Письмо ГФСУ N 1005/7/99-99-14-03-03-17 от 17.01.2017 г. «Об организации проверок в 2017 году»-Профи Винс
logo
Украинский (UA)Русский (RU)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 17.01.2017 г. N 1005/7/99-99-14-03-03-17

Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве,
Офису крупных налогоплательщиков ГФС


Об организации проверок в 2017 году

Государственная фискальная служба Украины в связи с принятием Закона Украины от 21 декабря 2016 года N 1797-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно улучшения инвестиционного климата в Украине" (далее - Закон N 1797), который вступил в силу с 1 января 2017 года (исключая отдельных статей) и которым внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее - Кодекс), касающиеся контрольно-проверочной работы, сообщает следующее.

Пунктом 8 раздела I Закона N 1797 дополнен дополнен статьей 193 и изложен в новой редакции пп. 191.1.1 п. 191.1 ст. 191, которым определен перечень функций государственных налоговых инспекций, а функции контрольно-проверочной работы закреплены исключительно за контролирующими органами областного и центрального уровней.

Следовательно, с 01.01.2017 г. организация и проведение документальных и фактических проверок может быть осуществлена (в т.ч. издан приказ о проведении, оформлено направление (удостоверение), составлен акт (справка) и налоговые уведомления-решения, требования (решения) по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - ЕСВ), по их результатам) только указанными выше органами.

В то же время уточняется, что документы по вопросам проведения проверок (запросы, приказы, акты, уведомления о месте и времени проведения рассмотрения возражений, налоговые уведомления-решения) направляются налогоплательщикам в порядке, установленном п. 42.2 ст. 42 Кодекса.

Касательно проведения проверок работниками структурных подразделений аудита государственных налоговых инспекций, в которых реорганизация и перевод должностных лиц в областной аппарат не завершились, то обращаем внимание, что при организации проверок целесообразно руководствоваться подпунктами 1.2.1.2 и 1.2.1.3 пункта 1.2.1 раздела 1.2 Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом ГФС от 31.07.2014 г. N 22 в части порядка привлечения таких должностных лиц к проведению проверок.

При этом, с учетом требований п. 20.4 ст. 20, п. 77.4 ст. 77, п. 78.4 ст. 78, п. 79.2 ст. 79 и п. 80.2 ст. 80 Кодекса, решение о проведении документальной плановой, внеплановой и фактической проверки может приниматься не только руководителем органа государственной фискальной службы, а также его заместителем или уполномоченным лицом.

Законом N 1797 введено обнародование плана-графика проведения документальных проверок на официальном веб-портале ГФС до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки (п. 77.1 ст. 77 Кодекса).

Кроме того, при определении сроков, в течение которых могут проводится с 01.01.2017 г. документальные проверки, следует учесть изменения, внесенные в критерии принадлежности плательщика к категории крупных налогоплательщиков (пп. 14.1.24 п. 14.1 ст. 14 Кодекса), а именно:

увеличен показатель уплаты платежей в государственный бюджет по платежам, контролируемым ГФС, с 12 до 20 млн. гривен;

увеличен критерий объема дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала с 500 млн. грн. до 1 млрд. гривен;

добавлено постоянное представительство нерезидента в перечень субъектов.

Обращаем внимание, что Законом N 1797 увеличен с 15 до 90 календарных дней срок, в течение которого при получении заявления с жалобой от покупателя контролирующий орган обязан провести документальную проверку продавца с учетом требований, установленных пп. 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 Кодекса, для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции (п. 201.10 ст. 201 Кодекса).

Вместе с тем изменен порядок применения штрафных санкций в случае нерегистрации налоговых накладных в ЕРНН, неисправления ошибок, допущенных во время указания обязательных реквизитов налоговой накладной, и выявленных контролирующим органом по результатам проверки, проведенной по заявлению покупателя (п. 1201.2, 1201.3 ст. 1201 Кодекса).

При проведении выездных документальных проверок следует учесть изменения, внесенные в п. 81.2 ст. 81 Кодекса, относительно определения четкого порядка действий должностных лиц контролирующих органов в случае недопуска их к проведению такой проверки. В частности, в этом случае безотлагательно составляется в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа, один экземпляр которого вручается под подпись, сразу после его составления, налогоплательщику и/или уполномоченному лицу налогоплательщика.

Должностное (служебное) лицо налогоплательщика (его представитель или лицо, фактически проводящее расчетные операции) вправе предоставить письменные объяснения к составленному контролирующим органом акту. В случае отказа от подписания такого акта, должностными лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт отказа в получении акта и/или предоставлении письменных объяснений к нему.

Также внесены изменения в части организации внеплановых документальных проверок, а именно уточнены основания для их проведения. В частности, пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Кодекса дополнен возможностью проведения внеплановой проверки также в случае получения информации, свидетельствующей о нарушении требований налогового законодательства.

Вместе с тем подпунктами 78.1.1, 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 Кодекса установлен срок для предоставления налогоплательщиками объяснений на запрос контролирующего органа - 15 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса, и требования к его содержанию.

Согласно пп. 78.1.5 п. 78.1 ст. 78 Кодекса внеплановая документальная проверка может быть проведена не только в случае представления плательщиками возражений к акту (справке) проверки, а также дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса. Приказ о проведении проверки по основаниям, указанным в этом подпункте, издается:

в случае рассмотрения возражения к акту проверки и/или дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса, - контролирующим органом, проводившим проверку;

во время проведения процедуры административного обжалования - контролирующим органом высшего уровня, рассматривающим жалобу налогоплательщика.

Изъята из пп. 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 Кодекса возможность проведения внеплановой проверки в случае получения постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора.

Кроме того, следует обратить внимание, что с 01.01.2017 г. ст. 78 Кодекса дополнена новым основанием для проведения документальной внеплановой проверки - в случае если налогоплательщиком не представлена для проведения встречной сверки информация, определенная в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса, исключительно по вопросам, указанным в запросе (пп. 78.1.19 п. 78.1 ст. 78 Кодекса).

При оформлении результатов проверок необходимо учесть, что увеличен срок вручения акта (справки) документальной невыездной проверки - не позднее следующего рабочего дня после его регистрации вручается лично налогоплательщику или его представителям или направляется в порядке, определенном ст. 42 Кодекса (п. 86.4 ст. 86 Кодекса).

С 01.01.2017 г. изменен порядок подачи и рассмотрения возражений к актам (справкам) проверок. Так, налогоплательщики в случае несогласия с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, имеют право подать свои возражения и/или дополнительные документы в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса, в контролирующий орган, проводивший проверку налогоплательщика (ранее замечания подавались в контролирующий орган по основному месту учета).

Также Законом N 1797 уточнен порядок расчета сроков для предоставления возражения на акт (справку) о результатах проверки и копий документов к нему - со следующего дня, следующего за днем ​​получения акта (справки), увеличен срок их рассмотрения с 5 до 7 рабочих дней, а также срок для уведомления контролирующим органом о месте и времени проведения рассмотрения возражения с 2 до 4 рабочих дней до дня их рассмотрения (п. 86.7 ст. 86 Кодекса).

Законом N 1797 внесены изменения в ст. 86 Кодекса и с учетом переноса контрольных функций на областной и центральный уровни, установлен общий порядок принятия налоговых уведомлений-решений по результатам фактических проверок. Так, налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ​​вручения налогоплательщику, его представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции, акта проверки в порядке, предусмотренном ст. 58 Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки и/или дополнительных документов, поданных в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса, принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов - в течение трех рабочих дней, следующих за днем ​​рассмотрения возражений и/или дополнительных документов и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику (п. 86.8 ст. 86 Кодекса).

Вместе с тем предусмотрено указание в уведомлениях-решениях предупреждения о необходимости составления и регистрации в Едином реестре налоговых накладных налоговой накладной/расчета корректировки к ней, в случаях, определенных Кодексом (п. 58.1 ст. 58 Кодекса).

Обращаем внимание, что решение об определении денежных обязательств, требования (решения) по уплате ЕСВ по материалам документальных проверок, начатые (завершенные) государственными налоговыми инспекциями до 01.01.2017 г. и срок вынесения решения по которым не наступил, принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) соответствующего контролирующего органа областного уровня.

Отдельно обращаем внимание, что Законом N 1797 установлена ​​ответственность должностного (служебного) лица контролирующего органа за принятие неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщику. Предусмотрено, что за повторное в течение последних двенадцати месяцев принятия неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщиков, такое должностное (служебное) лицо контролирующего органа привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном законом.

Законом N 1797 также внесены изменения в порядок проведения встречных сверок, а также предоставление налогоплательщиками объяснений на запрос контролирующего органа, определенный ст. 73 Кодекса. В частности, при проведении встречной сверки налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса. Документальное подтверждение этой информации по требованию контролирующего органа может быть предоставлено в электронном или бумажном виде по выбору налогоплательщика (п. 73.3 ст. 73 Кодекса).

Особое внимание следует уделить перечню информации и документов, которые запрашиваются, поскольку при проведении встречной сверки выясняются только вопросы, указанные в письменном запросе контролирующего органа на проведение встречной сверки.

Кроме того, изменен объект встречной сверки - при встречной сверке осуществляется сопоставление данных, полученных от налогоплательщиков и других субъектов информационных отношений, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждение отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения полноты их отражения в учете налогоплательщика (п. 73.5 ст. 73 Кодекса). Также ограничена возможность их проведения только с целью получения информации, необходимой в связи с проведением проверок (временные границы не установлены).

По результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок.

Повторное проведение встречных сверок контролирующими органами по одному и тому же вопросу запрещено.

Учитывая вышеизложенное, Государственная фискальная служба Украины поручает довести данное письмо до сведения подчиненных подразделений и органов государственной фискальной службы и учесть при проведении контрольно-проверочных мероприятий в отношении субъектов хозяйствования - юридических лиц, их обособленных подразделений и представительств нерезидентов, самозанятых лиц и налогоплательщиков - физических лиц.

Председатель

Р. М. Насиров

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

МЕНЮ

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» N 294-IX от 14.11.2019 г.

Налоговый кодекс Украины N 2755-VI

Таблица соответствия видов нарушений норм законов типам уведомлений-решений, составляемых при применении соответствующих штрафных санкций

Календарь бухгалтера

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2