logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 19.02.2010 г. N 1653/6/31-4018

Относительно налогообложения единым налогом субъектов малого предпринимательства - физических и юридических лиц, осуществляющих комиссионную торговлю

С изменениями и дополнениями, внесенными
письмом Государственной налоговой администрации Украины
 от 19 апреля 2011 года N 7431/6/31-4019

На выполнение п. 3 решения Общественной коллегии при ГНА Украины от 28.01.2010 г. Государственная налоговая администрация Украины предоставляет информацию относительно практики применения Указа Президента от 28 июня в 1999 г. N 746/99 "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля в 1998 г. N 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства".

1. Относительно налогообложения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссий. 

Согласно Указа Президента Украины от 28 июня в 1999 г. N 746/99 "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля в 1998 г. N 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" физическое лицо - плательщик единого налога платит единый налог в фиксированном размере, который устанавливается местными советами по месту государственной регистрации этого плательщика в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. в месяц и размер единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности (дохода, убытков или отсутствия деятельности) при условии, что объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 500 тыс. грн. на календарный год.

Указом (абзац 5 статьи 1) установлено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). Вместе с тем постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года N 637 утверждено Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, которым установлено, что наличная выручка (выручка) - это сумма фактически полученных наличных средств от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные поступления.

В то же время отмеченным Положением определенны требования к организации наличных и безналичных расчетов. Предусмотрено, что предприниматели, которые открыли текущие счета в банках и хранят на этих счетах свои средства, осуществляют расчеты по своим денежными обязательствам, возникающим в хозяйственных отношениях, приоритетно в безналичной форме, а также в наличной форме (с соблюдением действующих ограничений) в порядке, установленном законодательством Украины.

В соответствии с Гражданского кодекса (статья 1011) по договору комиссии одна сторона (комиссионер - лицо, которое совершает соглашения или другие юридические действия от своего имени, но за счет комитента) обязана по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок. Договор комиссии (посреднический договор) относится к числу договоров о предоставлении нематериальных посреднических услуг, главным образом при осуществлении торговых операций. Посредником при этом является комиссионер.

По Классификатору видов экономической деятельности (КВЭД), который принят приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 N 375, деятельность комиссионеров, которые осуществляют торговые операции от имени или за счет других лиц для третьих лиц, или осуществление коммерческих операций от имени комитента (доверителя) относится к группе "Оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле".

То есть комиссионер действует от своего имени, а следовательно, принимает на себя все права и обязанности по договорам, которые заключаются с третьими лицами, и несет за них ответственность.

Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (п. 31 статья 1) определенно, что продажа товаров - любые операции, которые осуществляются согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за вознаграждение или компенсацию, независимо от сроков предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров.

Следовательно, учитывая отмеченное, комиссионер (физическое лицо - плательщик единого налога) на основании договора комиссии на продажу продукции, выступая от своего имени, самостоятельно заключает договор купли-продажи с третьим лицом (покупателем) и осуществляет продажу (реализацию) товара покупателю. Поэтому сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности - плательщиком единого налога на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операции по договору комиссии, включая и сумму вознаграждения, считается выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг), и согласно положению Указа не должна превышать в течение календарного года 500 тыс. грн.

Следует отметить, что в согласно ст. 3 Указа ставки налога и объем сумм единого налога для юридических лиц, в отличие от физических лиц - предпринимателей, напрямую зависят именно от суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Ставки единого налога для субъектов малого предпринимательства - физических лиц устанавливаются местными советами в зависимости от вида деятельности, являются фиксированными и не зависят от размера выручки физического лица - плательщика единого налога в пределах разрешенного Указом ее объема - 500 тыс. грн.

То есть в данном случае годовой объем выручки (500 тыс. грн.) является лишь критерием определения возможности физического лица - предпринимателя находиться на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в отличие от юридических лиц, у которых объем выручки является объектом налогообложения по ставкам 6 и 10 процентов.

Поэтому с целью определения права пребывания на упрощенной системе налогообложения, субъекты малого предпринимательства, включая и тех, которые осуществляют торговлю по договору комиссии (поручения), должны учитывать все поступления средств, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов и выручку от прочей реализации.

Отмеченная позиция подтверждена решениями судов разных инстанций, в частности:

- постановлением Житомирского окружного административного суда от 03.11.2008 по делу N 2-а-8555/08, постановлением Киевского апелляционного административного суда от 01.12.2009 по делу N 22-а42229/08;

- постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 29.07.2008 по делу N 22-а-3505/2008;

- постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 23.12.2008 по делу N 22-а-4326//2008;

- постановлением Высшего административного суда Украины от 23.12.2008 по делу N К-11744/08;

- постановлением Верховного Суда Украины от 31.03.2009 по делу N 21-1067.

2. Пункт 2 утратил действие

(согласно письму Государственной налоговой
администрации Украины от 19.04.2011 г. N 7431/6/31-4019)

Заместитель Председателя

С. Лекарь

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3