Письмо ГНАУ N 585/3/31-0011 от 15.06.2011 г-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 15.06.2011 г. N 585/3/31-0011

(Извлечение)

На выполнение пп. 3.2 п. 3 поручения Первого вице-премьер-министра Украины (письмо КМУ от 11.05.2011 г. N 23563/0/1-11) относительно ввода практики реагирования на резонансные и наиболее массовые обращения налогоплательщиков или их представителей относительно проблем администрирования налогов, в частности, возникающих во время ввода Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), ГНС Украины сообщает следующее.

1. С целью предупреждения возникновения проблемных вопросов и совершенствования обслуживания крупных налогоплательщиков разработан и готовится к внедрению метод "горизонтального мониторинга".

Горизонтальный мониторинг базируется на сотрудничестве между органами ГНС и крупными налогоплательщиками путем увеличения взаимной ответственности, создания культуры консультирования, повышения уровня сотрудничества и доверия.

Горизонтальный мониторинг предусматривает заключение между крупным налогоплательщиком и органом ГНС соглашения, в котором будут закреплены взаимные обязательства сторон. В соответствии с соглашением крупный налогоплательщик будет подавать на рассмотрение органа ГНС налоговые риски в режиме реального времени. В свою очередь налоговый орган будет анализировать правомерность отображения операций в налоговой отчетности налогоплательщика. Одним из основных преимуществ является значительное уменьшение количества проверок и сокращения их сроков. Также необходимо отметить такие преимущества для крупных налогоплательщиков, которые будут участвовать в "горизонтальном мониторинге",:

- увеличение доверия к налоговым документам налогоплательщика со стороны налоговых органов;

- уменьшение административной нагрузки на налогоплательщиков при выполнении обязательных налоговых процедур через взаимный постоянный мониторинг налоговых рисков;

- устранение препятствий в деятельности плательщика через ввод электронных процедур администрирования и минимизацию субъективного человеческого фактора налоговых органов.

Ввод "горизонтального мониторинга" крупных налогоплательщиков даст возможность начать формирование эффективной для бюджета и необременительной для добросовестных налогоплательщиков системы администрирования налогов в рамках проведения налоговой реформы.

Налогоплательщики сегодня имеют возможность получать информационно-справочные услуги Информационно-справочного департамента ГНС по телефону, факсу, электронной почте или пользоваться Единой базой налоговых знаний через официальный сайт ГНА Украины.

Информационно-справочный департамент ГНС ежедневно предоставляет руководству ГНС Украины информацию относительно замечаний, поступивших от налогоплательщиков. Для срочного реагирования передаются вопросы, с которыми чаще всего обращались налогоплательщики на протяжении дня, и вопросы налогоплательщиков, которые в связи с принятием Налогового кодекса Украины приводят к трудностям в практическом применении и приобретают массовый характер.

Также ежедневно прорабатывается информация относительно неправомерных действий или бездеятельности работников органов ГНС, возможных коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц органов ГНС и/или выплаты заработной платы налогоплательщиками в "конвертах", которая поступила в контактный центр ГНС на протяжении дня телефоном, электронной почтой или средствами факсимильной связи.

2. Законом Украины от 02.12.2010 г. N 2756 - VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины" ГКУ дополнен статьей 551 "Фиктивная деятельность субъекта хозяйствования".

Этой статьей законодательно определены признаки фиктивности субъектов хозяйствования. Для предубеждения возникновения проблемных вопросов, связанных с уплатой налогов, налогоплательщикам необходимо избегать финансово-хозяйственных отношений с такими субъектами хозяйствования.

В связи с этим в рамках информационной кампании ГНАУ введено информирование налогоплательщиков о недопущении хозяйственных отношений с субъектами хозяйствования с признаками фиктивности, предусмотренными статьей 551 ГКУ.

3. В соответствии со ст. 55 и 56 НКУ процедура административного обжалования решений органов ГНС с этого года является двухуровневой. Это дает возможность сокращения сроков согласования сумм денежных обязательств в административном порядке и повысить непредвзятое и объективное рассмотрение жалоб налогоплательщиков на решение органов ГНС.

Двухуровневая система предотвращает проявление коррупционных деяний (жалобы рассматривают органы ГНС высшего уровня, а не те, что определяли суммы денежных обязательств). Сокращаются расходы на содержание и материально-техническое обеспечение трудовых ресурсов, задействованных в рассмотрении жалоб. Одновременно в двухуровневой системе обжалования сохраняется законное право налогоплательщиков на всестороннее и объективное рассмотрение жалоб (заявлений) относительно правомерности определения органами ГНС денежных обязательств.

С целью повышения эффективности работы подразделений апелляций приняты меры, направленные на усиление информационной составляющей этой работы, внедрено использование современных информационных технологий. В частности, в органах ГНС рассмотрение жалоб налогоплательщиков осуществляется с использованием АИС "Жалоба". На главной странице веб-сайта ГНАУ выделен отдельный раздел "Апелляции налогоплательщиков".

На постоянной основе проводится рассмотрение обращений налогоплательщиков, поступающих как непосредственно от налогоплательщиков, так и через другие контролирующие органы, или с "горячей линии" КМУ.

4. ГНС Украины постоянно изучаются проблемные вопросы, связанные с вводом отдельных положений НКУ, и предложения ассоциаций, общественных объединений и представителей бизнеса.

Некоторые предложения имеют конструктивный характер и нашли свое отображение в предложениях ГНС Украины к МФУ относительно урегулирования имеющихся проблемных вопросов.

На сегодня внесены отдельные изменения в Налоговый кодекс. Так, Законом Украины от 07.04.2011 г. N 3221 - VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины" урегулирован вопрос относительно:

- отмены обязанности налогового агента относительно подачи ежемесячной декларации по налогу на доходы физических лиц;

- освобождения от обязанности представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (оплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога за отчетный налоговый год (форма N 1-ДФ) в случае, если налоговый агент в отчетном периоде не начислял и не выплачивал доходы в пользу физических лиц;

- снижения ставки акцизного налога на бензины моторные и тяжелые дистилляты (временно до 31.07.2011 г.).

5. Законом Украины от 07.04.2011 г. N 3205 - VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица - предпринимателя" введен принцип осуществления деятельности юридических лиц и физических лиц - предпринимателей без свидетельств о государственной регистрации. В частности, в НКУ внесены изменения относительно тех норм, которые базировались на применении свидетельств о государственной регистрации (из текста НКУ были исключены слова "свидетельство о государственной регистрации").

Так, для органов ГНС средством подтверждения факта государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя являются сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. На сегодня такие сведения органы ГНС получают ежедневно в электронном виде в соответствии с Порядком взаимодействия субъектов информационного обмена относительно предоставления и использования сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (далее - ЕГР). Кроме того, если в связи с осуществлением полномочий, определенных НКУ, у органов ГНС возникает потребность в получении документального подтверждения факта государственной регистрации того или другого лица, налоговый орган на основании соответствующего письменного запроса может в установленном порядке получить выписку или справку из ЕГР.

На сегодня формирование ЕГР еще не завершено и имеют место случаи, когда юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель еще не включены в отмеченный государственный реестр. В связи с этим в интересах таких налогоплательщиков обеспечить включение сведений о себе в ЕГР. В осуществлении таких процедур должны быть заинтересованы сами налогоплательщики, поскольку законодательно установлено, что если сведения, подлежащие внесению в ЕГР, не были в него внесены, они не могут быть использованы в споре с третьим лицом.

6. Законом Украины от 21.04.2011 г. N 3292 - VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения УЕФА" предусмотренно временно на период действия Закона Украины "Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине" освободить от налогообложения НДС операции по поставкам Объединением европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) билетов и услуг, являющихся неотъемлемой частью билета.

Также установлено, что в период проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине не подлежит налогообложению доход (прибыль), полученный УЕФА по результатам деятельности в Украине, в том числе вознаграждения от продажи коммерческих прав.

7. Законом Украины от 12.05.2011 г. N 3320 - VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно вопросов налогообложения природного газа и электрической энергии" предусмотренно, что на период действия процедуры списания задолженности согласно Закону Украины "О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию" для участников списания задолженности, определенных данным Законом, являющихся плательщиками НДС в соответствии с разделом V Налогового кодекса, НДС, предварительно отнесенный в состав налогового кредита и налоговых обязательств, не подлежит корректировке и не изменяет состав налоговых обязательств и налогового кредита отчетного налогового периода плательщиков налога.

Кроме того, в соответствии с нормами отмеченного Закона списываются отдельные налоговые долги, в частности налоговый долг состоянием на 01.01.2011 г. НАК "Нефтегаз Украины" (кроме налогового долга по НДС при осуществлении таможенного оформления природного газа, ввезенного на таможенную территорию Украины в прошлых периодах), налоговый долг субъектов хозяйствования, которые осуществляют поставки электрической энергии по регулируемому тарифу, перед бюджетом, возникшего в результате определения налоговыми органами налогового обязательства субъекта хозяйствования из-за наличия небаланса технологических расходов электроэнергии (сверхнормативных расходов электроэнергии), относящиеся к периодам до 01.01.2011 г. и тому подобное.

8. НКУ было продлено действие Указа Президента Украины от 03.07.98 г. N 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" до внесения изменений в раздел XIV НКУ.

Однако вопрос ввода упрощенной системы является социально острым, поскольку действующая упрощенная система налогообложения устарела и в моральном, и в экономическом аспектах, и не устраивает на сегодня как Правительство, так и предпринимательские круги.

16.05.2011 г. Правительством внесен на рассмотрение в ВРУ проект Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины" (относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)  (реестр N 8521), который направлен на усовершенствование упрощенной системы налогообложения с учетом изменений в налоговом законодательстве и предпринимательской среде, обеспечение ее соответствия современным направлениям налоговой политики государства, предотвращение уклонения от налогообложения и тому подобное. Отмеченный законопроект разрабатывался рабочей группой при участии представителей МФУ, Министерства экономического развития и торговли Украины, ГНС Украины, малого бизнеса, общественных организаций и тому подобное.

Проектом Закона Украины предусмотренно:

- отмена ограничения отнесения на расходы плательщика налога на прибыль расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков единого налога;

- представление плательщиками налога на прибыль перечня доходов и расходов в разрезе контрагентов, являющихся плательщиками единого налога;

- установление обязанности регистрации плательщиком НДС в случае предоставления услуг плательщикам НДС;

- определение положений относительно налогообложения доходов физических лиц, осуществляющих несистематическую продажу товаров, в виде краткосрочного свидетельства;

- увеличение объемов годового дохода и их привязка к размеру минимальной зарплаты;

- привязка ставок единого налога для физических лиц к размеру минимальной зарплаты:

- для доходов до 150 минимальных зарплат - максимальной ставки 10 % минимальной зарплаты

- для доходов до 1000 минимальных зарплат - максимальной ставки 20 % минимальной зарплаты;

- для физических лиц с объемом дохода до 2000 минимальных зарплат установление процентной ставки налога (3 % дохода при условии уплаты НДС, 5 % дохода - без уплаты НДС);

- отмена 50-процентной надбавки, применяемой к фиксированным ставкам налога за каждого наемного работника физического лица;

- ограничение области применения упрощенной системы налогообложения для отдельных видов хозяйственной деятельности (высокорентабельных, доходы от которых являются пассивными или которые не требуют государственной поддержки в виде уплаты единого налога);

- исключение из состава единого налога ресурсных платежей с целью содействия рациональному использованию природных ресурсов;

- возвращение физическим лицам - плательщикам единого налога права регистрироваться плательщиками НДС и ведение упрощенного учета доходов и расходов физическими лицами - плательщиками единого налога;

- ведение юридическими лицами - плательщиками единого налога упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов по методике, определенной МФУ;

- установление годового отчетного периода для физических лиц с объемом дохода до 150 размеров минимальной зарплаты, для других плательщиков - сохранение представления квартальной отчетности;

- определение оснований для аннулирования свидетельства плательщика единого налога;

- установление финансовой ответственности за нарушение условий применения упрощенной системы налогообложения.

9. ГНАУ введена практика освещения в средствах массовой информации результатов борьбы с коррупцией в органах ГНС. Дважды в месяц по графику проводятся прямые телефонные линии по вопросам антикоррупционной политики на тему: "Общество против коррупции" при участии руководства Управления внутренней безопасности ГНАУ. По результатам этих телефонных линий и по информационным материалам относительно результатов работы Управления внутренней безопасности готовятся информационные сообщения, которые размещаются на официальном сайте ГНС Украины и в СМИ, интервью и комментарии руководства ГНС Украины в ведущих СМИ.

Первый заместитель Председателя
комиссии по проведению реорганизации
ГНАУ, заместитель Председателя ГНС Украины

А. Клименко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» N 4000 от 14.09.2020 г.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4