logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 25 марта 2010 года N 185

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения относительно ресурсных и других платежей

Руководствуясь Законами Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", "О государственной налоговой службе в Украине", приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2003 N 176 "Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства", с целью выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 года N 86 "О предоставлении налоговых и других разъяснений" и распоряжения Государственной налоговой администрации Украины от 02.03.2010 N 39-р "О проработке налоговых разъяснений" приказываю:

1. Утвердить Обобщающее налоговое разъяснение относительно ресурсных и других платежей, которые прилагаются.

2. Департаменту администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) (Хоцяновская Н. В.) приказ в трехдневный срок от дня регистрации передать в Департамент массово разъяснительной работы и обращений граждан для обнародования.

3. Департаменту массово разъяснительной работы и обращений граждан (Косарчук В. П.) приказ в десятидневный срок от дня регистрации опубликовать через средства массовой информации к сведению налогоплательщиков и разместить на официальном веб-сайте Государственной налоговой администрации Украины в сети Интернет.

4. Председателям государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, области, городах Киеве и Севастополе довести приказ подчиненной государственной налоговой инспекции.

5. Приказ вступает в силу со дня его обнародования.

6. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Председателя Любченко А. Н.

И. о. Председателя

В. В. Шейбут

УТВЕРЖДЕНО
приказ ГНА Украины
25.03.2010 N 185

Обобщающее налоговое разъяснение относительно ресурсных и других платежей

В этом разъяснении употребляются такие сокращения:

Водный кодекс Украины от 6 июня 1995 года N 213/95-ВР - Кодекс;

Закон Украины от 12 июля 2001 года N 2665-III "О нефти и газе" - Закон N 2665;

Закон Украины от 3 июня 2008 года N 309-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" - Закон N 309;

Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для потребности гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 16 августа 1999 года N 1494, - Порядок N 1494;

Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 года N 321, - Порядок N 321;

Порядок установления нормативов сбора за геологоразведочную работу, выполненную за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года N 115, - Порядок N 115;

Порядок взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26 марта 2008 года N 264 "О мероприятиях по взиманию платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых", - Порядок N 264;

Государственный классификатор продукции и услуг ГК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 N 822, - Классификатор;

Национальный классификатор Украины "Классификация видов экономической деятельности ГК 009:2005", утвержденный приказом Госстандарта Украины от 26.12.2005 N 375, - КВЭД;

приказ ГНА Украины от 23.12.2008 N 802 "Об утверждении формы налоговых расчетов сбора за специальное водопользование в части использования воды", зарегистрированный в Минюсте Украины 17.03.2009 за N 251/16267, - приказ N 802;

Инструкция о порядке начисления и взимания сбора за специальное водопользование в части использования воды, утвержденная общим приказом Минфина, ГНА, Минэкономики, Минэкобезопасности, от 01.10.99 N 231/539/118/219, зарегистрированным в Минюсте Украины 19.10.99 за N 711/4004, - Инструкция N 231;

Инструкция о порядке взимания сбора за геологоразведочную работу, выполненную за счет государственного бюджета, утвержденная общим приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр и ГНА Украины от 23.06.99 N 105/309, зарегистрированным в Минюсте Украины 16.07.99 за N 474/3767, - Инструкция N 105;

Инструкция по применению Классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых государственного фонда недр к месторождениям песка и гравия, утвержденная приказом Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых при Министерстве охраны окружающей природной среды Украины от 25.06.2007 N 198, зарегистрированным в Минюсте Украины 13.07.2007 за N 819/14086, - Инструкция N 198.

1. Относительно сбора за специальное водопользование предприятиями - производителями напитков

С целью внедрения единой системы классификации и кодировки технико-экономической информации с учетом международных стандартов на выполнение постановления Кабинета Министров Украины от 4 мая 1993 года N 326 "О Концепции построения национальной статистики Украины и Государственной программе перехода на международную систему учета и статистики" утвержден Классификатор, который предназначен для использования органами центральной и местной государственной исполнительной власти, финансовыми органами, органами статистики и всеми субъектами ведения (юридическими и физическими лицами) хозяйства, в Украине.

Разделе 15 "Продукция пищевой промышленности" Классификатора определенна группа 15.9 "Напитки" и перечень продукции, которая входит в состав этой группы.

Поскольку на сегодня отсутствую специальные методические указания относительно расчета объемов воды, которая входит в состав напитков, и нормативные документы о определении состава напитков, предлагаем до принятия соответствующих нормативных документов для определения состава напитков (кроме спирта) использовать письмо Центрального таможенного управления лабораторных исследований и экспертной работы Государственной таможенной службы Украины от 12.03.2008 N 29/1-11.2/1641-ЭП, который подготовлен в соответствии с Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности, с учетом нормы Гармонизованной системы описания и кодировки товаров.

В соответствии с этим письмом основой для приготовления напитков могут быть безалкогольные или алкогольные продукты (кроме продуктов, основанных на душистых веществах), используемые для производства разных безалкогольных или алкогольных напитков. В состав этих продуктов могут входить полностью или частично ароматизирующие ингредиенты, растительные экстракты, соки, консерванты, заменители сахара или другие химические вещества, которые определяют данный напиток. Напиток получают из такого продукта путем простого разведения его водой, вином или спиртом, с добавлением или без добавления сахара или газообразного диоксида углерода.

В соответствии с КВЭД готовой промышленной продукцией считается продукция, процесс переработки которой завершен.

Таким образом, с целью расчета сбора за специальное водопользование в части использования воды, которая входит в состав напитка, определяют объем воды в 1 тыс. литров готовой продукции (напитка).

Относительно спирта, который используется для изготовления напитков, следует отметить следующее.

В соответствии с Законом Украины от 17 мая 2001 года N 2408-III "О стандартизации", с изменениями и дополнениями, стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный уполномоченным органом, который устанавливает предназначенные для общего и многоразового использования правила, инструкции, или характеристики, которые касаются деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых является необязательным.

ГСТУ 4221:2003 "Спирт этиловый ректификованный. Технические условия" определенно, что по физико-химическим показателям спирт этиловый ректификованный должен отвечать требованиям, отмеченным в таблице 2 стандарта, а именно: в состав спирта этилового ректификованного входит объемная часть этилового спирта (в зависимости от вида спирта) - не меньше 96,0 - 96,3 проц., альдегиды, сивушные масла,  эфиры, метиловый спирт, свободная кислота, органические вещества, сухой остаток (до 4,0 проц.).

ГСТУ 3297:95 "Водка и напитки ликероводочные. Сроки и определения понятий" установлено:

ликероводочный напиток - это алкогольный напиток крепостью от 1,2 % до 60 %, изготовленный смешиванием спирта этилового ректификованного с полуфабрикатами, ингредиентами и подготовленной водой, насыщенный или ненасыщенный диоксидом углерода (для слабоалкогольных напитков);

слабоалкогольный напиток - это ликероводочный напиток крепостью от 1,2 % до 8,5 %, с массовой концентрацией экстрактивных веществ не более чем 14 г/100 см.куб., изготовленный на основе водно-спиртовой смеси с использованием ингредиентов, полуфабрикатов и консервантов, насыщенный или ненасыщенный диоксидом углерода;

водка - это алкогольный напиток крепостью от 37,5 % до 56 %, изготовленный обрабатыванием водно-спиртовой смеси специальными сорбентами с внесением нелетучих ингредиентов или без их.

В Технологическом регламенте на производство водки и ликероводочных напитков ТР В 18.5084-96 и Технологической инструкции по ликероводочному производству ТЕ В 18.4466-94 приведены таблицы и формулы для расчета количества воды, которое используется предприятиями при приготовлении соответствующей продукции, а в рецептуре для каждого наименования этой продукции определен определенный состав сырья.

При уплате сбора за использование воды, которая входит в состав напитков при производстве пива, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с ГСТУ 3139-95 пиво - это слабоалкогольный, насыщенный диоксидом углерода, тонизирующий напиток, который получается во время брожения охмеленного сусла пивными дрожжами.

Поскольку согласно Классификатору пиво отнесено к классу 15.96 группы 15.9 "Напитки", то сбор за использование воды, которая входит в состав напитков, платится за объем воды, которая находится в 1 тыс. литров готового напитка.

Приказом N 802 утверждена форма налоговых расчетов сбора за специальное водопользование в части использования воды. Налоговым расчетом сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использование воды теплоэлектростанцией с прямоточной системой водоснабжения, поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков, предусмотрен порядок расчета сбора за использование воды, которая входит в состав напитков.

Поскольку не предусмотрено установление отдельных годовых лимитов для воды, которая используется для производства напитков, предприятия - производители напитков самостоятельно исчисляют сбор за специальное водопользование, исходя из расчета удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды.

2. Относительно уплаты сбора за специальное водопользование бюджетными предприятиями, учреждениями и организациями

В соответствии с ст. 46 Кодекса водопользование может быть двух видов - общее и специальное.

Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами, в первую очередь для удовлетворения питьевой потребности населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и другой государственной и общественной необходимости, в соответствии с ст. 48 Кодекса.

Статьей 49 Кодекса предусмотрено, что специальное водопользование является платным.

Согласно ст. 43 Закона Украины от 25 июня 1991 года N 1264-XII "Об охране окружающей природной среды" сбор за специальное использование природных ресурсов устанавливается на основе нормативов сбора и лимитов их использования.

В соответствии с п. 3 Порядка N 1494 плательщиками сбора за специальное водопользование являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, а также граждане - субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы.

Вместе с тем п. 16 Порядка N 1494 установлено, что сбор за использование водных ресурсов не взимается, в частности за воду, которая используется для удовлетворения питьевой и санитарно-гигиенической необходимости населения, а п. 4.8 Инструкция N 231 предусмотрено, что сбор за использование водных ресурсов не взимается, в частности, за воду, которая используется исключительно для удовлетворения питьевой и санитарно-гигиенической необходимости предприятий, учреждений, организаций и субъектов предпринимательской деятельности.

Следовательно, если бюджетное предприятие, учреждение или организация, использует воду исключительно для удовлетворения питьевой и санитарно-гигиенической потребности (то есть использует воду для личного потребления работниками, а также в санузлах, рукомойнике, душевой кабине, и для обеспечения соответствующего санитарно-гигиенического состояния перечисленных помещений и рабочих мест работников), то сбор за специальное использование водных ресурсов не взимается.

Согласно п. 5 Порядка N 1494 объектом исчисления сбора за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потери воды в их системе водоснабжения.

Вместе с тем п. 4.5 Инструкция N 231 установлено, что при использовании водопользователями воды одновременно для собственной надобности и надобности объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объема воды, переданной населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или другой вспомогательной службы, сборы в бюджеты вносят за всю фактически использованную воду с учетом объема потери воды в их системе водоснабжения.

Таким образом, если бюджетные предприятия, учреждения, организации используют воду одновременно для удовлетворения питьевой, санитарно-гигиенической надобности, а также для другой цели (приготовления пищи в столовой, осуществление лечебных процедур и тому подобное), то сбор за специальное использование водных ресурсов осуществляется на общих основаниях за всю фактически использованную воду, с учетом объема потери воды в их системе водоснабжения.

3. Относительно уплаты сбора за специальное водопользование обществами садовников

Статьей 48 Кодекса определенно, что специальное водопользование - это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.

В соответствии с ст. 49 Кодекса специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, порядок согласования и выдача которых регулируется нормой Порядка N 321.

При этом в соответствии с п. 3.1 Инструкции N 231 водопользователи, которые осуществляют забор воды из водного объекта или используют в установленном законодательством порядке воду, полученную от других водопользователей, имеют разрешения на специальное водопользование или договоры на поставку воды.

Водопользователям в установленном порядке утверждаются лимиты на годовой объем использования водных ресурсов (п. 3.2 Инструкции N 231).

Статьей 30 Кодекса определенно, что плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане-предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи) и/или из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи), и пользуются водами для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Вместе с тем, согласно п. 16 Порядка N 1494 и абзаца второго п. 4.8 Инструкции N 231 сбор за использование водных ресурсов не взимается в частности за воду, которая используется для удовлетворения питьевой и санитарно-гигиенической надобности населения, в том числе для удовлетворения исключительно собственной питьевой и санитарно-гигиенической надобности предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая, что п. 3 Порядка N 1494 плательщиками сбора определенно, в частности, граждан - субъектов предпринимательской деятельности, то граждане, которые используют воду исключительно для собственных нужд и не является субъектами предпринимательской деятельности, не являются плательщиками сбора за спецводопользование.

Если граждане объединены в садоводческое общество, которое осуществляет использование воды, то такое общество является водопользователем.

При этом если садоводческое общество непосредственно добывает воду с применением водозаборного сооружения и соответствующего оборудования для забора воды, то такое общество является первичным водопользователем и как первичный водопользователь оно должно получить соответствующее разрешение на специальное водопользование и лимиты на использование водных ресурсов (ст. 49 Кодекса, п. 3.1 Инструкции N 231); если садоводческое общество получает воду из водозаборных сооружений первичного водопользователя, то оно должно иметь разрешение на специальное водопользование или договор на поставку воды и как вторичный водопользователь получить лимиты на использование водных ресурсов (ст. 42 Кодекса, п. 3.1 Инструкции N 231).

В соответствии с абзацем вторым п. 6.2 Инструкции N 231 за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора о поставке воды, сбор начисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком.

Согласно п. 5 Порядка N 1494 объектом начисления сбора за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потери воды в их системе водоснабжения.

Пунктом 4.5 Инструкции N 231 предусмотрено, что при использовании водопользователями воды одновременно для собственных нужд и нужд объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объема воды, переданной населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или другой вспомогательной службы, сбор в бюджеты вносят за всю фактически использованную воду.

Исходя из изложенного, при использовании воды не только для удовлетворения исключительно собственной питьевой и санитарно-гигиенической необходимости, но и для другой цели (полива садов, огородов, приусадебных участков, и тому подобное), садоводческое общество должно платить сбор за специальное водопользование за весь объем фактически использованной воды.

4. Относительно уплаты сбора за специальное водопользование в части использования воды, приобретенной у водопользователей и завезенной на территорию предприятий в цистерне и другой емкости

В соответствии с ст. 42 Кодекса водопользователями в Украине могут быть предприятия, учреждения, организация и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица и лица, без гражданства.

Согласно ст. 49 Кодекса специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, порядок согласования и выдача которых регулируется нормой Порядка N 321. В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ. Пунктом 3.2 Инструкции N 231 определенно, что лимиты утверждаются на годовой объем использования водных ресурсов на производственную и другую необходимость до 10 января, а для оросительного земледелия - до 10 марта текущего года.

При этом в соответствии с п. 3.1 Инструкции N 231 водопользователи, которые осуществляют забор воды из водного объекта или используют в установленном законодательством порядке воду, полученную от других водопользователей, имеют разрешения на специальное водопользование или договоры на поставку воды.

Статьей 30 Кодекса определенно, что плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане-предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи) и/или из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи), и пользуются водами для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Так, первичному водопользователю устанавливается лимит использования воды в разрешении на специальное водопользование, а в договоре между первичным и вторичными водопользователями устанавливаются такие лимиты первичным водопользователем для вторичных водопользователей.

Если первичный водопользователь, который осуществляет забор воды, часть такой воды отгружает в цистерне и другой емкости другому водопользователю, то вода становится товаром и происходит факт покупки-продажи такого товара.

Первичный водопользователь при этом платит предусмотренные законодательством обязательные налоги и сборы, а сбор за специальное водопользование платит лишь в части использованной им воды на собственные производственные и хозяйственно-бытовые нужды.

Вторичный водопользователь, получающий воду от первичного водопользователя в цистернах и других емкостях, уплачивает первичному водопользователю за воду как за товар цену, предусмотренную договором купли-продажи, и только при использовании такой воды в собственной хозяйственной деятельности водопользователь платит сбор за спецводопользование в части фактически использованных им объемов воды (для производственных и хозяйственно-бытовых целей) по действующим нормативам, установленным для водных объектов соответствующей территории, и сбор за спецводопользование в части фактически использованных объемов воды, входящей в состав напитков (при изготовлении напитков) по действующим нормативам, установленным для воды, входящей в состав напитков.

5. О взимании платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых при проведении дноуглубительных работ

При выполнении дноуглубительных работ русел рек имеет место нарушение целостности недр, то есть фактически происходит пользование недрами в понимании ст. 14 Кодекса Украины о недрах. Ст. 1 Кодекса Украины о недрах определенно, что недра - это часть земной коры, которая расположена под поверхностью суши и дном водоемов и протягивается к глубине, доступной для геологического изучения и освоения.

Взимание платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых регламентируется Порядком N 264, которым установлены единые правила взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного и местного значения на территории Украины в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, определение плательщиков и объекта налогообложения платежами, за пользование недрами, стоимости единицы добытого полезного ископаемого и исчисления налоговых обязательств.

Пунктом 3 Порядка N 264 установлено, что объектом взимания платежа является объем (количество) погашенных запасов полезных ископаемых или добытых полезных ископаемых (товарной продукции горнодобывающего предприятия), который определяется плательщиком согласно соответствующей инструкции, утвержденной Минприроды.

В п. 4 Порядка N 264 определено, что стоимость добытых в отчетном (налоговом) периоде полезных ископаемых (готовой продукции) исчисляется плательщиком для каждого участка недр на базовых условиях поставки (состав готовой продукции горнодобывающего предприятия) по большей из таких ее величин:

по фактическим ценам реализации добытых полезных ископаемых;

по расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Стоимость единицы добытых полезных ископаемых определяется:

по фактической цене реализации полезных ископаемых - в соответствии с положениями п. п. 5 - 7 отмеченного Порядка;

по расчетной стоимости - в соответствии с положениями п. 8 - 13 Порядка N 264.

Налоговые обязательства с платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за отчетный период исчисляются согласно п. 14 Порядка N 264 по формуле в зависимости от применения базовых нормативов платежей абсолютной (в единице стоимости для объема (количества) добытых полезных ископаемых и объема (количества) погашенных запасов) и относительной величины (в процентах к стоимости единицы добытых полезных ископаемых (товарной продукции горнодобывающего предприятия)).

В соответствии с приведенной в письме информацией плательщик осуществляет дноуглубительные работы по расчистке водных объектов и использует добытые полезные ископаемые на свое усмотрение в хозяйственной деятельности, в частности получение дохода от их продажи третьим лицам по свободным рыночным ценам как готовой продукции (песка), так и "почвы песчаной".

Следует отметить, что в соответствии с п. 4.9 Инструкции N 198, песок и гравий используются в строительной отрасли как заполнитель бетонов, в строительстве автомобильных дорог, для наложения балластного слоя железнодорожных путей, производства строительных и штукатурных растворов, силикатных изделий, портландцемента, кровельных рулонных материалов. Пески, кроме того, используются в литейном производстве (формировочные пески), производстве динаса, фарфора-фаянса, стекла, карбида кремния, при производстве цемента, фильтровании водопроводной воды, в песочнице локомотивов как абразивный материал, для рекультивации и планирования территории и в других производствах.

Пунктом 4.10 Инструкции N 198 определенно, что требования к качеству песка и гравия в зависимости от назначения определяются государственными стандартами и техническими условиями. В некоторых случаях пригодность песка устанавливается по результатам испытаний готовой продукции.

Обращаем внимание, что согласно Перечня полезных ископаемых местного значения, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 12 декабря 1994 года N 827, песок относится к песчано- гравийному сырью.

Пунктом 7 разд. II Закона N 309 внедрены базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, которые приведены в дополнении N 1 к данному Закону. Так, для песка базовый норматив установлен в размере 5 проц. стоимости добытых полезных ископаемых, товарной продукции.

Также сообщаем, что в соответствии со ст. 33 Кодекса Украины о недрах с пользователей недр взимаются отчисления за геологоразведочную работу, выполненную за счет государственного бюджета.

Взимание сбора за геологоразведочную работу, выполненную за счет государственного бюджета, регламентируется Порядком N 115 и Инструкцией N 105.

Вместе с этим, если плательщик частично выполнял геологоразведочную работу за счет собственных средств, то в соответствии с п. 4 Порядка N 115 должен оплатить сбор за геологоразведочную работу с учетом понижающих коэффициентов. Основанием для применения таких коэффициентов является справка Минприроды. Для получения такой справки недропользователь подает Государственному информационному геологическому фонду (Геоинформ) заверенную копию документов, которые подтверждают не бюджетное финансирование выполненной геологоразведочной работы (выдержка из финансового плана предприятия, сметы расходов собственных средств, отчеты о выполненной геологоразведочной работе по форме 01-гр и 2-гр).

Обращаем внимание, что в соответствии с абзацем шестым п. 5.4 Инструкции N 105 копия такой справки подается недропользователем в органы государственной налоговой службы и учитывается при исчислении сбора за геологоразведочные работы, начиная с квартала, в котором была подана.

6. О налогообложении договоров о совместной деятельности в сфере недропользования

Статьей 1130 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года N 435-IV установлено, что по договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются совместно действовать без создания юридического лица для достижения определенной цели, что не противоречит закону.

В соответствии с ст. 1132 и 1133 Гражданского кодекса Украины совместная деятельность в форме простого общества осуществляется на основании объединенного имущества, в том числе имущественных прав.

Статья 19 Кодекса Украины о недрах и ст. 11 Закона N 2665 определяют, что пользование недрами осуществляется на основании специального разрешения на пользование недрами и в соответствии с соглашением об условиях пользования нефтегазоносными недрами.

Статьей 24 Кодекса Украины «о недрах» и ст. 10 Закона N 2665 определены права, которые возникают в связи с владением специальным разрешением на пользование недрами, а именно:

осуществлять на предоставленном им участке недр геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другую работу, согласно условиям специального разрешения;

распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, право собственности на которые получено должным образом по ст. 317 Гражданского кодекса Украины.

Статьей 14 Закона N 2665 четко установлены ограничения оборотоспособности и имущественные права, которые происходят из владения специальным разрешением, а именно: владельцы специальных разрешений на пользование нефтегазоносными недрами не могут дарить, продавать или любым способом отчуждать права, предоставленные недропользователю специальным разрешением на пользование нефтегазоносными недрами, любой другому юридическому или физическому лицу, в том числе передавать их в уставные фонды создаваемых с его участием субъектов хозяйственной деятельности, а также в имущество совместной деятельности.

Таким образом, имущественные права определенные ст. 24 Кодекса Украины о недрах и ст. 10 Закона N 2665, не могут распространяться на третьих лиц и коллективно использоваться для осуществления деятельности по пользованию нефтегазоносными недрами, а полученные в результате такой деятельности доходы не могут определяться как частично общими и в соответствии со ст. 189 Гражданского кодекса Украины принадлежат лишь владельцу специального разрешения на пользование недрами.

В соответствии с пп. 1 п. 3 Заключительных положений Закона N 309 плательщиками рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, являются субъекты ведения хозяйствования, которые осуществляют добычу углеводородного сырья, а именно природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа) и газового конденсата и нефти на основании специальных разрешений на право пользования недрами. Такое определение плательщиков содержится и в п. 2 Порядка вычисления и внесения в Государственный бюджет Украины рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22 марта 2001 года N 256.

Согласно такому определению плательщиков рентной платы и учитывая ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины плательщиками рентной платы могут быть лишь юридические лица или физические лица - предприниматели, которые в определенном законодательством порядке получили специальные разрешения на пользование нефтегазоносными недрами. Следует отметить, что договоры о совместной деятельности не принадлежат ни к одной из указанной категорий субъектов гражданских отношений.

Пунктами 12 и 13 част. 1 ст. 14 Закона Украины "О системе налогообложения" предусмотрено взимание сбора за геологоразведочную работу, выполненную за счет государственного бюджета, и сбора, за специальное использование природных ресурсов, одним из видов которого есть платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

В соответствии с п. 1 Порядка N 115 сбор за выполненную геологоразведочную работу взимается с недропользователей независимо от формы собственности, которые добывают полезные ископаемые на ранее разведанных месторождениях, а также на расположенных в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны месторождениях с предварительно оцененными запасами, которые при согласии заинтересованных недропользователей переданы им для промышленного освоения.

Пунктом 2 Порядка N 264, определенно, что платежи взыскиваются с субъектов ведения хозяйствования, которые осуществляют добычу полезных ископаемых или геологическое изучение недр с последующей опытно-промышленной разработкой.

В соответствии с частью 15 ст. 1 Закона N 2665 пользователь нефтегазоносными недрами это - юридическое или физическое лицо, которое имеет специальное разрешение на пользование нефтегазоносными недрами с целью поиска и разведки месторождений нефти и газа, добычи нефти и газа или их хранения, возврата (захоронения) сопутствующих и стоковых вод, других отходов, которые добываются в процессе разведки и разработки месторождений нефти и газа.

Статьей 13 Кодекса Украины о недрах определенно, что пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организация, граждане Украины, а также иностранные юридические лица и граждане.

Исходя из изложенного, обязанность с уплаты в бюджет рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, сбор за геологоразведочную работу и платежи за пользование недрами возникают у субъекта ведения хозяйствования, который осуществляет комплекс работ по пользованию нефтегазоносными недрами на основании полученного в соответствии с законодательством специального разрешения на пользование недрами.

Кроме того, законодательством по вопросам налогообложения рентными и ресурсными платежами не предусмотрена переуступка по договору о совместной деятельности обязанности по уплате налоговых обязательств указанных платежей, возложенных на субъекты ведения хозяйствования, которые в установленном законодательством порядке получили специальное разрешение на пользование нефтегазоносными недрами.

В соответствии с п. 5.1 в. 5 Закона Украины от 28 декабря 1994 года N 334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" валовые расходы производства и обращения - это сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной форме, осуществляемой как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготавливаются) таким плательщиком налога для последующего использования в собственной хозяйственной деятельности.

Согласно пп. 5.2.5 п. 5.2 в. 5 данного Закона в состав валовых расходов плательщика включается сумма внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины "О системе налогообложения" (кроме тех, что прямо не определены в перечне налогов, сборов (обязательных платежей), определенных отмеченным Законом), включая акцизный сбор и рентные платежи.

Следовательно, поскольку налоговые обязательства по рентным и ресурсным платежам в соответствии с законодательством платятся недропользователями - владельцами специальных разрешений на пользование недрами, то сумма оплаченных (начисленных) этих платежей включаются в состав валовых расходов плательщиков налога - недропользователей.

Директор Департамента администрирования
налога на прибыль и других налогов
и сборов (обязательных платежей)



Н. В. Хоцяновская

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3