Письмо ГФСУ N 5996/7/99-99-20-07-03-17 от 23.02.2015 г. относительно проблемных вопросов применения налогового компромисса-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 23.02.2015 г. N 5996/7/99-99-20-07-03-17

Координационно-мониторинговый департамент Государственной фискальной службы Украины предоставляет перечни вопросов-ответов, поступивших во время реализации Закона Украины от 25.12.2014 г. N 63-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса":

по результатам видеоселекторного совещания, которое состоялось 05.02.2015 г. (приложение 1);

другие запросы территориальных органов (приложение 2).

Материалы предоставляются в ознакомительных целях.

Приложение 1


Вопросы-ответы

1. Законом Украины N 63 определено, что налоговый компромисс - это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость. Вместе с этим Заключительными положениями Закона внесены изменения только в ст. 212 Уголовного кодекса Украины. Предполагается ли освобождение от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц по другим статьям Уголовного кодекса в случае применения процедуры налогового компромисса? Если да, то в какой компетентный орган необходимо обратиться для получения разъяснений с целью дальнейшего официального опубликования в средствах массовой информации и на официальном сайте ГФС Украины?

Суть налогового компромисса - это освобождение налогоплательщиков от юридической ответственности за занижение налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и завышение налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, целью налогового компромисса, прежде всего, является освобождение от ответственности добросовестных налогоплательщиков.

Учитывая положения части пятой ст. 212 Уголовного кодекса Украины относительно освобождения от уголовной ответственности налогоплательщиков в случае достижения процедуры налогового компромисса, а также состав преступления, предусмотренный указанной статьей, который определяется как "причинение вреда государству, обществу", считаем, что другие статьи УК Украины (358, 366 и т.д., которые являются вспомогательными при уголовном производстве по ст. 212 УК Украины) не должны применяться к таким налогоплательщикам, поскольку отсутствует состав преступления в виде нанесения ущерба государству.

Вместе с этим недобросовестные налогоплательщики, которые организовывали и создавали преступные схемы, должны нести ответственность в соответствии с требованиями Уголовного кодекса Украины.

2. Согласно абзацу второму п. 102.1 ст. 102 Налогового кодекса Украины период уточнения налоговой отчетности составляет 1095 дней, то есть налогоплательщик имеет право предоставить уточняющий расчет к налоговой декларации, предоставленной не позднее 1095 дней с текущей даты. Поэтому, с учетом сроков давности, применить налоговый компромисс возможно за период с февраля 2012 года по март 2014 года включительно, а не с апреля 2011 года, как определено абзацем четвертым п. 4.3 Методических рекомендаций относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса, утвержденных приказом ГФС Украины от 17.01.2015 г. N 13.

Сроки давности начинают исчисляться с 01.04.2011 г. однако позиция ВАСУ по этому поводу другая. Сроки давности начинают отсчет со дня, следующего за последним днем представления налоговой декларации. Нормы подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" НКУ не меняют этого правила.

В соответствии с изложенным, уточняющий расчет в порядке налогового компромисса может быть подан за налоговые периоды, по которым не прошло 1095 дней со дня, следующего за днем представления налоговой декларации за такой период.

При этом соблюдение требований относительно сроков давности необходимо выяснять на момент подачи уточняющего расчета с целью достижения налогового компромисса.

Если налогоплательщиком в порядке налогового компромисса подан уточняющий расчет за налоговые периоды, которые подошли конца до 1 апреля 2014 года, но со дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, за такой период прошло более 1095 дней, в предоставлении налогового компромисса может быть отказано.

Например, налогоплательщик с целью достижения налогового компромисса подает в январе 2015 года уточняющий расчет по НДС за декабрь 2011 года. Предельный день подачи налоговой декларации за декабрь 2011 года - 20 января 2012 года. Соответственно, сроки давности за соответствующий налоговый период начинают течение 21 января 2012 года. Следовательно, последний день, в который налогоплательщик может подать уточняющий расчет в порядке налогового компромисса, - 21 января 2015 года. После соответствующей даты такое право теряется.

Вместе с тем, с этой же даты теряется право контролирующего органа определить налогоплательщику денежное обязательство по НДС.

Таким образом, сроки давности в понимании Переходных положений Налогового кодекса Украины применяются аналогично сроков давности, предусмотренных для представления уточняющего расчета в общем порядке согласно ст. 50 НКУ.

3. Законом предусмотрена возможность применения налогового компромисса только по фактам завышения налогового кредита или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль. Однако на указанные нарушения может влиять не только осуществление хозяйственных операций с рисковыми контрагентами, но и другие нарушения порядка ведения налогового учета. Подпадают ли под действие налогового компромисса факты завышения налогового кредита или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль, в связи с нарушением порядка ведения налогового учета, не связанным с осуществлением "рисковых" хозяйственных операций?

Пунктом 1 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) предусмотрено, что налоговый компромисс - это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных ст. 102 Кодекса.

Таким образом, Закон не делает каких-либо уточнений относительно рисковых операций или нарушения порядка ведения налогоплательщиком налогового учета.

Любые факты нарушения ведения налогового или бухгалтерского учета, которые привели к завышению валовых расходов или завышению налогового кредита, подпадают под действие налогового компромисса.

4. Законом предусмотрена возможность контролирующего органа решать вопрос о проведении документальной проверки плательщика при подаче уточняющего расчета за период, который ранее не проверялся, и, соответственно, принимать решение о согласовании или не согласовании применения процедуры компромисса по определенным плательщиком суммам налога. Во всех остальных случаях (процедуры административного или судебного обжалования, по уже проведенным проверкам) Законом не предусмотрено право контролирующего органа отказать налогоплательщику в применении процедуры налогового компромисса.

Может ли контролирующий орган отказать налогоплательщику в применении налогового компромисса на указанных стадиях согласования налоговых обязательств? Если да, то на каких основаниях?

Закон четко определяет основания отказа в применении налогового компромисса в процессе обжалования НУР:

- неуплата 5 % в установленные сроки (10 дней) суммы налогового обязательства, определенного в НУР, несоответствие уплаченной суммы в размере 5 % сумме, указанной в соответствующем НУР;

- несоответствие заявления о компромиссе по НУР и налогового обязательства, относительно которого оно подано.

Нормы НКУ последовательно разграничивают понятия налогового обязательства и понятия отрицательного значения по НДС или налога на прибыль, а также понятия бюджетного возмещения.

Об их тождественности, помимо прочего, свидетельствует пункт 54.3 ст. 54 НКУ, согласно которому контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения (увеличения) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика.

Таким образом, предметом налогового компромисса не могут быть определены в налоговом уведомлении-решении суммы отрицательного значения по НДС или налога на прибыль или суммы бюджетного возмещения по НДС.

5. На каком уровне принимается решение о применении или неприменении налогового компромисса (ГНИ, ГУ области)?

Решение о применении/неприменении налогового компромисса принимается органом ГФС, на учете в котором состоит налогоплательщик.

6. Пунктом 3.14 Методических рекомендаций предусмотрено, что налоговый компромисс во время процедуры судебного обжалования применяется до момента вступления в законную силу решения суда (вынесения решения судом апелляционной инстанции независимо от факта обжалования в Высший административный суд Украины). Однако п. 7 подраздела 92 раздела XX Переходных положений НКУ отмечает, что процедура налогового компромисса, установленная этим подразделом, распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость, указанные в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура судебного и/или административного обжалования. В свою очередь, процедура кассационного обжалования является продолжением процедуры судебного обжалования. Возможно ли применять налоговый компромисс по делам, по которым продолжается процедура кассационного обжалования, если решение апелляционного суда принято в пользу плательщика, но усматривается перспектива решения судебного дела ВАСУ в пользу контролирующего органа?

Право применения налогового компромисса принадлежит налогоплательщику, но налоговый компромисс распространяется только на несогласованные суммы налоговых обязательств.

После принятия решения судом апелляционной инстанции в пользу контролирующего органа и с момента вступления в силу обжалуемое НУР является согласованным, следовательно, налогоплательщик не имеет права на применение налогового компромисса.

7. Как быть с плательщиками, которые оплатили доначисленные обязательства по НУР еще до их согласования (в течение 10 дней со дня получения), а затем обжаловали в административном или судебном порядке? Формально такие суммы соответствуют условиям о налоговом компромиссе.

Учитывая то, что налогоплательщик использовал право на обжалование НУР, сумма денежного обязательства, находящаяся в судебном производстве по делу, является несогласованной и, соответственно, плательщик имеет право на применение налогового компромисса. При этом необходимо учитывать, что в результате применения налогового компромисса у налогоплательщика не могут возникать или увеличиваться ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства.

8. Необходимо ли направлять налогоплательщику решение о согласовании применения процедуры налогового компромисса по результатам рассмотрения заявления, представленное в процессе судебного обжалования НУР?

Пунктом 3.12 Методических рекомендаций предусмотрено, что решение подписывается руководителем контролирующего органа и направляется налогоплательщику в порядке, определенном п. 3.5 этих Рекомендаций.

Кроме того, согласно п. 3.14 Методических рекомендаций, в случае подачи заявления о компромиссе по НУР во время процедуры судебного обжалования до момента вступления в законную силу решения суда (вынесения решения судом апелляционной инстанции независимо от факта обжалования в Высший административный суд Украины) после достижения налогового компромисса соответствующий орган ГФС подает в суд первой или апелляционной инстанции, рассматривающий дело, мотивированное письменное ходатайство с соблюдением установленных Кодексом административного судопроизводства Украины требований об утверждении примирения сторон по делу в связи с достижением такими сторонами налогового компромисса.

9. В течение какого срока контролирующий орган должен принять решение о согласовании/не согласовании налогового компромисса по процедурам, определенным абзацами третьим - пятым п. 2.2 Методических рекомендаций, поскольку в п. 3.12 (по НУР) Методических рекомендаций такой срок не определен?

Закон не определяет четкого срока для принятия решения о применении налогового компромисса. В то же время, в соответствии с п. 3.16 Методических рекомендаций решения, предусмотренные этими Методическими рекомендациями, по которым достигается налоговый компромисс, принимаются руководителем контролирующего органа не ранее чем через 3 рабочих дня после направления уведомления в координационно-мониторинговое подразделение и подразделение правовой работы Государственной фискальной службы Украины.

Таким образом, решение о применении налогового компромисса принимается в период с 4 рабочего дня после предоставления плательщиком заявления о применении компромисса до 10 дня.

10. В соответствии с п. 3.14 Методических рекомендаций в случае подачи заявления о компромиссе по НУР во время процедуры судебного обжалования по достижении налогового компромисса соответствующий орган ГФС подает в суд первой или апелляционной инстанции, рассматривающий дело, мотивированное письменное ходатайство об утверждении примирения сторон по делу в связи с достижением налогового компромисса. В то же время п. 2.5 Порядка организации работы органов доходов и сборов во время подготовки и сопровождения дел в судах и ведения претензионно-исковой работы (приказ Миндоходов от 27.12.2013 г. N 857) определено, что заключение мировых соглашений и подача заявлений в суд об отказе от иска осуществляется по процедуре, предусмотренной для решения о нецелесообразности при условии направления в Департамент проекта соответствующего решения, предварительно согласованного с руководителями заинтересованных (профильных) структурных подразделений, и проекта мирового соглашения или заявления об отказе от иска.

Приказ Миндоходов от 27.12.2013 г. N 857 "О порядке организации работы органов доходов и сборов во время подготовки и сопровождения дел в судах и ведения претензионной работы" не применяется при процедуре налогового компромисса учитывая то, что эта процедура является отдельной и действует временно, в течение 90 дней с момента введения в действие Закона.

11. Нормы Закона и Методических рекомендаций не содержат положений о том, может ли налогоплательщик повторно в течение установленного срока (до 17.04.2015 г.) обратиться с заявлением о налоговом компромиссе в случае, когда возникли новые обстоятельства (например, обжалование в суде согласованных налоговых уведомлений-решений в пределах срока на подачу такого иска).

Учитывая то обстоятельство, что налогоплательщик имеет право обжаловать любое НУР с учетом сроков давности (3 года) и такое НУР считается несогласованным с момента возбуждения производства по делу, последний может повторно обратиться с заявлением о применении процедуры налогового компромисса.

Вместе с этим, согласно п. 8 подраздела 92 раздела XX Налогового кодекса Украины после достижения налогового компромисса такие обязательства не подлежат обжалованию и их размер не может быть изменен в других налоговых периодах.

12. Каким образом будет влиять факт применения налогового компромисса на налоговый учет налогоплательщика по аналогичным хозяйственным операциям с теми же контрагентами за период после 01.04.2014 г. и каким образом будет влиять факт применения налогового компромисса физическими лицами - предпринимателями по налогу на добавленную стоимость и их налоговые обязательства по налогу на доходы физических лиц по тем же хозяйственным операциям? Будет ли основанием применения налогового компромисса по НДС для проведения внеплановой проверки по вопросу правильности формирования НДФЛ?

Пунктом 9 подраздела 92 раздела XX НКУ установлено, что в случае достижения налогового компромисса проверки по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость по уточненным операциям в последующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводятся. Вместе с этим, общий порядок проведения документальных проверок, а также перечень материалов, которые являются основаниями для заключений во время проверок, определены главой 8 НКУ. Однако в НКУ не определено такое основание для проведения проверок по вопросам правомерности формирования НДФЛ, как применение налогоплательщиком налогового компромисса по НДС. Кроме того, сам по себе уточняющий расчет, перечень (описание) хозяйственных операций и заявление, которые физическое лицо - предприниматель самостоятельно принял решение подать, не является основанием для осуществления заключений и определения контролирующим органом денежных обязательств по НДФЛ по результатам документальных проверок.

13. Остаются неосвещенными пути реализации проведенных проверок налогового органа в пределах заявлений налогоплательщиков о применении налогового компромисса по конкретным операциям и с конкретными контрагентами. Какой именно документ составляется по результатам такой проверки: акт или справка?

Пунктом 3 подраздела 92 раздела XX НКУ определено, что представление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с процедурой налогового компромисса. Документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, касающимся расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в рамках процедуры достижения налогового компромисса. В случае выявления нарушений налогоплательщиком составляется акт, принимается НУР и уплата денежного обязательства по которому осуществляется в размере, предусмотренном п. 2 подраздела 92 раздела XX. В случае отсутствия таких нарушений составляется справка, подтверждающая правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете.

14. Возможно ли проведение документальной проверки за отчетные налоговые периоды, которые были охвачены проверками ранее?

При представлении налогоплательщиком уточняющего расчета и заявления о компромиссе после завершения документальной проверки, не связанной с применением процедуры достижения налогового компромисса, и составления акта по результатам такой проверки (или при составлении акта) до принятия налогового уведомления-решения, контролирующий орган в порядке, предусмотренном п. 3.5 этих Методических рекомендаций, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета и указанного заявления принимает решение о необходимости (или отсутствии необходимости) проведения документальной внеплановой проверки.

При представлении налогоплательщиком уточняющего расчета и заявления о компромиссе при проведении документальной проверки, не связанной с применением процедуры достижения налогового компромисса, контролирующий орган в порядке, предусмотренном п. 3.5 этих Методических рекомендаций, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета и заявления о компромиссе, принимает решение о необходимости (или отсутствии необходимости) проведения документальной внеплановой проверки.

При принятии решения о необходимости (или отсутствии необходимости) проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с п. 3 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" Кодекса в таком случае учитываются (по возможности) предварительные заключения документальной проверки, которая продолжается и не связана с применением процедуры достижения налогового компромисса.

В случае принятия контролирующим органом решения об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки в рамках процедуры достижения налогового компромисса сумма налоговых обязательств по результатам проверки, которая продолжается, определяется в таком случае без учета сумм налоговых обязательств, относительно которых был достигнут налоговый компромисс по представленным уточняющим расчетам.

В случае принятия контролирующим органом решения о необходимости проведения проверки проводится документальная внеплановая проверка в рамках процедуры достижения налогового компромисса (отдельная проверка).

15. Законом установлено, что плательщик, решивший воспользоваться налоговым компромиссом, подает уточняющий расчет, в котором "определяет сумму завышения налогового кредита". Есть ли основания у инспекции не согласиться с заявленными суммами для применения налогового компромисса в случае, если налогоплательщиком был сформирован налоговый кредит от плательщика, который выступил транзитером налоговой выгоды (то есть товары/услуги были предоставлены, но кредит транзитером сформирован от налоговой ямы) и с которым отсутствуют разногласия и отсутствуют ничтожества?

В соответствии с п. 4 подраздела 92 раздела XX Кодекса уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств путем подачи уточняющего расчета согласно этому подразделу не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.

В случае установления фактов неполного отражения хозяйственных операций, по которым поданы уточняющие расчеты по сравнению с данными информационных систем, имеющейся надлежаще допустимой доказательной базы о наличии нарушений, по этим операциям может быть составлен акт проверки и приняты соответствующие налоговые уведомления-решения.

16. Каков порядок достижения налогового компромисса и отражения этого при оформлении соответствующих материалов проверки при условии предоставления субъектом хозяйствования заявления о компромиссе по НДС и налогу на прибыль в случае, если суммы налога на добавленную стоимость по приобретению товаров (работ, услуг) в составе НК отражены (например, как авансы 2013 года), однако еще не отнесены в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения указанного периода и включаются в состав расходов в будущих отчетных периодах?

Налоговый компромисс может быть распространен исключительно на факты занижения налоговых обязательств, указанных в уже поданных декларациях по налогу на прибыль и НДС. Поэтому в материалах проверок могут быть отражены только эти факты.

17. Подпунктом 3.5 п. 3 Методических рекомендаций предусмотрена возможность принятия решения контролирующим органом о проведении документальной внеплановой проверки в случае представления уточняющего расчета.

При этом пп. 3.8 п. 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что документальная внеплановая проверка проводится исключительно в пределах налоговых (отчетных) периодов и субъектов хозяйствования, по хозяйственным операциям (взаимоотношениям) которым налогоплательщиком поданы уточняющие расчеты.

Является ли основанием для отказа в предоставлении налогового компромисса представление налогоплательщиком уточняющего расчета с определением завышения расходов или налогового кредита только по взаимоотношениям с одним рисковым контрагентом при наличии в указанном налоговом периоде взаимоотношений с другими контрагентами, в отношении которых имеются сведения, что они не выполняют (не могут выполнить) обязанности по уплате налогов и имеют признаки фиктивности?

Предусмотренная Законом процедура налогового компромисса дает право налогоплательщику подать уточняющие расчеты и уплатить 5 % сумм заниженных налоговых обязательств по соответствующим хозяйственным операциям, которые он указывает в перечне (описании) операций, прилагаемому к уточняющему расчету, и не предусматривает отказа контролирующего органа в достижении налогового компромисса только в связи с тем, что налогоплательщиком был скорректирован налоговый кредит по отдельным субъектам хозяйствования.

18. Каков порядок принятия уточняющих расчетов, представленных плательщиками в соответствии с требованиями п. 1 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" Кодекса до утверждения новой формы уточняющего расчета? По состоянию на 30.01.2015 г. представленный вместе с заявлением Уточняющий расчет автоматически проводится в КЛС плательщика по дате его представления, что приводит к возникновению налогового долга, начислению пени и штрафных санкций вне КОР плательщиков.

Как определено в заявке к техническому обеспечению, уточняющие расчеты, представленные в процессе налогового компромисса вместе с заявлением, будут получать особый статус "налоговый компромисс (НК)". Такие уточняющие расчеты будут проводиться в ИКНП только после процедуры согласования, по дате предельного срока уплаты суммы согласно налоговому компромиссу.

Уточняющие расчеты, представленные в процессе налогового компромисса, но без установления особого статуса "Налоговый компромисс (НК)", и проведенные в ИКНП датой их представления, подлежат выведению из ИКНП датой внесения соответствующих изменений в программное обеспечение на основании перечня плательщиков, предоставленного подразделениями налогообложения юридических лиц и доходов и сборов с физических лиц.

19. Будет ли применяться налоговый компромисс для предприятий, которые ликвидируются?

Закон не предусматривает ограничений для отдельной категории плательщиков.

20. В случае наличия налогового долга по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, подачи заявления о компромиссе и уточняющего расчета с последующей уплатой налогового обязательства денежные средства могут быть зачислены в счет погашения налогового долга (согласно п. 131.2 ст. 131 НКУ при погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые уплачивает такой налогоплательщик, в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства. В случае полного погашения суммы налогового долга средства, которые уплачивает такой налогоплательщик, в следующую очередь зачисляются в счет погашения штрафов, в последнюю очередь зачисляются в счет пени).

Если налогоплательщик не выполняет установленной этим пунктом очередности платежей или не определяет ее в платежном документе (или определяет с нарушением указанного порядка), контролирующий орган самостоятельно осуществляет такое распределение такой суммы в порядке, определенном этим пунктом.

В соответствии с пп. 131.2 ст. 131 Налогового кодекса Украины при погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые уплачивает такой налогоплательщик, в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства. В случае полного погашения суммы налогового долга средства, которые уплачивает такой налогоплательщик, в следующую очередь зачисляются в счет погашения штрафов, в последнюю очередь зачисляются в счет пени.

Если налогоплательщик не выполняет установленной этим пунктом очередности платежей или не определяет ее в платежном документе (или определяет с нарушением указанного порядка), контролирующий орган самостоятельно осуществляет такое распределение такой суммы в порядке, определенном этим пунктом.

Подача заявления о налоговом компромиссе не влияет на применение указанной нормы. Если плательщик уплачивает сумму денежного обязательства в результате применения налогового компромисса, но при этом имеет налоговый долг по налогу на прибыль, НДС, то уплаченная сумма будет зачислена в погашение налогового долга по указанным налогам в календарной очередности возникновения такого долга.

При этом для отдельного отражения в учете уплаченных в результате налогового компромисса сумм налога на прибыль, НДС вводятся новые коды операций, а именно:

"Уплата денежного обязательства по уточняющим расчетам в случае применения налогового компромисса";

"Уплата денежного обязательства по налоговым уведомлениям-решениям в случае применения налогового компромисса".

Аналогичные коды видов уплаты будут использоваться налогоплательщиками при заполнении реквизита "Назначение платежа" расчетных документов на уплату налога на прибыль, НДС по результатам налогового компромисса после утверждения Порядка заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата ошибочно или излишне зачисленных средств (на замену приказа Миндоходов от 22.10.2013 г. N 609).

21. Имеет ли право воспользоваться процедурой применения налогового компромисса лицо, исключенное из Реестра плательщиков НДС путем представления уточняющего расчета за периоды, когда оно было зарегистрировано плательщиком НДС?

Лицо, которое не является плательщиком налога на добавленную стоимость, не имеет права подавать уточняющие расчеты за предыдущие отчетные периоды, в том числе в рамках налогового компромисса, поскольку подавать уточняющие расчеты и применять налоговый компромисс может только налогоплательщик. Лицо, не являющееся плательщиком НДС, не может подавать налоговую отчетность (кроме случаев представления налоговой отчетности за последний отчетный период, в котором была аннулирована регистрация плательщика НДС).

22. Плательщиком подан с заявлением о компромиссе Уточняющий расчет в соответствии с п. 1 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" Кодекса. В Уточняющем расчете плательщиком уменьшен налоговый кредит и задекларированы положительные начисления по НДС в строке 18 налоговой декларации по НДС, частично зачтены отрицательным значением в строке 21 налоговой декларации по НДС. В строке 25 налоговой декларации по НДС определено 5 % от суммы заниженного налогового обязательства. Как определить налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость в соответствии с процедурой налогового компромисса в приведенном случае при наличии у налогоплательщика остатка отрицательного значения предыдущих периодов (строки 19 и 24 налоговой декларации по НДС)? Найдет ли отражение налоговый компромисс в остатке отрицательного значения и каким образом?

Нет, не найдет отражения в текущей отчетности. Налогоплательщик с целью применения налогового компромисса обязан уплатить в бюджет сумму налоговых обязательств, определенных им в уточняющем расчете, представленном только в рамках такого компромисса, независимо от наличия у него отрицательного значения сумм налога (бюджетного возмещения) в текущем отчетном периоде.

23. По результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году плательщиком налога на прибыль задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения (убытки) - строка 7. Эта сумма убытков перенесена в строку 06.5 декларации по налогу на прибыль за 2013 год. Согласно представленного к заявлению о компромиссе уточняющего расчета за 2012 год плательщиком уменьшение суммы расходов повлияло на перекрытие убытков и начисление суммы налога на прибыль.

Учитывается ли отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за 2012 год при определении суммы налоговых обязательств в уточняющем расчете, поданном к заявлению о компромиссе? Кроме того, необходимо ли плательщику подавать уточняющую декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой учтено отрицательное значение объекта налогообложения 2012 года?

В случае представления уточняющего расчета для целей применения налогового компромисса за налоговый (отчетный) период, по результатам которого задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения (в данном случае - за 2012 год), налогоплательщик в таком уточняющем расчете определяет налоговые обязательства в размере 5 % от суммы заниженного налогового обязательства за такой период.

При этом налогоплательщику следует подать уточняющую налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2013 год (последующие отчетные (налоговые) периоды) с целью корректировки неправильно определенного показателя отрицательного значения объекта налогообложения за 2012 год. В случае, если субъект хозяйствования был плательщиком авансовых взносов по налогу на прибыль, он обязан определить и уплатить 5 % от заниженного налогового обязательства по авансовым взносам по налогу на прибыль за каждый месяц просрочки.

24. Законом Украины от 25.12.2014 г. N 63-VIII не предусмотрено предоставление плательщиками заявлений о налоговом компромиссе, тогда как согласно Методическим рекомендациям подача заявления является обязательной, поэтому возникает вопрос: обязательно ли представление плательщиком указанного заявления для достижения налогового компромисса?

Представление плательщиком заявления для достижения налогового компромисса является обязательным согласно п. 7 Закона. Относительно заявления о компромиссе, то оно необходимо для идентификации уточняющего расчета, представленного для применения процедуры налогового компромисса.

25. Имеет ли право плательщик уточнять показатели налоговой декларации за один и тот же период несколько раз?

Нормами Кодекса плательщик не ограничен в количестве уточнений за один отчетный период.

26. Законом определено, что налоговый компромисс применяется за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных ст. 102 НКУ. Налогоплательщик, решивший воспользоваться процедурой налогового компромисса за такие налоговые периоды, вправе подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость. В случае корректировки плательщиком налогового кредита по НДС за неполный календарный год (например, январь - июнь 2013 года) соответствующая корректировка расходов по налогу на прибыль происходит путем представления уточняющей декларации по процедуре налогового компромисса в целом за весь базовый налоговый период - год (2013 год). Считается ли налоговый компромисс достигнутым по налогу на прибыль за 2013 год в целом или только за те месяцы, за которые поданы уточняющие расчеты по НДС? И возникает такой вопрос относительно возможности представления дополнительного уточняющего расчета по налогу на прибыль в случае корректировки налогового кредита по НДС за другие месячные периоды этого же года и в дальнейшем - относительно возможности проведения проверки по налогу на прибыль за 2013 год с учетом требований п. 9 Закона: "В случае достижения налогового компромисса проверки по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость по уточненным операциям в следующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводятся".

В этом случае налоговый компромисс считается достигнутым по налогу на прибыль не в целом за 2013 год, а только по уточненным операциям. В случае, если в дальнейшем выявлено завышение расходов по прочим операциям в 2013 году, заниженные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль могут быть также уточнены в рамках налогового компромисса. То есть налогоплательщик имеет право подать еще один уточняющий расчет к налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за 2013 год. В противном случае контролирующий орган имеет право самостоятельно доначислить соответствующие суммы налоговых обязательств.

27. Согласно п. 5 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" НКУ и п. 3.8, 3.9 Методических рекомендаций, если по результатам документальной внеплановой проверки устанавливаются нарушения, то составляется акт проверки и принимается налоговое уведомление-решение на всю сумму денежного обязательства. При этом налогоплательщик уплачивает налоговое обязательство по НУР в размере 5 % от суммы налога, как это предусмотрено п. 2 подраздела 92. Следует ли из данных положений, что если по результатам проверки доначислены налоговые обязательства в сумме большей, чем заявлено плательщиком, то налоговый компромисс применяется ко всей сумме установленного документальной проверкой занижения?

В соответствии с п. 5 подразделом 92 раздела XX НКУ налогоплательщик уплачивает налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и/или налоговом уведомлении-решении, в размере 5 % от суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость для применения налогового компромисса.

То есть если в налоговом уведомлении-решении доначисленная сумма налоговых обязательств по НДС или налогу на прибыль является большей, чем указанная налогоплательщиком в уточняющем расчете, то для достижения налогового компромисса налогоплательщик должен уплатить 5 процентов от суммы, указанной в НУР.

28. Как должны подавать уточняющие расчеты сельскохозяйственные предприятия, которые являются субъектами специального режима налогообложения, определенного ст. 209 НКУ, и подают отдельную декларацию по результатам такой льготной деятельности?

Процедура достижения налогового компромисса заключается в уплате уточненных налоговых обязательств в бюджет. Поскольку по налоговой декларации, подаваемой по результатам применения специального режима налогообложения в сфере сельского хозяйства, суммы НДС в бюджет не уплачиваются, уточняющий расчет в рамках налогового компромисса к такой декларации не может быть подан.

Приложение 2


Проблемные вопросы применения налогового компромисса, поступившие от региональных органов ГФС

1. Имеет ли право плательщик подать заявление о компромиссе и уточняющий расчет для применения налогового компромисса до начала проверки, но после получения уведомления о проведении документальной проверки?

Да, имеет. В соответствии с пунктом 11 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины налоговый компромисс применяется с учетом сроков давности в соответствии со статьей 102 Кодекса, независимо от того, проводились ли проверки контролирующих органов за такие периоды или нет.

2, 3. Должны ли плательщики авансовых взносов при представлении уточняющих деклараций по налогу на прибыль за 2012 год и/или 2013 год в условиях действия процедуры налогового компромисса рассчитать увеличение авансовых взносов (1/12) от общей суммы (100 %) увеличенного налогового обязательства по налогу на прибыль (начисленной к уплате суммы налога), что является базой для расчета авансового взноса по налогу на прибыль в соответствии с п. 57.1 ст. 57 НКУ, или от 5 % этой суммы, поскольку действующими законодательными нормами относительно налогового компромисса не предусмотрены условия, касающиеся авансовых взносов по налогу на прибыль?

При увеличении налогового обязательства по налогу на прибыль при применении процедуры налогового компромисса определяется 5 % от суммы налогового обязательства, которое уточняется.

Вопрос. С какой суммы налоговых обязательств определять авансовые взносы, которые будут уплачиваться в течение следующих 12 месяцев, в случае корректировки налоговых обязательств при применении налогового компромисса?

Расчет авансовых взносов по налогу на прибыль в условиях действия процедуры налогового компромисса должен применяться таким образом.

Например, сумма занижения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятием в 2013 году для применения процедуры налогового компромисса составляет 12000 грн.

5 % от суммы занижения налогового обязательства составляет 600 грн. (такая сумма отражается в строке 24 декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом Министерства доходов и сборов Украины от 30.12.2013 г. N 872).

При этом, в случае если плательщик был плательщиком авансовых взносов по налогу на прибыль и рассчитывал их размер для уплаты в 2014 году, налогоплательщик обязан суммы денежного обязательства по авансовым взносам, которые являются согласованной суммой денежных обязательств, в соответствии с требованиями п. 57.1 ст. 57 Налогового кодекса Украины, за каждый месяц просрочки уплатить 5 % от заниженного налогового обязательства по авансовым взносам:

(12000: 12 х X) х 5 %, где X - количество месяцев просрочки уплаты ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль (сумма такого занижения отображается в строке 34 декларации по форме N 872).

4. В течение какого срока плательщик должен уплатить согласованное налоговое обязательство по Заявлению по НУР учитывая то, что в абзаце четырнадцатом п. 3.12 Методрекомендаций указано следующее: "В случае принятия контролирующим органом решения о согласовании применения налогового компромисса и уплаты налогоплательщиком согласованной суммы налогового обязательства в течение 10 календарных дней со дня подачи им заявления о компромиссе по НУР в размере 5 процентов от суммы налогового обязательства, другая часть 95 процентов, а также штрафы и пеня считаются погашенными", в то время, как п. 5 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" установлено: "Налогоплательщик уплачивает налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и/или налоговом уведомлении-решении, в размере, предусмотренном пунктом 2 этого подраздела, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования"?

Уплата налогоплательщиком сумм по налоговому компромиссу согласно налоговым уведомлениям-решениям, которые находятся в административном или судебном обжаловании, должна быть осуществлена в срок не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем подачи заявления о компромиссе по НУР.

5. По результатам проверки принято налоговое уведомление-решение по налогу на прибыль на общую сумму "__ грн.", "в том числе" __ грн. "основного платежа," __ грн." штрафной санкции.

На допущенное занижение налоговых обязательств повлияло занижение плательщиком доходов и завышение расходов согласно нарушениям, которые объединены одним налоговым уведомлением-решением.

Необходимо определить методологию отделения денежного обязательства налогоплательщика согласно допущенным нарушениям, подпадающим под применение налогового компромисса, от тех, которые остаются плательщику для дальнейшего обжалования.

Необходимо определить необходимость принятия нового налогового уведомления-решения на обособленную сумму денежных обязательств налогоплательщика.

Методология отделения денежных обязательств налогоплательщика, подпадающих под применение налогового компромисса, от тех, что остаются плательщику для дальнейшего обжалования, уже определена в Методрекомендациях.

В соответствии с п. 3.12 этих рекомендаций к проекту решения о согласовании/не согласовании применения налогового компромисса прилагается расчет сумм налоговых обязательств, определенных контролирующим органом в налоговом уведомлении-решении, в отношении которых может быть применен налоговый компромисс, с разбивкой по налоговым уведомлениям-решениям, налоговым (с отдельным определением сумм налоговых обязательств и штрафных (финансовых) санкций), периодам, а также с выделением сумм, подлежащих уплате для достижения налогового компромисса (5 процентов) и погашению.

6. В случае не указания плательщиком налога либо не полного указания хозяйственных операций, которые уточняются, в обязательном заявлении, подающимся к Заявлению о компромиссе, является ли это основанием для принятия решения об отказе в применении налогового компромисса?

Указанное не является основанием для отказа в применении налогового компромисса, но может быть основанием для назначения документальной внеплановой проверки в соответствии с п. 3.5 Методрекомендаций.

7. При сопровождении дел в судах по искам налогоплательщиков в налоговые органы об отмене налоговых уведомлений-решений нередки случаи, когда в процессе рассмотрения дела плательщик меняет свое местонахождение и соответственно переходит на учет в другую ГНИ. Несмотря на это, ответчиком по делу остается ГНИ, принимавшая спорное уведомление-решение.

Как предусмотрено Методрекомендациями, заявление о компромиссе подается в контролирующий орган по основному месту учета, то есть в ГНИ, которая не является стороной по делу.

В соответствии с п. 3.14 Методрекомендаций, контролирующий орган, принявший решение, подает в суд мотивированное письменное ходатайство об утверждении примирения сторон по делу. Возникает вопрос относительно:

- неустановленного процессуального статуса ГНИ, которая приняла решение о компромиссе и обращается в суд с ходатайством о примирении сторон по делу;

- процессуальной позиции ГНИ-ответчика, которая не принимала решения о компромиссе, о примирении сторон по делу.

Учитывая то обстоятельство, что замена стороны в судебном процессе в данном случае невозможна, приемлемым решением данной ситуации является уведомление о применении налогового компромисса, направляемое ГНИ, на учете которой находится налогоплательщик, в ГНИ, которая является стороной в судебном деле.

8. Может ли применяться налоговый компромисс, если у налогоплательщика налоговый долг?

Да. Но в соответствии с пунктом 87.9 статьи 87 НКУ в случае наличия у налогоплательщика налогового долга средства от уплаты сумм налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость зачисляются в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения.

9. В соответствии с п. 5 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" НКУ и п. 3.8 и 3.9 Методрекомендаций, если по результатам документальной внеплановой проверки устанавливаются нарушения, то составляется акт проверки и принимается налоговое уведомление-решение на всю сумму денежного обязательства. При этом налогоплательщик уплачивает налоговое обязательство по НУР в размере 5 процентов от суммы налога, как это предусмотрено пунктом 2 подраздела 92. Следует ли из данных положений, что если по результатам проверки доначислены налоговые обязательства в сумме большей, чем заявлено плательщиком, то налоговый компромисс применяется ко всей сумме установленного документальной проверкой занижения?

Проверка проводится в соответствии с нормами пункта 3 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" Кодекса.

Указанная документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, касающимся расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий, и/или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в пределах налоговых (отчетных) периодов и субъектов хозяйствования, по хозяйственным операциям (взаимоотношениям) по которым налогоплательщиком поданы уточняющие расчеты.

В случае установления факта не полного отражения хозяйственных операций, по которым поданы уточняющие расчеты, существования надлежащей доказательной базы о наличии нарушений по этим операциям составляется акт проверки и принимаются соответствующие налоговые уведомления-решения.

Налогоплательщик уплачивает сумму налогового обязательства, определенную в порядке, предусмотренном пунктом 3.8 Методрекомендаций, в налоговом уведомлении-решении в размере 5 процентов от суммы налога. Другая часть 95 процентов считается погашенной, в том числе штраф и пеня.

Однако в случае, если налогоплательщик начинает процедуру административного и/или судебного обжалования, налоговый компромисс не применяется (п. 6 подраздела 92 раздела XX "Переходные положения" Кодекса), и уплате в бюджет в установленный Кодексом срок подлежит вся сумма денежного обязательства, определенная в таком налоговом уведомлении-решении.

10, 11. В законе отсутствуют четкие требования относительно обстоятельств и критериев необходимости проведения (или об отсутствии необходимости проведения) документальных внеплановых проверок плательщиков, которые будут подавать "уточняющие расчеты". Ведь в абзаце третьем п. 3 этого подраздела только отмечается, что "в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки". А исходя из содержания такой нормы, контролирующий орган по своему усмотрению может определять необходимость проведения проверки того или иного налогоплательщика

Четко не определены критерии, по которым контролирующие органы будут принимать решение о проведении документальных проверок, после представления уточняющих расчетов с целью применения налогового компромисса.

В соответствии с п. 3.5 Методрекомендаций решение о необходимости или отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки в рамках достижения налогового компромисса принимается руководителем контролирующего органа на основании коллегиального рассмотрения структурными подразделениями уточняющего расчета, Заявление о компромиссе и рекомендации для принятия решения о целесообразности проведения документальной внеплановой проверки, оформляется соответствующим протоколом.

По результатам коллегиального рассмотрения протокол с заключениями относительно необходимости или отсутствия необходимости проведения документальной внеплановой проверки передается руководителю вместе с проектом соответствующего решения и, в случае его подписания, направляется или вручается его один экземпляр налогоплательщику (его представителю).

К компетенции подразделений, осуществляющих контрольно-проверочную работу, относится проведение проверок налогоплательщиков, по которым получены решения относительно необходимости проведения проверок.

12. Вопрос касательно уплаты сумм по налоговому компромиссу до вынесения решения-согласования налоговым органом. Будет ли ошибкой уплата предприятием сумм, в отношении которых было желание применять налоговый компромисс, согласно налоговым уведомлениям-решениям, уточняющим расчетам по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль до вынесения решения налоговым органом, в случае указания в платежном поручении полного основания такой уплаты?

Данный вопрос содержит 2 составляющие.

1. Уплата налогоплательщиком сумм по налоговому компромиссу согласно налоговым уведомлениям-решениям, которые находятся в административном или судебном обжаловании, должна быть осуществлена в срок не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем подачи заявления о компромиссе по НУР.

2. Уплата налогоплательщиком сумм по налоговому компромиссу относительно данного уточняющего расчета до вынесения решения контролирующим органом.

В этом случае у налогоплательщика есть риск относительно недостижения налогового компромисса в случае если контролирующим органом будет принято решение о проведении внеплановой документальной проверки, по результатам которой будет принято НУР.

В таком случае для достижения налогового компромисса налогоплательщику необходимо будет дополнительно оплатить 5 % от суммы доначисленных налоговых обязательств.

После утверждения Порядка заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата ошибочно или излишне зачисленных средств (на замену приказа Миндоходов от 22.10.2013 г. N 609), при заполнении реквизита "Назначение платежа" расчетных документов на уплату налога на прибыль, НДС по результатам налогового компромисса налогоплательщиками будут использоваться коды видов уплаты "Уплата денежного обязательства по уточняющим расчетам в случае применения налогового компромисса"; "Уплата денежного обязательства по налоговым уведомлениям-решениям в случае применения налогового компромисса".

Указанные коды позволят в общей сумме поступлений в бюджет отделить платежи по налоговому компромиссу.

13. Если предприятие сдает исполняющий расчет только по НДС и уменьшает суммы налогового кредита, является ли обязательным проверка или корректировка расходов декларации по налогу на прибыль?

Представление указанного уточняющего расчета и достижение налогового компромисса в таком случае не лишает права контролирующий орган осуществить в дальнейшем проверку плательщика относительно операций и сумм налогов, которые не были предметом налогового компромисса (например, не скорректированного налога на прибыль или НДС, в том числе в других периодах или по другим операциям, по которым не достигнут налоговый компромисс), и применить при этом штрафные санкции и пеню в общеустановленном порядке.

14. Как применять налоговый компромисс по заявлениям о налоговом компромиссе по НУР и примирение в административном процессе в случае, если часть оспариваемых сумм за период начисления подпадает под налоговый компромисс, а часть - нет?

Методология отделения денежных обязательств налогоплательщика, подпадающих под применение налогового компромисса, от тех, что остаются плательщику для дальнейшего обжалования, уже определена в Методрекомендациях.

В соответствии с п. 3.12 этих рекомендаций к проекту решения о согласовании/не согласовании применения налогового компромисса прилагается расчет сумм налоговых обязательств, определенных контролирующим органом в налоговом уведомлении-решении, в отношении которых может быть применен налоговый компромисс, с разбивкой по налоговым уведомлениям-решениям, налоговым (с отдельным определением сумм налоговых обязательств и штрафных (финансовых) санкций), периодам, а также с выделением сумм, подлежащих уплате для достижения налогового компромисса (5 процентов) и погашения.

В соответствии с пунктом 3.13 Методрекомендаций достижение налогового компромисса на стадии административного обжалования является основанием для оставления жалобы без рассмотрения (в целом или в части) на основании пункта 56.11 статьи 56 Кодекса.

15. Если предприятие подает заявление о налоговом компромиссе по НУР, которые вынесены в нарушение по завышению налогового кредита (проверка взаимоотношений с сомнительным контрагентом), но не подает уточняющий расчет по налогу на прибыль, является ли обязательным условием проведения проверки субъекта хозяйствования по вопросу соблюдения требований налогового законодательства по налогу на прибыль при отражении операций с таким контрагентом, для вынесения решения о применении компромисса?

Пункт 7 Закона N 63 не предусматривает проведения проверки плательщика по вопросу соблюдения требований налогового законодательства по налогу на прибыль при отражении операций с таким контрагентом, для вынесения решения о применении компромисса в случае если им подано заявление о намерении достижения налогового компромисса (заявление о налоговом компромиссе по НУР).

16. В соответствии с п. 3.14 Методрекомендаций в случае достижения налогового компромисса сторонами в порядке КАСУ обращаются в суд с заявлением об утверждении примирения сторон по делу. В соответствии с частью первой ст. 113 КАСУ стороны могут полностью или частично урегулировать спор на основе взаимных уступок, в соответствии с абзацем третьим части первой ст. 157 КАСУ суд прекращает производство по делу, если стороны достигли примирения. Возникают вопросы: 1. Возможно ли в рамках одного судебного дела в пределах 1-го НУР по сумме, подпадающей под условия налогового компромисса, примириться и прекратить производство по этой части, а по другой продолжать судебный процесс? 2. Возможно ли в рамках одного судебного дела, в котором обжалуются несколько НУР, по одному, подпадающему под условия налогового компромисса, примириться и прекратить производство по этой части, а по другим продолжать судебный процесс?

В соответствии со статьей 113, пунктом 112 раздела VIII КАСУ основанием для примирения сторон на любой стадии процесса является достижение налогового компромисса относительно уплаты налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль предприятий в соответствии с подразделом 92 раздела XX "Переходные положения" НКУ. Стороны могут полностью или частично урегулировать спор на основе взаимных уступок. Примирение сторон может касаться только прав и обязанностей сторон и предмета административного иска. По ходатайству сторон суд приостанавливает производство по делу на время, необходимое им для примирения. В случае примирения сторон суд выносит определение о прекращении производства по делу, в котором фиксируются условия примирения. Условия примирения не должны противоречить закону или нарушать чьи-либо права, свободы или интересы. В случае невыполнения условий примирения одной из сторон суд по ходатайству другой стороны возобновляет производство по делу.

17. Можно ли руководствоваться нормой ст. 100 НКУ относительно рассрочки и отсрочки налоговых обязательств в случае применения налогового компромисса?

Налоговый компромисс считается достигнутым после уплаты налогоплательщиком согласованных налоговых обязательств.

При этом налогоплательщик уплачивает налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и/или налоговом уведомлении-решении, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования.

18. Каков порядок заполнения уточняющего расчета по НДС при применении налогового компромисса? Какие особенности заполнения налоговой декларации (расчета, отчета) в случае уточнения налогового обязательства по налогу на прибыль в рамках налогового компромисса?

Особенности заполнения уточняющих деклараций (расчетов, отчетов), которые подаются в рамках налогового компромисса, определены п. 4 Методрекомендаций. До утверждения отдельной формы уточняющей декларации по налогу на прибыль для применения налогового компромисса плательщики для достижения налогового компромисса имеют возможность подавать уточняющие декларации по налогу на прибыль по действующим формам с учетом указанных особенностей.

19. Возможно ли применение налогового компромисса при возбуждении уголовного дела по соответствующим нарушениям?

Применению налогового компромисса наличие начатого уголовного производства по соответствующим нарушениям никоим образом не препятствует. Напротив в Уголовный (статья 212) и Уголовный процессуальный (статья 284) кодексы Украины внесены изменения относительно закрытия уголовного производства в связи с достижением налогового компромисса.

20. Выносится ли налоговое уведомление-решение, если после получения акта плательщиком подано заявление о применении налогового компромисса, если в течение 10 дней необходимо вынести НУР и принять решение относительно налогового компромисса?

В какой срок руководителем контролирующего органа принимается налоговое уведомление-решение по результатам проверки, если налогоплательщик в соответствии с пунктом 3.1 Методрекомендаций предоставил уточняющие расчеты по НДС и/или налогу на прибыль для начала применения процедуры налогового компромисса на 9 рабочий день после получения акта проверки, а решение, по которому достигается налоговый компромисс, принимается руководителем контролирующего органа не ранее чем через 3 рабочих дня после направления уведомления?

Принятия налоговых уведомлений-решений по результатам документальных проверок определены п. 86.8 ст. 86 Кодекса. Нормы Закона N 63 не предусматривают их переноса. При этом в случае достижения налогового компромисса до наступления установленного Кодексом срока принятия решений они принимаются с учетом результатов достижения компромисса.

22. В соответствии с п. 3 подраздела 92 раздела XX НКУ "... в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем уведомляет налогоплательщика в соответствии со статьей 42 НКУ ...".

Вопрос: распространяется ли мораторий на проведение проверок, определенный Законом Украины от 28.12.2014 г. N 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы", при применении процедуры налогового компромисса?

Решение относительно необходимости или отсутствия необходимости проведения документальной внеплановой проверки в рамках достижения налогового компромисса принимается руководителем контролирующего органа на основании коллегиального рассмотрения структурными подразделениями уточняющего расчета, Заявления о компромиссе и рекомендаций для принятия решения о целесообразности проведения документальной внеплановой проверки, что оформляется соответствующим протоколом (п. 3.5 Методрекомендаций).

Относительно ограничений на проведение проверок, определенных Законом Украины от 28.12.2014 г. N 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы", то налогоплательщикам, желающим воспользоваться процедурой налогового компромисса, для обеспечения ее проведения следует вместе с уточняющим расчетом подать заявление о предоставлении этого уточняющего расчета для применения к нему процедуры достижения налогового компромисса, в том числе проведения документальной проверки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 2000 от 15.09.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3