logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 25 марта 2010 года N 186

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения относительно платы за землю с юридических лиц

С изменениями и дополнениями, внесенными
приказом Государственной налоговой администрации Украины
от 19 мая 2010 года N 355

Руководствуясь законами Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", "О государственной налоговой службе в Украине" и приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2003 N 176 "Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства", с целью выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 года N 86 "О предоставлении налоговых и других разъяснений" и распоряжения Государственной налоговой администрации Украины от 02.03.2010 N 39-р "О проработке налоговых разъяснений" приказываю:

1. Утвердить Обобщающее налоговое разъяснение относительно платы за землю с юридических лиц (добавляется).

2. Департаменту администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) (Хоцяновская Н. В.) приказ в трехдневный срок со дня регистрации передать в Департамент массово разъяснительной работы и обращений граждан для обнародования.

3. Департаменту массово разъяснительной работы и обращений граждан (Косарчук В. П.) приказ в десятидневный срок со дня регистрации довести через средства массовой информации к сведению налогоплательщиков и разместить на официальном веб-сайте Государственной налоговой администрации Украины в сети Интернет.

4. Председателям государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести приказ подчиненным государственным налоговым инспекциям.

5. Приказ вступает в силу со дня предания огласке.

6. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Председателя Любченко А. М.

И. о. Председателя

В. В. Шейбут

УТВЕРЖДЕНО
Приказ ГНА Украины
25.03.2010 N 186

Обобщающее

налоговое разъяснение относительно платы за землю с юридических лиц

В Обобщающем налоговом разъяснении установлены такие сокращения:

Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года N 2768 - Кодекс;

Закон Украины от 28 декабря 2007 года N 107-VI "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" - Закон N 107;

Закон Украины от 26 декабря 2008 года N 835-VI "О Государственном бюджете Украины на 2009 год" - Закон N 835;

Закон Украины от 3 июля 1992 года N 2535-XII "О плате за землю", с изменениями и дополнениями - Закон N 2535;

Закон Украины от 6 октября 1998 года N 161-XIV "Об аренде земли" (в редакции Закона Украины от 2 октября 2003 года N 1211-IV) - Закон N 161;

Закон Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", с изменениями и дополнениями - Закон N 2181;

Закон Украины от 3 июня 2008 года N 309-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (далее - Закон N 309);

Порядок представления налогового расчета земельного налога, утвержденный приказом ГНА Украины от 26.10.2001 N 434, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 19.11.2001 за N 963/6154, - Порядок N 434.

1. Относительно особенностей начисления налоговых обязательств по плате за землю

С учетом преамбулы Закона N 2535 установлено, что этим Законом определяются размеры и порядок платы за использование земельных ресурсов, а также направления использования средств, которые поступили от платы за землю, ответственность плательщиков и контроль за правильностью исчисления и взыскания земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Согласно статьи 14 Закона N 2535 плательщики земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности (кроме граждан) самостоятельно вычисляют сумму земельного налога и арендной платы ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Налогоплательщик имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, которая не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

В соответствии со статьей 17 Закона N 2535 налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями владельцами и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за базовый налоговый (отчетный) период, который равняется календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Статьей 18 Закона N 2535 установлено, что плательщики, которые своевременно не были привлечены к уплате земельного налога, платят налог не более чем за два предыдущих года, а пересмотр неправильно начисленного налога, взыскание или возврат его плательщику допускаются не более чем за два предыдущих года.

В соответствии со статьей 26 Закона N 2535 за нарушение норм этого Закона налогоплательщики несут ответственность, предусмотренную Земельным кодексом Украины и законами Украины.

Преамбулой Закона N 2181 определенно, что этот Закон является специальным законом по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисление и уплаты пени и штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Закона N 2181, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 данного Закона) налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право предоставить уточняющий расчет.

Подпунктом 15.1.1 пункта 5.1 статьи 15 Закона N 2181 установлено, что за исключением случаев, определенных подпунктом 15.1.2 этого пункта, налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика в случаях, определенных этим Законом, не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, а в случае, когда такая налоговая декларация была предоставлена позднее - за днем ее фактического представления.

Учитывая приведенное, а также то, что в соответствии с пунктом 19.6 статьи 19 Закона N 2181 законы и другие нормативно правовые акты действуют в части, что не противоречат нормам этого Закона, плательщики земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (юридические лица) имеют право предоставить уточняющий расчет для самостоятельного исправления ошибок в показателях ранее поданных налоговых деклараций в течение 1095 дней, следующих за последним днем предельного срока представления таких налоговых деклараций, а в случае, когда такие налоговые декларации были предоставлены позднее - за днем их фактического представления.

2. Относительно представления налоговых деклараций по новоотведенным земельным участкам

В соответствии со статьей 14 Закона N 2535 плательщики земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности (кроме граждан) самостоятельно вычисляют сумму земельного налога и арендной платы ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Налогоплательщик имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, которая не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в том числе и за новоотведенные земельные участки, что не освобождает от обязанности представления налоговой декларации в течение месяца со дня возникновения права на новоотведенный земельный участок, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 4 Порядка N 434, в случае приобретения права собственности и/или права пользования земельным участком на протяжении года плательщик земельного налога подает отчетный Расчет в течение месяца со дня возникновения такого права.

Методическими рекомендациями относительно представления и заполнения налоговой декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые отправлены подчиненным органам государственной налоговой службы письмом ГНА Украины от 01.02.2006 N 1833/7/15-0217, также установлено, что налогоплательщик имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, которая не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в том числе и за новоотведенные земельные участки, что не освобождает от обязанности представления налоговой декларации в течение месяца со дня возникновения права на новоотведенный земельный участок, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, налоговые расчеты земельного налога и налоговые декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности за новоотведенные земельные участки подаются владельцами земли и землепользователями в течение месяца со дня возникновения права на новоотведенный земельный участок.

При этом владельцы земли и землепользователи, как определено статьей 15 Закона N 2535, платят земельный налог, а также арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Согласно статье 17 Закона N 2535 налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе и за новоотведенные земельные участки, платится владельцами и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за базовый налоговый (отчетный) период, который равняется календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

3. Относительно исчисления суммы земельного налога за земельные участки, которые приобретены на основании гражданско-правовых соглашений

Пунктом 7 раздела II Закона N 107 внесены изменения к Закону N 2535 в части расчета суммы земельного налога в случае приобретения земельных участков на основании гражданско-правовых соглашений.

В соответствии со статьей 2 Закона N 2535 использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель.

Согласно статье 7 Закона N 2535 ставки земельного налога с земель населенных пунктов, денежная оценка которых определена, устанавливаются в размере одного процента от их денежной оценки.

Статьей 8 Закона N 2535 определенно, что налог за земельные участки за пределами населенных пунктов, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения, взимается из расчета 5 процентов от денежной оценки единицы площади пашни по области.

Частью третьей статьи 7 и частью второй статьи 8 Закона N 2535 установлено, что в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения размер налога рассчитывается от суммы, которая равняется денежной оценке земли, но в любом случае сумма, от которой рассчитывается размер налога, не может быть меньшей цены земельного участка, который указан в соглашении.

В соответствии с Заключительными положениями Закона N 107 раздел II, в частности пункт 7 вступает в силу с 1 января 2008 года.

Однако пунктом 2 резолютивной части Решения Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 N 10-рп в деле по конституционным представлениям Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений статьи 65 раздела I, пунктов 61, 62, 63, 66 раздела II, пункта 3 раздела III Закона N 107 и 101 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 67 раздела I, пунктов 1 - 4, 6 - 22, 24 - 100 разделу II Закона N 107 (дело относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины) пункт 7 раздела II "Внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины" Закона N 107 признано таким, которое не отвечает Конституции Украины (является неконституционным).

Пунктом 5 резолютивной части отмеченного выше Решения Конституционного Суда Украины установлено, что положение Закона N 107 признано неконституционным, теряет действие со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения, то есть с 22.05.2008.

Законом N 309, в частности пунктом 1 раздела I, внесены изменения в статьи 7, 8 Закона N 2535, аналогичные изменениям, внесенным в статьи 7, 8 Закона N 2535 раздела II Закона N 107.

Пунктом 1 раздела II Заключительных положений Закона N 309 установлено, что этот Закон вступает в силу со дня его опубликования и применяется со дня потери действия соответствующих положений раздела II Закона N 107.

Закон N 309 официально опубликован в газете "Голос Украины", 2008,06 (04.06.2008 N 105) и газете "Правительственный курьер" 2008,06 (04.06.2008 N 101), то есть указанный Закон вступил в силу с 04.06.2008.

Таким образом, изменения в статьи 7 и 8 Закона N 2535 в части определения земельного налога за земельные участки, которые приобретены на основании гражданско-правовых соглашений, применяются в соответствии с пунктом 2 Заключительных положений Закона N 107 и пункта 1 раздела II Заключительных положений Закона N 309.

Следовательно, в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения земельный налог рассчитывается субъектами налогообложения (независимо от времени приобретения земельных участков по гражданско-правовым соглашениям) от нормативной денежной оценки земли, а в случае, если цена земельного участка, которая установлена в соглашении, превышает нормативную денежную оценку, от которой рассчитывается размер налога, то при расчете суммы земельного налога применяется цена земельного участка, который указан в соглашении.

4. Относительно уплаты земельного налога обществами садовников (юридическими лицами)

Основным документом, регулирующим земельные отношения в Украине, является Кодекс, а взимание платы за землю осуществляется в соответствии с Законом № 2535.

Согласно статье 19 Кодекса, земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на категории. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с полномочиями.

Как определено статьей 22 Кодекса, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной, научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенных для этих целей.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся: сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи, несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временного консервирования и т.д.).

Юридические лица, в частности, могут иметь земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства на условиях аренды (ст.35 Кодекса).

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью. К землям общего пользования садоводческого товарищества относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, строениями, сооружениями и другими объектами общего пользования.

Согласно статье 5 Закона № 2535 объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, субъектом (плательщиком) - владелец земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор.

Статьей 13 Закона № 2535 установлено, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который согласно статьям 193 и 204 Кодекса содержит совокупность сведений и документов о местоположении земельных участков и правовом режиме, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристике, распределении среди собственников земли и землепользователей и ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Законом № 2535 установлены ставки земельного налога для сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений), земель в пределах населенных пунктов в зависимости от того, проведена или нет их нормативная денежная оценка, и земель, которые находятся за пределами населенных пунктов.

Согласно части первой статьи 6 Закона № 2535 ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах от денежной оценки в таких размерах: для пашни, сенокосов и пастбищ - 0,1; многолетних насаждений - 0,03.

Ставки земельного налога за земельные участки в границах населенных пунктов (кроме сельскохозяйственных угодий) определены статьей 7 Закона № 2535, а за пределами населенных пунктов - статьями 8 - 11 настоящего Закона (в процентах от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области).

Таким образом, садоводческое общество как юридическое лицо является плательщиком земельного налога за предоставленные земельные участки по ставкам, установленным Законом № 2535 для соответствующих категорий земель на основании данных государственного земельного кадастра.

(раздел 4 в редакции приказа Государственной налоговой
администрации Украины от 19.05.2010 г. N 355)

5. Относительно уплаты бюджетными учреждениями земельного налога за земельные участки под переданные в аренду здания

Взимание земельного налога осуществляется в соответствии с Законом N 2535, которым определен круг плательщиков земельного налога, ставки налога, порядок его вычисления и уплаты, а также льготы отдельным категориям плательщиков.

Согласно статье 2 Закона N 2535 использование земли в Украине является платной. Объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), который находится в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, а плательщиками - владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, в том числе арендаторы (статья 5 Закона N 2535), то есть непосредственно те субъекты хозяйствования, которым земельные участки переданы в собственность или предоставлены в пользование, в том числе на условиях аренды.

При этом юридические лица и граждане приобретают право собственности и права пользования земельными участками земель государственной или коммунальной собственности (ст. 116 Кодекса), по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Кодексом (ст. ст. 125, 126) установлено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав. Право собственности на земельный участок, а также постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли, зарегистрированным в соответствии с законом.

Пунктом 3 части первой статьи 12 Закона N 2535 определено, что от земельного налога освобождаются (за земельные участки, которые переданы им в собственность или предоставлены в пользование), в частности, заведения, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет бюджета.

Если предприятия, учреждения и организации, которые пользуются льготами по земельному налогу, имеют в подчинении хозрасчетные предприятия или сдают напрокат (аренду) земельные участки, отдельные здания или их части, налог за земельные участки, занятые этими хозрасчетными предприятиями или зданиями (их частями), переданными во временное пользование, платится в установленных размерах на общих основаниях (часть пятая статьи 12 Закона N 2535).

Законом N 2535 не предусмотрено исключений относительно освобождения от уплаты земельного налога бюджетных учреждений, которые сдают напрокат (аренду) земельные участки, отдельные здания или их части другим субъектам хозяйствования, в том числе бюджетным учреждениям.

Таким образом, плательщиками земельного налога в бюджет в установленных размерах на общих основаниях являются владельцы земельных участков и землепользователи, которым земельные участки переданы в собственность или предоставлены в пользование.

Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено возмещение арендодателю зданий, сооружений (их частей) платы за пользование земельным участком. Так, в соответствии со статьей 797 Гражданского кодекса Украины плата, которая взимается с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит с платы за пользование им и платы за пользование земельным участком.

6. Относительно уплаты земельного налога субъектами хозяйствования в случае приобретения права собственности на земельный участок из земель частной собственности

В соответствии со статьей 15 Закона N 2535 владельцы земли и землепользователи платят земельный налог, а также аренду плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Законом Украины от 5 марта 2009 года N 1066-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, которые удостоверяют право на земельный участок, а также порядка разделения и объединения земельных участков" (вступил в силу через месяц со дня его опубликования - с 2 мая 2009 года) внесены изменения к Кодексу (ст. ст. 125, 126 Кодекса изложены в новой редакции).

Следовательно, право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав (ст. 125 Кодекса).

Частью второй статьи 126 Кодекса установлено, что право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его пределов и целевого назначения, удостоверяется гражданско-правовым соглашением относительно отчуждения земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению или свидетельству о праве на наследство.

В соответствии со статьей 132 Кодекса соглашения о переходе права собственности на земельные участки должны содержать, в частности, момент перехода права собственности на земельные участки. Приложением к соглашению, по которому осуществляется отчуждение земельного участка частной собственности, является государственный акт на право собственности на земельный участок, который отчуждается (или отчуждался). Соглашения о переходе права собственности на земельный участок подлежат нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Таким образом, владелец земельного участка, который приобрел его в собственность из земель частной собственности без изменения его пределов и целевого назначения, должен платить земельный налог в бюджет со дня возникновения права собственности на землю, что удостоверяется гражданско-правовым соглашением относительно отчуждения такого земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, если другое не определено в этом соглашении (должен содержать момент перехода права собственности на земельный участок).

7. Относительно налогообложения субъектами хозяйствования арендованного земельного участка приобретенного по договору купли-продажи

Согласно статье 2 Закона N 2535 плата за землю взимаетя в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель. Владельцы земельных участков, земельных долей (паев), и землепользователи кроме арендаторов платят земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным кодексом, Гражданским кодексом Украины, Законом N 161, другими нормативно правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды земли.

Статьей 125 Кодекса определено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Согласно статье 126 Кодекса право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, когда право собственности на земельный участок приобретается из земель частной собственности без изменения его границ и целевого назначения. Право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли, зарегистрированным в соответствии с законом.

Согласно статьям 629, 651 Гражданского кодекса Украины договор является обязательным для выполнения сторонами. Изменение или расторжение договора допускается лишь при согласии сторон, если другое не установлено договором или законом. Договор может быть изменен или разорван по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в других случаях, установленных договором или законом.

Договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требований земельного законодательства (статья 13 Закона N 161).

Статьей 19 Закона N 161 установлено, что срок действия договора аренды земли определяется при согласии сторон, но не может превышать 50 лет.

Как определенно статьей 9 Закона N 161 арендатор, который в соответствии с законом может иметь в собственности арендованный земельный участок, имеет подавляющее право на приобретение его в собственность в случае продажи этого земельного участка, при условии, что он платит цену, по которой он продается, а в случае продажи на аукционе - если его предложение является равным с предложением, которое является наибольшим из предложенных участниками аукциона.

В то же время статьей 31 Закона N 161 установлено, что договор аренды земли прекращается, в частности, в случае сочетания в одном лице владельца земельного участка и арендатора.

Договор аренды земли также может быть разорван при согласии сторон. По требованию одной из сторон договор аренды может быть досрочно разорван по решению суда в порядке, установленном законом.

В случае, когда субъект хозяйствования выкупает арендованный им земельный участок государственной или коммунальной собственности на основании договора купли-продажи, при этом договор аренды земли в установленном законодательством порядке не разорван, то такой субъект будет платить земельный налог с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок, если другое не предусмотрено договором купли-продажи этого земельного участка.

В соответствии со статей 193, 204 Кодекса процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками устанавливает государственный земельный кадастр, который ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

8. Относительно правильности налогообложения земель государственной и коммунальной собственности в случае отчуждения права собственности на жилые дома, здания или сооружения, которые размещены на арендованных земельных участках

Согласно статье 2 Закона N 2535 использование земли в Украине является платной. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель.

Объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), который находится в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, а субъектом (плательщиком) - владелец земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор. Владельцы земельных участков, земельных долей (паев), и землепользователи кроме арендаторов платят земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата (статья 5 Закона N 2535).

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок, который находится в государственной или коммунальной собственности (ст. 13 Закона N 2535), является договор аренды такого земельного участка.

Статьями 125, 126 Земельного кодекса Украины установлено, что право аренды земельного участка возникает с момента государственной регистрации этого права, и такое право удостоверяется договором аренды земли, зарегистрированным в соответствии с законом.

Законом Украины от 1 июля 2004 года N 1952-IV "О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их ограничений", с изменениями и дополнениями, установлено, что государственная регистрация прав на земельный участок является официальным признанием и подтверждением государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на него.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным кодексом, Гражданским кодексом Украины, Законом N 161, законами Украины, другими нормативно правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды земли.

До разграничения по закону земель государственной и коммунальной собственности арендодателями земельных участков в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, являются соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных Кодексом (Заключительные положения Закона N 161).

Согласно статье 5 Закона N 161 арендаторами земельных участков являются юридические или физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право владения и пользования земельным участком.

Договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требований земельного законодательства. Договор аренды земли вступает в силу после его государственной регистрации (статьи 13, 18 Закона N 161).

Неотъемлемой частью договора аренды земли (ст. 15 Закона N 161) является акт приема-передачи объекта аренды.

Статьей 7 Закона N 161 установлено, что к лицу, которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, которые расположены на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок. Договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

В соответствии со статьей 31 Закона N 161 договор аренды земли прекращается, в частности, в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, которые расположены на арендованной другим лицом земельном участке.

При этом статьей 34 Закона N 161 установлены последствия прекращения или расторжения договора аренды земли. Так, в случае прекращения договора аренды земли арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок на условиях, определенных договором.

Следовательно, в случае если арендаторы земель государственной и коммунальной собственности отчуждали право собственности на жилые дома, здания или сооружения, размещенные на арендованных земельных участках, и не вернули арендодателю в установленном порядке отмеченные земельные участки, такие арендаторы являются плательщиками арендной платы за землю в бюджет на основании заключенных договоров аренды земли до момента потери действия таких договоров.

В случае, когда арендаторы земель государственной и коммунальной собственности, которые отчуждали право собственности на жилые дома, здания или сооружения, размещенные на арендованных земельных участках, вернули их арендодателю в установленном порядке, новые владельцы таких домов, зданий или сооружений являются плательщиками арендной платы за землю в бюджет с момента вступления в силу договоров аренды земли, если другой срок не предусмотрен в таких договорах.

Директор Департамента
администрирования налога на прибыль
и других налогов и сборов
(обязательных платежей)




Н. В. Хоцяновская

Изменения к разъяснению (приказ ГНАУ N 355 от 19.05.2010 г.)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3