logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 25 марта 2010 года N 187

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения относительно фиксированного сельскохозяйственного налога

Руководствуясь Законами Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", "О государственной налоговой службе в Украине" и приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2003 N 176 "Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства", с целью выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 года N 86 "О предоставлении налоговых и других разъяснений" и распоряжения Государственной налоговой администрации Украины от 02.03.2010 N 39-р "О проработке налоговых разъяснений" приказываю:

1. Утвердить Обобщающее налоговое разъяснение относительно фиксированного сельскохозяйственного налога, которое прилагается.

2. Департаменту администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) (Хоцяновская Н. В.) приказ в трехдневный срок от дня регистрации передать в Департамент массово разъяснительной работы и обращений граждан для предания огласке.

3. Департаменту массово разъяснительной работы и обращений граждан (Косарчук В. П.) приказ в десятидневный срок со дня регистрации довести через средства массовой информации к сведению налогоплательщиков и разместить на официальном веб-сайте Государственной налоговой администрации Украины в сети Интернет.

4. Председателям государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести приказ подчиненным государственным налоговым инспекциям.

5. Приказ вступает в силу со дня предания огласке.

6. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Председателя Любченко А. Н.

И. о. Председателя

В. В. Шейбут

УТВЕРЖДЕНО
Приказ ГНА Украины
25.03.2010 N 187

Обобщающее налоговое разъяснение относительно фиксированного сельскохозяйственного налога

В разъяснении употребляются такие сокращения:

Закон Украины от 6 октября 1998 года N 161-XIV "Об аренде земли" (в редакции Закона Украины от 2 октября 2003 года N 1211-IV) - Закон N 161;

Закон Украины от 17 декабря 1998 года N 320-XIV "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" - Закон N 320;

Закон Украины от 19 июня 2003 года N 973-IV "О фермерском хозяйстве" - Закон N 973;

Закон Украины от 14 февраля 1992 года N 2114-XII "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" - Закон N 2114;

Закон Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" с изменениями и дополнениями - Закон N 2181;

Закон Украины от 15 мая 2003 года N 742 "О личном крестьянском хозяйстве" - Закон N 742;

постановление Кабинета Министров Украины от 10 июня 2009 года N 576 "О внесении изменения в пункт 4 Положения о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога" - постановление N 576;

постановление Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1999 года N 658 "Об утверждении Положения о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога" - постановление N 658;

приказ Министерства аграрной политики Украины от 29.01.2007 N 55 "Об утверждении Перечня сопутствующих услуг, доходы от предоставления которых в случае образования сельскохозяйственного предприятия путем слияния, присоединения, преобразования, разделения или выделения включаются в сумму, полученную от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров)", зарегистрированный в Минюсте Украины 16.03.2002 за N 230/13497 - приказ N 55;

приказ Министерства аграрной политики Украины от 22.10.2009 N 752 "Об утверждении Расчета удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общей сумме валового дохода предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год и Методических рекомендаций относительно его составления" - приказ N 752.

1. Относительно включения сельскохозяйственным предприятием (арендатором) в расчет уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога площадей земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в субаренде

Арендаторы приобретают право аренды земельного участка на основаниях и в порядке, предусмотренных Земельным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законом N 161 и другими законами Украины и договором аренды земли.

Арендованный земельный участок или его часть может передаваться арендатором в субаренду без изменения целевого назначения, если это предусмотрено договором аренды или по письменному согласию арендодателя.

Условия договора субаренды земельного участка должны ограничиваться условиями договора аренды земельного участка и не противоречить ему. Срок субаренды не может превышать срок, определенный договором аренды земли. В случае прекращения договора аренды действие договора субаренды земельного участка прекращается. Договор субаренды земельного участка подлежит государственной регистрации. При согласии сторон договор субаренды земельного участка удостоверяется нотариально.

Арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения на период действия договора аренды могут обмениваться принадлежащими им правами пользования земельными участками путем заключения договоров субаренды соответствующих участков, если это предусмотрено договором аренды, или по письменному согласию арендодателя (ст. 8 Закона N 161).

Касаемо плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога, то следует отметить, что в соответствии с требованиями постановления N 658, если в отчетном периоде изменяется площадь земельного участка в связи с приобретением на него права собственности или пользования, землевладелец или землепользователь обязан провести уточнение суммы налоговых обязательств на период до окончания налогового года и подать в течение месяца уточненные расчеты относительно площади земельного участка в органы государственной налоговой службы по местонахождению плательщика налога и месту расположения земельного участка. Плательщик налога подает выдержку из государственного земельного кадастра о составе земель сельскохозяйственных угодий и их денежной оценке.

В соответствии с п. 13 постановления N 658, в случае, когда плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога сдает сельскохозяйственные угодья и/или земли водного фонда в аренду другому плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога, арендованные площади земельных участков не могут включаться в расчет уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога арендатора, а учитываются в расчете такого налога арендодателя.

Если плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога арендует сельскохозяйственные угодья и/или земли водного фонда у предприятия, которое не является плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога, арендованные площади земельных участков включаются в расчет фиксированного сельскохозяйственного налога арендатора.

Таким образом, если предприятие - плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога заключило договор субаренды с неплательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога, который арендует сельскохозяйственные угодья также у неплательщика фиксированного сельскохозяйственного налога, то такое предприятие - плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога должно указанные площади включать в расчет суммы фиксированного сельскохозяйственного налога.

2. Относительно приобретения статуса плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога сельскохозяйственным предприятием при условии наличия у него объекта налогообложения не по месту регистрации предприятия

Лица могут быть зарегистрированы как плательщики ФСН, если такие лица являются сельскохозяйственными предприятиями разных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины, крестьянские и другие хозяйства, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а также рыбоводческие, рыбацкие и рыболовецкие хозяйства, которые занимаются разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, ставках и водохранилищах), у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 75 процентов общей суммы валового дохода (ст. 2 Закона N 320).

Объектом налогообложения для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога является площадь сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственному товаропроизводителю в собственность или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды, а также земель водного фонда, которые используются рыбоводческими, рыбацкими и рыболовецкими хозяйствами для разведения, выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах (озерах, ставках и водохранилищах).

Учитывая требования действующего законодательства, в условиях действия Закона N 320 и законов, которые определяют статус сельскохозяйственных производителей, плательщиками ФСН могут быть лишь сельхозпредприятия - юридические лица, которые выполняют условия Законов N 2114, N 973, N 320, постановления N 658 и других нормативно правовых актов. То есть, плательщиками ФСН являются юридические лица, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а также разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, ставках и водохранилищах).

Для получения регистрации как плательщика ФСН лицо должно подать соответствующему налоговому органу документы по перечню, который устанавливается по процедуре, определенной законом для представления налоговой отчетности.

То есть, сельскохозяйственные предприятия для приобретения и подтверждения статуса плательщиков налога самостоятельно вычисляют сумму такого налога по форме, установленной Государственной налоговой администрацией, и до 1 февраля текущего года подают:

общий расчет фиксированного сельскохозяйственного налога на текущий год относительно всей площади земельных участков, с которой взимается налог, в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту регистрации);

отчетный расчет фиксированного сельскохозяйственного налога отдельно по каждому земельному участку в орган государственной налоговой службы по месту расположения такого земельного участка;

расчет удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общей сумме валового дохода предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год в органы государственной налоговой службы по своему местонахождению и по месту расположения земельных участков по форме, установленной Минагрополитики вместе с Государственной налоговой администрацией;

выдержка из государственного земельного кадастра о составе земель сельскохозяйственных угодий и их денежной оценке в органы государственной налоговой службы по своему местонахождению и по месту расположения земельных участков.

Следовательно, если предприятием выдержаны все требования законодательных и нормативно правых актов, то такое предприятие при подтверждении статуса плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога и при условии наличия у него объекта налогообложения может быть плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога, невзирая на то где находятся его земельные участки: по месту регистрации предприятия или за его пределами.

3. Относительно включения сельхозпредприятием к сумме, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, доходов, полученных в течение последнего налогового периода от предоставления сопутствующих услуг и определения сельхозпредприятий, которые могут включать такие доходы

В пункте 4 Положения о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденного постановлением N 658, определен состав доходов, которые включаются в сумму, полученную плательщиком налога от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров, за исключением виноматериалов виноградных (коды согласно УКТВЭД 2204 29 - 2204 30), выработанных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, которые используют такие виноматериалы для производства готовой продукции).

В частности, в случае, когда сельскохозяйственное предприятие образуется путем слияния, присоединения, преобразования, разделения или выделения, в год такого образования в суммы, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров, за исключением виноматериалов виноградных (коды согласно УКТВЭД 2204 29 - 2204 30), выработанных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, которые используют такие виноматериалы для производства готовой продукции), включаются также доходы, полученные в течение последнего налогового периода от предоставления сопутствующих услуг, перечень которых утверждается Минагрополитики по согласованию с Минфином и Государственной налоговой администрацией.

В соответствии с приказом N 55 Перечень сопутствующих услуг включает:

услуги по уборке урожая, его брикетирования, складирования, упаковки и подготовки продукции к сбыту (сушка, обрезка, сортировка, очистка, размалывание, дезинфекция (при наличии лицензии), силосование, охлаждение), которые предоставляются покупателю такой продукции сельхозпредприятием-производителем (с момента приобретения права собственности на такую продукцию по договору до даты фактической передачи покупателю);

услуги по уходу за скотом и птицей, которые предоставляются ее покупателю сельхозпредприятием-производителем (с момента приобретения права собственности на такую продукцию по договору к дате фактической передачи покупателю);

услуги по хранению сельскохозяйственной продукции, которые предоставляются ее покупателю сельхозпредприятием-производителем (с момента приобретения права собственности на такую продукцию по договору до даты фактической передачи покупателю);

услуги по откорму и забою домашнего скота и птицы, которые предоставляются ее покупателю сельхозпредприятием-производителем (с момента приобретения права собственности на такую продукцию до даты фактической передачи покупателю).

Следует иметь в виду, что указанные сопутствующие услуги, которые предоставляются покупателю сельхозпредприятием-производителем, относятся исключительно к этому сельхозпредприятию-производителю и только за период с даты передачи права собственности на такую продукцию до даты фактической передачи покупателю.

Следовательно, ввиду требований действующего законодательства, сельскохозяйственные предприятия могут включать в сумму, полученную от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, доходы, полученные в течение последнего налогового периода от предоставления сопутствующих услуг, при условиях если такие предприятия образованы путем слияния, присоединения, преобразования, разделения или выделения.

4. Относительно определения фермерских хозяйств и других субъектов хозяйствования плательщиками ФСН в условиях законов, которые определяют статус сельскохозяйственных производителей

В соответствии со статьей 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют отдельное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Субъектами хозяйствования являются:

хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с Хозяйственным кодексом, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке;

граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели.

Субъекты хозяйствования - хозяйственные организации, которые действуют на основе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления, имеют статус юридического лица, которое определяется гражданским законодательством и Хозяйственным кодексом.

Согласно ст. 1 Закона N 2114 коллективное сельскохозяйственное предприятие является добровольным объединением граждан в самостоятельное предприятие для совместного производства сельскохозяйственной продукции и товаров и действует на принципах предпринимательства и самоуправления и является юридическим лицом.

Также, согласно Закону N 973 фермерское хозяйство является формой предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, которые выразили желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законом.

Статьей 1 Закона N 742, в частности установлено, что личное крестьянское хозяйство - это хозяйственная деятельность, которая проводится без создания юридического лица физическим лицом индивидуально или лицами, которые находятся в семейных или родственных отношениях и совместно проживают, с целью удовлетворения личных потребностей путем производства, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции, реализации ее избытков и предоставления услуг с использованием имущества личного крестьянского хозяйства. Деятельность, связанная с ведением личного крестьянского хозяйства, не относится к предпринимательской деятельности.

Следовательно, такие крестьянские хозяйства в соответствии с Законом N 320 не являются плательщиками ФСН.

То есть, в условиях действия Закона N 320 и законов, которые определяют статус сельскохозяйственных производителей, плательщиками ФСН, могут быть лишь сельхозпредприятия, а также рыбоводческие, рыбацкие и рыболовецкие хозяйства - юридические лица, которые выполняют условия Законов N 2114, N 973, N 320, постановление N 658 и другие нормативно правовые акты.

Таким образом, плательщиками ФСН могут быть исключительно юридические лица, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а также разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, ставках и водохранилищах), у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 75 процентов общей суммы валового дохода.

5. Относительно включения в состав доходов виноматериалов виноградных, выработанных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия

Пунктом 4 Положения о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденного постановлением N 658 (далее - Положение), определено, что в доходы, полученные плательщиком налога от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, не включаются доходы от реализации подакцизных товаров.

Постановлением N 576 внесены изменения в постановление N 658 в части определения сумм доходов, полученных плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки предприятиями первичного виноделия, которые реализуют виноматериалы предприятиям вторичного виноделия, путем дополнения абзацев первого и пятого пункта 4 Положения после слов в дужках: "(кроме подакцизных товаров)" словами и цифрами "за исключением виноматериалов виноградных (коды согласно УКТВЭД 2204 29 - 2204 30), выработанных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, которые используют такие виноматериалы для производства готовой продукции".

Следовательно, предприятия первичного виноделия при определении сумм доходов, полученных от реализации продукции собственного производства и продуктов ее переработки, должны учесть, что в нее включаются доходы от реализации виноградных виноматериалов по кодам 2204 29 - 2204 30 согласно УКТВЭД, выработанных ими для предприятий вторичного виноделия, которые в свою очередь используют такие виноматериалы для производства готовой продукции.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 320 лица могут быть зарегистрированы как плательщики ФСН, если такие лица являются сельскохозяйственными предприятиями разных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины, крестьянские и другие хозяйства, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а также рыбоводческие, рыбацкие и рыболовецкие хозяйства, которые занимаются разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, ставках и водохранилищах), у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 75 процентов общей суммы валового дохода.

Пунктом 8 статьи 2 Закона N 320 установлено, что изменение порядка уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в течение отчетного (налогового) года не допускается.

Учитывая приведенное, при регистрации предприятий первичного виноделия, которые реализуют виноматериалы по кодам 2204 29 - 2204 30 предприятиям вторичного виноделия, которые используют эти виноматериалы для производства готовой продукции, плательщикам ФСН начиная с 2010 года следует учесть требования указанного постановления относительно правильности определения такими предприятиями удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общей сумме валового дохода.

6. Относительно засвидетельствования факта непреодолимой силы плательщиком ФСН при представлении отчетности

Поскольку уплата ФСН связана со спецификой сельскохозяйственного производства, которая зависит от природно-климатических условий выращивания сельхозпродукции, то в соответствии с положениями Методических рекомендаций относительно составления Расчета удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общей сумме валового дохода предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год, утвержденных приказом N 752, сельхозпредприятия в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств по независимым от них причинам (стихийное бедствие, действие обстоятельств непреодолимой силы и тому подобное) данный Расчет подают вместе с документом, который подтверждает наличие форс-мажорных обстоятельств в предыдущем отчетном (налоговом) году.

Факт непреодолимой силы для налогоплательщиков подтверждается:

заключением Торгово-промышленной палаты Украины о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины;

решениями уполномоченных органов другого государства, которые легализуются консульскими учреждениями Украины, о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории такого государства;

решениями Президента Украины о внедрении чрезвычайной экологической ситуации в отдельных местностях Украины, утвержденными Верховной Радой Украины, или решениями Кабинета Министров Украины о признании отдельных местностей Украины потерпевшими от наводнения, засухи, пожара и других видов стихийного бедствия;

заключениями других органов, уполномоченных согласно законодательству удостоверять обстоятельства форс-мажора.

Для плательщиков, которые имеют одно из отмеченных заключений (подтверждений) о наличии форс-мажорных обстоятельств, установлена в абзаце пятом части первой статьи 9 Закона N 320 норма: в следующем налоговом году при переходе на уплату ФСН отмеченное требование относительно превышения 75-процентного критерия удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общем объеме валового дохода предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год к таким плательщикам не применяется.

Директор Департамента
администрирования налога на прибыль
и других налогов и сборов
(обязательных платежей)




Н. В. Хоцяновская

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» N 7000

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» N 1801-VIII

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3