Письмо ГНАУ N 8073/7/16-1617 от 23.03.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 23.03.2011 г. N 8073/7/16-1617

Председателям государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе


Относительно вопросов администрирования налога на добавленную стоимость

Государственная налоговая администрация Украины в связи с поступлением многочисленных запросов органов государственной налоговой службы и с целью обеспечения однозначного толкования отдельных статей Налогового кодекса Украины подчиненными подразделениями налогообложения юридических лиц в части взимания налога на добавленную стоимость сообщает следующее.

Согласно пункту 49.4 статьи 49 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) с 1 января 2011 года плательщики налога, принадлежащие к средним и крупным предприятиям, обязаны представлять налоговые декларации и приложения к ним в электронной форме. Наряду с этим, для плательщиков налога, отнесенных к малым предприятиям, сохранена подача налоговой отчетности на бумажных и электронных носителях с приложением распечатанных оригиналов.

Следует отметить, что начиная с отчетности за март и I квартал 2011 года налоговая отчетность по налогу на добаленную стоимость подается в органы государственной налоговой службы по формам налоговой отчетности, утвержденным приказом Государственной налоговой администриции Украины от 25.01.2011 г. N 41 "Об утверждении форм и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость", зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16.02.2011 г. за N 197/18935 (далее - приказ N 41).

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость и неотъемлемые приложения к ней принимаются подразделениями ведения и защиты налоговой отчетности, которыми осуществляется визуальный контроль за полнотой представленной налоговой отчетности, наличием и достоверностью заполнения всех обязательных реквизитов.

Подразделения налогообложения юридических лиц проводят камеральную проверку. Должностные лица контролирующего органа осуществляют камеральную проверку без обязательного письменного запроса органа государственной налоговой службы и любого специального решения руководителя такого органа или направления на ее проведение.

Так, согласно подпункту 75.1.1 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налога. Единым местом проведения камеральной проверки является помещение контролирующего органа. Согласно требованиям пункта 76.1 статьи 76 Кодекса камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Камеральные проверки налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость плательщиков налога - юридических лиц проводятся работниками подразделений налогообложения юридических лиц в течение 30 дней, следующих за последним днем предельного срока представления отчетной налоговой декларации в орган ГНС или днем фактического представления уточняющего расчета.

Рекомендовано установить следующую очередность проведения камеральных проверок с применением системы двойного контроля в соответствии с категориями плательщика:

- вероятные выгодоформирующие субъекты (налоговые ямы, согласно АС "Распределение плательщиков НДС по категориям внимания" категория внимания 3.2 преимущественно 3.2.2);

- вероятные выгодотранспортирующие субъекты (транзитеры, согласно АС "Распределение плательщиков НДС по категориям внимания" категория внимания 3.2 преимущественно 3.2.3);

- вероятные выгодоприобретатели (согласно АС "Распределение плательщиков НДС по категориям внимания" - категория внимания 3.1);

- другие плательщики НДС.

При определении очередности проведения камеральных проверок в пределах категории рекомендуется учитывать показатель рейтинговой оценки плательщика согласно АС "Распределение плательщиков НДС по категориям внимания" от большего к меньшему значению степени риска.

При камеральных проверках анализируются различия, выявленные по результатам электронной обработки (сверки) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и обработки данных Единого реестра налоговых накладных, реестров выданных и полученных налоговых накладных, в частности:

1) различия при заполнении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость:

- арифметико-логические ошибки при заполнении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (дополнений);

- данные налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и приложений к ней;

2) расхождения между данными налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и реестром выданных и полученных налоговых накладных;

3) расхождения между данными реестров выданных и полученных налоговых накладных и данными таможенных органов;

4) расхождения между данными реестра выданных и полученных налоговых накладных и Единого реестра налоговых накладных;

5) расхождения между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом контрагентов (по занижению налоговых обязательств; по завышению налогового кредита) по данным расшифровок;

6) разногласия по результатам сопоставления данных реестров выданных и полученных налоговых накладных контрагентов (в выданных налоговых накладных; в полученных налоговых накладных);

7) разногласия по результатам обработки данных Единого реестра налоговых накладных.

По результатам проведенных камеральных проверок работники подразделений налогообложения юридических лиц проводят:

- составление актов, подготовку и направление налоговых уведомлений-решений с целью применения согласно пункту 120.1 статьи 120 Кодекса штрафных санкций к плательщикам налога, которые не представили в установленные сроки в налоговый орган налоговую отчетность по НДС;

- составление актов в случае если результаты камеральной проверки налоговой отчетности плательщика свидетельствуют о наличии в такой отчетности ошибок (нарушений);

- подготовку и направление налоговых уведомлений-решений в случае если результаты камеральной проверки налоговой отчетности плательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, завышении суммы бюджетного возмещения, завышении отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость (согласно пункту 123.1 статьи 123 Кодекса);

- оформление справок о невозможности вручения плательщику налога документа (письма, акта камеральной проверки, налогового уведомления-решения и т.п.) и передачу в подразделение налоговой милиции с целью установления местонахождения плательщика налога;

- формирование выводов по результатам камеральных проверок налоговой отчетности и обработки другой имеющейся в базах данных и отчетной части учетного дела плательщика налога налоговой информации (результатов Системы автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов, разногласий в реестрах выданных и полученных налоговых накладных контрагентов, данных таможенных органов, информации Единого реестра налоговых накладных и т.п.).

Форма акта о результатах камеральной проверки данных, задекларированных в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее - Акт, приложение 3 к Порядку заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость), утвержденная приказом ГНА Украины от 25.01.2011 г. N 41 "Об утверждении форм и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость", вступила в силу с 4 марта 2010 года.

Акт составляется в случае выявления по результатам камеральной проверки ошибок (нарушений) за каждый отчетный (налоговый) период. В зависимости от основания проверки (непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности по НДС (пп. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75, ст. 76, п. 49.18 ст. 49 Кодекса) (перевод «Профи Винс») или обнаружения ошибок (нарушений) в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (п. 200.10 ст. 200, пп. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75, ст. 76) в Акте указывается:

суть ошибки (нарушения) - отметкой и, при необходимости, указанием пунктов Кодекса и нормативно-правовых актов;

о примененых штрафах для определения повторности нарушений;

таблица с показателями, в которых допущены ошибки (для проверки по выявлению ошибок (нарушений) в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость), или таблица с показателями сроков представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость;

соответствующее заключение.

Акты регистрируются в журнале учета актов камеральных проверок и заносятся в АС "Аудит".

Выводы формируются на основании проведенного углубленного анализа отчетных данных плательщика, данных информационных ресурсов налогового органа, в случае если работниками подразделений налогообложения юридических лиц выявлены налоговые риски плательщиков налога на добавленную стоимость.

В случае если налоговые риски выявлены по результатам анализа уточняющих расчетов налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (или в связи с уточнением показателей налоговой отчетности контрагентов, либо поступлением другой налоговой информации), выводы составляются на основе налоговой отчетности за отчетный период, за который исправятся ошибки.

В случае выявления по результатам анализа уточняющих расчетов налоговых обязательств по налогу на добавленную стоиомость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (или в связи с уточнением показателей налоговой отчетности контрагентов, либо поступлением другой налоговой информации) дополнительных налоговых рисков, обоснованные материалы передаются в дополнение к ранее предоставленным выводам.

Обоснованный вывод с применением системы двойного контроля формируется работником подразделения налогообложения юридических лиц, подписывается руководителем структурного подразделения, в соответствующих случаях, утверждается резолюцией начальника налоговой инспекции.

Приложением к выводу при наличии является вероятная схема движения НДС по определению вероятного выгодоприобретателя.

При этом, исходя из функциональных полномочий подразделений налогообложения юридических лиц органов государственной налоговой службы схема движения НДС представляет собой графическое изображение ориентировочной схемы движения НДС сформированной средствами подсистемы "Построение схем движения НДС" на основании данных Системы автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов с определением:

- суммы налога на добавленную стоимость и ее вероятного движения по цепи поставки/приобретения;

- периода осуществления операций по поставке, в случае если он не совпадает с отчетным периодом;

- вероятной роли каждого субъекта в цепи поставки/приобретения (выгодоформирующих субъектов, выгодотранспортирующих субъектов, выгодоприобретателей);

- сумм расхождений налоговых обязательств и налогового кредита (при наличии);

- отдельных данных предприятия (код ЕГРПОУ, индивидуальный налоговый номер, состояние плательщика налога, код и название органа ГНС, в котором состоит на учете предприятие, согласно цепи поставки/приобретения).

Соответствующим образом сформированное, подписанное и утвержденное (в соответствующих случаях) заключение передается в подразделение налогового контроля юридических лиц:

относительно вероятных выгодоформирующих (налоговых ям) и выгодотранспортирующих (транзитеров) субъектов - для организации проведения внеплановой документальной проверки и в подразделения налоговой милиции - для оперативного сопровождения;

относительно выгодоприобретателей - для организации проведения плановой документальной проверки.

Таким образом, работники подразделений налогообложения юридических лиц проводят камеральные проверки данных, задекларированных в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, и по их результатам направляются в структурные подразделения соответствующие выводы для проведения документальных проверок и их оперативного сопровождения.

Исходя из вышеизложенного, Государственная налоговая администрация Украины обязывает государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе:

довести указанное разъяснение до сведения подчиненных подразделений и обеспечить его использование при проведении камеральных проверок налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость;

обеспечить неукоснительное соблюдение требований Кодекса, нормативно-правовых актов и распорядительных актов ГНА Украины в части проведения камеральных проверок;

на выполнение требований распоряжения ГНА Украины от 24.01.2011 г. N 48-р обеспечить 04.04.2011 г. информирование ГНА Украины о принятых по состоянию на 01.04.2011 г. подразделениями налогообложения юридических лиц мер по проработке перечней предприятий, задействованных в формировании сомнительного налогового кредита.

Информацию в текстовом виде и по форме приложения 1 – 3 направлять в Департамент администрирования налога на добавленную стоимость средствами электронной связи архивным файлом по адресу 1616ДДММ.КОx, где КО - название области, или средствами fossmail по адресу "ГНА Украины Центр Деп 1616 Нескородева ".

Приложение: на 3 электронных стр.

Заместитель Председателя комиссии по проведению
реорганизации ГНА Украины,
заместитель Председателя ГНА Украины



А. Н. Любченко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4