицательного значения объекта налогообложения (налога на добавленную стоимость) в предыдущих отчетных периодах, составляющего более 100 тыс. грн., проведенная в соответствии со статьей 79, подпункта 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса.

Документальная внеплановая невыездная проверка проводится в порядке, определенном разделом 4 данных Методических рекомендаций.

3.4. Одновременно с целью усиления контроля за правомерностью декларирования сумм бюджетного возмещения НДС подразделениями, осуществляющими контроль за правомерностью возмещения НДС, проводится проработка налоговых деклараций с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС в соответствии с приказом ГНА Украины от 18.04.2008 г. N 266 "Об организации взаимодействия органов государственной налоговой службы при проведении проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость с учетом информации расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов", с изменениями.

3.5. Проверка правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС охватывает декларации, начиная с предыдущих отчетных (налоговых) периодов, в которых возникло отрицательное значение НДС, до отчетного (налогового) периода, за который задекларировано бюджетное возмещение НДС, включительно.

В случае сохранения отрицательного значения разницы налоговых обязательств и налогового кредита (по результатам последующих налоговых периодов не погашено позитивное значение) анализируются обстоятельства и факторы, которые могут свидетельствовать о соответствии/несоответствии таких отчетных данных.

3.6. Основными заданиями камеральной проверки является проработка деклараций плательщиков по таким направлениям:

проверка на наличие арифметических или логических ошибок в декларации, в том числе соблюдение требований подпункта 4.6.7 пункта 4.6 порядка, утвержденного приказом N 41, в части отображения увеличения или уменьшения остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 24) по результатам камеральной или документальной проверки, проведенной органом государственной налоговой службы;

исследование вопроса наличия у плательщика права на получение бюджетного возмещения НДС с учетом требований статьи 200 Налогового кодекса, в том числе достоверности проведенных операций по поставке товаров (услуг), в частности, при наличии операций по купле-продаже товарно-материальных ценностей у одного и того же контрагента;

анализ результатов сверки данных декларации по НДС с данными декларации по налогу на прибыль предприятия за соответствующие отчетные периоды, учет результатов контроля за взиманием налога на прибыль по декларации, форма которой утверждена приказом ГНА Украины от 28.02.2011 г. N 114 (приказом ГНА Украины от 29.03.2003 г. N 143), в частности:

а) отображение товарно-материальных ценностей в строке 01.2 К1 декларации по налогу на прибыль предприятия, приложения К1/1 к строкам 01.2, 01.5, 04.1, 04.10. 04.12 и 07 декларации (Таблица 1) в случае, если причиной возникновения отрицательного значения является превышение объемов приобретения (в том числе при импорте) над объемами продажи;

б) отображение в отчетности начисления амортизации на оприходованные основные средства (перевод «Профи Винс») (строка 07 К1 декларации по налогу на прибыль предприятия), сверка фактического приобретения основных средств с данными приложения К1/1 к строкам 01.2, 01.5, 04.1, 04.10, 04.12 и 07 декларации (Таблица 2) в случае, если причиной возникновения отрицательного значения является их приобретение);

сверка данных декларации с имеющимися в налоговых органах информационными базами данных и выяснение достоверности осуществления операций по импорту/экспорту товаров, анализ данных грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД);

изучение обстоятельств возникновения или состояния устранения обнаруженных расхождений (занижение налоговых обязательств, завышение налогового кредита) в налоговых периодах, начиная с периода возникновения отрицательного значения;

построение вероятных схем привлечения плательщиком к цепям поставок рисковых контрагентов (в случае их выявления на протяжении срока, определенного для проведения камеральной проверки), которые при осуществлении облагаемых налогом операций не задекларировали налоговые обязательства по НДС или по которым на дату проработки имеется информация относительно сомнительного налогового кредита в цепях поставок;

3.6.1. составляется перечень субъектов хозяйствования - поставщиков, отобранных для проработки (приложение 5 к данным Методическим рекомендациям) из числа контрагентов, относительно которых начиная с периода возникновения отрицательного значения в любом из этих отчетных периодов по данным Системы сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (далее - Система сопоставления) на протяжении срока проведения проверки обнаружены расхождения в отчетности (занижение налоговых обязательств, завышение налогового кредита) и/или имеющаяся относительно таких контрагентов информация может свидетельствовать о возможности их привлечения для формирования схемового налогового кредита, в том числе в цепях поставки, с учетом существенности их влияния на общие объемы НДС и выяснения причин их возникновения, возможностей устранения.

Перечень должен содержать информацию относительно реквизитов контрагента (название, код ЕГРПОУ), суммы НДС по операции, суммы расхождений и их расшифровки и тому подобное.

При наличии в Едином реестре налоговых накладных зарегистрированных налоговых накладных, выданных субъектом хозяйствования и включенных в такой перечень, осуществляются мероприятия по проведению встречных сверок, определенные постановлениями N 1232 и N 1245.

В случае направления запросов о предоставлении информации и ее документального подтверждения данные о суммах расхождений в отчетных данных на дату обработки, реквизитов (дата и номер) таких запросов и т.д. указываются в перечне субъектов хозяйствования - поставщиков, отобранных для отработки (приложение 5 к данным Методическим рекомендациям);

3.6.2. в случае выявления среди поставщиков проверяемого плательщика налога субъектов хозяйствования, отсутствующих по месту нахождения (месту жительства) и местонахождение (местожительство) которых не выяснено, проводятся мероприятия, определенные приказом ГНА Украины от 17.05.2010 г. N 336 "Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений налоговой милиции с другими структурными подразделениями органов государственной налоговой службы для установления местонахождения налогоплательщика" (далее - приказ N 336).

3.7. Результаты камеральной проверки оформляются:

справкой в случае подтверждения правомерности заявленного бюджетного возмещения НДС (в полном объеме);

актом в случае:

установления факта занижения налоговых обязательств и/или завышения налогового кредита и соответственно уменьшения суммы заявленного бюджетного возмещения НДС (частично или на полную сумму);

отказа в предоставлении бюджетного возмещения сумм НДС (из-за несоблюдения требований пункта 200.6 статьи 200 Налогового кодекса);

справкой в форме заключения - по плательщикам, отобранным для проведения документальной внеплановой выездной проверки из перечня плательщиков, по которым согласно постановления N 1238 имеются достаточные основания для такой проверки с указанием этих оснований (подпункт 3.9.2 пункта 3.9, пункт 3.12 раздела 3 данных Методических рекомендаций).

Акт камеральной проверки оформляется в соответствии с требованиями статьи 86 Налогового кодекса.

Образец формы акта (справки, справки в форме заключения) приведен в приложении 1 к приказу.

3.8. В случае несоответствия плательщика налога критериям, отмеченным в подпункте 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций, орган государственной налоговой службы обязан в сроки, определенные пунктом 200.21 статьи 200 Налогового кодекса, уведомить субъект хозяйствования о таком решении путем предоставления уведомления о несоответствии плательщика налога критериям на автоматическое бюджетное возмещение НДС с предоставлением детального объяснения и расчетов по критериям, значение которых не соблюдено по форме, приведенной в приложении к порядку N 42, что формируется автоматически с использованием данных АС "Перечень плательщиков налога, которые не имеют права на автоматическое бюджетное возмещение НДС".

Уведомление о несоответствии плательщика налога критериям на автоматическое бюджетное возмещение НДС может быть предоставлено руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования или направлено по почте с заполнением соответствующих граф.

3.9. Если плательщик налога отвечает критериям, определенным подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций, но сумма бюджетного возмещения НДС не подтверждена камеральной проверкой, подразделением, которым проводилась такая проверка:

3.9.1. в течение трех рабочих дней, но не позднее чем на 17-й календарный день после предельного срока представления отчетности плательщику налога вручается или направляется для подписи акт камеральной проверки в соответствии с пунктом 86.2 статьи 86 Налогового кодекса;

3.9.2. из числа плательщиков, относительно которых согласно постановлению N 1238 имеются достаточные основания, предоставляющие право на проведение документальной внеплановой выездной проверки налогоплательщика, определяется перечень плательщиков, достоверность начисления сумм бюджетного возмещения НДС которых будет определена в ходе внеплановой выездной документальной проверки, и осуществляются мероприятия, отмеченные в пункте 3.12 раздела 3 данных Методических рекомендаций, но не позднее следующего рабочего дня за 20-м календарным днем после завершения предельного срока представления отчетности.

3.10. В случае, если по результатам камеральной проверки обнаружено несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, орган государственной налоговой службы в соответствии с пунктом 58.1 статьи 58 и пунктом 200.14 статьи 200 Налогового кодекса направляет плательщику НДС налоговое уведомление-решение согласно Порядку направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений налогоплательщикам и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденного приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. N 985, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30 декабря 2010 года за N 1440/18735 (далее - приказ N 985), с учетом пункта 4.5 данных Методических рекомендаций.

3.11. На подтвержденную к возмещению сумму НДС подразделением, ответственным за проведение проверки, в двух экземплярах составляется справка ("А1", "А2" соответственно) о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам камеральной проверки (приложение 1, 2 к данным Методическим рекомендациям), которая регистрируется в отдельном журнале, который должен содержать реквизиты такой справки (номер и дату), сумму НДС, подтверждаемую к возмещению, реквизиты справки/акта о результатах камеральной проверки (приложение 4 к данным Методическим рекомендациям):

3.11.1. первый экземпляр справки ("А1", "А2" соответственно) передается подразделениям учета и отчетности для проведения подтверждения сумм бюджетного возмещения НДС в карточках лицевых счетов плательщиков налога в день ее составления (но не позднее последнего рабочего дня 20 (30) - дневного срока соответственно):

20- дневного срока со дня, следующего за днем предельного срока представления налоговой декларации плательщика, подлежащей первоочередной отработке согласно подпункту 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций, в случае ее составления по образцу, приведенному в приложении 1 к данным Методическим рекомендациям (справка "А1" о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам камеральной проверки декларации, подлежащей первоочередной отработке);

30- дневного срока, установленного для проведения проверки налоговой декларации плательщика, не подпадающего под критерии, определенные подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций, в случае ее составления по образцу, приведеннму в приложении 2 к данным Методическим рекомендациям (справка "А2" о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам камеральной проверки);

3.11.2. второй экземпляр справки ("А1", "А2" соответственно) о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам камеральной проверки находится в материалах проверки;

3.11.3. реестр составленных справок о подтверждении правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС по результатам камеральных проверок деклараций, полученных в предыдущем отчетном периоде, не позднее 25 числа каждого месяца передается подразделениям налогового контроля юридических лиц (подразделениям контрольно-проверочной работы физических лиц) для решения вопроса относительно включения таких субъектов хозяйствования в планы-графики проведения плановых выездных проверок.

3.12. Относительно плательщиков, достоверность начисления сумм бюджетного возмещения НДС которых будет определена в ходе документальной внеплановой выездной проверки по учету требований постановления N 1238:

3.12.1. в течение следующего рабочего дня за днем принятия руководителем налогового органа решения о проведении выездной внеплановой документальной проверки подразделения администрирования НДС (отделы администрирования физических лиц) передают подразделениям налогового контроля юридических лиц (подразделениям контрольно-проверочной работы физических лиц):

справку в форме заключения (приложение 1 к приказу) с соответствующей визой руководителя налогового органа и информацию о перечне субъектов хозяйствования - поставщиков, отобранных для отработки (приложение 5 к данным Методическим рекомендациям) в том числе один экземпляр и электронную копию;

декларацию с приложениями (в случае их поступления органам государственной налоговой службы от плательщиков налога на бумажных носителях);

вероятные схемы привлечения плательщиком к цепям поставок рисковых контрагентов (в случае составления);

запрос относительно предоставления информации и н документального подтверждения (встречные сверки, внеплановые выездные (невыездные) проверки), полученные результаты (в случае наличия);

3.12.2. для отображения в учете информации относительно принятых решений о проведении документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога копия первой страницы справки в форме заключения (с визой руководителя налогового органа и разделом 1 "Вступительная часть"), подготовленной в соответствии с пунктом 3.7 раздела 3 данных Методических рекомендаций, предоставляется подразделениями администрирования НДС подразделениям учета и отчетности, но не позднее последнего рабочего дня срока, установленного для проведения камеральной проверки соответствующей группы плательщиков согласно подпункту 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций.

4. Организация и проведение документальной внеплановой выездной проверки достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (документальной внеплановой выездной (невыездной) проверки достоверности начисления отрицательного значения налога на добавленную стоимость)

4.1. В соответствии с подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса органы государственной налоговой службы имеют право проводить:

документальные внеплановые выездные проверки законности декларирования отрицательного значения объекта налогообложения (налога на добавленную стоимость), составляющего более 100 тыс. грн. Проверка проводится в порядке определения достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС;

документальную внеплановую выездную проверку достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС, которая в соответствии с пунктом 200.11 статьи 200 Налогового кодекса, постановлением N 1238 (при наличии достаточных оснований) проводится в течение 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком проведения камеральной проверки.

Документальная внеплановая проверка проводится в порядке и сроки, определенные главой 8 Налогового кодекса.

4.2. В ходе документальной внеплановой выездной проверки достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС исследуются результаты проверки с документированием по контрагентам, отобранным для отработки, по таким направлениям:

проверка полноты определения налоговых обязательств по НДС (на основании счетов бухгалтерского учета 30 "Касса", 31 "Счета в банках", 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 37 "Расчеты с разными дебиторами", 68 "Расчеты по другим операциям", 74 "Другие доходы" в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. N 291, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. за N 893/4186 (далее - Инструкция N 291)":

изучение проведенных плательщиком налога операций, которые определены им как не являющиеся объектом налогообложения, облагаются налогом по нулевой ставке, освобождены от налогообложения в части соответствия требованиям статей 194 - 197 Налогового кодекса или временно освобождены от налогообложения в соответствии с другими государственными нормативно-правовыми актами;

анализ ценообразования (приобретение, реализация, сопоставление с среднеотраслевыми);

анализ налоговых накладных и соответствующих платежных документов (платежных поручений, чеков, транспортных билетов, гостиничных счетов, счетов на услуги связи и тому подобное), документов бухгалтерского и налогового учета;

при наличии экспортных операций - экспортные контракты; соглашения, подтверждающие факт приобретения и происхождения товаров, предназначенных для экспорта; справка из банка о поступлении валютной выручки на счета предприятия; соблюдение требований постановления Кабинета Министров Украины от 1 марта 2002 года N 243 "О совершенствовании механизма бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по операциям по экспорту продукции". Для определения реальности проведенной хозяйственной операции при изучении контракта удостовериться, что все существенные обстоятельства, без которых выполнение договора невозможно, отображены в контракте. Обратить внимание на место составления контракта и информацию относительно лиц, которыми подписан контракт. Если собранная во время проверки информация относительно экспортно-импортной деятельности плательщика дает основания для сомнений в реальности факта поставки товара (услуги) нерезидентом, обратиться в Национальное центральное бюро Интерпола в Украине с запросом о проверке легальности нерезидента, достоверности получения или отправления им таких товаров (услуг). При необходимости направлять запрос в Информационный центр Пограничной службы Украины о фактическом пересечении границы транспортным средством;

при приобретении (сооружении) основных фондов - договор на приобретение, технические паспорта (условия), соответствующие разрешительные документы, в случае если основные средства требуют регистрации (недвижимость, автотранспорт, сельскохозяйственная техника и тому подобное) при необходимости направляются запросы в регистрационные органы, документы бухгалтерского и налогового учета, поскольку при организации контрольно-проверочных мероприятий следует учитывать, что зачисление на баланс собственного построенного объекта отображается по дебету счета 10 "Основные средства" и кредиту счета 15 "Капитальные инвестиции". Если часть построенного объекта предназначена плательщиком для продажи, то зачисление на баланс отображается по дебету счета 28 "Товары" и кредиту счета 15 "Капитальные инвестиции", то есть не учитывается как основное средство (в соответствии с Инструкцией N 291);

при приобретении товарно-материальных ценностей - договор на приобретение (в частности в части предсказуемого срока поставки), информация относительно наличия складских помещений (собственных или арендованных) и соответствующих соглашений на определенный срок хранения), обследование их на соответствие техническим условиям, необходимым для хранения определенных видов товаров, а также данные инвентаризации остатков товаров (сырья, готовой продукции) на складах, сверки их с карточками складского учета у предприятия, которое проверяется. В последующем с учетом сроков поставки продукции, предусмотренных договором на приобретение, сверять фактическое получение товаров. В случае наличия остатков на складе - указать их количество и стоимость на последнюю дату отчетного периода;

в случае когда отрицательное значение НДС возникло в результате осуществления предварительной оплаты за товарно-материальных ценности, которые входят в состав валовых расходов, исследовать форму проведения расчетов, наличие кредиторской задолженности по соответствующим хозяйственным операциям, наличие в налоговых накладных перечня номенклатуры (ассортимента) товара (услуг), за которые была осуществлена предоплата, сроки отгрузки товара (услуг), предусмотренные договором;

при приобретении услуг - соглашение о поставке услуг, акты выполненных работ, по которым выяснить место поставки таких услуг с учетом требований пунктов 186.2, 186.3 статьи 186 раздела V Налогового кодекса и наличие оснований для начисления сумм НДС;

в случае, если плательщик ведет деятельность, которая подлежит лицензированию или нуждается в специальных разрешениях или патентах, проверка наличия таких документов;

установление перевозчиков товара на всех этапах его движения от поставщика (которым создана начальная стоимость товара (изготовлен или импортирован) до покупателя, которым задекларирована сумма бюджетного возмещения НДС, определение наличия у них соответствующих транспортных средств (по данным МРЕО), работников соответствующего количества и квалификации. Проверка документов, отображающих расходы на перевозку (в случае наличия);

проверка наличия платежных поручений (банковских выписок, других документов) на сумму налога, фактически оплаченную получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, а в случае получения от нерезидента услуг на таможенной территории Украины - сумму налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий период за полученные от нерезидента услуги получателем товаров (услуг);

проработка налоговой информации, полученной путем осуществления встречных сверок (внеплановых проверок) с целью сопоставления данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования для документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отображения в учете плательщика налога;

в случае выявления в ходе проведения проверки фактов декларирования плательщиком сумм налогового кредита по операциям, которые не обусловлены экономическими причинами (целями делового характера), устанавливаются во время исследования документальные, денежные, товарные потоки и документируются признаки, которые в совокупности могут свидетельствовать о ничтожности такой сделки, с учетом требований Методических рекомендаций (ориентировочного алгоритма действий) органов государственной налоговой службы по разрушению схем уклонения от налогообложения и формированию доказательной базы по делам о взыскании средств, полученных по никчемным соглашениям, доведенных письмом ГНА Украины от 03.02.2009 г. N 2012/7/10-1017, и другими инструктивными документами.

4.3. В ходе документальной внеплановой выездной проверки органы государственной налоговой службы осуществляют встречные сверки данных субъектов хозяйствования относительно плательщика налогов (внеплановые проверки) в порядке, определенном Налоговым кодексом, постановлениями N 1232 и N 1245:

4.3.1. до начала проверки прорабатывается информация о перечне субъектов хозяйствования - поставщиков, отобранных для отработки (приложение 5 к данным Методическим рекомендациям), составленная в ходе камеральной проверки по данным Системы сопоставления и Единого реестра налоговых накладных (в случае наличия);

4.3.2. в случае выявления дополнительных обстоятельств (обновлена вероятная схема цепей поставок, информация подразделений налоговой милиции относительно возможного привлечения отдельных контрагентов для формирования схемового налогового кредита, в том числе в цепях поставок и тому подобное) (перевод «Профи Винс») в соответствии с подпунктом 3.6.1 пункта 3.6 данных Методических рекомендаций перечень надлежащих к проработке контрагентов дополняется и на протяжении срока проведения документальной внеплановой выездной проверки осуществляются мероприятия по получению налоговой информации путем осуществления встречных сверок (документальных внеплановых выездных проверок в соответствии с пунктом 78.1.1 статьи 78 Налогового кодекса) с субъектами хозяйствования с учетом требований Налогового кодекса, постановлений N 1232 и N 1245;

4.3.3. отмеченный перечень прорабатывается в течение всего периода исследования правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС с учетом встречных сверок (документальных внеплановых выездных проверок в соответствии с пунктом 78.1.1 статьи 78 Налогового кодекса) по цепям поставок, которые проводятся в случае необходимости с учетом требований подпункта 3.6.1 пункта 3.6 данных Методических рекомендаций. Соответственно перечень поставщиков формируется таким образом, чтобы быть расширенным и дополненным с учетом реквизитов направленных запросов и полученных ответов, сумм НДС, которые подлежат проверке, в том числе оплаченных поставщикам;

4.3.4. результаты встречных сверок оформляются в порядке, предусмотренном приказом ГНА Украины от 22.04.2011 г. N 236 "Об утверждении Методических рекомендаций относительно организации и проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок";

4.3.5. в случае дополнительного выявления среди поставщиков проверяемого плательщика налога субъектов хозяйствования, которые отсутствуют по местук нахождения (месту жительства) и местонахождение (местожительство) которых не выяснено, проводятся мероприятия, определенные приказом N 336.

4.4. Результаты документальной внеплановой выездной проверки оформляются:

справкой:

в случае отсутствия на дату составления такой справки документально подтвержденных фактов нарушений действующего законодательства;

актом в случае:

установления факта занижения налоговых обязательств и/или завышения налогового кредита и соответственно уменьшения суммы заявленного бюджетного возмещения НДС (частично или на полную сумму);

установления факта завышения заявленного бюджетного возмещения сумм НДС из-за несоблюдения требований пункта 200.4 статьи 200 Налогового кодекса в части наличия фактической оплаты и соответственно отказа в предоставлении такого бюджетного возмещения (частично или на полную сумму).

Образец формы акта (справки) приведен в приложении 2 к приказу.

4.5. В случае, если по результатам внеплановой выездной документальной проверки обнаружено полное или частичное несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, орган государственной налоговой службы в соответствии с пунктом 58.1 статьи 58 и пунктом 200.14 статьи 200 Налогового кодекса направляет плательщику НДС соответствующее налоговое уведомление-решение в порядке, установленном приказом N 985:

4.5.1. в случае превышения заявленной плательщиком налога суммы бюджетного возмещения из-за занижения налоговых обязательств или завышения налогового кредита по НДС (раздел 11 налоговой декларации по НДС) относительно суммы, определенной органом государственной налоговой службы по результатам проверок, налоговый орган направляет плательщику налога налоговое уведомление о превышении заявленной суммы бюджетного возмещения НДС по форме "В1" согласно приложению 5 к приказу N 985;

4.5.2. в случае занижения заявленной плательщиком налога суммы бюджетного возмещения (включения в строку 24 налоговой декларации части отрицательного значения, которая равняется сумме налога, фактически оплаченного поставщикам) относительно суммы, определенной органом государственной налоговой службы по результатам проверок, такой контролирующий орган направляет плательщику налога налоговое уведомление о занижении заявленной суммы бюджетного возмещения НДС по форме "В2" согласно приложению 6 к приказу N 985. В этом случае в соответствии с пунктом 200.6 статьи 200 Налогового кодекса считается, что плательщик налога добровольно отказывается от получения такой суммы занижения как бюджетного возмещения и учитывает ее на уменьшение налоговых обязательств по этому налогу в последующих налоговых периодах. Такие суммы в обязательном порядке подлежат проработке с целью выявления операций, которые имеют признаки сомнительности;

4.5.3. в случае выяснения по результатам проведения проверок факта, что плательщик налога не имеет права на получение бюджетного возмещения (несоблюдение требований пунктов 200.4 (в части наличия фактической оплаты) и 200.6 статьи 200 Налогового кодекса), налоговый орган направляет плательщику налога налоговое уведомление об отказе в предоставлении бюджетного возмещения НДС по форме "В3" согласно приложению 7 к приказу N 985;

4.5.4. в случае когда контролирующий орган в соответствии с пунктом 58.1 статьи 58 Налогового кодекса уменьшает размер отрицательного значения суммы НДС, рассчитанного плательщиком налога в соответствии с разделом V Налогового кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) плательщику налога налоговое уведомление-решение об уменьшении отрицательного значения суммы НДС плательщика по форме "В4" согласно приложению 8 к приказу N 985.

4.6. В случае, если согласно пункту 54.3 статьи 54 Налогового кодекса контролирующий орган самостоятельно определяет сумму денежных обязательств плательщика налога, предусмотренных этим Кодексом или другим законодательством, такой контролирующий орган направляет (вручает) плательщику налога налоговое уведомление-решение о расчете или перерасчете денежных обязательств, сделанном по результатам проверки, по форме "Р" согласно приложению 2 к приказу N 985.

4.7. В случае когда контролирующий орган самостоятельно определяет суммы налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения суммы НДС плательщика налога, влечет за собой наложение на плательщика налогов штрафа в размере, определенном в статье 123, с учетом требований пункта 54.3.2 статьи 54 Налогового кодекса.

4.8. На сумму бюджетного возмещения НДС, относительно начисления которой на дату формирования справки не обнаружено фактов нарушений законодательства, подразделением, ответственным за проведение внеплановой выездной документальной проверки, в двух экземплярах составляется справка "А2" об подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки (приложение 2 к данным Методическим рекомендациям).

Справки "А2" регистрируются в отдельном журнале, который должен содержать реквизиты такой справки (номер и дату), сумму НДС, подтверждаемую к возмещению, реквизиты справки/акта о результатах проверки (приложение 4 к данным Методическим рекомендациям):

4.8.1. расчет суммы НДС, подтвержденной к возмещению, осуществляется по получении подтверждения правомерности начисления налогового кредита в размере, не ниже суммы начисленных налоговых обязательств по НДС в периоде возникновения отрицательного значения НДС;

4.8.2. первый экземпляр справки "А2" о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки в день ее составления, но не позднее последнего рабочего дня 30- дневного срока, установленного для проведения такой проверки, передается подразделениям учета и отчетности для отображения результатов проверки относительно подтверждения сумм бюджетного возмещения НДС в карточках лицевых счетов плательщиков НДС, второй находится в материалах проверки;

4.8.3. в случае направления запросов относительно проведения встречных сверок для получения налоговой информации необходимой в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса для заключений о правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС во время проведения проверки, на такую сумму в двух экземплярах составляется справка "А3" о пребывании суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость в состоянии встречных сверок (проверок) по образцу, приведенному в пиложении 3 к данным Методическим рекомендациям.

Первый экземпляр справки "А3" о пребывании суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость в состоянии встречных сверок (проверок) на протяжении двух дней с учетом дня ее составления передается подразделениям учета и отчетности для отображения в карточках лицевых счетов плательщиков НДС, второй находится в материалах проверки;

4.8.4. в случае подтверждения достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС по мере получения результатов встречных сверок, проверок (к справке "А3" и акту/справке о результатах документальной внеплановой выездной проверки в случае наличия), такие справки могут составляться отдельно на каждую подтвержденную часть суммы бюджетного возмещения НДС.

Справки "А2" (приложение 2 к данным Методическим рекомендациям) к справкам "А3" (приложение 3 к данным Методическим рекомендациям) составляются до полного подтверждения сумм НДС, которые находились в состоянии встречных сверок (проверок).

5. Организация работы структурных подразделений органов государственной налоговой службы со сводной информацией об объемах сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость

5.1. Формирование и направление обобщенной информации об объемах сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, определенных в заключениях, осуществляется согласно Порядку формирования и направления обобщенной информации об объемах сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, определенных в заключениях, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины и Государственного казначейства Украины от 03.02.2011 г. N 68/23, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 16.02.2011 г. за N 199/18937.

5.2. При участии подразделений контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (при наличии), налогообложения юридических/физических лиц и налогового контроля юридических/физических лиц (при отсутствии подразделения контроля за возмещением налога на добавленную стоимость), налоговой милиции ГНИ районного уровня и СГНИ, исходя из имеющихся материалов, которые могут свидетельствовать об подтверждении достоверности начисления бюджетного возмещения НДС, обеспечивается предоставление подразделениям учета и отчетности ГНИ районного уровня (СГНИ) должным образом оформленного обобщенного перечня плательщиков (подписанного руководителями структурных подразделений и согласованного с заместителями начальника налогового органа, которые в соответствии с распределением обязанностей осуществляют руководство работой соответствующих структурных подразделений) в разрезе деклараций с суммами возможных объемов возмещения денежными средствами, согласно утвержденным порядкам, для проведения обязательного контроля за соответствием сумм данным карточек лицевых счетов, формирования сводной информации и передачи в электронном виде в ГНС областного уровня и ГНС Украины.

5.3. Силами подразделений контроля за возмещением налога на добавленную стоимость, налогообложения физических лиц, налоговой милиции, внутренней безопасности в органах ГНС, обслуживания крупных налогоплательщиков ГНС Украины проводится тщательный анализ сводной информации, по результатам которого подбираются имеющиеся материалы относительно возмещения сумм НДС, которые учитываются при их обобщении подразделением контроля за возмещением налога на добавленную стоимость.

5.4. Осуществление подготовительных работ, направление и получение обобщенных материалов относительно возмещения сумм НДС для формирования справок об подтверждении сумм НДС к возмещению по декларациям, относительно которых такие обобщенные материалы не получены, обеспечивается силами подразделений учета и отчетности.

5.5. Решения, предшествующие фактическому возмещению НДС из бюджета, принимаются с учетом норм законодательства, правительственных поручений, отдельных постановлений Кабинета Министров Украины, объемов бюджетного возмещения НДС, определенных росписью Министерства финансов Украины.

6. Учет результатов проверок

6.1. Подразделения учета и отчетности органов государственной налоговой службы в день поступления информации, указанной в пунктах 3.11, 3.12.2 раздела 3 и пункте 4.8 раздела 4 данных Методических рекомендаций, осуществляют соответствующие учетные операции в карточках лицевых счетов плательщиков НДС.

6.2. Подразделения учета и отчетности готовят и предоставляют в соответствии с пунктом 200.12 подпункта 200.18.1 пункта 200.18 статьи 200 Налогового кодекса органам Государственного казначейства Украины заключения о суммах возмещения налога на добавленную стоимость с учетом результатов проверок:

в течение 3 рабочих дней с даты предоставления справок "А1" о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам камеральной проверки декларации, которая подлежит первоочередной отработке согласно подпункту 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций;

в течение 5 рабочих дней с даты предоставления справок "А2" о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам камеральной или документальной внеплановой выездной проверок деклараций, которые не подпадают под критерии, определенные подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 данных Методических рекомендаций.

Директор Департамента
контроля за возмещением
налога на добавленную стоимость

Л. Воронцова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6