Письмо ГНАУ N 7166/5/16-1516 от 16.06.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 16.06.2011 г. N 7166/5/16-1516

Государственная налоговая администрация Украины во исполнение поручений Кабинета Министров Украины рассмотрела письма коммунального предприятия относительно применения подпункта 197.1.28 пункта 197.1 статьи 197 раздела V Налогового кодекса Украины и сообщает.

Действующим законодательством установлены отдельные источники оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг (и в том числе тепловой энергии):

- регулируемый тариф на оплату таких услуг, уплачиваемый населением и который является меньше их себестоимости. При этом оплата стоимости коммунальных услуг, предоставленных населению, может осуществляться в пределах тарифа как непосредственно населением, так и за счет бюджетных субсидий, предоставленных льготным категориям граждан;

- производственная дотация из бюджета, которая является компенсацией на покрытие разницы, сложившейся между фактическими затратами на изготовление (приобретение) жилищно-коммунальных услуг (и в том числе тепловой энергии) (себестоимости) и регулируемыми тарифами на их продажу населению (разница между себестоимостью и тарифа).

Пунктом 188.1 статьи 188 раздела V Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) определено, что база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 этого Кодекса, с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями - субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов, кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров).

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

Таким образом, база налогообложения жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из их полной себестоимости (тариф, полученный от граждан, и компенсация разницы между себестоимостью и тарифом, полученная из бюджета).

При этом, согласно подпункту 197.1.28 пункта 197.1 статьи 197 раздела V Кодекса операции по поставке товаров/услуг в части суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

Следовательно, при предоставлении жилищно-коммунальных услуг (и в том числе тепловой энергии) стоимость таких услуг, которая была оплачена населением или бюджетами соответствующего уровня (в связи с предоставлением населению льгот и субсидий) в пределах установленного регулируемого тарифа, подлежит налогообложению по ставке 20%. Разница между фактическими затратами на изготовление (приобретение) жилищно-коммунальных услуг (и в том числе тепловой энергии) (себестоимости) и регулируемыми тарифами на их продажу населению (разница между себестоимостью и тарифом) освобождается от налогообложения.

Кроме того, как в условиях действия Кодекса, так и в условиях действия Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) не облагались выплаты дотаций и субсидий за счет бюджетов, а также действовали и остаются действующими требования относительно распределения налогового кредита при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций (подпункт 7.4.3 пункта 7.4 статьи 7 Закона и статьи 199 раздела V Кодекса соответственно).

Таким образом, установленный Кодексом порядок налогообложения жилищно-коммунальных услуг (и в том числе тепловой энергии) не меняет, а лишь уточняет порядок налогообложения указанных операций, действующих до введения в действие Кодекса.

Статьей 34 Закона Украины от 23.12.2010 г. N 2857-VI "О Государственном бюджете Украины на 2011 год" (далее - Закон N 2857-VI) установлено, что в 2011 году перечисление субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, которая производилась, транспортировалась и поставлялась населению, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам, которые утверждались или согласовывались соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Порядок перечисления в 2011 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, которая производилась, транспортировалась и поставлялась населению, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам, которые утверждались или согласовывались соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 г. N 503 (далее - Постановление N 503).

Статья 34 Закона N 2857-VI соответствует по содержанию соответствующим статьям законов Украины "О Государственном бюджете Украины" на прошедшие годы, а Постановление N 503 не изменяет порядка, установленного в предыдущие годы.

Вопросы применения норм налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость к операциям, связанным с получением субвенций из бюджета на погашение задолженности прошлых лет по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по водоснабжению и водоотводу, которые поставлялись населению, неоднократно рассматривались ГНА Украины, и позиция ГНА Украины по данному вопросу была изложена в письмах от 04.11.99 г. N 16-1121 (вопрос N 12), от 16.11.2000 г. N 15251/7/16-1201 (вопрос N 40), от 23.03.2006 г. 5485/7/16-1517-13, от 07.09.2006 г. N 16715/7/16-1517, от 15.12.2006 г. N 23644/7/16-1517-20, от 21.10.2008 г. N 15442/5/16-1516, от 06.08.2010 г. N 15966/7/16-1517-26.

Таким образом, в соответствии с пунктом 10 подраздела 10 раздела XX Кодекса письма ГНА Украины, подготовленные до 01.01.2011 года, которые разъясняют вопросы порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по перечислению субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, которая производилась, транспортировалась и поставлялась населению, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам, могут применяться к аналогичным операциям, осуществляемым в 2011 году.

Суммируя вышеизложенное, Государственная налоговая администрация Украины считает необходимым дополнительно отметить, что поставленные в обращении плательщика вопросы в полной мере урегулированы действующим законодательством и их решение не требует внесения изменений в действующее законодательство.

Заместитель Председателя комиссии по
проведению реорганизации ГНА Украины,
заместитель Председателя

И. Носачова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4